СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ЦОР на разных этапах урока биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с ресурсами «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru) и технологией их использования  при проектировании современного урока биологии школе

Просмотр содержимого документа
«Использование ЦОР на разных этапах урока биологии»

МБОУ БОЛЬШЕКУЛИКОВСКАЯ СОШ

МОРШАНСКИЙ РАЙОН ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ















ДОКЛАД

«Использование единой коллекции цифровых образовательных ресурсов на разных этапах урока биологии»









Подготовила: Прохорская Т.Н.,

учитель биологии и химии













Поселок Центральный 2020 год



Цель: познакомить учителей с ресурсами «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru) и технологией их использования при проектировании современного урока биологии школе.

Задачи:

1. Познакомить с особенностями, назначением ЦОР, а так же возможными вариантами применения на уроке.

2. Показать практическую значимость ЦОР для организации работы.

3. Формировать умения информационно – поисковой деятельности, используя при этом все возможные информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).


Оборудование: интерактивная доска, проектор, сеть- интернет.



Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – это учебный материал, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения.

В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:

1) специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;

2) «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издания;

3) размещенные на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.

Что дают ЦОР учителю?

• экономия времени на уроке;

• глубина погружения в материал;

• повышенная мотивация обучения;

• возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа - материалов;

• привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает ЦОР ученику?

• способствует росту успеваемости учащихся по предмету;

• позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

• формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

• способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;

• делает занятия интересными и развивает мотивацию;

• учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.



Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные ЦОРы должны:

■ соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам в Челябинской области;

■ ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

■ обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

■ предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

■ обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

■ содержать варианты учебного планирования , предполагающего модульную структуру;

■ основываться на достоверных материалах;

■ превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

■ полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

■ обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

■ обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

■ иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

■ иметь удобный интерфейс.

 

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

- представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

- дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

- основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

ЗАДАЧИ КОМПЛЕКТА ЦОРов:

Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

помощь учителю при подготовке к уроку:

      - компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

      - большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

      - эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

      - подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

      - подготовка творческих заданий;

      - подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

      - обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

помощь при проведении урока:

      - демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

      - использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

      - компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

      - индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

      - повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

      - автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

      - большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

      - возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

      - развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

      - помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

      - приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

 

Содержание комплекта ЦОРов:

■ Блок получения информации: научно–популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа–компоненты, мультимедийные уроки–презентации.

■ Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.

■ Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;

■ Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет–ссылки с аннотациями.

■ Словарь терминов, определений, законов.

■ Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.

Все объекты будут организованы в соответствии с поурочным планированием к УМК, основанным, в свою очередь, на списке параграфов учебника.

 

Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов).

            В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:

■ интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

■ демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагметы;

■ тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

■ материалы для учителя – презентации и уроки.

■ Интерактивные компоненты

Контрольные задания и вопросы для самопроверки являются интерактивными компонентами, позволяющими проверить знания учащегося. В набор ЦОРов к учебнику входят задания шести типов:

- выбор одного варианта ответа из нескольких;

- выбор нескольких вариантов ответа;

- ввод слова или фразы;

- указание на рисунке нужного объекта ;

- перетаскивание объектов и их наложение друг на друга;

- комбинированный ответ (несколько различных типов в одной задаче).

            В большинстве типов задач компьютер автоматически проверяет ответ. В случае неправильного ответа может быть выдан комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос. Текст подсказки зависит от того, какой ответ выбрал учащийся.

            Контрольные задания и задания для самопроверки могут использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе  изучения тем курса, для обеспечения обратной связи. Приведем некоторые примеры использования ЦОРов с заданиями:

            - во время объяснения нового материала решение задачи и обсуждение правильных и неправильных подходов решения;

            - закрепление учебного материала: выполнение 2 – 3 заданий за 5 – 10 минут;

            - домашнее задание или самостоятельное выполнение заданий учащимися в классе по выбору учителя;

            - подготовка к тематическому контролю.

            Контрольные, самостоятельные работы и тесты представляют собой подобранную последовательность из 5–10 вопросов и задач различных типов по темам набора ЦОРов. Учащийся может отвечать на вопросы последовательно или «перескакивать» с задания на задание. В специальном окне отмечается количество пройденных заданий и количество правильных ответов (оценка в процентах от максимального балла по данной работе). Эти интерактивные компоненты позволяют учащимся организовать самоаттестацию, то есть проверить свои знания без участия преподавателя.








Проектирование учебного занятия с применением ЦОР.

Своеобразной «канвой» урока, внеурочного занятия служат презентации. При подготовке к уроку мы подбираем соответствующий изучаемой тематике видеоряд, на основании которого создаём авторские презентации. Тем самым реализуя принцип наглядности.

Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.

Компьютер с проектором может решить проблему реализации в учебном процессе принципа наглядности, причем наглядности интерактивной.
Но нам зачастую не хватает времени на подготовку презентация, здесь приходят на помощь ЦОР.

Сегодня существует достаточно большой выбор ЦОР, доступных учителю. Я предлагаю вашему вниманию образовательный ресурс на Федеральном сайте сети Интернет Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.school-collection.edu.ru.


А также Федеральный портал "Российское Образование" Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee

На данном портале каждый учебный модуль автономен и представляет собой интерактивный мультимедиапроект одного из типов – информационный, практический и контрольный.  Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно загрузить и установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. – проигрыватель ресурсов для ОС Windows или для ОС Linux.

Доступ к данному сайту бесплатный (показ интерфейс сайта, каталог ресурсов, показ строки Программа для пользования ресурсом).


1.Проходим по ссылкам http://www.school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee

2. В каталоге ресурсов выбираем предмет, класс, учебный материал.

3. Выбираем нужную карточку ресурса



Для удобства использования ЦОР составляем технологическую карту, в которую вносим ссылки на все этапы урока. Например,

Технологическая карта урока

Тема: «Внешнее строение и скелет пресмыкающихся»

Этап урока

Деятель-ность учителя

Деятельность учащегося

Название ресурса/ Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР

Усвоение новых знаний

Организует и корректирует работу с ЦОР

Работают с интерактивной моделью

Внешнее строение пресмыкающихся

Интерактивная модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8e5f0-0a01-022a-00cc-b126b7d0e453/view/


Просматривают видеофрагмент

Передвижение пресмыкающихся

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16fa82-0a01-022a-016a-b2e8e608fb14/view/



Представители пресмыкающихся

Иллюстрация

Гадюка рогатая http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8bd90-0a01-022a-00bf-e943763f9825/view/

Крокодил http://school-collection.edu.ru/catalog/res/df18eca1-0461-40e2-8f29-43af226713b1/view/

Ящерица прыткая http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8bd89-0a01-022a-01f7-7c71444cae7a/view/

Этап закрепления (проверки знаний)

Организует и корректирует работу с ЦОР

Работают с интерактивной моделью

Интерактивная модель «Внешнее строение пресмыкающихся»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8e5f0-0a01-022a-00cc-b126b7d0e453/view/



Федеральный портал "Российское Образование" Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee

Каждый учебный модуль автономен и представляет собой интерактивный мультимедиапроект одного из типов – информационный, практический и контрольный. 

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно загрузить и установить специальный программный продукт – ОМС-плеер – проигрыватель ресурсов для ОС Windows.

Рассмотрим примеры модулей по биологии.

Тема «Кровеносная система»

I. Этап усвоения новых знаний

Информационный модуль

1. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

2. Движение крови по сосудам

II.Этап закрепления знаний

Практический модуль

Движение крови и лимфы. Органы кровообращения

III. Этап контроля знаний

1. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

2. Движение крови по сосудам



Тема «Опорно-двигательная система»

I. Этап усвоения новых знаний

Информационный модуль

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение

II.Этап закрепления знаний

Практический модуль

Скелет человека

III. Этап контроля знаний

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение



Для проектирования учебного занятия (урока) с применением ЦОР преподавателю важно:

  • научиться осуществлять поиск и отбор ЦОР в соответствии с имеющимися условиями;

  • определять целесообразность использования ЦОР на различных этапах урока.

Планируя урок, учитель должен помнить, что условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями.

Нормы СанПиН

Работа с компьютером
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

  • для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут;

  • для учащихся 7-11 классов — 35 минут.

Работа с интерактивной доской

  • Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:

  • в 5-11 классах — 10 минут.

  • Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:

  • 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).


С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.


Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОРов

Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами  в зависимости от оснащения школьного кабинета:

один компьютер + проектор на класс:

- демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;

- демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);

- «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;

- использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию);

два ученика - один компьютер:

- фронтальные лабораторные работы;

- групповое исследовательское задание;

- групповое творческое задание;

- интерактивное обучение способам решения задач;

один ученик - один компьютер:

- виртуальный лабораторный практикум;

- индивидуальное исследовательское задание;

- индивидуальное творческое задание;

- интерактивное обучение способам решения задач;

- компьютерное тестирование.

Предлагается также возможным использование комплекта ЦОРов учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).

Для аттестации учащихся можно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи комплекта ЦОРов контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе).

Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест. Затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.

Комплект ЦОРов полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер.


Таким образом, Интернет и цифровые образовательные ресурсы можно использовать и при организации уроков, и для повышения мотивации школьников к обучению, и для дополнительного образования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!