Использование технологии модульного обучения в начальной школе
Из истории
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному и сочетает в себе достижения программированного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скиннера.
(1711 - 1)
Б.Ф. Скиннер
Технология модульного обучения
является одной из инновационных педагогических технологий, которая дает возможность в полной мере реализовать принципы дифференциации и индивидуализации обучения, осознанной активности обучаемого.
Что такое модульное обучение ?
Сущность модульного обучения состоит в том, что дети полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигают конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем
Модульное обучение- это обучение, при котором учебный материал разделен на информационные блоки-модули.
МОДУЛЬ
– это целевой блок, содержащий теоретический материал, тренировочные задания для обучающихся .
- Модуль – средство обучения в данной педагогической технологии
Содержание модуля:
- 1. Точно сформулированная учебная цель. 2.Банк информации : собственно учебный материал. 3 . Методическое руководство по достижению дидактических целей. 4.Практические задания по формированию умений. 5.Контрольные задания для диагностики. достижения поставленных целей.
Взаимодействие ученик -учитель
- У ЧЕНИК учится сам, включается в активную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой; его интересы не ущемляются, результаты работы основаны на его самооценке.
- УЧИТЕЛЬ организует процесс обучения, консультирует и помогает ; задача - мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль, грамотно выделять дидактические цели модуля и структурировать учебное содержание под эти цели
Достоинства модульного обучения: 1 . Самостоятельное освоение обучающимися учебного материала. 2.Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить её блоками. 3. Психологическая комфортность на занятиях. 4.Поэтапный контроль знаний и практических умений даёт определённую гарантию эффективности обучения .
Недостатки модульной технологии 1.Не все обучающиеся могут работать самостоятельно. Они должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей. 2.Высокий темп выполнения заданий. 3. Для учителя: разработка материалов для модуля требует больших затрат времени и сил.
Конечно, в начальных классах модульную технологию в «чистом виде» использовать нельзя.
Возраст школьников, которые эффективно смогут работать в технологии модульного обучения – 13-14 лет. Но можно применять адаптированные к данному возрасту элементы модульного урока .
Это парная (общение в парах постоянного состава)и групповая формы работы (общение в группе) по поставленным целям.
.
Одним из важнейших компонентом модульной технологии является модульный урок
-как составной элемент модульной программы .
Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить,
что он должен продолжаться не менее двух академических часов .
При составлении плана
модульного урока,
учитель
должен придерживаться
следующего алгоритма:
- Формулировка темы урока.
- Определение и формулировка
цели урока и конечных результатов
обучения.
3. Разбивка учебного материала на
отдельные логически завершенные
учебные элементы и определение
цели каждого из них.
4. Подбор необходимого фактического
материала.
5. Определение способов учебной
деятельности учащихся.
6. Выбор форм и методов преподавания
и контроля.
7. Составление модуля данного урока,
его распечатка
Модульный урок Тема: « Природные зоны России. Раздел «Природа России» « Окружающий мир» 4класс»
Ставится главная точная цель всего модуля-
«Изучение основных природных зон России»
1. Задача .
На контурной карте найти и отметить природные зоны России (с севера на юг )цветными карандашами, как на физической карте природных зон. Все зоны подписать.
Задача 2. Опираясь на материал учебника составить общую таблицу
Название природной зоны
Особенности природы, характеристика геогра-
фического положения
Животные и растительный мир
Использова-
ние природы данной зоны человеком.
Экологические проблемы и охрана природы
Работу обучающие выполняют самостоятельно в парах или группах.
Оценка деятельности.
Ученик самостоятельно проверяет работу по эталонам решений, причем эталон ученик получает, когда решит все задания учебного элемента. Исправляет ошибки. Оценивает свои знания по баллам и выставляет их в сводной таблице .
Ученик - главный работник на модульном уроке. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывает им необходимую помощь и поддержку .