ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Султанбеков Жасулан,
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Обобщив результаты диагностики, мы выделили три уровня преодоления профессионального кризиса педагога: высокий, средний, низкий. Характеристика уровней преодоления профессионального кризиса педагога в системе повышения квалификации приведены в таблице 1.
Таблица 1. - Характеристика уровней преодоления профессионального кризиса педагога в системе повышения квалификации
№ | Уровни развития | Количество % | Характеристика уровня |
1 | Низкий | 45-59 | - не ориентирован на успех, эмоционально не устойчив; -проявляет высокий уровень тревожности; --высокий уровень эмоционального выгорания; -редко проявляет личностную активность, самооценка (завышена или занижена); -не уверен в себе; - низкий уровень развития рефлексии; - нет стремления улучшать качество основных видов деятельности; -испытывает затруднения в преодолении возрастных кризисов |
2 | Средний | 60-74 | -ориентирован на успех, не стабильно эмоционально устойчив; -проявляет средний уровень тревожности; --средний уровень эмоционального выгорания; -проявляет личностную активность эпизодически, уверенность в себе, неустойчивую мотивацию достижения; -позитивное самоощущение не стабильно, периодически впадает в депрессию; - средний уровень развития рефлексии; -периодически проявляет стремление улучшать качество основных видов деятельности; -испытывает иногда затруднения успешное в прохождении возрастных кризисов |
3 | Высокий | 75-100 | -педагог проявляет все компоненты преодоления профессионального кризиса; -ориентирован на успех, эмоционально устойчив; -проявляет эмпатию, ассертивность; -проявляет низкий уровень тревожности; --низкий уровень эмоционального выгорания; -проявляет личностную активность, адекватную самооценку, уверенность в себе, стремление к саморазвитию, мотивацию достижения; -позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира; -высокий уровень развития рефлексии; -стремления улучшать качество основных видов деятельности; -успешное прохождение возрастных кризисов, саморегуляция |
Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Данный тест включает 18 вопросов и по три предлагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.
Определены критерии преодоления профессионального кризиса педагога в системе повышения квалификации:
- педагог проявляет все компоненты преодоления профессионального кризиса;
- ориентирован на успех, эмоционально устойчив;
- проявляет низкий уровень тревожности;
- низкий уровень эмоционального выгорания;
- проявляет личностную активность, адекватную самооценку, уверенность в себе, стремление к саморазвитию, мотивацию достижения;
- позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
- высокий уровень развития рефлексии;
- стремления улучшать качество основных видов деятельности;
- успешное прохождение возрастных кризисов.
Таким образом, разработанные методики исследования, определение педагогических условий преодоления профессионального кризиса педагога в системе повышения квалификации и соответствующие критерии позволили провести опытно-экспериментальное исследование.
организована работа по реализации педагогических условий преодоления профессионального кризиса педагогов в системе повышения квалификации. Обеспечивалось преодоление профессионального кризиса педагогов в системе повышения квалификации: проведение тренингов, практико-ориентированных семинаров повышения квалификации педагогов «Способы преодоления профессионального кризиса педагога».
Разработана и апробирована программа тренингов для педагогов «Преодоление профессионального кризиса педагога» (приложение Б)
Цель программы:
- формирование знаний о способах саморегуляции;
- профилактика и коррекция профессионального кризиса;
Задачи программы:
- комплексная диагностика профессионального кризиса;
- знакомство с синдромом профессионального выгорания;
- обучение приемам и методам саморегуляции в ситуациях профессионального кризиса;
- обучение технологии моделирования своей профессиональной деятельности;
- отработка навыков решения личностных проблем;
- проведение тренинга личностного роста.
Программа тренинга «Преодоление профессионального кризиса педагога» рассчитана на 36 часов и представлена в таблице 5.
