СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование спортивного опыта при выживании в дикой природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условия дикой природы не придётся поднимать пудовые гири и штанги или бегать спринты.Но вот таскать дрова, преодаливать тяжёлые и длинные преходы, рубить деревья придётся, чтобы выжить в суровых условиях дикой природы.

Просмотр содержимого документа
««Использование спортивного опыта при выживании в дикой природе»»



















Реферат

по автономному выживанию в дикой природе на тему:

«Использование спортивного опыта при выживании в дикой природе»

































Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

1. Выживание в дикой природе: основы и факторы………………………….5

1.1. Основы выживания в дикой природе …………………………………….6

1.2. Факторы выживания в дикой природе……………………………………8

2. Использование спортивного опыта в

экстремальных условиях дикой природы…………………………………….9


2.1. Резервные возможности человеческого организма………….. …………9

2.2. Физическая подготовка на выносливость……………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………16



































Введение

Современный человек преодолел необычайно долгий эволюционный путь развития от обитателя пещер до создателя атомных установок. Сегодня мы умеем лечить многие заболевания, прогнозировать погоду, пользуемся всеми благами современной цивилизации. Но можем ли мы считать себя подготовленными к автономной жизни более других обитателей дикой природы?

Уже давно в прошлом те времена, когда выживание в лесу было естественным для большей части человечества. Сегодня выживание в дикой природе превратилось в аттракцион для богачей, развлечение на один день.   Мы охотимся на животных ради забавы, рубим лес и загрязняем среду ради денежной наживы, не говоря о криминальных преступлениях против своих же собратьев. Поэтому многие районы природы, где еще не ступала нога человека, более чисты, красивы и, главное, безопасны для выживания по сравнению с жилыми кварталами многих городов мира. Главные проблемы выживания человека в дикой природе сегодня заключаются в нем самом. Слабая физическая подготовка, полное отсутствие спортивных навыков, чрезмерная раздражительность, страх и паника, наличие неврозов, хронические заболевания и зависимость от комфортных условий жизни делают человека незащищенным и неготовым к выживанию в экстремальных условиях. Избежать нападения хищников также вполне по силам каждому, если знать основные правила и законы жизни в дикой природе. Соблюдение этих правил и законов обеспечит вашу безопасность. Что же главное, что должен знать человек, который оказался не по своей воле в дикой природе: изобретательность, коммуникативность и физическая (спортивная) подготовка, а также должны освоить ряд «жестких» навыков: разведение костра, обустройство укрытия, поиск и очистка воды, подача сигналов бедствия, ориентирование, добыча и приготовление еды. Лес, горы, степи, тундра, пустыня – это места обитания многих живых организмов, здесь можно найти и воду, и пищу, и кров, и лекарства.

Цель работы  – доказать значимость использования спортивного опыта, которые помогают выжить в  дикой природе.

Задачи работы:

- узнать, что такое выживание в дикой природе;

- изучить резервные возможности человеческого организма и описать основы и факторы выживания в дикой природе;

- найти советы, рекомендации применения спортивных навыков и умений при выживании в дикой природе;

- описать практическое выживание человека, в дикой природе используя примеры из жизни людей имеющих спортивный опыт.



















1. Выживание в дикой природе: основы и факторы.

В Википедии говорится, что выживание — это борьба человека за жизнь при резкой перемене условий окружающей среды, в отсутствии привычных бытовых удобств. Понятие выживания носит вариативный характер, содержа в себе большое количество решений, зависящих от разного рода условий и переменных. В основном навыки выживания решают вполне конкретные задачи, связанные с поддержанием жизненных функций организма — утолением голода, утолением жажды, защиты от непогоды и от угрожающих здоровью опасностей, а также лечение и обогрев. Специальное обучение навыкам безопасности и выживания даёт человеку не только преимущество в количестве полезных навыков, которыми можно воспользоваться, но и общее видение картины сложившейся ситуации, позволяет тщательнее и быстрее, и более комплексно проводить анализ рисков, возможностей и стратегий поведения.

Выживание условно делится на несколько разделов. Например, различают выживание в экстремальных ситуациях (аварии, катастрофы) и жизнь в условиях автономного существования. В первом случае подразумевают, что человек попадает в неблагоприятную среду без инструмента. А во втором случае подразумевают, что человек живёт в суровой неблагоприятной среде в отрыве от цивилизации, но он идёт на риск осознанно и осмысленно планирует свою жизнь, и для этого имеет определённые навыки, запасы, оружие, средства связи и инструменты облегчающие жизнь. Считается, что именно к автономному существованию относится сленговый в мире выживальщиков термин «бушкрафт» (термин имеет австралийское происхождение, так как изначально относился к австралийским аборигенам, приспособившимся жить в неблагоприятных, по меркам европейских колонистов, условиях пустыни).

