СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование тканевой терапии в работе психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Общее понятие о тканевой терапии.

2. Техники диагностической, развивающей и коррекционной работы в тканевой терапии.

3. Использование тканевой терапии в работе с клиентами разного возраста.

4. Совмещение тканевой терапии с другими направлениями арт-терапии.

Просмотр содержимого документа
«Использование тканевой терапии в работе психолога»

Подготовила: практический психолог 1 категории ГДОУ ЛНР «Лутугинский ясли-сад «Ласточка» C улима В.Н.

Подготовила:

практический психолог

1 категории

ГДОУ ЛНР «Лутугинский ясли-сад «Ласточка»

C улима В.Н.

практический психолог 1 категории ГДОУ ЛНР «Лутугинский ясли-сад «Ласточка», детский и семейный психолог, арт-терапевт, арт-коуч, Монтессори-педагог, ведущий психологической трансформационной игры на развитие эмоционального интеллекта«Ключи в мир эмоций»

практический психолог 1 категории

ГДОУ ЛНР «Лутугинский ясли-сад «Ласточка», детский и семейный психолог, арт-терапевт, арт-коуч, Монтессори-педагог, ведущий психологической трансформационной игры на развитие эмоционального интеллекта«Ключи в мир эмоций»

Ф.И.О. Место работы и должность Ожидания. Мое настроение в начале занятия (цвет) Я люблю / не люблю…
  • Ф.И.О.
  • Место работы и должность
  • Ожидания.
  • Мое настроение в начале занятия (цвет)
  • Я люблю / не люблю…
 Тканевая терапия – это уникальное и оригинальное направление, которое основывается на терапевтической работе с тканями.

Тканевая терапия – это уникальное и оригинальное направление, которое основывается на терапевтической работе с тканями.

В работе с клиентами от 4 до 10 лет очень хорошо используется развивающая составляющая тканевой терапии. С клиентами подросткового возраста работа часто начинается с диагностического этапа, далее следует развивающий этап, а за ним коррекционный или психотерапевтический. Старше 18 лет с клиентами в работу подключается этап арт-коучингового консультирования.
  • В работе с клиентами от 4 до 10 лет очень хорошо используется развивающая составляющая тканевой терапии.
  • С клиентами подросткового возраста работа часто начинается с диагностического этапа, далее следует развивающий этап, а за ним коррекционный или психотерапевтический.
  • Старше 18 лет с клиентами в работу подключается этап арт-коучингового консультирования.
С детьми в тканевой терапии лучше работать на полу, а все взрослые клиенты предпочитают размещать свои тканевые картины на столе.
  • С детьми в тканевой терапии лучше работать на полу, а все взрослые клиенты предпочитают размещать свои тканевые картины на столе.
Выложить тканевую картину из 1 ткани «Я сейчас» Вопросы (дать письменные ответы): Что я хотела передать о себе в своей тканевой картине? Насколько тканевая картина показала весь мой потенциал сейчас? Что я могу изменить в своей тканевой картине, чтобы повысить искренность с самой собой?
  • Выложить тканевую картину из 1 ткани «Я сейчас»
  • Вопросы (дать письменные ответы):
  • Что я хотела передать о себе в своей тканевой картине?
  • Насколько тканевая картина показала весь мой потенциал сейчас?
  • Что я могу изменить в своей тканевой картине, чтобы повысить искренность с самой собой?
1. Диагностический этап. 2. Развивающий этап. 3. Терапевтический этап. 4. Арт-коучинговый этап. 5. Завершающий этап.

1. Диагностический этап.

2. Развивающий этап.

3. Терапевтический этап.

4. Арт-коучинговый этап.

5. Завершающий этап.

