СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа.»














Исследовательская работа.

















Тема: Библиотека с именем.

Возрастная группа: средняя.

Работу выполнила: Жабина Ксения,

Учащиеся 9 кл. МБОУ «Красноуральская СОШ»

Руководитель: педагог- библиотекарь Жабина О.В.

























Содержание


Введение

ГЛАВА 1.Библиотеки названные в честь Н.К.Крупской и А.Гайдара

1.1 История библиотек

ГЛАВА 2. Практическое исследование

2.1 Публичные библиотеки в Оренбургской области

2.2 Роль библиотек в СССР

2.3 Областная библиотека имени Н.К.Крупской и А.Гайдара в Оренбурге

2.4 Областные библиотеки им. Н.К.Крупской и А.Гайдара в Оренбурге и бывшей республике Советского Союза

      1. Биография Крупской Н.К.

2.5.2 Биография А.Гайдара

Заключение

Список использованных источников

Приложение


























Введение

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался.

Библиотеки играют важную роль в жизни всех людей. Мы не можем купить все книги, которые нам нравятся или которые бы нам хотелось прочитать. Поэтому мы берем книги в библиотеке.
Книги нельзя читать только для удовольствия. Чтение книг помогает в нашем образовании. В библиотеках мы можем найти все виды книг: романы, биографические и художественные произведения, рассказы, приключенческие произведения, техническую литературу, произведения для детей и др. В некоторых библиотеках можно найти книги, написанные многими иностранными языками.

В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.

Забота о воспитании является важнейшей государственной задачей и одновременно привлекает внимание общественных объединений, средств массовой информации, религиозных конфессий.

Поскольку судьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, то, следовательно, юные читатели должны быть приоритетной группой.

Все библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования.

Библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире.

Сегодня информационная среда быстро меняется, меняется и роль библиотек.

Объектом исследования являются библиотеки Оренбургской области, а предметом присвоение имен.

Гипотеза исследования. Данный период представляет особый интерес, так как предоставляет возможность обратиться к ранее не установленным архивным материалам о процессах присвоения имен библиотекам области.

Проблема исследования, заключающаяся в изучении фактов, влияющих на название библиотек.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть на конкретном историческом материале историю присвоения имен библиотекам в Оренбургской области;

- установить факторы, влиявшие на присвоение имен библиотекам Оренбуржья.






































1.Библиотеки названные в честь Н.К.Крупской и А.Гайдара.

Н.К.Крупская занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации.

С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению, и, благодаря, пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования, стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки, что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Этому вопросу была посвящена статья Крупской «РКСМ и бойскаутизм». Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания, критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко (после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой Антона Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького. В 1930-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа», но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы.

Крупская — автор многочисленных работ о В. И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Была инициатором открытия многих музеев в СССР.

22 января 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара (1904- 1941).
    "Гайдар был не только писателем… Это был путешественник, разведчик, солдат. Его любят не только за книги, но и за то, что он был самим собой - без преувеличения, без притворства"- эти слова писателя Вениамина Каверина как нельзя лучше раскрывают образ Аркадия Петровича Гайдара. 

    В 1940 году появилась главная книга А. Гайдара – «Тимур и его команда». Повесть о ребятах, которые придумали удивительную игру – они тайно помогают людям, живущим в подмосковном дачном посёлке. В годы Великой Отечественной войны многие тысячи советских ребят организовали «тимуровские отряды» в городах и сёлах нашей страны. И после войны тимуровцы совершили много важных и полезных дел. 
    С позиций сегодняшнего дня можно добавить, что Аркадий Гайдар шагал далеко впереди детской европейской литературы. Задолго до Джоан Роулинг с её Гарри Поттером, писателю удалось создать образ Тимура, притягательного для миллионов детей и побеждающего своей порядочностью, добротой жизненное зло. Этот литературный феномен, созданный А. Гайдаром, как и его жизнь, достойны серьезного, объективного исследования. 
    Значительную часть его занимают материалы, освещающие жизненный и творческий пути писателя. 
        Все представленные материалы могут быть использованы в индивидуальной и массовой работе библиотек, направленной на популяризацию творчества писателя среди различных групп читателей. 
    Повышению эффективности работы по продвижению литературного наследия А.П. Гайдара призваны способствовать и методические рекомендации в помощь работе библиотек "Писатель, воин, патриот", сценарный план проведения вечера-портрета "А. Гайдар - человек, писатель, гражданин", обзор книжной выставки "Всадник, скачущий впереди", конкурсы, викторины, дайджест "А. Гайдар на страницах периодической печати". 















