СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование STEM-проектов на уроках немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе наблюдений возникли противоречия: «Будет ли польза от использования STEM-проектов на уроках немецкого языка?»

Просмотр содержимого документа
«Использование STEM-проектов на уроках немецкого языка»


Проект

«Использование STEM-проектов на уроках немецкого языка»


Алексеенко Светлана Григорьевна

Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г. Ельска», учитель немецкого языка,

802354 41817, +375293520212




































Содержание 2

1.Обоснование актуальности и целесообразности проекта 3

2.Цель и задачи инновационного проекта 5

3. Концептуальные положения 5

4. Структура и содержание образовательного проекта 6

5. Критерии и показатели эффективности реализации проекта 9

6. Ожидаемые результаты 10

7. Список литературы 11





































1.Обоснование актуальности и целесообразности проекта


В Республике Беларусь STEM-образование дополняет и помогает интегрировать в педагогической практике эффективные технологии и методы (проблемно-поисковый, исследовательский, проектный, технология критического мышления, кейс-технология, методы индивидуального и группового обучения и т. д.). Это имеет большое значение для преемственности на уроках. Сегодня просто прочитать параграф из учебника уже банально. Для ребят важно воспринимать визуально информацию, проводить опыты и исследования. 

В век компьютеризации, когда учащиеся на «ты» с компьютером и другими гаджетами, быстрыми темпами осваивают интернет-пространство, тогда следует использовать прогрессивные технологии в своей педагогической деятельности. И современному учителю необходимо не отставать от изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, следует создать среду, построенную на основе STEM-проектов.

На основе наблюдений возникли противоречия: «Будет ли польза от использования STEM-проектов на уроках немецкого языка?»

Проведенное в учреждении образования «Средняя школа №2 г. Ельска» исследование свидетельствует, что 87 % педагогов считают использование STEM-проектов актуальным, однако только 41 % из них осуществляют последовательную деятельность в данном направлении, у 59 % педагогов использование данной технологии осуществляется стихийно. Показательным моментом для актуализации использования STEM-проектов являются данные опроса, проведенные среди обучающихся VII-VIII классов в ГУО «Средняя школа №2 г. Ельска». При ответе на вопрос: «Как ты думаешь, какие технологии наиболее востребованы в настоящем и будущем?», обучающиеся выделили STEM-проекты (90 %), информационно-коммуникативные технологии (75 %), освоение новых технологий (95 %), творческую деятельность (83 %).

Таким образом, данные анализа об использовании STEM-проектов на уроках немецкого языка а также социальная востребованность качества образования помогли выявить следующие противоречия: 1) между объективной потребностью современной экономики и социальной сферы в специалистах, обладающих высоким уровнем освоения STEM технологий; 2) осознанием учреждения образования важности работы по использованию STEM-проектов и недостаточной готовностью педагогов эффективно создавать для этого педагогические условия, направленные на решение данной задачи.

Актуальность проекта обусловлена тем, что преподавание сейчас должно идти в ногу со временем. И учителю следует создать среду, построенную на основе STEM-проектов.

Так как STEM является одним из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, а также показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. Эти дисциплины связаны друг с другом и развиваются синхронно. Вскоре появятся профессии, которые нам с вами даже сложно вообразить, но все они будут, так или иначе, касаться технологий в разрезе естественных наук. STEM в образовании способствуют решению задачи учителя – учить подрастающее поколение мыслить творчески, видеть проблему и находить пути ее решения, стремление к образованию и самообразованию. Новизна и увлекательность преподавания иностранного языка с использованием STEM-проектов не оставят учащихся равнодушными.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что создание проектов, и их применение в процессе проведения занятий позволит повысить эффективность преподавания немецкого языка, сделать процесс приобретения и прочного усвоения знаний более интересным, поможет овладеть немецким языком и пользоваться им в различных ситуациях.

Объект исследования в рамках представленного опыта – содержание обучения немецкому языку по внедрению STEM-проектов на уроках иностранного языка.

Предметом исследования являются STEM-проекты. Так как процесс изучения иностранного языка использует речевые компетенции одновременно как цель, то, как пространство для применения STEM-проектов на уроках иностранного языка очень широкое. Чаще происходит межпредметная связь с такими предметами как английский язык, информатика, русский язык, физика, биология.

Например, начиная с проведения уроков по биологии или физики на немецком языке или использования приложений для изучения языка, например Quizlet, и заканчивая созданием технологических проектов и презентаций на немецком языке.

















2. Цель и задачи


Цель повышение результативности проектной деятельности посредством использования STEM, стимулирование активности познавательной деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: проанализировать собственную педагогическую деятельность по использованию STEM-проектов; изучить эффективный педагогический опыт по использованию STEM в образовательном процессе; применить в педагогической практике метод STEM-проектов использовав их на уроках немецкого языка; использовать средства STEM для решения коммуникативных задач; провести диагностику по проблеме исследования, используя STEM-проекты и Интернет-ресурсы.































































3. Концептуальные положения



Хотелось бы на занятиях постоянно поддерживать интерес учащихся к предмету. И на помощь в реализации задачи пришли STEM технологии.

