СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование эффективности педагогических условий преодоления профессиональных кризисов педагогов в условиях повышения квалификации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

организована работа по реализации педагогических условий преодоления профессионального кризиса педагогов в системе повышения квалификации. Обеспечивалось преодоление профессионального кризиса педагогов в системе повышения квалификации: проведение тренингов, практико-ориентированных семинаров повышения квалификации педагогов «Способы преодоления профессионального кризиса педагога».организована работа по реализации педагогических условий преодоления профессионального кризиса педагогов в системе повышения квалификации. Обеспечивалось преодоление профессионального кризиса педагогов в системе повышения квалификации: проведение тренингов, практико-ориентированных семинаров повышения квалификации педагогов «Способы преодоления профессионального кризиса педагога».

Просмотр содержимого документа
«Исследование эффективности педагогических условий преодоления профессиональных кризисов педагогов в условиях повышения квалификации»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


Султанбеков Жасулан,

Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Обобщив результаты диагностики, мы выделили три уровня преодоления профессионального кризиса педагога: высокий, средний, низкий. Характеристика уровней преодоления профессионального кризиса педагога в системе повышения квалификации приведены в таблице 1.


Таблица 1. - Характеристика уровней преодоления профессионального кризиса педагога в системе повышения квалификации


Уровни развития

Количество %

Характеристика уровня

1

Низкий

45-59

- не ориентирован на успех, эмоционально не устойчив;

-проявляет высокий уровень тревожности;

--высокий уровень эмоционального выгорания;

-редко проявляет личностную активность, самооценка (завышена или занижена);

-не уверен в себе;

- низкий уровень развития рефлексии;

- нет стремления улучшать качество основных видов деятельности;

-испытывает затруднения в преодолении возрастных кризисов

2

Средний

60-74


-ориентирован на успех, не стабильно эмоционально устойчив;

-проявляет средний уровень тревожности;

--средний уровень эмоционального выгорания;

-проявляет личностную активность эпизодически, уверенность в себе, неустойчивую мотивацию достижения;

-позитивное самоощущение не стабильно, периодически впадает в депрессию;

- средний уровень развития рефлексии;

-периодически проявляет стремление улучшать качество основных видов деятельности;

-испытывает иногда затруднения успешное в прохождении возрастных кризисов

3

Высокий

75-100

-педагог проявляет все компоненты преодоления профессионального кризиса;

-ориентирован на успех, эмоционально устойчив;

-проявляет эмпатию, ассертивность;

-проявляет низкий уровень тревожности;

--низкий уровень эмоционального выгорания;

-проявляет личностную активность, адекватную самооценку, уверенность в себе, стремление к саморазвитию, мотивацию достижения;

-позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;

-высокий уровень развития рефлексии;

-стремления улучшать качество основных видов деятельности;

-успешное прохождение возрастных кризисов, саморегуляция


Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Данный тест включает 18 вопросов и по три предлагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.

Определены критерии преодоления профессионального кризиса педагога в системе повышения квалификации:

- педагог проявляет все компоненты преодоления профессионального кризиса;

- ориентирован на успех, эмоционально устойчив;

- проявляет низкий уровень тревожности;

- низкий уровень эмоционального выгорания;

- проявляет личностную активность, адекватную самооценку, уверенность в себе, стремление к саморазвитию, мотивацию достижения;

- позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;

- высокий уровень развития рефлексии;

- стремления улучшать качество основных видов деятельности;

- успешное прохождение возрастных кризисов.

Таким образом, разработанные методики исследования, определение педагогических условий преодоления профессионального кризиса педагога в системе повышения квалификации и соответствующие критерии позволили провести опытно-экспериментальное исследование.

организована работа по реализации педагогических условий преодоления профессионального кризиса педагогов в системе повышения квалификации. Обеспечивалось преодоление профессионального кризиса педагогов в системе повышения квалификации: проведение тренингов, практико-ориентированных семинаров повышения квалификации педагогов «Способы преодоления профессионального кризиса педагога».

Разработана и апробирована программа тренингов для педагогов «Преодоление профессионального кризиса педагога» (приложение Б)

Цель программы:

- формирование знаний о способах саморегуляции;

- профилактика и коррекция профессионального кризиса;

Задачи программы:

- комплексная диагностика профессионального кризиса;

- знакомство с синдромом профессионального выгорания;

- обучение приемам и методам саморегуляции в ситуациях профессионального кризиса;

- обучение технологии моделирования своей профессиональной деятельности;

- отработка навыков решения личностных проблем;

- проведение тренинга личностного роста.

Программа тренинга «Преодоление профессионального кризиса педагога» рассчитана на 36 часов и представлена в таблице 5.