Таблица 5. - Примерный тематический план тренинговых занятий по программе «Преодоление профессионального кризиса педагога»
№ | Тематика занятий | Задачи | Кол-во часов |
1 | Саморегуляция и самоуправление как способы преодоления профессионального кризиса педагога | -создание условий психологического комфорта и безопасности тренинговой работы; -знакомство участников с основными принципами работы тренинговых групп; -организация процесса самопознания и самораскрытия; -освоение продуктивного стиля общения | 3 |
2 | Потребность в развитии как условие преодоления профессионального кризиса педагога. Тренинг личностного роста | -осознание барьеров профессионального и личностного роста; -коррекция стереотипов профессионального поведения; -развитие самосознания и самоисследования; -обучение релаксации | 3 |
3 | Самопознание как фактор саморазвития | -развитие представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности; -отработка приемов саморегуляции и коррекции поведения | 3 |
4 | Формирование мотивации достижения успеха | -формирование мотивации к личностному и профессиональному росту | 2 |
5 | Целеполагание как способ профессионального развития с целью преодоления профессионального кризиса | -развитие навыков целеполагания и осмысления жизни; -повышение уверенности в себе; -овладение педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения | 2 |
6 | Техника педагогического взаимодействия | -гармонизация эмоционального состояния; снижение психической напряженности; -овладеть умением открыто выражать свои чувства, что повышает вероятность возникновения диалогического по форме и по сути общения с коллегами и учащимися | 3 |
7 | Профессионально-личностные качества педагога как условие преодоления профессионального кризиса педагога | -обучение элементам саморегуляции; -обучение технологии моделирования своей профессиональной деятельности; -преодоление личностных проблем | 3 |
8 | Саморазвитие как подход к обучению для личностного роста | -рассмотреть особенности дистанционной, группой форм организации процесса обучения педагогов для преодоления профессионального кризиса | 3 |
9 | Самооценка и оценка окружающими как условие преодоления профессионального кризиса | -помочь педагогам идентифицировать профессиональную состоятельность; -овладеть способами действий, направленных на преодоление профессионального кризиса педагога | 2 |
10 | Негативное влияние профессионального выгорания на личностно-профессиональное развитие педагога. Способы преодоления профессионального кризиса | - ознакомить участников тренинга с сущностью профессионального выгорания, как результата дисгармоничного прохождения кризисов развития личности педагогов: причинами, структурными особенностями, проявлениями, и его отрицательным влиянием на здоровье и жизнедеятельность педагогов | 3 |
11 | Национальная культура как основа жизнеустойчивости | -рассмотреть методы и приемы народной педагогики, национальной культуры, как факторы противостояния жизненным трудностям | 2 |
12 | Ментальная составляющая преодоления профессионального кризиса педагога. Тренинг успешности | -определить духовные ценности как основу жизненной успешности; - создать условия для формирования у педагогов ценностных установок, направленных на сохранение профессионального здоровья и восстановление своего потенциала, для повышения уверенности в себе | 2 |
13 | Тренинг развития уверенности в себе | - дать педагогам возможность освоить эффективные способы выработки системы собственных убеждений и повышения уверенности в себе, способы постановки и достижения целей и планирования будущего, способы снятия психоэмоционального напряжения | 2 |
14 | Новая роль учителя в условиях информационного общества и перехода на освоение общеобразовательного стандарта нового поколения | -сформировать понимание значимости роли учителя в современном образовании | 3 |
Таким образом, профессиональные кризисы возможно разрешить, если педагоги овладеют конструктивными стратегиями преодоления профессионально обусловленных кризисов (активные действия, вступление в социальный контакт, тренинг личностного роста, тренинг развития уверенности в себе), что обеспечивается проведенным тренингом с педагогами в институте повышения квалификации по разработанной нами программе. Данный тренинг имеет надпредметный характер, проводится с педагогами как факультативный курс, после основных занятий по программе курсовой подготовки. Тренинг проводится с педагогами в возрасте от 25 до 50 лет, когда у педагогов может быть переход от одной стадии профессионального становления к другой: кризис профессиональных ожиданий обусловливает переход к стадии профессиональной адаптации; кризис профессионального роста и кризис профессиональной карьеры сопровождают стадии первичной и вторичной профессионализации; кризис социально-профессиональной самоактуализации детерминирует стадию профессионального мастерства.
Список литературы
Гришина И.В., Подзюбанова Ю.В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб ГУПМ, 2019. - 180 с.
Ляпцев А.В., Элиасберг Н.И., Щербова Т.В. Анализ результативности повышения квалификации слушателей в системе постдипломного образования: Методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2019. - 108 с.
Чекалева Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе. - СПб.: Книжный дом, 2018. - 296с.
Шипилина Л.А. Теоретические и технологические основы подготовки менеджеров образования в педагогическом университете: дисс. … докт.пед.наук. - Барнаул: ГПУ, Омск, 2018. - 470 с.