СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование театра игрушек в активизации речи детей с ЗРР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование театра игрушек в активизации речи детей с ЗРР.

 

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание или ЗРР, рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Всем известно, что отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Чтобы полностью раскрыть данную тему необходимо раскрыть понятие ЗРР.

 Что  же такое ЗРР?

Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы. 

Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе. Задержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

 

Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье) и темпы формирования речи индивидуальны у каждого малыша.

Причины задержки речевого развития

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулатуры артикуляционного аппарата.

Но как выявить заболевание на ранних этапах?

Симптомы ЗРР

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуем ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца: активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев: попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев: реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года: самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года: самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Как стимулировать речевую активность малыша?

 В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от взрослых чего-либо, то им следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные упражнения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на "листочки", "снежинки", дуть на метелочки из елочного «дождика»и т.д.

Также следует в занятия включить упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

Игры на развитие внимания позволят улучшить и развить память, усовершенствовать работу сенсорных центров головного мозга.

Следует поощрять любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывать малышу как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторять звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.

Если малыш уже немного говорит, то стимулировать дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков . Помогает стимулировать речь ребенка арттерапия (развитие творческих способностей), музыкотерапияпесочная терапия,  и конечно театрально-игровая деятельность.

   Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принципы коррекционной работы с детьми с ЗРР, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

 

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

- детского и взрослого искусств;

- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

- ребенка и его сверстника, ребенка и продуктов театральной культуры;

- специально организованной и самостоятельной деятельности.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач .

 

У детей с ЗРР театрализованная деятельность способствует развитию :

Психофизических способностей (мимики, пантомимики);

Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

Речи (монолог, диалог);

Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

А так же помогает формированию следующих умений и навыков детей:

– разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

– владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

-амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

– изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.  К ним относятся:

 

игры с элементами театрализации, направленные на активизацию речи детей с ЗРР . Они включают в себя:  этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; этюды на выразительность жестов; речевые упражнения; ролевые игры; игры на развитие внимания и памяти.

На некоторых из них остановимся подробнее.

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш, или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами).

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх, Жадность).

 

«Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

 

 «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

 

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

 

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!»

 

 

 Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой, говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Работа над этюдами развивает качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

- дыхательные и артикуляционные;

- дикционные и интонационные;

- творческие (со словом).

В коррекционной работе с детьми с ЗРР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

 «Эхо» ( для детей 4-5 лет).                                                        

Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

   Ход: «Мы бродили тёмным бором,

             Мы спросили дружно хором:

            - Дома ль бабушка Яга?

              Лес ответил нам:

             - Ага!»

"Кошка"

(На утвердительный ответ - киваем головой и говорим  "Мяу!"

На отрицательный- сердито произносим "ФРР!")

 

«- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу!

- Стережёшь ты мышку тут?

- Мяу!

- Мяу! Хочешь молока?

- Мяу!

- А в товарищи щенка?

- Фрр!!!»

 

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме, того разучивание стихов развивает память и интеллект. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

На следующем этапе можно создавать целый мини-спектакль, используя любые виды театра  и  разыграть его в форме этюдов.

 (Игра : "Сказка на новый лад". Участники делятся на 2 команды, им предлагается знакомый набор игрушек для сказок "Колобок " и "Заюшкина избушка". Участники должны придумать и обыграть новый сюжет сказки) .

В процессе театральной деятельности  происходит активизация речи и раскрепощение детей с речевыми нарушениями . Театрализация сказок способствует формированию выразительности речи, общих игровых навыков, личностных качеств ребенка. Полученный положительный заряд от показа спектакля повышает самооценку детей. Многие справляются с комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Все выше сказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Уильяма  Шекспира

 Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

 

Спасибо за внимание!

Использование театра игрушек в активизации речи детей с ЗРР.

 

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание или ЗРР, рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Всем известно, что отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Чтобы полностью раскрыть данную тему необходимо раскрыть понятие ЗРР.

 Что  же такое ЗРР?

Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы. 

Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе. Задержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

 

Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье) и темпы формирования речи индивидуальны у каждого малыша.

Причины задержки речевого развития

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулатуры артикуляционного аппарата.

Но как выявить заболевание на ранних этапах?

Симптомы ЗРР

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуем ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца: активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев: попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев: реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года: самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года: самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Как стимулировать речевую активность малыша?

 В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от взрослых чего-либо, то им следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные упражнения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на "листочки", "снежинки", дуть на метелочки из елочного «дождика»и т.д.

Также следует в занятия включить упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

Игры на развитие внимания позволят улучшить и развить память, усовершенствовать работу сенсорных центров головного мозга.

Следует поощрять любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывать малышу как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторять звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.

Если малыш уже немного говорит, то стимулировать дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков . Помогает стимулировать речь ребенка арттерапия (развитие творческих способностей), музыкотерапияпесочная терапия,  и конечно театрально-игровая деятельность.

   Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принципы коррекционной работы с детьми с ЗРР, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

 

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

- детского и взрослого искусств;

- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

- ребенка и его сверстника, ребенка и продуктов театральной культуры;

- специально организованной и самостоятельной деятельности.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач .

 

У детей с ЗРР театрализованная деятельность способствует развитию :

Психофизических способностей (мимики, пантомимики);

Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

Речи (монолог, диалог);

Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

А так же помогает формированию следующих умений и навыков детей:

– разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

– владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

-амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

– изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.  К ним относятся:

 

игры с элементами театрализации, направленные на активизацию речи детей с ЗРР . Они включают в себя:  этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; этюды на выразительность жестов; речевые упражнения; ролевые игры; игры на развитие внимания и памяти.

На некоторых из них остановимся подробнее.

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш, или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами).

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх, Жадность).

 

«Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

 

 «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

 

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

 

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!»

 

 

 Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой, говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Работа над этюдами развивает качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

- дыхательные и артикуляционные;

- дикционные и интонационные;

- творческие (со словом).

В коррекционной работе с детьми с ЗРР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

 «Эхо» ( для детей 4-5 лет).                                                        

Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

   Ход: «Мы бродили тёмным бором,

             Мы спросили дружно хором:

            - Дома ль бабушка Яга?

              Лес ответил нам:

             - Ага!»

"Кошка"

(На утвердительный ответ - киваем головой и говорим  "Мяу!"

На отрицательный- сердито произносим "ФРР!")

 

«- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу!

- Стережёшь ты мышку тут?

- Мяу!

- Мяу! Хочешь молока?

- Мяу!

- А в товарищи щенка?

- Фрр!!!»

 

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме, того разучивание стихов развивает память и интеллект. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

На следующем этапе можно создавать целый мини-спектакль, используя любые виды театра  и  разыграть его в форме этюдов.

 (Игра : "Сказка на новый лад". Участники делятся на 2 команды, им предлагается знакомый набор игрушек для сказок "Колобок " и "Заюшкина избушка". Участники должны придумать и обыграть новый сюжет сказки) .

В процессе театральной деятельности  происходит активизация речи и раскрепощение детей с речевыми нарушениями . Театрализация сказок способствует формированию выразительности речи, общих игровых навыков, личностных качеств ребенка. Полученный положительный заряд от показа спектакля повышает самооценку детей. Многие справляются с комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Все выше сказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Уильяма  Шекспира

 Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

 

Спасибо за внимание!

Использование театра игрушек в активизации речи детей с ЗРР.

 

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание или ЗРР, рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Всем известно, что отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Чтобы полностью раскрыть данную тему необходимо раскрыть понятие ЗРР.

 Что  же такое ЗРР?

Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы. 

Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе. Задержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

 

Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье) и темпы формирования речи индивидуальны у каждого малыша.

Причины задержки речевого развития

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулатуры артикуляционного аппарата.

Но как выявить заболевание на ранних этапах?

Симптомы ЗРР

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуем ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца: активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев: попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев: реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года: самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года: самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Как стимулировать речевую активность малыша?

 В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от взрослых чего-либо, то им следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные упражнения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на "листочки", "снежинки", дуть на метелочки из елочного «дождика»и т.д.

Также следует в занятия включить упражнения на развитие общей и мелкой мо

Просмотр содержимого документа
«Использование театра игрушек в активизации речи детей с ЗРР»

МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска  Тема : Использование театра игрушек в активизации речи  детей с ЗРР. Учитель- логопед : Горьковская А.А.

МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска

Тема : Использование театра игрушек в активизации речи

детей с ЗРР.

Учитель- логопед : Горьковская А.А.

Что такое ЗРР? Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы. 

Что такое ЗРР?

Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы. 

   Причины задержки речевого развития:   патологии внутриутробного развития; родовые травмы; повышенное внутричерепное давление у ребенка; психические расстройства; физические травмы; снижение слуха; заболевания головного мозга; недоразвитость мускулатуры артикуляционного аппарата.

Причины задержки речевого развития:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулатуры артикуляционного аппарата.
Возрастные нормативы развития речи:   4 месяца : активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание; 9–12 месяцев : попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.); 12–18 месяцев : реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы; 1,5–2 года : самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.); 3–4 года : самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

Возрастные нормативы развития речи:

  • 4 месяца : активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев : попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев : реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года : самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года : самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.
ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей с ЗРР: – разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; – владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра ; -амплификация (обогащение) театрального опыта ; – изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей с ЗРР:

разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра ;

-амплификация (обогащение) театрального опыта ;

изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов

Игры с элементами театрализации, направленные на активизацию речи детей с ЗРР: -этюды на выражение основных эмоций;  -этюды на воспроизведение основных черт характера; -этюды на выразительность жестов; -речевые упражнения;  -ролевые игры; -игры на развитие внимания и памяти.

Игры с элементами театрализации, направленные на активизацию речи детей с ЗРР:

-этюды на выражение основных эмоций;

-этюды на воспроизведение основных черт характера;

-этюды на выразительность жестов;

-речевые упражнения;

-ролевые игры;

-игры на развитие внимания и памяти.

 Весь мир — театр.  В нем женщины, мужчины —  все актеры.  У них свои есть выходы, уходы,  И каждый не одну играет роль...     Уильям Шекспир

Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль...

Уильям Шекспир


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!