Отсюда мы понимаем, что выживание – это в первую очередь испытание на выносливость, а не на силу. Выживание в дикой природе – это физический труд и очень важна спортивная подготовка. Поэтому чем чаще мы посещаем спортивный зал или стадион, а еще лучше центр спортивного ориентирования, тем больше у нас шансов остаться в живых. Но тут есть один нюанс.

В условиях дикой природы нам не придется поднимать пудовые штанги и гири или бегать спринты. Но вот таскать дрова, совершать многокилометровые переходы, рубить деревья – это наше все, чтобы выжить в таких условиях. Поэтому особое внимание в повседневной жизни нужно обращать на такие виды спорта как бег, плавание, кроссфит.

На самом деле эти умения и навыки сегодня актуальны практически для каждого человека, который собирается в отпуск на роскошном океанском лайнере, совершает авиаперелеты, отправляется в лес за грибами или в поход. Данная работа посвящена выживанию человека в дикой природе при использовании спортивного опыта, то есть ее изучению, взаимодействию с природой, воспитанию любви и уважению к дикой природе.

 1.1. Основы выживания в дикой природе

Знание основ выживания обязательно для каждого человека. Под выживанием следует понимать активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях существования в дикой природе.

Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.

Важное значение для жизнеспособности человека имеют природная среда, ее физико–географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки дикого существования, способствует или препятствует успеху выживания. Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан – каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира. Они обусловливают специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания воды и пищи, особенности строительства убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, возможность передвижения по местности и т. д.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовки, спортивного опыта, выносливости. Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выживать. Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания, спортивные умения и навыки здесь пригодятся, как нельзя кстати. Ярким примером, здесь может послужить фильм «Красный скорпион» с Дольфом Лундгреном в главной роли. Когда этот двухметровый человек, защитивший в реальной жизни кандидатскую по химии, попадает в пустыню и неуклюже пытается поймать животное для пропитания, над ним смеется даже тощий, но сытый абориген, который занимается бегом и плаванием и меньше Лундгрена в два раза. Есть о чем задуматься!

Вынужденное выживание человека может происходить в случаях:

♦ потери ориентира;

♦ лишения транспортного средства;

♦ потери человека, знающего местность;

♦ стихийного бедствия. Причинами этих случаев могут быть:

       ♦ стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;

♦ аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);

♦ неумение ориентироваться на местности;

♦ невнимательность;

♦ излишняя самоуверенность.

В любом случае человек должен знать факторы выживания в дикой природе.

1.2. Факторы выживания в дикой природе

Какие реакции человека, попавшего в экстремальные условия, – негативные или позитивные – возьмут верх, зависит от следующих факторов.

- Физическое состояние человекато есть отсутствие или наличие у него хронических заболеваний, аллергических реакций, ранений, травм, кровотечений. Важны возраст и пол человека, так как наиболее тяжело автономное выживание переносят люди преклонного возраста и дети дошкольного возраста, а также беременные женщины. Спортивный опыт желателен.

- Психологическое состояние человекаК благоприятным психологическим факторам относятся умение самостоятельно принимать решения, независимость и стрессоустойчивость, чувство юмора и способность к импровизации. Важно умение справляться с болью, одиночеством, апатией и чувством бессилия, преодолевать голод, холод и жажду, а также справляться с другими стрессорами выживания.

- Обученность действиям в условиях дикой природы – основополагающий фактор выживания.

Перечислим основные навыки и умения, которыми должен обладать человек, оказавшийся в ситуации автономного выживания в природе:

1) умение рассчитывать необходимый минимальный объем пищи и воды;

2) владение способами добычи и очистки питьевой воды в природе;

3) умение ориентироваться на местности с помощью карты, компаса, GPS–навигаторов, других приборов и без них;

4) навыки оказания первой медицинской помощи;

5) навыки охоты на дикого зверя, рыболовства, отслеживания добычи;

6) умение разводить костер при помощи подручных средств;

7) знания технологии постройки временных укрытий;

8) умение сигнализировать о своем местонахождении при помощи переговорных радиостанций, таблиц, визуальных и жестовых кодовых сигналов.

- Самые подавляющие факторы выживания человека в дикой природе – это голод, жара, жажда, холод.

2. Использование спортивного опыта в экстремальных условиях дикой природы.


2.1. Резервные возможности человеческого организма.

Человеческий организм является уникальной конструкцией природы. В каждом органе, системах органов заложены огромные возможности. Если мы будем не только оберегать его, но и укреплять при помощи физических (спортивных) навыков и умений, то это нам очень пригодится, если вдруг окажемся в условиях выживания в дикой природе.

