СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии»





















Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии





















Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Введение

Здоровье детей - одно из основных источников счастья, радости и полноценной жизни родителей, учителей, общества в целом. Для нас главной проблемой, которая связана с будущим Донецкой Народной Республики, является сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи. Беспокойство вызывает резкое ухудшение состояния физического и умственного развития подрастающего поколения, снижение уровня рождаемости и продолжительности жизни, рост смертности, особенно детской.

Приходя в школу, 85% детей имеют нарушения соматического и психического характера, увеличивается количество детей, имеющих психоневрологические заболевания. Поэтому главной задачей в деятельности педагогических коллективов учебных заведений на современном этапе должно быть сохранение и укрепление здоровья детей, формирование положительной мотивации на здоровый образ жизни у учителей, учеников и их родителей.



раздел 1

Теоретическое обоснование здоровьесберегающих технологий

1.1 Сущностная характеристика здоровьесберегающих технологий

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый ученик должен получить во время обучения знания, которые понадобятся ему в будущей жизни. Осуществление указанной цели возможно при условии внедрения технологий здоровьесберегающей педагогики.

Учитель, владея современными педагогическими знаниями, при постоянном взаимодействии с учащимися, их ними родителями, медицинскими работниками, школьным психологом, планирует и организовывает свою деятельность с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех субъектов педагогического процесса. В своей работе он обращается к различным педагогическим технологиям.

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов, и их взаимовоздействие, которое имеет цель оптимизации форм образования.

Следует отметить, что здоровьесберегающей педагогики не может быть представлена ​​как конкретная образовательная технология. Вместе с тем, понятие "здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности общеобразовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Все педагогические технологии, которыми пользуется учитель на уроке, могут быть определены (количественно или качественно) по степени влияния их на здоровье учащихся.

Некоторые ученые предлагают выделить понятие "здоровьеформирующие воспитательные технологии", понимая под ним те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценность, а также мотивацию на здоровый образ жизни.

Другие ученые под здоровьесберегающими технологиями предлагают понимать:

• благоприятные условия обучения ребенка в школе (без стрессовых ситуаций, адекватность требований, методик обучения и воспитания);

• оптимальную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований)

• необходимость достаточного и рационально организованного двигательного режима.

Учителя-практики дополняют содержание здоровьесберегающих технологий понятием "здоровьесберегающие мероприятия".



1.2 Обобщенная характеристика здоровьесберегающей технологии

Деятельность общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся только тогда может считаться полноценной и эффективной, если в полной мере профессионально и эффективно реализуются здоровьесберегающие технологии.

Анализ существующих здоровьесберегающих технологий дает возможность выделить следующие типы технологий в сфере сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесберегающие - те, что создают безопасные условия для пребывания, обучения и работы в школе, и те, что решают задачи рациональной организации воспитательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебного и физической нагрузки возможностям ребенка.

Оздоровительные - технологии, направленные на укрепление физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья.

Некоторые методы (например, фитотерапия и гимнастика) в зависимости от характера воздействия и способов применения и категорий учащихся могут использоваться как в рамках здоровьесберегающих, так и в пределах оздоровительных технологий, формирование жизненных навыков на уроках химии и биологии, профилактика травматизма и злоупотребление алкогольными и психоактивными веществами.

Для достижения цели здоровьесберегающих образовательных технологий применяются следующие группы средств:

• двигательной направленности (физкультминутки, динамические перерывы);

• оздоровительные силы природы (витаминотерапия)

В здоровьесберегающих образовательных технологиях применяются две группы методов: специфические (присущие только процессу педагогики) и педагогические (применяются во всех случаях обучения и воспитания). Среди специфических методов на основе существующей педагогической практики можно выделить следующие: рассказ, дидактическое рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, видеометод упражнения, практический метод, ситуативный метод, игровой метод, активные методы обучения.

Использование методов и приемов зависит от профессиональных способностей учителя, его личной заинтересованности; от региональных и местных условий. Цель всех здоровьесберегающих образовательных технологий - сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни.

Исследованиями доказано, что эффективность формирования здорового образа жизни требует активного привлечения учащихся к здоровьесберегающей учебного процесса, формирование у них активной позиции по укреплению и сохранению собственного здоровья.

Конечно, решение проблемы сохранения здоровья детей и подростков требует внимание всех заинтересованных в этом: педагогов, медиков, родителей, представителей общественности. Однако особое место и ответственность с оздоровительной деятельности отводится образовательной системе, которая должна и имеет все возможности для того, чтобы сделать образовательный процесс здоровьесберегающих. и в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем Донецкой Народной Республики.

2. Использование здоровьесберегающих технологий в школе

Школа работает в режиме 5-дневной недели. Учебный день ребенка насыщен умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и продолжительное нахождение в статическом положении приводит к переутомлению.

Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения).

  • на 50% – от образа жизни;

  • на 25% – от состояния окружающей среды;

  • на 15% – от наследственной программы;

  • на 10% – от возможностей медицины.

И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса:

1. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

  • игровых ситуаций на уроке;

  • разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);

  • наглядности;

  • занимательных упражнений;

  • фантазирования;

  • загадок по различным темам.

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

2. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным вовремя урока является:

а) Чередование различных видов учебной деятельности:

– опрос учащихся;
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– решение задач.