    1. История библиотек

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

В самом простом понимании, это место, где хранятся книги. Слово «библиотека» - греческого происхождения и буквально значит «книгохранилище». Древнейшая из известных в мире библиотек находилась в столице государства Ассирии (территория современного Ирака) – городе Ниневии. Её владельцем был царь Ашшурбанипал.

 Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым. Об этом событии летописец Нестор писал: «...Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром».

Библиотеки бывают:

  • Государственные

  • Бюджетные

  • Муниципальные

  • Частные

  • Личные (семейные)

  • Учебные и т. д.

Социальные виды универсальных библиотек:

  • Публичная

  • Для слепых

  • Детская

  • Юношеская

  • Вузовская

  • Академическая

  • Отраслевые

  • и другие

Специальные отраслевые библиотеки бывают:

  • Медицинские

  • Сельскохозяйственные

  • Технические

  • Художественные и другие

Деятельность библиотек по обслуживанию читателей осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В некоторых библиотеках работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы обслуживания сочетаются, хотя не для всех единиц хранения возможны обе.








































2.1 Публичные библиотеки в Оренбургской области

Современные библиотеки, помимо традиционных информационных и просветительских функций, выполняют ещё одну важнейшую задачу – сохранение культурной памяти. Библиотека транслирует культуру через поколения, постоянно воспроизводя духовные ценности. Тем самым библиотечный институт обеспечивает культурную преемственность поколений, сберегает память о прошлом и сохраняет его лучшие традиции.

Сегодня мемориальная деятельность все более актуальной для библиотек. Это очень современно. В них создаются музейные экспозиции, посвященные выдающимся людям.. Такие библиотеки активно используют современные технологии для выполнения своей особой миссии – сохранения живой памяти о выдающихся людях.

Присвоение имен способствует формированию позитивного имиджа библиотек. В практике PR хорошо известно, что имя – одна из важнейших характеристик бренда, оно легко запоминается и при успешной деятельности ее носителя создает прочные ассоциации с положительным имиджем, сложившимся за долгие годы. Вот например знаменитая Свердловская областная библиотека им. В. Г. Белинского даже взяла уменьшительное название «Белинка» в качестве одного из брендов.

В России более сотни библиотек носит имя А. С. Пушкина. От универсальных научных до маленькой сельской. Как в такой ситуации «множественности» имя может выявлять уникальность, непохожесть библиотеки – те её качества, которые особенно привлекательны для населения?

Но ведь в данном городе, данном районе или селе пушкинская библиотека – единственная, и свою самобытность, непохожесть может выделить с помощью различных приёмов. Бесспорно, через своеобразный дизайн (удачных примеров можно привести немало). Но самое главное – через содержательные аспекты работы: верность просветительским традициям, продвижение качественной литературы (независимо от жанра или отрасли), её постоянную оценку и отбор – маркирование высокого и низкого, создание в библиотеке атмосферы творческого поиска для самых разных категорий посетителей, ориентацию на интеллектуальную подпитку людей и др. Т е. речь идёт о верности столь уважаемому великим поэтом Просвещению, духовным ценностям Золотого и Серебряного веков отечественной культуры.

Феноменальным по своей сути и размаху стало в последнее десятилетие движение павленковских библиотек, развернувшееся на громадной территории Уральского и частично Поволжского регионов. Осуществляемое под эгидой ЮНЕСКО, оно объединяет свыше 300 библиотек. Движение началось с мемориальных библиотек, созданных в начале прошлого века на деньги замечательного русского издателя, просветителя Ф. Павленкова. Ныне, например, в Челябинской области, его используют в качестве почётного бренда – как поощрение за инновационную деятельность.

Каждая библиотека хочет быть уникальной, иметь свое лицо. Некоторые публичные библиотеки изначально ориентированы на выполнение мемориальной функции. Они обычно имеют уникальную историю становления и развития, определённый тематический профиль деятельности, поэтому вполне логично, что в этих учреждениях создаются оригинальные музейные экспозиции.

Создание музейных уголков считается перспективным направлением работы, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в своем населенном пункте, так и в районе, городе.