Головной мозгэто «машина», где каждую секунду в мозге происходит свыше 100 тыс. химических реакций, требующих огромного количества энергии. При большом напряжении мозга сгорает столько же калорий, сколько при активной мышечной работе во время физических упражнений. Именно поэтому умственная работа не менее изнурительна, чем физическая.

Поскольку в мозге нет нервных окончаний, его можно жечь, замораживать и резать, не вызывая при этом ни малейших ощущений. В практике нейрохирургии операции нередко проводятся без анестезии (головная боль возникает за пределами мозга).

Человеческое тело – это машина с невероятно высоким коэффициентом полезного действия. Для езды на велосипеде со скоростью 15 км/ч в течение одного часа организму требуется около 350 кал, получаемых из пищи. Эта энергия эквивалентна энергии трех столовых ложек бензина. Благодаря занятиям физической культурой формируется здоровый образ жизни, укрепляется общее здоровье человека, организм способен усерднее защищаться от негативных факторов окружающей среды и выживания в условиях дикой природы.

Человеческий организм обладает большими возможностями жизнедеятельного существования в окружающей среде. Воля и мужество человека помогают ему выйти победителем в сложных, экстремальных ситуациях в природе. Однако резервные возможности человеческого организма не безграничны. Существуют пределы, за которыми изменения функций органов и тканей становятся необратимыми, и тогда наступает гибель. И если не держать своё тело в спортивной форме и свой организм в целом, то этот предел может настать быстрее, чем хотелось бы в условиях выживания.

Обратимся к данным таблицы 1 «Расход энергии при различных видах деятельности». Человек, активно действующий порядка 8 ч в течение дня, расходует приблизительно 50– 70 ккал на 1 кг своего веса. Если человек весит 70 кг, то калорийность дневного рациона должна составлять 4200 ккал, а при 60 кг веса – 3600 ккал.

Для того чтобы восполнить потери энергии, человеку необходимо потреблять определенный набор продуктов питания. Пища обеспечивает энергетические потребности человека, связанные с физической деятельностью и воздействием холода. Потребность в пище зависит в основном от интенсивности нагрузки и температуры среды. Интенсивность нагрузки и потребность человека в энергии представлены в Таблице 2. Для нормальной жизнедеятельности и борьбы за выживание организму необходимо систематическое восполнение энергетических затрат за счет питания. Если же такой возможности нет, организм вынужден приспосабливаться к новым условиям за счет собственных резервов.















Таблица 1.

Расход энергии при различных видах деятельности

Таблица 2.

Примерная суточная потребность взрослых людей в энергии

В условиях выживания в дикой природе человека начнётся процесс приспособительной реакции организма, который выражаются в первую очередь в сокращении энергозатрат, снижении интенсивности и замедлении обмена веществ. Физически малоподготовленный человек, будет быстрее терять свои силы. Пульс и дыхание будут становиться реже, понизится кровяное давление. Лишенный поступающего извне «топлива», организм после соответствующей перестройки начинает расходовать свои внутренние тканевые запасы. Они довольно внушительны. В свою очередь, человек со спортивным опытом будет чувствовать себя активным и выносливым более продолжительное время в условиях выживания.

Например, вспомним историю 1994 года, когда полицейский из Италии решил принять участие в «Марафоне де Сабль» - это шестидневный 250-километровый забег по пустыне Сахара. Попав в сильнейшую песчаную бурю, он потерял направление и в итоге заблудился. 39-летний Мауро не пал духом, а продолжил двигаться – он пил собственную мочу, а питался змеями и растениями, которые ему удалось найти в русле пересохшей реки. Однажды, уже почти обессиленный, Мауро набрёл на заброшенную мусульманскую святыню, где водились летучие мыши – он стал ловить их и пить их кровь. Через 5 дней его обнаружила семья кочевников. В итоге Мауро Проспери прошёл 300 км за 9 дней, похудев на 18 кг. Его физическая подготовка и спортивный опыт помогли ему выжить в экстремальных условиях дикой природы пустыни.

По данным физиологов, можно израсходовать 40–45 % своих всех резервов, прежде чем наступит гибель организма. Если принять суточные энергозатраты организма человека в состоянии покоя за 1800 ккал, тканевых запасов должно хватить на 30–40 суток полного голодания.

2.2. Физическая подготовка на выносливость

Основным качеством выживания в дикой природе, является выносливость. Выносливость – это способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности, а также его восстановлению.

Как ни странно, но сила играет намного меньшую роль, а в ряде случаев способна даже навредить человеку. Тренировка выносливости заключается в тренинге сердечнососудистой системы. Чем лучше работает сердце и чем меньше устает человек, тем больше он пройдет километров с грузом за плечами.

