СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»



МКОУ «Касумкентская средняя школа № 1»













Исследовательская работа «Шаг в будущее»

По теме:

«Влияние интернет-сленга на речевую культуру современной молодежи»











Уч-ца 11 «а» класса КСОШ № 1

Аллахкулиева Рагимат М.


Руководитель:

учитель русс. яз. и лит.

Хаметова С.А.







2023-2024 учебный год

Оглавление:



Введение

1. Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Раскрытие содержания понятия интернет-сленга.

1.2. Основные виды сленгов.

1.3. Влияние интернет-сленга на русский язык.

1.4. Сленговые выражения в устах писателей.

2. Глава 2. Практическая часть.

2.1. Словарь сленговых слов.

2.2. Сетевой этикет и мое напутствие подрастающему поколению.

2.3. Школьный социальный опрос.

Заключение

Список использованной литературы.























Введение



Берегите чистоту языка, как святыню!

Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок,

Что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

(И.С.Тургенев)

Невозможно не выразить солидарность с мнением великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Этим поэт имел в виду, что наш русский язык богат словами и выражениями, он не нуждается в использовании сленговых слов.

Русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Кто- то сказал, что язык — это всё, что у нас есть. Стоит согласиться. Язык даёт нам возможность понимать друг друга. И чем богаче и красивее язык, тем обширнее и интереснее культура народа, который говорит на этом языке. Нет языка-нет народа.

Для меня русский язык — это всё. Это моя родина, моя культура, моя семья, моё прошлое и настоящее. Изучая русский язык, ты невольно постигаешь культуру России. Она уникальна и огромна. Русский язык для меня что-то священное. Русский язык — это ключик к русской культуре.

Он открывает новый мир мыслей, идей, чувств и переживаний. Появляется возможность общаться, радоваться и грустить с русскими людьми по всему миру. Русская литература полна великолепнейших, захватывающих дух историй и мыслей. Русская поэзия- самая, по -моему, захватывающая воображение и страстная поэзия в мире. Мало просто говорить на этом языке, нужно и знать, что ты говоришь. Чего только стоят пословицы и поговорки, которые отражают прошлое наших предков, их обряды и обычаи. Фразеологизмы делают язык живым, по – своему повседневной жизни.

В российском языкознании чаще всего приводится определение В.А. Хомякова: «Сленг- это относительно устойчивый для определенного периода, широко употребительный, стилистически маркированный лексический пласт (имена существительные, прилагательные и глаголы, обозначающие бытовые явления, предметы, процессы и признаки), компонент экспрессивного просторечия, входящего в литературный язык, весьма неоднородный по своим истокам, степени приближения к литературному стандарту, обладающий оперативной экспрессией». Совсем иная трактовка предлагается в «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой:

1) «Сленг-разговорный вариант профессиональной речи».

2) Элементы разговорного варианта той или другой профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или вообще в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих разновидностях языка особую эмоционально-экспрессивную окраску.

Как видим, в первой дефиниции сленг — это просто ряд слов не-терминов, использующихся в терминологическом значении, вроде «дворник» или «запаска» у автомобилистов. Такие слова не годятся для официальной инструкции, но удобны для делового разговора профессионалов. Во втором случае это уже нечто совершенно иное: перед нами слова, уже покинувшие профессиональную сферу и вышедшие «в свет».
































Аннотация



Здравствуйте, я ученица 11 «а» класса КСОШ № 1 Аллахкулиева Рагимат Магомедовна.

Тема проектной работы: «Влияние интернет - сленга на речевую культуру современной молодежи».

Цель работы: исследовать влияние Интернет-общения на речь учащихся моей школы, пользователей сети Интернет и определить, действительно ли употребление Интернет-сленга ведёт к снижению устной и письменной языковой грамотности.

Мой научный руководитель-учитель русского языка и литературы: Хаметова Светлана А.



Выбранная мной тема является актуальной, поскольку в настоящее время современная молодежь перестала ценить богатство русского языка. Использование интернет - сленга приводит к засорению языка. Мною была выдвинута следующая гипотеза: неправильное написание слов при общении в Интернете и отсутствие живущим организмом, где каждый орган, каждый сосуд является неотъемлемой частью этого «существа». Именно мы в ответе за сохранение чистоты русского языка. Я думаю, что слова о величии русского языка, о его красоте и богатстве, написанные в каждом учебнике русского языка — это не пустой звук, не набор красивых фраз. Я искренне верю, что русский язык –«великий и могучий». Мы, молодежь, все чаще употребляем в своей речи иностранные слова, заменяем многие выражения на слова из американского сленга. В результате этого мы обесцениваем наш любимый русский язык. Бороться за чистоту, точность и правильность языка можно и нужно. На мой взгляд, необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о способах образования новых слов, об огромной роли языка как «орудия культуры», как средства познания.