Именные библиотеки области, а их в области сегодня 27, вносят значительный вклад в дело популяризации жизни и деятельности лиц, чье имя они носят (Приложение №1). Присваивая имена выдающихся деятелей истории, культуры, литературы, известных уроженцев, организуя уголки памяти, мини-музеи, проводя литературно-краеведческие чтения, библиотеки умножают славу и стимулируют интерес молодежи к личности, жизни и творчеству выдающихся соотечественников.

В свою очередь, хочется отметить, что мемориальная функция библиотеки не должна осуществляться два раза в год: в день рождения и в день смерти писателя, а должна развиваться планомерно. И мероприятия, проходящие в «неделю памяти», или декаду, посвященную Дню рождения – это всего лишь попытка прикоснуться к имени, сделать наибольший акцент внимания читательской аудитории на персону.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, как организовать работу библиотек с именем наиболее содержательно, интересно и эффективно, чтобы имя библиотеки стало ее брендом на долгие годы.

Опыт одной библиотеки всегда интересен и для другой. Цель сегодняшнего мастер-класса – обмен опытом, и он очень важен, потому что может стать основой для совершенствования библиотечной работы в нашей области.

Публичные библиотеки как учреждения социального и культурного назначения способны оказывать поддержку в получении информации и организации досуга людям с ОВЗ, нуждающимся в социальной реабилитации и адаптации в обществе.
Выделяют три основные группы пользователей с ОВЗ, с которыми должна работать библиотека в плане их социальной адаптации:

  • непосредственно инвалиды;

  • родители детей-инвалидов;

  • специалисты, по роду профессиональной деятельности связанные с людьми с ОВЗ (социальные и медицинские работники, учителя, представители различных общественных организаций и др.).

Так как люди с ОВЗ как целевая группа пользователей публичных библиотек неоднородна, работа с ними должна проводиться дифференцированно на основании характера ограниченных возможностей (дефекты зрения, слуха, ограниченная подвижность) и возраста (дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые люди) .


Необходимо отметить, что библиотеки, обслуживающие людей с ОВЗ, не могут работать автономно. Как правило, они тесно взаимодействуют с органами местной власти, органами социальной защиты населения, обществами инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ), реабилитационными центрами, общественными организациями и другими учреждениями, цель которых – решение вопросов интеграции и адаптации в обществе социально незащищенных слоев населения.


К настоящему времени в библиотеках нашей страны всех типов накоплен большой опыт работы с лицами с ОВЗ. При этом используются различные формы и методы.


В Оренбурге существует библиотека для слепых. Государственное бюджетное учреждение культуры «Оренбургская областная библиотека для слепых» — ведущее реабилитационное учреждение Оренбургской области. Специальная библиотека для слепых является социальным институтом, осуществляющим библиотечно-информационные услуги гражданам с нарушением зрения, независимо от места их проживания на территории области. Услуги, предоставляемые библиотекой, способствуют образованию, профессиональной деятельности, творческому и культурному развитию, реабилитации, социализации и интеграции в социум людей с ограничениями в жизнедеятельности.



 