Как же можно охарактеризовать STEM? Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S - science, T - technology, E - engineering, M - mathematics. В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика.

Данные дисциплины становятся востребованными в современном мире. Поэтому темой проекта и является «Использование STEM-проектов на уроках немецкого языка». STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех дисциплин в единую схему обучения.

Формирование проблемы проходило на протяжении трёх лет.

Этапами работы были:

Подготовительный: изучение и систематизация теоретического материала существующего педагогического опыта по применению STEM-проектов.

Данные дисциплины становятся востребованными в современном мире. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения современных методов.

Практическая реализация: отбор, анализ и применение методов работы STEM-проектов; анализ эффективности их применения на уроках немецкого языка; изучение уровня предметных знаний учащихся.

Заключительный: обобщение и распространение опыта: проведение открытых уроков, мастер классов на районном уровне.

















4. Структура и содержание


Структура проекта напрямую связана с общим способом разрешения проблемных ситуаций.

Опыт работы с применением STEM-проектов на уроках немецкого языка вызывает большой интерес у учителей-предметников. Педагогам следует внедрять STEM в процесс изучения учебного предмета «Немецкий язык», что способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Они обмениваются знаниями со своими коллегами и с молодыми специалистами, выступают на педсоветах, школьных и районных методических семинарах, индивидуальных консультациях, проводят открытые уроки.

Показателями творческой активности являются: применение элементов по использованию STEM, системность, методические наработки, банк интернет-ресурсов. Проект по внедрению STEM на учебных занятиях начался с мультимедийных презентаций своих коллег, интернет-ресурсов. Затем систематизировались интернет-ресурсы по немецкому языку, изучению технологий создания проектных методик. В медиатеку образовательных ресурсов вошли обучающие презентации; программно-педагогические средства.

Для поддержания интереса у учащихся проводятся уроки, в основе которых лежит проектная методика. Она помогает самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Результат представляется в форме видеофильма, презентации, видеоклипа. Например, при прохождении темы «Mein Zuhause» учащиеся сами продемонстрировали презентации о своей квартире, доме, в которых они проживают. Они рассказали о своей комнате, из какого стройматериала сделан дом, квартира; о планировке и архитектурной задумке

При работе над проектом «Reisen bildet» учащиеся рассуждали, почему во время путешествия ты не только отдыхаешь, но ещё и образовываешься. Следовательно, была взаимосвязь с такими дисциплинами как литература, история, физкультура, физика. Интересный момент, когда учащиеся рассказывали на каком транспорте они ездили и с какой скоростью движутся транспортные средства. При посещении развлекательных мероприятий делились впечатлениями о пользе игр для организма в целом.

По теме«Meine Stadt» было предложено творческое задание для двух групп – создать мини-презентации с указанием и демонстрацией преимуществ или недостатков проживания в своем родном городе. В результате развиваются навыки поисковой деятельности, групповой работы и коммуникативной компетенции. С помощью учащихся была создана коллекция тематических презентаций для всех классов. Опыт по их созданию позволил принять результативное участие в проектах и конкурсах школьного, районного и областного уровня «Искусство говорить», «Золотая лира».

Применять STEM-образование на уроках немецкого можно и с помощью исследования словообразования, а именно – изучения и анализа англоязычных и русскоязычных заимствований и поиска соответствий немецкого происхождения. В течение этого процесса ученики поймут, как развивается речь и как носители языка влияют на этот процесс. Кроме того, задание заинтересует детей в работе со словарями и тематическими сайтами. Это помогает также познакомить учащихся с различными культурами, предложив им самим написать на немецком языке балладу, сонет и рассказать историю этих жанров.

Работа над проектом «Was sagen die Beschriftungen auf den T-Shirts» началась с дискуссии на уроке о том, что люди покупают только красочные майки с надписями и не понимают, что же там написано, не знают перевода. Учащиеся заинтересовались данным вопросом и захотели узнать, как же решить данную проблему. Была создана группа на немецком языке с целью популяризации немецкого языка в молодежной среде. Они познакомились с немецкими детьми, завязалась переписка. Пошёл обмен информацией. Дети получили много фотографий с немецкими надписями, сами искали перевод в словарях.

Возникает вопрос «Как немецкий стал языком науки?» Мы видим очевидные следствия когда-то значительного представительства немецкой научной школы: измерительный инструмент и по-русски мы продолжаем называть штангенциркулем, а плотность музеев науки в Германии такова, что между ними можно перемещаться на велосипеде и при этом объехать всю страну. А нужен ли иностранный язык инженеру? Многие работодатели отдают предпочтение тем, кто в резюме упоминает о знании языка. Если хочешь изучать науку и быть учёным - нужно знать иностранный язык. Например, Германия делает лучшие машины, Эйнштейн открыл теорию относительности, аспирин тоже немецкое изобретение – эти факты сразу приходит в голову и всем известны. И еще много чего особенного мы знаем о Германии!