б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).

Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) Проведение физкультурных минуток

Мною используются на каждом уроке оздоровительные динамические паузы, которые помогают восстановить умственную и физическую работоспособность

- предупреждение утомления глаз. Эту задачу я решаю с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз.
- на регуляцию психического состояния.

Все вы, несомненно, используете физминутки на уроках, перед вами на столе некоторые из них, думаю вы согласитесь со мной, что с учениками 7-х - 11-х классов такие физминутки уже не проведёшь. Предлагаю вашему вниманию оздоровительные физминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа, которые можно использовать на любом уроке и в любом классе.

Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно а последовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".

Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.



Предлагаю вашему вниманию минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Прошу вас выполнять со мной:

Рекомендуемые упражнения: 
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.

 Упражнение для глаз





  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд, повторить 6-8 раз.

Упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения, расслаблению мышц глаза.



2. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.



3. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставить палец правой руки по средней линии лица напротив переносицы на расстоянии 25-30см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него двумя глазами 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Упражнение снимает усталость мышцы, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.



4. Закрыть веки. Проводить массаж их с помощью движений по кругу пальцами в течение 1 минуты.

Упражнение снимает спазм мышц глаз и улучшает кровоснабжение.



5. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см от глаз. Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Закрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд. Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Затем аналогичное упражнение выполняется при фиксации пальца левой руки с прикрытием правого глаза. Повторить 5-6 раз.

Упражнение способствует работе обоих глаз.



6. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону. Медленно перемещать палец справа налево и слева направо, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз.

Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.



7. Одновременно тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко левого глаза и тремя пальцами правой руки легко нажать на верхнее веко правого глаза. Через 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.

Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.



8. Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек. Затем перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

Упражнение развивает способность удерживать взор на близком расстоянии.



9. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх. Медленно перемещать палец сверху вниз и следить за ним глазами.

Повторить 10-12 раз.

Упражнение укрепляет мышцы глаз вертикального действия и совершенствует их координацию.



10. Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо. Выполнить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные руки по кругу по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца. Выполнить это упражнение левой рукой, совершая движения по кругу против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз.

Упражнение развивает координацию движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата.



11. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить вниз. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левый. Повторить 6-8 раз.

Упражнение совершенствует сложные руки глаз.



12. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх. Сделать ими движения по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз.

Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных реакций.



13. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить вниз. Повернуть глаза вправо, затем влево. Повторить 6-8 раз.

Упражнение развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.



14. Ноги поставить на ширину плеч. Голову опустить, посмотреть на носок левой ноги (зафиксировать точку). Поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты. Опустить голову, посмотреть на носок правой ноги. Поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3-6 раз.

Упражнение способствует улучшению координации движений глаз и головы.



15. Вытянуть руки вперед на ширину плеч на уровне глаз. Посмотреть в правый верхний угол комнаты. Перевести взгляд на концы пальцев левой руки. Посмотреть в левый верхний угол комнаты. Перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повторить 6-4 раза.

Упражнение развивает сложные координационные движения глаз.



Примечание. Упражнения 1, 2, 4, 7, 8, 10, 12, 13 выполняют сидя, а упражнения 3, 5, 6, 9, 11, 14, 15, 16 — стоя.

В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудичстую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы.

г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

– эмоциональная мотивация в начале урока

– создание ситуации успеха

3. Экологическое пространство

– озеленение кабинета;
– освещение кабинета;
– проветривание кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Назовём основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки.



Выводы

Исследованиями доказано, что эффективность формирования здорового образа жизни требует активного привлечения учащихся к здоровьесберегающей учебного процесса, формирование у них активной позиции по укреплению и сохранению собственного здоровья.

Формирование ценностной мотивации личности к здоровому образу жизни, воспитание здорового человека - процесс достаточно сложный и противоречивый. Следует не один год работать над тем, чтобы каждый ребенок осознал тот факт, что состояние здоровья и творческих возможностей человека почти на 70% зависит от него самого, от уровня и стиля его жизни, от его собственной культуры здоровья и только на 30% - от факторов внешней среды, а также то, что здоровье является основной жизненной ценностью человека.

Конечно, решение проблемы сохранения здоровья детей и подростков требует тельные внимание всех заинтересованных в этом: педагогов, медиков, родителей, представителей общественности. Однако особое место и ответственность с оздоровительной деятельности отводится образовательной системе, которая должна и имеет все возможности для того, чтобы сделать образовательный процесс здоровьесберегающих, и в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем поколении.

Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести и каждому педагогу образовательного учреждения. Один из эффективных способов сопровождения здоровья учащихся ОУ - реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.





Список литературы

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -Т.3.

2. Шеремет И. Индивидуальная антиалкогольная воспитательная работа в деятельности учителя физической культуры // Физическое воспитание в школе. -2005. -№6. -С.46-48

3. Кравченко Л. Влияние разностороннего физического воспитания на развитие физических и нравственных качеств учащихся // Здоровье и физическая культура. 2009. -№9 (141). -С.1-6 Рябченко С. Физическое воспитание школьников // Здоровье и физическая культура. -2007. -№26 (86). -С.10-20

4. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. -Тернополь: Учебная книга "Богдан", - 2001. -Ч.1. -272 С.

5. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. -Тернополь: Учебная книга "Богдан


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!