Таблица 5. - Примерный тематический план тренинговых занятий по программе «Преодоление профессионального кризиса педагога»


Тематика занятий

Задачи

Кол-во часов

1

Саморегуляция и самоуправление как способы преодоления профессионального кризиса педагога

-создание условий психологического комфорта и безопасности тренинговой работы;

-знакомство участников с основными принципами работы тренинговых групп;

-организация процесса самопознания и самораскрытия;
-освоение продуктивного стиля общения

3

2

Потребность в развитии как условие преодоления профессионального кризиса педагога. Тренинг личностного роста

-осознание барьеров профессионального и личностного роста;

-коррекция стереотипов профессионального поведения;

-развитие самосознания и самоисследования;
-обучение релаксации

3

3

Самопознание как фактор саморазвития

-развитие представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности;
-отработка приемов саморегуляции и коррекции поведения

3

4

Формирование мотивации достижения успеха

-формирование мотивации к личностному и профессиональному росту

2

5

Целеполагание как способ профессионального развития с целью преодоления профессионального кризиса

-развитие навыков целеполагания и осмысления жизни;

-повышение уверенности в себе;

-овладение педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения

2

6

Техника педагогического взаимодействия

-гармонизация эмоционального состояния; снижение психической напряженности;
-овладеть умением открыто выражать свои чувства, что повышает вероятность возникновения диалогического по форме и по сути общения с коллегами и учащимися

3

7

Профессионально-личностные качества педагога как условие преодоления профессионального кризиса педагога


-обучение элементам саморегуляции;
-обучение технологии моделирования своей профессиональной деятельности;
-преодоление личностных проблем

3

8

Саморазвитие как подход к обучению для личностного роста

-рассмотреть особенности дистанционной, группой форм организации процесса обучения педагогов для преодоления профессионального кризиса

3

9

Самооценка и оценка окружающими как условие преодоления профессионального кризиса

-помочь педагогам идентифицировать профессиональную состоятельность;

-овладеть способами действий, направленных на преодоление профессионального кризиса педагога

2

10

Негативное влияние профессионального выгорания на личностно-профессиональное развитие педагога. Способы преодоления профессионального кризиса

- ознакомить участников тренинга с сущностью профессионального выгорания, как результата дисгармоничного прохождения кризисов развития личности педагогов: причинами, структурными особенностями, проявлениями, и его отрицательным влиянием на здоровье и жизнедеятельность педагогов

3

11

Национальная культура как основа жизнеустойчивости

-рассмотреть методы и приемы народной педагогики, национальной культуры, как факторы противостояния жизненным трудностям

2

12

Ментальная составляющая преодоления профессионального кризиса педагога. Тренинг успешности

-определить духовные ценности как основу жизненной успешности;

- создать условия для формирования у педагогов ценностных установок, направленных на сохранение профессионального здоровья и восстановление своего потенциала, для повышения уверенности в себе

2

13

Тренинг развития уверенности в себе

- дать педагогам возможность освоить эффективные способы выработки системы собственных убеждений и повышения уверенности в себе, способы постановки и достижения целей и планирования будущего, способы снятия психоэмоционального напряжения

2

14

Новая роль учителя в условиях информационного общества и перехода на освоение общеобразовательного стандарта нового поколения

-сформировать понимание значимости роли учителя в современном образовании

3


Таким образом, профессиональные кризисы возможно разрешить, если педагоги овладеют конструктивными стратегиями преодоления профессионально обусловленных кризисов (активные действия, вступление в социальный контакт, тренинг личностного роста, тренинг развития уверенности в себе), что обеспечивается проведенным тренингом с педагогами в институте повышения квалификации по разработанной нами программе. Данный тренинг имеет надпредметный характер, проводится с педагогами как факультативный курс, после основных занятий по программе курсовой подготовки. Тренинг проводится с педагогами в возрасте от 25 до 50 лет, когда у педагогов может быть переход от одной стадии профессионального становления к другой: кризис профессиональных ожиданий обусловливает переход к стадии профессиональной адаптации; кризис профессионального роста и кризис профессиональной карьеры сопровождают стадии первичной и вторичной профессионализации; кризис социально-профессиональной самоактуализации детерминирует стадию профессионального мастерства.


Список литературы

  1. Гришина И.В., Подзюбанова Ю.В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб ГУПМ, 2019. - 180 с.

  2. Ляпцев А.В., Элиасберг Н.И., Щербова Т.В. Анализ результативности повышения квалификации слушателей в системе постдипломного образования: Методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2019. - 108 с.

  3. Чекалева Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе. - СПб.: Книжный дом, 2018. - 296с.

  4. Шипилина Л.А. Теоретические и технологические основы подготовки менеджеров образования в педагогическом университете: дисс. … докт.пед.наук. - Барнаул: ГПУ, Омск, 2018. - 470 с.



Скачать

© 2023, 94 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!