Это начальная стадия, когда только терапевт знакомиться с пациентом, выстраивает основы психологического доверия друг с другом. На этом этапе обсуждаются базовые эмоциональные состояния, запросы клиента, его способы выхода из проблемных ситуаций.
  • Это начальная стадия, когда только терапевт знакомиться с пациентом, выстраивает основы психологического доверия друг с другом. На этом этапе обсуждаются базовые эмоциональные состояния, запросы клиента, его способы выхода из проблемных ситуаций.
На этом этапе терапевт ставит своей задачей развить коммуникативные, ментальные навыки клиента, определить уровень его ответственности и развить творческое мышление. Развивающий этап позволяет поднять уровень рефлексии и саморефлексии.
  • На этом этапе терапевт ставит своей задачей развить коммуникативные, ментальные навыки клиента, определить уровень его ответственности и развить творческое мышление. Развивающий этап позволяет поднять уровень рефлексии и саморефлексии.
Если были определены запросы пациента, то переходят к терапевтическому этапу. Начинают использовать все ресурсы тканевой терапии. Человек должен изменить взгляд на свои проблемы, на свое состояние, взять ответственность за действия и слова и найти решения проблем. Здесь проявляется наибольшая активность и проявление творческой личности.
  • Если были определены запросы пациента, то переходят к терапевтическому этапу. Начинают использовать все ресурсы тканевой терапии. Человек должен изменить взгляд на свои проблемы, на свое состояние, взять ответственность за действия и слова и найти решения проблем. Здесь проявляется наибольшая активность и проявление творческой личности.
Основные задачи этого этапа: –  осознание внешних и внутренних ресурсов клиента для решения проблемы (задачи); –  формирование навыка самомотивации; –  построение максимально экологичного плана продвижения клиента к собственным целям; –  осознание и коррекция ограничивающих убеждений; –  формирование навыка самоконтроля, стрессменеджмента, таймменеджмента и др.
  • Основные задачи этого этапа:
  • –  осознание внешних и внутренних ресурсов клиента для решения проблемы (задачи);
  • –  формирование навыка самомотивации;
  • –  построение максимально экологичного плана продвижения клиента к собственным целям;
  • –  осознание и коррекция ограничивающих убеждений;
  • –  формирование навыка самоконтроля, стрессменеджмента, таймменеджмента и др.
На завершающем этапе терапевт должен понять, есть ли у клиента вопросы, на которые он еще не нашел ответа, и ему требуется в этом помощь. К этому этапу человек уже должен сам брать ответственность за дальнейшее решение своих проблем и организацию рефлексии
  • На завершающем этапе терапевт должен понять, есть ли у клиента вопросы, на которые он еще не нашел ответа, и ему требуется в этом помощь. К этому этапу человек уже должен сам брать ответственность за дальнейшее решение своих проблем и организацию рефлексии
– Наличие чистого кабинета, чистых тканей и чистоту других материалов работы; – Терапевт не касается тканевых картин клиента без разрешения клиента; – Терапевт называет части тканевой картины так, как называет их клиент. Если же клиент не обозначил что либо, рекомендуется уточнить у него: «Что это за элемент и какой его смысл в картине?»; – Клиент обязательно разбирает после себя свою тканевую картину (сфотографировав ее перед этим при необходимости) и размещает все ее элементы в надлежащие места; – В практике тканевой терапии нет описания случаев, где бы клиент забирал кусочки ткани или части работы домой. В норме, все должно остаться в пределах арт-терапевтического кабинета.

Наличие чистого кабинета, чистых тканей и чистоту других материалов работы;

Терапевт не касается тканевых картин клиента без разрешения клиента;

Терапевт называет части тканевой картины так, как называет их клиент. Если же клиент не обозначил что либо, рекомендуется уточнить у него: «Что это за элемент и какой его смысл в картине?»;

Клиент обязательно разбирает после себя свою тканевую картину (сфотографировав ее перед этим при необходимости) и размещает все ее элементы в надлежащие места;

В практике тканевой терапии нет описания случаев, где бы клиент забирал кусочки ткани или части работы домой. В норме, все должно остаться в пределах арт-терапевтического кабинета.

Терапевт не интерпретирует за клиента и никак не оценивает интерпретации клиента.  Терапевт постепенно активирует в клиенте посредством развивающих вопросов диалог бессознательного клиента с его сознанием через импульсы и подсказки в виде творческих работ (тканевых картин). Терапевт должен иметь истинную веру в терапевтический потенциал клиента и таким образом помочь ему самому поверит в то, что только сам клиент способен заметить, осознать и интерпретировать уникальные подсказки нашего мудрого бессознательного.
  • Терапевт не интерпретирует за клиента и никак не оценивает интерпретации клиента.
  • Терапевт постепенно активирует в клиенте посредством развивающих вопросов диалог бессознательного клиента с его сознанием через импульсы и подсказки в виде творческих работ (тканевых картин).
  • Терапевт должен иметь истинную веру в терапевтический потенциал клиента и таким образом помочь ему самому поверит в то, что только сам клиент способен заметить, осознать и интерпретировать уникальные подсказки нашего мудрого бессознательного.

Основная задача: повышение самооценки клиента и уверенности в себе. От 30 до 60 минут. Возрастные рамки:  от 18 лет.

