СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников»

Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников

Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности.

Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Родители должны понимать, что основное значение в развитии ребёнка имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в формировании и развитии ребёнка не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд детей.

Наблюдая за детьми, в процессе игровой деятельности, специально организованного обучения, мы пришли к выводу, что большинство детей дошкольного возраста имеют проблемы при построении связного высказывания, уровень информативности высказываний находится на низком уровне, им сложно составлять распространенные предложения. Нарушения речи являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей дошкольного возраста. Более чем у 70% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить (в детском возрасте), вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения в цепи развития “ребенок – подросток – взрослый”, то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для старших дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (А. Н. Леонтьев 1981 г.).

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М.).

Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивают умственные способности дошкольников.

Наглядное моделирование это:

Опорные картинки;

Схемы;

Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы;

Карточки-символы;

Реальные предметы и т. д.

Актуальность использования знаково-символической деятельности или наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в том, что:

- во-первых, для детей характерна утомляемость и быстрая потеря интереса к занятию. Использование данного метода вызывает активный интерес и помогает решить эту проблему.

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей и выделять главное, систематизировать полученные знания.

Предметные картинки; Сюжетные картинки; Серии сюжетных картинок.

Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, составления рассказа-описания, ознакомлению с окружающим, обучению грамоте и мн. др.

Мнемотехника. Мнемотаблицы. Схемы.

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

Развитие связной и диалогической речи.

Развитие у детей умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать сказки, рассказы, стихи и т. п.

Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки объекта.

Развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.

Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей. Их используют для:

обогащения словарного запаса;

при обучении составлению рассказов;

при пересказах;

при заучивании стихов.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов. Они помогают детям выстраивать:

- план (строение) рассказа;

- последовательность рассказа;

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:

кодирование в образы;

запоминание (соединение двух образов);

пересказ информации с опорой на символы;

воспроизведение мнемосхемы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что знаково-символическая деятельность или метод наглядного моделирования, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей рассказыванию, перессказыванию и заучиванию стихотворений.

Знаково-символическая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию у детей абстрактного мышления, ассоциативной памяти, что является немаловажным фактором и помощью при переходе детей из наглядно-образного мышления в словесно-логическое, которое характерно для детей младшего школьного возраста.

Данный метод поможет эффективнее осуществлять подготовку детей к школе, так как способствует развитию способностей к анализу и синтезу образов и графических символов, их раскодирования и воспроизведения через речь.

Развитая речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!