2.2 Роль библиотек в СССР

После Октябрьской революции 1917 библиотеки, ставшие основными базами повышения культурного уровня населения, пополнялись за счет национализированных книжных фондов. В 1918 СНК издал декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ». В том же году были созданы библиотеки ВСНХ и Соц­академии. В 1919 организована Центральная медицинская библиотека и др. В это же время формируется сеть библиотек в Рабочее-крестьянской Красной Армии. 
По декрету СНК «О централизации библиотечного дела в РСФСР» 3 ноября 1920 координация руковод­ства библиотек всех ведомств была возложена на Наркомат народного просвещения. Была создана система коллекторов для комплектования фондов библиотек. 
27 марта 1934 ЦИК СССР принял постановление «О библиотечном деле в СССР», направленное на улучшение системы руководства библиотеками и подготовку кадров. 1 октября 1934 была проведена Всесоюзная библиотечная перепись. В годы первых пятилеток сеть библиотек значительно расширилась: сложилась сеть массовых, профсоюзных, научных и технических библиотек. 
В годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории погибла большая часть книжных фондов, для восстановления которых после войны был организован специальный Государственный фонд литературы. В 1945 в СССР была проведена государственная регистрация библиотек, им было передано более 13 млн книг. 
В 1948 появилась новая форма обслуживания сельского населения в виде передвижных библиотек. В 1953 библиотеки перешли в ведение образованных в СССР и союзных республиках министерств культуры. В сентябре 1959 принято постановление ЦК КПСС о состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране, отметившее неудовлетворительное состояние материально-технической базы и подбора кадров. Для осуществления государственного контроля за работой библиотек при министерстве культуры СССР была организована Главная библиотечная инспекция. 
Значительным достижением в 1960-е стало создание сети юношеских библиотек. Так, в октябре 1966 открыта Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР. По инициативе министерства культуры РСФСР с начала 1966 был проведен эксперимент по централизации сети массовых библиотек в Липецке, Нижнем Тагиле и Шахтах. В этом же году министерство культуры СССР и ВЦСПС утвердили «Примерные положения организации единой сети массовых библиотек». К началу 1974 централизация сети массовых библиотек была проведена более чем в 140 городах и сельских районах восьми союзных республик. Одновременно началась централизация сети проф­союзных библиотек. 
В 1975 образована Государственная межведомственная библиотечная комиссия при министерстве культуры СССР, которая занималась научной работой по вопросам библиотековедения, теории библиографии и книговедения. «Положение о библиотечном деле в СССР» (1984) закрепило объединение библиотек в единую систему и их плановое развитие. 
В 1987—1988 министерство культуры СССР организовало в 13 базовых библиотеках эксперимент по внедрению платных услуг, что позволило обновить фонды и сделать доступной литературу повышенного спроса. Преобразования 2-й половины 1980-х показали, что, несмотря на высокие количественные показатели (326 тыс. библиотек), уровень информационного обслуживания в силу устаревшей материально-технической базы не соответствовал требованиям общества. Началом перестройки библиотечного дела стало внедрение с 1991 автоматизированной информационно-библиотечной системы. 

Помимо этого в СССР работали областные, краевые библиотеки и библиотеки автономных республик универсального профиля. В ряду важнейших библиотек были научные библиотеки ведущих университетов и прежде всего основанная еще в 1756 Научная библиотека Московского университета, которой в 1932 было присвоено им. А. М. Горького. 
Имелась и сеть библиотек ведущих государственных архивов: ЦГАОР СССР (1920), ЦГИА СССР (1918), ЦГАНХ СССР (1920), ЦГАДА и др.

















    1. Областная библиотека имени Н.К.Крупской и А.Гайдара в Оренбурге.

Сегодня в полном объеме идет работа библиотеки им.Н.К Крупская. Проводятся выставки, мероприятия и многое другое.


Конференция «Мы - за читающую Россию!»

-19 ноября 2019 г. в ООУНБ им Н.Крупской пройдет конференция «Мы - за читающую Россию!».

Мероприятие проводится в рамках проекта Союза женщин России «Мы - за читающую Россию», направленного на внедрение в практику деятельности женских советов новых моделей поддержки детского и семейного чтения, развития читательской компетенции детей и родителей. Начало встречи в 10.00

-9 ноября 2019 года в АртХаус Клубе Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской пройдет показ и обсуждение французского кинофильма «Клео от 5 до 7» режиссёра Аньес Варды, вышедший на экраны в 1962 году. Начало в 17.00.

-20 ноября 2019 года в ООУНБ им. Н.К. Крупской состоится публичная лекция Г. Х. Дусаевой.

Лекция на тему «Степные пожары: мифы и реальность» будет посвящена ряду актуальных и дискуссионных вопросов, посвященных влиянию пожаров на степные экосистемы, в том числе,  на заповедные степные территории. Начало в 12.00.

-20 ноября 2019 года в Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоится пятое заседание клуба «Создай свою родословную».

Встреча будет посвящена административно-территориальному устройству Оренбургской губернии и области.Начало в 18.00 в читальном зале № 1 библиотеки. Вход свободный.

-21 ноября 2019 года в 18.30 состоится литературный квартирник, посвященный 130-летию со дня рождения   одной из наиболее значимых фигур русской литературы ХХ века Анны Ахматовой. Вечер будет посвящен чтению стихов великой поэтессы.




В библиотеке А.Гайдара также ключом журчит работа и проводят разные мероприятия.

-Литературно-игровая программа «Мама лучшая на свете!» (ко дню Матери) 6+ 21.11.2019

-Экскурсия в библиотеку «Читающий, понимающий, продвинутый» 6+ 21.11.2019г.