Основная задача: повышение самооценки клиента и уверенности в себе.

От 30 до 60 минут.

Возрастные рамки:  от 18 лет.

Алгоритм работы: 1. Предложите клиенту описать собственную самооценку: какая она, устраивает ли она клиента, как она развивалась у клиента. Кто оказал наиболее существенный вклад на ее формирование, что в реальной жизни может служить угрозой самооценке клиента в данный момент и другие вопросы. 2. Предложите клиенту выбрать кусочек ткани и создать из него нечто, что могло бы представлять собой самооценку клиента на данный момент. 3. После этого попросите клиента выбрать другой отрезок ткани, который мог бы характеризовать самооценку клиента в будущем, ту, которую он бы хотел иметь. И также предложите клиенту выложить из ткани композицию так, как ему красиво.

Алгоритм работы:

1. Предложите клиенту описать собственную самооценку: какая она, устраивает ли она клиента, как она развивалась у клиента. Кто оказал наиболее существенный вклад на ее формирование, что в реальной жизни может служить угрозой самооценке клиента в данный момент и другие вопросы.

2. Предложите клиенту выбрать кусочек ткани и создать из него нечто, что могло бы представлять собой самооценку клиента на данный момент.

3. После этого попросите клиента выбрать другой отрезок ткани, который мог бы характеризовать самооценку клиента в будущем, ту, которую он бы хотел иметь. И также предложите клиенту выложить из ткани композицию так, как ему красиво.

4. Взять лист бумаги и нарисовать образ того, что нужно для перехода от реальной самооценки к желаемой и положить рисунок между тканями.
  • 4. Взять лист бумаги и нарисовать образ того, что нужно для перехода от реальной самооценки к желаемой и положить рисунок между тканями.
5. После этого предложите клиенту дать ответы на следующие развивающие вопросы (выполнить сейчас в парах): – Какие чувства вызывает у вас первая картина, а какие – вторая? – Есть ли отличие в размере тканей, которые вы использовали в первом и во втором случае. Почему для вас было важно взять ткани разные (или одинаковые)? – Есть ли отличие в цветовой гамме выбранных вами тканей для создания двух картин реальной и идеальной самооценки? С чем вы могли бы связать это? – Есть ли разница в текстуре тканей, которые вы используете в обоих случаях?

5. После этого предложите клиенту дать ответы на следующие развивающие вопросы (выполнить сейчас в парах):

Какие чувства вызывает у вас первая картина, а какие – вторая?

Есть ли отличие в размере тканей, которые вы использовали в первом и во втором случае. Почему для вас было важно взять ткани разные (или одинаковые)?

Есть ли отличие в цветовой гамме выбранных вами тканей для создания двух картин реальной и идеальной самооценки? С чем вы могли бы связать это?

Есть ли разница в текстуре тканей, которые вы используете в обоих случаях?

– Какая картина реальная или идеальная занимает больше места в пространстве? Как это связано с тем, какое время вы уделяете сейчас своей самооценке и планирует уделять в будущем? Или, возможно, это может быть связано еще с чем-либо? – Какими качествами рознятся две картины? Что есть такого у второй картины, чего нет в первой? – Какие самые позитивные эмоции призвана вызывать у вас вторая картина? – Какие занятия в вашей жизни, обычно, вызывают у вас подобные эмоции? – Как бы изменилась ваша жизнь, если бы она была больше наполнена подобными занятиями, делами и поступками? – Если бы вы сейчас могли обратиться к своей второй картине и сказать ей что-либо, то чтобы вы ей сказали?

Какая картина реальная или идеальная занимает больше места в пространстве? Как это связано с тем, какое время вы уделяете сейчас своей самооценке и планирует уделять в будущем? Или, возможно, это может быть связано еще с чем-либо?

Какими качествами рознятся две картины? Что есть такого у второй картины, чего нет в первой?

Какие самые позитивные эмоции призвана вызывать у вас вторая картина?

Какие занятия в вашей жизни, обычно, вызывают у вас подобные эмоции?

Как бы изменилась ваша жизнь, если бы она была больше наполнена подобными занятиями, делами и поступками?

Если бы вы сейчас могли обратиться к своей второй картине и сказать ей что-либо, то чтобы вы ей сказали?

Основная задача: осознание клиентом проблемы, своего участия в ней и выход на действие Инвентарь: цветные кусочки ткани, предметы, игрушки, камни. От 40 до 60 минут. Возрастные рамки: старше 18 лет.

