СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных методов и форм обучения на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена актуальность использования современных методов обучения на уроках русского языка и литературы.Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Методы кластер и синквейн являются универсальными и могут быть использованы на любой стадии урока.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных методов и форм обучения на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс

Использование современных методов и форм обучения

на уроках русского языка и литературы

Испокон века считается, что учитель должен объяснить, а ученики – понять, выучить и ответить. Методика же развивающего обучения направлена как раз на активизацию процесса обучения как со стороны учителя, так и со стороны ученика. (слайд 2)

Современный урок - это интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся.(слайд 3)

Сегодня на занятии мы будем использовать два метода: кластер и синквейн. Эти методы универсальны и могут быть использованы на любой стадии урока. (слайд 4)

Итак, тема нашего занятия – синтаксис.

  • Стадия вызова. На этом этапе происходит вызов в памяти учащихся уже известных знаний, умений и навыков, вызов интереса к новой теме.

Давайте вспомним, что такое синтаксис. (слайд 5)

(учащиеся дают ответы): Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий словосочетание и предложение. 

Основные единицы синтаксиса –это словосочетание и предложение.

В чем разница между ними?

Словосочетание – это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Предложение – это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. 

Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

(учащиеся дают ответы):

нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое, так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь;

сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями;

не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:

  • буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем;

  • более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.

ряды однородных членов предложения, соединенные сочинительной связью;

устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты, не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:

  • не размыкать уст — молчать;

  • повесить нос — расстроиться;

  • кривить душой — обманывать;

  • ни свет ни заря — рано.

Все ваши знания по словосочетаниям предлагаю оформить в виде кластера.

Центральное слово – словосочетание.(слайд 6)

Задание можно выполнить на доске, студенты выходят по одному.

(Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, можно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры.)

А теперь давайте посмотрим, как еще можно оформить кластер по теме. (слайд 7)

Предложение.

В отличие от словосочетания, предложение – это всегда законченная мысль. Давайте вспомним все, что мы знаем о предложении. Внимание на экран.(слайды 8-9)

Загадка. (слайд 10)

Предложение.

Сложное, простое.

Обозначает, передает, выражает.

Формирует основу языка.

Высказывание.

Предложение.

Составленное, написанное.

Анализируется, воспринимается, оценивается.

Содержит определенное утверждение.

Мысль.

Мы дали определение слову «предложение», используя метод синквейн. Теперь попробуем при помощи синквейна дать определение слову «синтаксис»:

синтаксис

функциональный, коммуникативный

изучает, рассматривает, определяет

строение предложений и словосочетаний

порядок

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что прежде всего:

  • – открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;

  • – способствует обогащению и актуализации словаря;

  • – является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;

  • – носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

  • – используется  для закрепления изученной темы;

  • – является игровым приемом;

  • – составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке-два слова. Возможен вариант использования и других частей речи.

Русский язык

Великий, удивительный

Учит, развивает, объясняет

Береги наш родной язык.

Знания.

Самое главное: синквейн – получается у всех!

Составьте синквейн по теме урока.

Нельзя не согласиться с тем, что синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. 



















































Кощей.
Бессмертный, вечный.
Похищает, пугает, пытает.
Его смерть находится на конце иглы.
Злодей.



Царевна – лягушка
Добрая, умелая.
Прыгает, квакает, превращается.
Удивляет всё Тридевятое царство.
Мастерица.



Баба - яга
Злая, противная.
Колдует, летает, похищает.
Любит делать волшебные отвары.
Колдунья.



Колобок.
Круглый, весёлый.
Катится, поёт, убегает.
Очень любит приключения и риск.
Путешественник.























Синквейн.

Я хотела бы задать вам загадку:

Творческий, активизирующий.
Развивает, обогащает, уточняет.
Помогает учиться.
Метод.

Это синквейн.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс».

( на доске нарисованная заранее схема синквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!