МБОУ БОЛЬШЕКУЛИКОВСКАЯ СОШ
МОРШАНСКИЙ РАЙОН ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДОКЛАД
«Использование единой коллекции цифровых образовательных ресурсов на разных этапах урока биологии»
Подготовила: Прохорская Т.Н.,
учитель биологии и химии
Поселок Центральный 2020 год
Цель: познакомить учителей с ресурсами «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru) и технологией их использования при проектировании современного урока биологии школе.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями, назначением ЦОР, а так же возможными вариантами применения на уроке.
2. Показать практическую значимость ЦОР для организации работы.
3. Формировать умения информационно – поисковой деятельности, используя при этом все возможные информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Оборудование: интерактивная доска, проектор, сеть- интернет.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – это учебный материал, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения.
В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:
1) специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;
2) «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издания;
3) размещенные на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.
Что дают ЦОР учителю?
• экономия времени на уроке;
• глубина погружения в материал;
• повышенная мотивация обучения;
• возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа - материалов;
• привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЦОР ученику?
• способствует росту успеваемости учащихся по предмету;
• позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
• формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
• способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
• делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:
Современные ЦОРы должны:
■ соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам в Челябинской области;
■ ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
■ обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
■ предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
■ обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
■ содержать варианты учебного планирования , предполагающего модульную структуру;
■ основываться на достоверных материалах;
■ превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
■ полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
■ обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
■ обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
■ иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
■ иметь удобный интерфейс.
Цифровые образовательные ресурсы не должны:
- представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
- дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;
- основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).
ЗАДАЧИ КОМПЛЕКТА ЦОРов:
Основными задачами комплекта ЦОРов являются:
►помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
►помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;
►помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
Содержание комплекта ЦОРов:
■ Блок получения информации: научно–популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа–компоненты, мультимедийные уроки–презентации.
■ Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.
■ Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;
■ Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет–ссылки с аннотациями.
■ Словарь терминов, определений, законов.
■ Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.
Все объекты будут организованы в соответствии с поурочным планированием к УМК, основанным, в свою очередь, на списке параграфов учебника.
Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов).
В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:
■ интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
■ демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагметы;
■ тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
■ материалы для учителя – презентации и уроки.
■ Интерактивные компоненты
Контрольные задания и вопросы для самопроверки являются интерактивными компонентами, позволяющими проверить знания учащегося. В набор ЦОРов к учебнику входят задания шести типов:
- выбор одного варианта ответа из нескольких;
- выбор нескольких вариантов ответа;
- ввод слова или фразы;
- указание на рисунке нужного объекта ;
- перетаскивание объектов и их наложение друг на друга;
- комбинированный ответ (несколько различных типов в одной задаче).
В большинстве типов задач компьютер автоматически проверяет ответ. В случае неправильного ответа может быть выдан комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос. Текст подсказки зависит от того, какой ответ выбрал учащийся.
Контрольные задания и задания для самопроверки могут использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения тем курса, для обеспечения обратной связи. Приведем некоторые примеры использования ЦОРов с заданиями:
- во время объяснения нового материала решение задачи и обсуждение правильных и неправильных подходов решения;
- закрепление учебного материала: выполнение 2 – 3 заданий за 5 – 10 минут;
- домашнее задание или самостоятельное выполнение заданий учащимися в классе по выбору учителя;
- подготовка к тематическому контролю.
Контрольные, самостоятельные работы и тесты представляют собой подобранную последовательность из 5–10 вопросов и задач различных типов по темам набора ЦОРов. Учащийся может отвечать на вопросы последовательно или «перескакивать» с задания на задание. В специальном окне отмечается количество пройденных заданий и количество правильных ответов (оценка в процентах от максимального балла по данной работе). Эти интерактивные компоненты позволяют учащимся организовать самоаттестацию, то есть проверить свои знания без участия преподавателя.
Проектирование учебного занятия с применением ЦОР.
Своеобразной «канвой» урока, внеурочного занятия служат презентации. При подготовке к уроку мы подбираем соответствующий изучаемой тематике видеоряд, на основании которого создаём авторские презентации. Тем самым реализуя принцип наглядности.
Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.
Компьютер с проектором может решить проблему реализации в учебном процессе принципа наглядности, причем наглядности интерактивной.