-Мастер- класс по оригами «Сюрприз для любимой мамы» 6+ 19-22.11.2019

-Урок- игра «Маленькие дети с большими правилами» 20.11.2019




























2.4 Областные библиотеки им. Н.К.Крупской и А.Гайдара в Оренбурге и бывшей республике Советского Союза

Первая библиотека появилась в Оренбурге в 1853 г. Она была создана при канцелярии генерал-губернатора В.А. Перовского выдающимся русским востоковедом В.В. Григорьевым и предназначалась для чиновников канцелярии, которые нуждались в справочной литературе и периодических изданиях по краеведению и востоковедению.

Всего за 3 года - с 1853 по 1855 г. библиотека значительно выросла. В 1855 году в книжном фонде числилось 335 сочинений в 686 томах. Это были книги из личной библиотеки генерал-губернатора, а также приобретенные в Петербурге.  В 1856 году библиотека была официально  утверждена.

В 1867 году генерал-губернатор Н.А. Крыжановский поставил вопрос об обращении библиотеки в городскую публичную.  Однако, по разным причинам, только в 1882 году Оренбургская городская дума приняла постановление об учреждении общественной библиотеки и создала комиссию для разработки её устава. И, наконец, 19 февраля 1888 года по настоянию городского головы С.И. Назарова состоялось открытие городской общественной читальни, а в 1889 году - и публичной библиотеки с музеем. (СЛ2)

В 1925 году фонды первой Оренбургской общественной библиотеки в количестве 17481 экз. были переданы в губернскую центральную городскую библиотеку, в структуре которой работали  - абонемент, читальный зал, отдел иностранной литературы, детское отделение, передвижной фонд. В 1928 году в Центральной библиотеке были открыты абонемент (СЛ3) и читальный зал. К этому времени в фонде числилось уже более 40 тысяч книг.

В январе 1935 года, вскоре после создания Оренбургской области (1934 г.), библиотека была преобразована в областную. Это создало благоприятные условия для ее развития, во многом изменило характер ее деятельности. С этого времени библиотека начала получать обязательный платный экземпляр издаваемых в стране книг. Она стала главной библиотекой области. В феврале 1936 года областной библиотеке присвоено имя Н.К.Крупской.

Первые послевоенные годы отмечены ростом книжного фонда,  читателей и книговыдачи, происходит становление библиотеки как методического центра. В 1955 году было организовано книгохранилище с фондом 300 тысяч экземпляров.(СЛ4)

В 1959 году было  принято постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в  стране». С этого периода нача­лось становление библиотеки как ведущего библиотечного учреждения региона, в которое много сил вложили Г.В. Кучапина - заслуженный работник культуры, директор библиотеки с 1961 по 1986 гг., заместители директора В.А.Долганова, Л.В. Костюкова, заведующие отделами В.В. Ронжес, А.Ф. Татаржинская.

Сегодня библиотека стала центром культурной жизни Оренбурга. Многочисленные публичные мероприятия, проводимые библиотекой: книжные и художественные выставки, литературные и творческие вечера, научно-практические конференции, концерты, круглые столы, краеведческие и библиотечные чтения, конкурсы, обучающие семинары, занятия лекториев по изобразительному искусству и музыке - пользуются большой популярностью у жителей Оренбурга.

6 мая 2010 года состоялось открытие нового библиотечного комплекса. Созданный с максимальным учетом современных технологий и оснащенный новейшим оборудованием, он  предоставил широкие возможности в получении доступа жителей Оренбурга и области  к различным информационным ресурсам.

В настоящее время областная научная библиотека располагает (СЛ5)универсальным фондом, который содержит литературу по всем отраслям знаний, более 2,3 млн. экземпляров документов, в т.ч. около 30 тыс. изданий на 100 иностранных языках. Особую историческую, культурную и научную ценность имеет собрание сектора редких изданий (13 тыс. документов): рукописные издания, книги XVII-XIX века, прижизненные издания классиков литературы - А.С.Пушкина, Г.Р. Державина, Л.Н.Толстого, книги с автографами ученых, писателей, общественных деятелей.

Считать, необходимым организовать в 1934 году на базе одной из лучших районных библиотек - Центральную городскую детскую библиотеку" (из Распоряжения по Московскому городскому отделу народного образования от 19 декабря 1933 г.).

