В настоящее время Интернет стал основной формой виртуального общения. Расширение сферы интернет - общения привело к изменениям в языке, в том числе к появлению новых способов наименования коммуникантов. Никнейм – компьютерный псевдоним – вызывает интерес как языковое явление.
Ученицы 10 класса школы № 90 Злобина Злата и Звонкова Аня под моим руководством подготовили к Городской научно-практической конференции исследовательскую работу на тему «О чем говорят никнеймы?»
Эту работу они смогли выполнить, благодаря старшеклассникам нашей школы, а также школы №106, лицея №103 и Норильского кадетского корпуса, которые участвовали в социальном опросе: «Адрес моей электронной почты».
Целью работы было изучить на основе научного материала и опроса школьников никнеймы, используемые учащимися в интернет-общении.
Чтобы выяснить роль никнеймов, девочки изучили ники, используемые в интернет-общении, проанализировали их форму и содержание и сформулировали для учеников советы по составлению никнеймов.
Что же такое никнейм ? Это виртуальное имя человека, которое он использует для общения с другими пользователями в сети интернет.Злата и Аня выделили функции никнеймов и способы их образования.Любое имя несет в себе некий смысл и значение, никнеймы не являются исключением. Анализ никнеймов, который девочки провели, предполагал исследование происхождения этих слов.
В своей работе ученицы использовали классификацию никнеймов, которую создали сами, обработав классификации А.В.Суперанской, Т.В.Аникиной и Л.С.Cавицкой и данные опроса учащихся школ № 90, 106, 103 и Норильского Кадетского корпуса. Вот что у них получилось.
В школе 90 подавляющее большинство учащихся использовали полные никнеймы,но есть никнеймы: Ласкательные-Настёна, Ехидный блинчик,Romka, NATASHKA 23.
Нейтральные-Отец Раков, Папин Ярослав.
Самооценки-Сладкая клубничка,siqizmund_morozova.
Технические- Mahovik.
В школе 106 большинство учащихся использовали нейтральные никнеймы, но были никнеймы:
Полные-Elena_Karp23.
Ласкательные-Vladlenchik .
Самооценки-Sweetberry98 .
В Норильском кадетском корпусе подавляющее большинство учащихся использовали нейтральные никнеймы, а также:
Полные-ДуховскийАртём
Имена с заменой символов-С@ш@.037
Непечатные символы- buba_0995
В школе № 103 учащиеся предпочитают полные никнеймы, но ещё использовали
Нейтральные-yellow_moon (жёлтая луна)
Самооценки-Bigboy
Непечатные символы-son.381
Проанализировав общие результаты города Железногорска, Злобина З. и Звонкова А. сделали вывод о том, что:
1)Большинство учеников нашего города пользуются полными никнеймами.
Такие люди имеют хорошую фантазию. Они неплохие рассказчики, хотя пустая болтовня их не привлекает. Они много знают, много читают, многое готовы Вам рассказать и научить.
2) Также используют нейтральные никнеймы.
Люди с такими никами имеют довольно развитое воображение.
3)Но меньше употребляют никнеймыфэнтези или мифические.
4) Выявили необычные и интересные никнеймы( «Zovimenydasha», «Отец Раков», «Mahovik», «Delta», «ВсIIыIIIка» ) .
5) Учащиеся нашего города не отличаются творческим подходом в создании виртуальных имен. Возможно, это говорит о неумении определить особенности своего характера, отсутствии индивидуальности и неповторимости. Кроме этого, творческое мышление развивается через чтение художественной литературы, а современная молодежь читает мало.
В результате своего исследования девочки пришли к следующим выводам:
1)Никнеймы — это имена, применяемые в первую очередь для личного общения в виртуальном коммуникативном пространстве.
2)В интернет - коммуникации ник обладает набором отличительных черт, среди которых — уникальность в границах одного домена, мотивированность для носителя, ситуационность создания.
3)Ники заменяют личные имена людей, служат сокрытию реального имени и, следовательно, позволяют показать себя более раскрепощенным и независимым в интернет - пространстве.
4)Именно виртуальное пространство позволяет личности создавать себе индивидуальное имя по собственным законам, комбинируя различные буквенные и графические символы. Все это побуждает пользователей к перевоплощениям, к попытке «надеть маски», представить себя в воображаемых, но желаемых образах.
Совместо с девочками мы оформили памятки с советами по составлению никнеймов и надеемся, что молодежь города воспользуется советами и разнообразит свои никнеймы, чтобы ярче и образнее раскрыть свои личностные качества. Для ознакомления учащихся с нашими наработками Злобина З. и Звонкова А. выступили со своей работой перед учащимися Школы№90 и готовы рассказать о никнеймах учащимся других школ города.
Работа была проделана очень большая: изучен теоретический материал по теме, которого оказалось не очень много в связи с недостаточной изученностью данного вопрса. В ходе работы мы использовали следующие методы исследования:
метод сбора информации (изучение теоретических материалов по теме);
социальный опрос
метод теоретической обработки информации
метод статистического анализа
метод этимологического анализа
В ходе исследования были изучены разные виды ономастической лексики, в частности, антропонимы, семантика, функции, классификация никнеймов. С этой работой ученицы 10 класса школы № 90 Злобина Злата и Звонкова Аня стали Лауреатами ГНПК-2015.