Но нам зачастую не хватает времени на подготовку презентация, здесь приходят на помощь ЦОР.
Сегодня существует достаточно большой выбор ЦОР, доступных учителю. Я предлагаю вашему вниманию образовательный ресурс на Федеральном сайте сети Интернет Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.school-collection.edu.ru.
А также Федеральный портал "Российское Образование" Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee
На данном портале каждый учебный модуль автономен и представляет собой интерактивный мультимедиапроект одного из типов – информационный, практический и контрольный. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно загрузить и установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. – проигрыватель ресурсов для ОС Windows или для ОС Linux.
Доступ к данному сайту бесплатный (показ интерфейс сайта, каталог ресурсов, показ строки Программа для пользования ресурсом).
1.Проходим по ссылкам http://www.school-collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee
2. В каталоге ресурсов выбираем предмет, класс, учебный материал.
3. Выбираем нужную карточку ресурса
Для удобства использования ЦОР составляем технологическую карту, в которую вносим ссылки на все этапы урока. Например,
Технологическая карта урока
Тема: «Внешнее строение и скелет пресмыкающихся»
Этап урока | Деятель-ность учителя | Деятельность учащегося | Название ресурса/ Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР |
Усвоение новых знаний | Организует и корректирует работу с ЦОР | Работают с интерактивной моделью | Внешнее строение пресмыкающихся Интерактивная модель | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8e5f0-0a01-022a-00cc-b126b7d0e453/view/ |
| Просматривают видеофрагмент | Передвижение пресмыкающихся Видеофрагмент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16fa82-0a01-022a-016a-b2e8e608fb14/view/ |
| | Представители пресмыкающихся Иллюстрация | Гадюка рогатая http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8bd90-0a01-022a-00bf-e943763f9825/view/ Крокодил http://school-collection.edu.ru/catalog/res/df18eca1-0461-40e2-8f29-43af226713b1/view/ Ящерица прыткая http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8bd89-0a01-022a-01f7-7c71444cae7a/view/ |
Этап закрепления (проверки знаний) | Организует и корректирует работу с ЦОР | Работают с интерактивной моделью | Интерактивная модель «Внешнее строение пресмыкающихся» | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8e5f0-0a01-022a-00cc-b126b7d0e453/view/ |
Федеральный портал "Российское Образование" Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee
Каждый учебный модуль автономен и представляет собой интерактивный мультимедиапроект одного из типов – информационный, практический и контрольный.
Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно загрузить и установить специальный программный продукт – ОМС-плеер – проигрыватель ресурсов для ОС Windows.
Рассмотрим примеры модулей по биологии.
Тема «Кровеносная система»
I. Этап усвоения новых знаний
Информационный модуль
1. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения
2. Движение крови по сосудам
II.Этап закрепления знаний
Практический модуль
Движение крови и лимфы. Органы кровообращения
III. Этап контроля знаний
1. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения
2. Движение крови по сосудам
Тема «Опорно-двигательная система»
I. Этап усвоения новых знаний
Информационный модуль
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение
II.Этап закрепления знаний
Практический модуль
Скелет человека
III. Этап контроля знаний
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение
Для проектирования учебного занятия (урока) с применением ЦОР преподавателю важно:
Планируя урок, учитель должен помнить, что условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями.
Нормы СанПиН
Работа с компьютером
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут;
для учащихся 7-11 классов — 35 минут.
Работа с интерактивной доской
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:
в 5-11 классах — 10 минут.
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:
3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОРов
Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета:
►один компьютер + проектор на класс:
- демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;
- демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);
- «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;
- использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию);
►два ученика - один компьютер:
- фронтальные лабораторные работы;
- групповое исследовательское задание;
- групповое творческое задание;
- интерактивное обучение способам решения задач;
►один ученик - один компьютер:
- виртуальный лабораторный практикум;
- индивидуальное исследовательское задание;
- индивидуальное творческое задание;
- интерактивное обучение способам решения задач;
- компьютерное тестирование.
Предлагается также возможным использование комплекта ЦОРов учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).
Для аттестации учащихся можно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи комплекта ЦОРов контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе).
Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест. Затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.
Комплект ЦОРов полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер.
Таким образом, Интернет и цифровые образовательные ресурсы можно использовать и при организации уроков, и для повышения мотивации школьников к обучению, и для дополнительного образования.