      Библиотека была открыта в марте 1934 года на Большой Коммунистической улице, д. 30. Помещение было небольшим, для работы с детьми имелось всего четыре комнаты. Но жизнь в этих комнатах кипела - в среднем библиотеку посещало 468 читателей в день! Книг часто не хватало, ведь вначале книжный фонд был всего 12 000 экземпляров.
       Историю библиотеки хранят старые отчеты за все 75 лет. Имена и фамилии читателей, наблюдения библиотекарей - прошлое кажется совсем близким.

 1940 - 1949 годы. В годы Великой Отечественной войны библиотека не закрывалась ни на один день - она заменяла детям дом, где днем никого не было, и школу. Читатели, особенно младшего возраста, проводили в библиотеке целые дни.        
      1934 - 1939 годы. Что читали ребята 30-х годов, какие книги их увлекали? Из отчета за 1939 год: "Тематика чтения детей 7-8 классов идет в основном по следующим разделам: техника, радио, гражданская война, приключения, исторические повести, реже о животных и еще меньше по ботанике. ...Дмитриев Вова и Федотов Шура коллективно строят модели, вместе читают книги по самоделкам (телефон, телеграф)... Соня Гиммельштейн, 9 кл., прочитала все имеющиеся книги по авиации, о парашютистах. Ее подруга Пара Белова, всегда вместе с ней берущая книги, тоже увлеклась этим делом, сейчас в аэроклубе, участвует в полетах". Мальчики и девочки предвоенного времени... Их детство закончилось внезапно.     

Библиотекари и самые активные читатели приносили книги в госпитали, на призывные пункты, в метро, в бомбоубежище. В 1942 году при библиотеке организовали кружок "Юный огородник", чтобы выращивать овощи, - время было голодное; собирали для фронта лекарственные растения.

Имя детского писателя Аркадия Петровича Гайдара было присвоено библиотеке в 1965 году. Много лет в библиотеке работал читательский клуб - "Союз друзей Гайдара".
         Сегодня в читальных залах можно познакомиться с разными изданиями книг А.Гайдара, в том числе с автографом автора.

 




















5.1 Биография Крупской Н.К.

Если спросить случайного человека, что он знает о Надежде Крупской, то большинство вспомнит лишь то, что она была женой Ленина. Между тем, она была выдающейся личностью своего времени. 

Надежда Константиновна родилась в семье обедневших дворян 14 февраля 1869 года в Петербурге. Дочь поручика и гувернантки с золотой медалью окончила гимназию им. А.Оболенской и уже спустя 3 года после ее окончания увлеклась идеями марксизма. Это и определило в дальнейшем ее путь российской революционерки, культурного и партийного деятеля, активного участника подготовки и проведения Октябрьской революции.

Знакомство Надежды и Владимира состоялось в феврале 1896 года. И Ленин сначала заинтересовался не Крупской, а другой активисткой – Апполинарией Якубовой. Ей Владимир даже сделал предложение, но не очень расстроился, услышав отказ. Его основной страстью были не женщины, а Революция. Именно эта увлеченность и лидерские качества поразили Надежду. И она попыталась заинтересовать «приезжего волжанина», в основном марксистскими разговорами и вкусной домашней едой, приготовленной ее мамой.

Старания дали результат и Владимир Ильич сделал Надежде предложение, прислав его по почте. Свадьба была очень скромной, а обручальные кольца были сделаны из медного пятака. Семья Ленина не одобряла его выбор, считая Надежду Константиновну сухой, неэмоциональной и некрасивой. Омрачало ситуацию и то, что брак был бездетным. Но Крупская смогла стать для мужа лучшим другом и ближайшим соратником, помогая в жизни и в партийных делах. 

В 1909 году взвесив все плюсы и минусы, супруги переехали в Париж. Там они и познакомились с Инессой Арманд. У Надежды и Инессы были общие черты, обе были убежденными революционерками, разделяющими идеи Ленина, но Арманд обладала многими достоинствами, которых Крупская была лишена. Яркая личность, многодетная мать и прекрасная хозяйка, Инесса была душой любой компании и, в отличие от Надежды, была ослепительно красива…

Крупская прекрасно понимала, что интерес ее супруга к новой знакомой зашел далеко за рамки партийных дел. Тяжело, но с достоинством, она приняла это. В 1911 году Надежда сама предложила Ленину развестись и даже пыталась помочь им с Инессой найти новую квартиру. Владимир Ильич не согласился на развод и, внезапно, разорвал свои отношения с Арманд.