Основная задача: осознание клиентом проблемы, своего участия в ней и выход на действие

Инвентарь: цветные кусочки ткани, предметы, игрушки, камни.

От 40 до 60 минут.

Возрастные рамки: старше 18 лет.

 Алгоритм работы:  1. Сформулируйте запрос или проблему, актуальную на текущий момент. Как я могу наилучшим образом …..? 2. Предложите клиенту создать из полотен «тканевую картину», которая отражала бы вашу ситуацию. Можно использовать предметы, игрушки, камешки.

Алгоритм работы:

1. Сформулируйте запрос или проблему, актуальную на текущий момент. Как я могу наилучшим образом …..?

2. Предложите клиенту создать из полотен «тканевую картину», которая отражала бы вашу ситуацию. Можно использовать предметы, игрушки, камешки.

3. После создания картины предложите клиенту дать ответы на следующие развивающие вопросы: Где в этой композиции Вы? Как Вы выглядите? Комфортно ли Вам там? Если Вас нет, то почему было важно не размещать себя? Какие чувства возникают при взгляде на картину? 3-4 чувства, эмоции. Возможно ли изменить что-либо в работе, чтобы стало легче дышать, чтобы появился намек на решение? Что добавить, что изменить?

3. После создания картины предложите клиенту дать ответы на следующие развивающие вопросы:

  • Где в этой композиции Вы? Как Вы выглядите? Комфортно ли Вам там? Если Вас нет, то почему было важно не размещать себя?
  • Какие чувства возникают при взгляде на картину? 3-4 чувства, эмоции.
  • Возможно ли изменить что-либо в работе, чтобы стало легче дышать, чтобы появился намек на решение? Что добавить, что изменить?
Ваши изменения в картине могут быть подсказками о Ваших действиях в реальной жизни? Что это за действия? Возьмите необычный предмет, который будет символизировать первый шаг в решении проблемы (бусинка, тесемка, пуговица…) найдите для него место в инсталяции. Как изменилось эмоциональное состояние после добавления элемента-решения?
  • Ваши изменения в картине могут быть подсказками о Ваших действиях в реальной жизни? Что это за действия?
  • Возьмите необычный предмет, который будет символизировать первый шаг в решении проблемы (бусинка, тесемка, пуговица…) найдите для него место в инсталяции.
  • Как изменилось эмоциональное состояние после добавления элемента-решения?
Основная задача: коррекция отношений с человеком или ситуацией. Инвентарь: полотна тканей, тесьма, веревочки, шнурки, бумага, ручка.

Основная задача: коррекция отношений с человеком или ситуацией.

Инвентарь: полотна тканей, тесьма, веревочки, шнурки, бумага, ручка.

Алгоритм работы:  1. Сформулируйте запрос: выберите человека, чувство, ситуацию, с которым хотите поработать. 2. Предложите клиенту создать из полотен «тканевую картину»: а) «Какие отношения сейчас?» б) «Какие отношения я хочу?»

Алгоритм работы:

1. Сформулируйте запрос: выберите человека, чувство, ситуацию, с которым хотите поработать.

2. Предложите клиенту создать из полотен «тканевую картину»:

а) «Какие отношения сейчас?»

б) «Какие отношения я хочу?»

