СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование учителем-дефектологом коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос применения учителем-дефектологом коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрыты особенности применения данных технологий на практике и приведены примеры использования в образовательной деятельности средств изотерапии,  сказкотерапии, музыкотерапии, игротерапии, пескотерапии.             

Просмотр содержимого документа
«Использование учителем-дефектологом коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Использование учителем-дефектологом коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Г.А. Баранова,

кандидат педагогических наук, доцент

ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


М.Н. Савенкова,

учитель-дефектолог

МКДО «Детский сад №9 компенсирующего вида»,

г. Ефремов, Тульская область


Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения учителем-дефектологом коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрыты особенности применения данных технологий на практике и приведены примеры использования в образовательной деятельности средств изотерапии,  сказкотерапии, музыкотерапии, игротерапии, пескотерапии.             

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное воспитание, коррекционно-развивающие технологии, арт – терапия, изотерапия,  сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, пескотерапия.             



Инклюзивное образование признается сегодня одним из современных вариантов организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Социальная перспектива в отношении детей с ОВЗ существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию образовательной деятельности, удовлетворяющей образовательные потребности каждого ребенка. Однако состояние здоровья детей является фактором,  препятствующим освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Обеспечение данных условий связано с введением в образовательный процесс дошкольной образовательной организации коррекционно-развивающих технологий, направленных на коррекцию нарушений в развитии речи, эмоционально-волевой сферы и поведения, сочетанными недостатками развития.

Одним из эффективных направлений коррекционно – развивающих технологий является  арт - терапия. Реализация данной технологии в образовательном процессе ДОО предполагает использование учителем-дефектологом средств изотерапии,  сказкотерапии, музыкотерапии, игротерапии, пескотерапии.                        

Изотерапия – одно из направлений арт - терапии, которая опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в коррекционных целях. Изотерапия дополняется сказкотерапией, игротерапией, что наиболее эффективно при работе с детьми с ОВЗ. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Коррекционные занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывают чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

Сказкотерапия. В ходе этих занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия с детьми с ОВЗ с использованием сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного  и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя.

Музыкотерапия. Одним из важных средств развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкальная терапия. Она представляет собой метод, использующий музыкальные произведения в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Различные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия. Это может быть прослушивание музыкальных произведений, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционно-развивающих приемов с целью усиления их воздействия. В настоящее время этот метод активно используется в коррекции эмоциональных нарушений у детей: страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игротерапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми. Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. С помощью игры педагог может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром.

Одним из самых универсальных и доступных для детей с ОВЗ направлений арт – терапии является пескотерапия.  Пескотерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит ребенка.  Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и развитие детей.

Благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее усваивает учебный материал, пространственные и временные понятия. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая  моторика руки. Занимаясь  играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать все правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Особо нуждаются в такой терапии дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких  детей выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха.

Игры на песке  - одна из форм естественной деятельности ребенка, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью, и каждая игра имеет конкретное целевое применение.

Благодаря различным видам арт - терапии можно решать задачи развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, саморегуляции, мелкой моторики; формирования умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и понимать позицию другого; адекватного межличностного поведения и самооценки, способности искать и раскрывать ресурсы детей с  ОВЗ.

Применение коррекционно – развивающих технологий на занятиях позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ, значительно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!