Причина была в том, что эти отношения настолько затянули его, что стали наносить ущерб его работе. А работа была для Ленина в явном приоритете. Инесса с разрывом смирилась, но, как оказалось, отношения в любом случае бы вскоре закончились: у Арманд открылся туберкулез, и она скоропостижно скончалась во время лечения на Кавказе. Ее смерть оказалась ударом для Владимира Ильича. Ряд историков считает, что разрыв с Арманд и ее скорая смерть ускорили и смерть Ленина. Любя эту женщину, он не смог перенести ее уход. Перед смертью Ленин попросил свою жену вывезти детей Инессы Арманд из Франции. И Надежда Константиновна выполнила его последнюю волю. 
       После смерти Ленина, Крупская предложила похоронить его рядом с Инессой Арманд, но Сталин запретил это делать. Надежда Константиновна пережила своего мужа на 15 лет, в последние годы она сотрудничала с оппозицией, так как не одобряла репрессии Сталина. После смерти в 1939 году ее прах был погребен в некрополе у Кремлевской стены.






























5.2 Биография А.П.Гайдара

Аркадий Петрович Голиков (Гайдар) родился 9 января в городе Льгове, располагавшемся в Курской губернии. Его отец работал учителем в местной школе, а мать, по происхождению дворянка и дальняя родственница самого Михаила Юрьевича Лермонтова, являлась фельдшером, поскольку окончила медицинские курсы сразу после средней школы. Оба родителя Гайдара были революционерами и принимали участие в выступлениях 1905 года, поэтому вынуждены были скрываться от властей и жить подальше от столицы.

В 1912 году отца Аркадия отправляют в Арзамас, где серьезно обостряется ситуация из-за постоянных революционных движений против существующей власти. Мать едет с ним, поскольку местная больница также запрашивает дополнительных добровольцев для оказания медицинской помощи. Так, Гайдар едет вместе с родителями в Арзамас, где и живет вплоть до окончания Первой мировой войны.
В возрасте 14-ти лет революционно настроенного Аркадия принимают в коммунистическую партию. В феврале 1922 года Гайдар возвратился на службу и, будучи командиром полка. Гайдар начинает писать небольшие повести. Дебютным становится произведение «В дни поражений и побед» (1925), которое писатель просит опубликовать в знаменитом на тот момент альманахе «Ковш». В это же время у Гайдара начинается самый плодотворный период его жизни. Он увлекается написанием детских повестей и рассказов, которые получаются у него невероятно интересными и не слишком наивными. Так, результатом его работы становятся такие произведения, как «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940) и многие другие. Именно они стали наследием русской литературы и до настоящего времени являются популярными и востребованными. В 1941 г. начале войны Гайдар начал работать корреспондентом «Комсомольской правды», написал несколько военных очерков, но в сентябре 1941 г. присоединился к одному из партизанских отрядов в качестве пулеметчика. 26 октября 1941 г. Аркадий Гайдар был убит немцами в засаде.









Заключение.


В заключение хочу отметить то, что не просто так библиотеки называют в честь знаменитых людей. Эти люди выдающие деятели, которые внесли колоссальный вклад в развитие своей страны. Например Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению, и, благодаря, пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования, стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки, что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов. Она была инициатором открытия многих музеев в СССР.

А Гайдар увлекается написанием детских повестей и рассказов, которые дошли до сегодняшних дней. Задолго до Джоан Роулинг с её Гарри Поттером, писателю удалось создать образ Тимура.

Все наверное думают, что основная форма обслуживания читателей библиотеки — предоставление литературы, но на самом деле это не так. Библиотека проводит еще и разные мероприятия. Такие как: выставки, акции, уроки мужества, поэтические турниры и многое другое.

Посещайте библиотеку хотя бы раз в месяц вы обогатитесь духовно и нравственно, самосовершенствуетесь, укрепляя чувство собственного достоинства.























Список использованных источников


  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. http://kurskonb.ru/our-booke/gaidar/dok/proekt.html

  3. https://referatikk.ru/

  4. https://xreferat.com/

  5. https://www.google.com/


  1. http://www.dslib.net/

  2. http://www.olmamedia.ru/

  3. http://www.olmamedia.ru/

  4. http://unatlib.ru/

  5. http://www.gaidarovka.ru/

  6. https://uchim-klass.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!