Следует стимулировать детей на исследования, учить их не бояться совершать ошибки и делать выводы. Большое внимание на занятиях уделяется развитию коммуникабельности и проектной деятельности. Эти качества будут особенно важны для работы в организациях будущего.

Во внеурочное время организация проектной деятельности имеет ряд преимуществ. Там больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений во времени их выполнения, максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Как результат работы при использовании песен и стихов аутентичного характера была организована постановка урока-сказки «Die Vorbereitung des Kaisers zum Weihnachten» при проведении методического объединения учителей учебного предмета «Немецкий язык». Как видим, использование STEAM развивает у учащихся творческую активность.


5. Критерии и показатели эффективности реализации проекта


Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Уровень овладения учебно-управленческими компетенциями

Умение грамотно формулировать цели; мотивационная готовность к достижению цели; умение дать адекватную оценку полученному результату

Анкетирование педагогов «Ваше понятие о STEM-проекте»

Уровень освоения STEM-проектов

Умение ставить и решать определенные типы задач; определять цели коммуникации; выбирать стратегии коммуникации; умение выражать мысли в соответствии с задачами коммуникации STEM-проектов

Проектная методика

Уровень овладения STEM-проектов

Умение сформулировать информационный запрос; умение сориентироваться в информационных источниках; умение осуществить поиск информации STEM-проектов

Наблюдение

Уровень удовлетворенности субъектов образовательного процесса

Положительная динамика

Анкетирование законных представителей «Ожидания в отношении успехов ребёнка»

















6. Ожидаемые результаты

В педагогическом процессе применение STEM в образовании помогает развивать у учащихся‰ механизмы мышления, повышает мотивацию и внимание;‰ умение соединять усвоенное знание с результатами практической деятельности и понимание важности достигаемых личностных результатов для настоящего и будущего; ответственное социальное сознание и поведение при работе как в команде, так и индивидуально.

Проектный метод формирует у учащихся универсальные учебные действия, дает возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, учит отбирать и обобщать материал; совершенствовать публичные выступления, видеть результат своего труда. Формулирование проблемных вопросов учебной темы требует от учащихся навыка работы с различными источниками информации, позволяет высказать собственное мнение с обоснованием своей позиции. Все это, на мой взгляд, способствует развитию мышления, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию творческих способностей учащегося, необходимых современному человеку.

В ходе сравнительного анализа и динамики результатов устного высказывания учащихся, отмечается, что учащиеся стали следить за правильностью и разнообразием используемых лексических средств; высказывания учащихся стали более логичными; учащиеся стали быстрее отвечать на вопросы собеседника и научились выражать личное отношение к проблеме высказывания. Количество ошибок уменьшилось, и увеличился объем устного высказывания. С учащимися была проведена анкета «Какие немецкие сайты вы посещаете и для чего?» с целью получения достоверных результатов.

Анализируя педагогическую деятельность по использованию STEM-проектов в преподавании учебного предмета «Немецкий язык», можно с уверенностью сказать, что в результате их применения на уроках повышается познавательная активность учащихся и улучшается успеваемость по учебному предмету. Ожидается, что учащиеся VII-VIII классов к окончанию проекта будут вести исследовательскую, конструкторскую, проектную деятельность, опираясь на хорошую теоретическую базу, имея практические навыки.

Дальнейшая перспектива совершенствования опыта: трансляция опыта в системе методической работы; разнообразить работу по использованию STEAM посредством участия в международных проектах, которые предлагает институт имени Гете.






7.Список используемой литературы:


1. Ассоциации по содействию развитию образовательных инициатив в области точных наук и высоких технологий «Образование для будущего» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// edu4future.by. – Дата доступа: 15.01.2022.

2. Результаты исследования подхода в STEM-образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu4future.by/article/rezultaty-issledovaniya-stem-podhod-v-obrazovanii. – Дата доступа: 15.01.2022.

3. Тараканова, Е. Н. Программно-инструментальное сопровождение STEM-образования / Е. Н. Тараканова // Научное отражение. – 2017. – № 5–6 (9–10). – С. 160–161.

4. STEM-подход в образовании: идеи, методы, практика, перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu4future.by/storage/app/media/camp/stem-podkhod-v-obrazovaniiprint.pdf. – Дата доступа: 14.01.2022.

5. STEAM: секреты инновационной методики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://robolab.by/ novosti/steam-sekrety-innovacionnoj-metodiki.html. – Дата доступа: 14.01.2021.
6. https://almavest.ru/ru/node/1373
Реформа инновационной системы США. От STEM к STEAM образованию
























13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!