Где в этой композиции Вы? Где Ваш партнер? Как чувствуют себя обе картины? В чем разница между ними? Какие эмоции есть, каких недостаточно? Как прийти из первой картины ко второй? Что нужно сделать для этого? Что мешает и останавливает? Какие есть ресурсы для этого уже сейчас? Какие есть риски и как их минимизировать? Какие простые действия можно сделать уже сейчас?
  • Где в этой композиции Вы?
  • Где Ваш партнер?
  • Как чувствуют себя обе картины?
  • В чем разница между ними?
  • Какие эмоции есть, каких недостаточно?
  • Как прийти из первой картины ко второй?
  • Что нужно сделать для этого?
  • Что мешает и останавливает?
  • Какие есть ресурсы для этого уже сейчас?
  • Какие есть риски и как их минимизировать?
  • Какие простые действия можно сделать уже сейчас?
1. Какие ощущения вызывает у вас ваша тканевая картина после ее создания? 2. Какие идеи и размышления сопровождали вас во время создания вашей тканевой картины? 3. Почему для вас было важно создать именно такой рисунок из ткани? Что вам важно было отразить? 4. Какие элементы вашей тканевой картины вызывают у вас особый интерес, особое внимание? Какой смысл они несут для вас?
  • 1. Какие ощущения вызывает у вас ваша тканевая картина после ее создания?
  • 2. Какие идеи и размышления сопровождали вас во время создания вашей тканевой картины?
  • 3. Почему для вас было важно создать именно такой рисунок из ткани? Что вам важно было отразить?
  • 4. Какие элементы вашей тканевой картины вызывают у вас особый интерес, особое внимание? Какой смысл они несут для вас?
5. Какие элементы в твоей работе вызывают наиболее приятные чувства? 6. Есть ли элементы в вашей работе, которые вызывают у вас тревожные чувства? 7. Какие наиболее важные для вас аспекты вашей ситуации вашей ситуации удалось отразить в тканевой картине? 8. Какие элементы вашей тканевой картины занимают сколько места в картине: Почему для вас это важно?
  • 5. Какие элементы в твоей работе вызывают наиболее приятные чувства?
  • 6. Есть ли элементы в вашей работе, которые вызывают у вас тревожные чувства?
  • 7. Какие наиболее важные для вас аспекты вашей ситуации вашей ситуации удалось отразить в тканевой картине?
  • 8. Какие элементы вашей тканевой картины занимают сколько места в картине: Почему для вас это важно?
9. Одинаковая ли структура разных тканей в вашей картине? Какое значение это имеет для вас? 10. Если бы вы могли начать изменение в вашей тканевой картине, то с какого элемента вы бы хотели начать и какие именно изменения вы бы хотели совершить в первую очередь? 11. Изменения на тканевой картине вызывают ли у вас какие либо изменения в эмоциональном состоянии? 12. С какими реальными изменениями в вашей реальной жизни могли бы стать первыми шагами после изменений в вашей тканевой картине?
  • 9. Одинаковая ли структура разных тканей в вашей картине? Какое значение это имеет для вас?
  • 10. Если бы вы могли начать изменение в вашей тканевой картине, то с какого элемента вы бы хотели начать и какие именно изменения вы бы хотели совершить в первую очередь?
  • 11. Изменения на тканевой картине вызывают ли у вас какие либо изменения в эмоциональном состоянии?
  • 12. С какими реальными изменениями в вашей реальной жизни могли бы стать первыми шагами после изменений в вашей тканевой картине?
Мое настроение в конце занятия (цвет) Что больше всего запомнилось? Что понравилось / не понравилось? Оправдались ли ожидания? Новогоднее пожелание себе, тренеру, коллегам.
  • Мое настроение в конце занятия (цвет)
  • Что больше всего запомнилось?
  • Что понравилось / не понравилось?
  • Оправдались ли ожидания?
  • Новогоднее пожелание себе, тренеру,

коллегам.

Ганим Барбара. Исцеление через искусство. Минск, 2015 Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании СПб.: Речь. 2014. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. СПб.: Речь, 2013. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. М.: Сфера, 2018. Саттарова Л.Ф. Влияние театральной арт-терапии на личность человека. [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru/35495040-Vliyanie-teatralnoy-art-terapiina-lichnost-cheloveka-the-influence-of-theatrical-art-therapy-at-the-person.html
  • Ганим Барбара. Исцеление через искусство. Минск, 2015
  • Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании СПб.: Речь. 2014.
  • Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. СПб.: Речь, 2013.
  • Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. М.: Сфера, 2018.
  • Саттарова Л.Ф. Влияние театральной арт-терапии на личность человека. [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru/35495040-Vliyanie-teatralnoy-art-terapiina-lichnost-cheloveka-the-influence-of-theatrical-art-therapy-at-the-person.html
  Мои контакты:  Я в социальных сетях: Валентина Сулима Одноклассники https://ok.ru/profile/514938507734 Вконтакте https://vk.com/vsulima86 Facebook https://www.facebook.com/svetlamojadusha І nstagram https :// www . instagram . com / svetlamojadusha /? hl = ru Электронная почта: svetlamojadusha@mail.ru Номер телефона: +79591707677 Буду рада быть полезной!!!

Мои контакты:

Я в социальных сетях:

Валентина Сулима

Одноклассники

https://ok.ru/profile/514938507734

Вконтакте

https://vk.com/vsulima86

Facebook

https://www.facebook.com/svetlamojadusha

І nstagram

https :// www . instagram . com / svetlamojadusha /? hl = ru

Электронная почта:

[email protected]

Номер телефона:

+79591707677

Буду рада быть полезной!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!