Современный темп и ритм нашей жизни зачастую порождают у людей психическую напряженность, крайней формой проявления которой является стресс. Ситуации и факторы, приводящие к его возникновению, называют экстремальными.

Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. При этом психологическими предпосылками наступления психологической готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Немало важную роль выполняют индивидуально-психологические и личностные особенности, выраженность которых позволяет определить уровень адаптации человека к экстремальным ситуациям, спрогнозировать его поведение и успешность выполнения деятельности.

Человек находясь в состоянии готовности к риску, уровень субъективного контроля психологического здоровья как активности, целеустремленности, инициативности, выдержки человека, зависит от действия факторов межличностного общения (например, с начальником, членами группы, отдела) и неудач (например, при выполнении проекта, большой занятости).

Физическая культура и спорт учат преодолевать трудности. Сама тренировка это уже преодоление утомления (трудности). Спортивные соревнования своего рода стресс и его надо преодолевать. Таким образом, физическая культура и спорт учат противостоять как внешним, так и внутренним факторам. Для уменьшения влияния утомления и стресса, тренера проводят психологическую подготовку, которая включает себя аутогенную тренировку, посещение парной бани и другие восстановительные мероприятия. Важным моментом в преодолении стресса, экстремальных ситуаций, различных трудностей играет волевая тренировка спортсмена. Спортсмен может волевым усилием мобилизировать все психофизиологические системы организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. Все это приучает человека справляться с трудностями, со стрессом, приучает рисковать, а значит он готов к неожиданностям.

Слишком большие мышцы являются дополнительной тяжестью в походе. При этом они требуют больше калорий (дополнительно переносимой пищи). В природе ценится скорость, выносливость, ловкость.

По данным служб спасения разных стран, около 80% человек в моменты опасности впадают в ступор, 10% начинают паниковать, и только оставшиеся 10% быстро берут себя в руки и действуют, чтобы спастись.  Смотрите, как четкое понимание ситуации и самоконтроль помогают выжить человеку в любых, даже самых диких условиях.  Вспомним итсорию о Нормане Оллестайд-младшем, 11-летнем мальчике, который показал удивительный пример выдержки и самообладания в экстремальной ситуации, оказавшись после авиакатастрофы один в горах. Легкомоторный самолет, в котором были отец Нормана со своей подругой, пилот, а также сам Норман, врезался в гору на высоте 2,6 км и разбился. Отец и пилот погибли на месте, девушка пыталась спуститься по леднику и сорвалась вниз. К счастью, Оллестад-старший был опытным экстремалом и учил сына навыкам выживания. Норман соорудил из найденных в горах некое подобие лыж и благополучно спустился вниз – это заняло около 9 часов. Повзрослев и став писателем, Норман Оллестад рассказал об этом случае в книге «Без ума от бури», которая стала бестселлером. 

Этот пример ещё раз доказывает, что физически подготовленные люди при правильном подходе использования своих спортивных навыков и умений в условиях выживания в дикой природе, помогают им выжить на много чаще, чем те люди, которые не имеют какой-либо спортивный опыт.













Заключение

Выживание в дикой природе является сложной наукой, включающей в себя множество различных аспектов. Изучив их все, можно научиться выживать даже в самых неблагоприятных условиях. Однако, справедливости ради стоит заметить, что обладание необходимыми знаниями не даёт абсолютной уверенности в благополучном исходе при попадании в сложную ситуацию. Очень многое зависит и от самого человека. А конкретнее, от его умения справляться с трудностями, от его спортивной подготовки и от его психологической устойчивости. И чтобы иметь больше шансов на спасение, необходимо не только учиться различным вещам, а ещё обратить внимание на свой спортивный опыт, и, обязательно, развивать свои личные, физические качества.

Даже если мы не обладаем специальными умениями для жизни в дикой природе, у нас есть все шансы на выживание, если мы имеем спортивную подготовку, знания и умения.





























Список литературы

1. Баленко С.В. Школа выживания .-М.,- 1992.-136 с.

2. Волович В.Г. С природой один на один.- М.:Воениздат,1989- 352 с.

3. Выживание в экстремальных условиях. – М.: « Рус. раритет», 1993.-160 с.

4. Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания.- М.,- 2000.-448 с.

5. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания.- Краснодар , 1996.- 323 с.

6. Михайлов Л.А. Способы автономного выживания человека в природе/ Михайлов А.Л., Сопко Г.И., Маликова Т.В.: уч-к для вузов. – СПб.: Питер, 2018.– 271 с.

7. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: «Просвещение». – 2013. – 32 с.

Интернет источники:

8. https://nlo-mir.ru/chelovek/46001-jekstremalnyh-uslovijah.html

9. https://survinat.ru/2010/10/trenirovki-vyzhivaniya-v-lesu/

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!