Необходимо также воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним.

Большую популярность приобрели социальные сети, в которых общение осуществляется при помощи сокращений и аббревиатур. Общение в социальных сетях осуществляется в условиях массовой коммуникации и, таким образом, имеет свои особенности в отличие от прямого общения в жизни. «Прив», «спс», «нзч», «С ДР» - это лишь несколько примеров, и не каждый человек сразу поймёт, как это расшифровать. А если люди в соцсетях общаются словами без сокращений и пишут слова полностью, то о знаках препинания задумываются лишь единицы. Молодые люди более подвластны словам-загрязнителям, но молодежь вырастает, становится родителями, бабушками и дедушками. И что же будет с русским языком тогда? Какой пример обращения с русским языком они подадут подрастающему поколению? Пожалуй, над этим стоит задуматься. Именно эти вопросы заинтересовали меня в последнее время, так как я сама заметила, что я являюсь активным пользователем интернета. Современная молодежь не представляет свою жизнь без социальных сетей, ведь интернет плотно проник в нашу жизнь.

































1.1. Раскрытие содержания понятия интернет-сленга.



Что такое интернет-сленг? Для чего нужен сленг? Попытаюсь дать подробное описание данным понятиям. Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. В свою очередь нелитературная делится на:

1) Профессионализмы

2) Вульгаризмы

3) Жаргонизмы

4) Сленг

Это часть лексики отличается своим разговорным и неофициальным характером. Сленг — это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в знаков препинания в предложениях негативно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуру общения между подростками.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить различные Интернет-сайты, на которых часто общаются ученики лицея;

2. Провести анкетирование учащихся 10х классов;

3. Рассмотреть часто употребляемое учащимися сленговые выражения и сокращения слов;

4. Составить словарь Интернет-сленга;

5. Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок;

6. Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;

Предмет исследования: слова и выражения, используемые подростками для общения в социальных сетях, и допускаемые учениками ошибки.




1.2. Основные виды сленгов.


Различают несколько видов жаргона:


  • молодежный (жаргон школьников, студентов, панков, байкеров и пр.);

  • профессиональный (врачей, водителей, летчиков и пр.);

  • лагерный или арго.


Рассмотрим каждый вид подробнее. Молодёжный сленг в сравнении с другими видами жаргона очень живой, в нем постоянно появляются новые слова, он популярен и широко распространен. Во-первых, эти слова служат для общения людей одной возрастной категории. Возраст носителей молодежного сленга- молодые люди до 30-35 лет. Во-вторых, молодежный сленг позволяет молодым людям чувствовать себя членами некой замкнутой общности. В-третьих, в числе этой лексики и достаточно вульгарные слова. Некоторые слова англоязычного происхождения давно и прочно заняли место в сфере неформального общения русской молодежи. Примеры слов из молодежного сленга: бомбит (раздражает, вызывает злость), красава (молодец, умница), кэш(наличные), факап (неудача, провал). Можно сделать небольшой вывод, что молодежному сленгу свойственна высокая экспрессивность, в нем присутствуют метафоры, слова с яркой оценочной окраской, сленг обогащается за счет заимствований из иностранных языков, а также компьютерного сленга. В подростковом сленге прослеживаются следующие тенденции: стремление к сокращению слов, намеренному коверканью, аббревиации, употребление неправильных грамматических форм. Это происходит от желания подростков, во-первых, отгородиться от остального общества, создать свой язык не понятный «чужим», и, во-вторых, говорить быстро. Грубость, около цензурные слова – еще одна черта, присущая сленгу подростков. Подростки хотят показаться взрослыми, высказать свое мнение и им кажется, чем непристойное они выразятся, тем весомое их слова прозвучат.

Профессиональный сленг. Это слова, которые можно услышать в речи людей той или иной профессии. Они заменяют многие литературные слова. В какую область вы бы ни пришли работать так или иначе в вашу речь будут входить сленговые слова, относящиеся к данной профессии. Например, врача: белочка-галлюцинации пациента во время запоя; завести сердце- восстановить сердечный ритм после остановки. Или тех, то занимается компьютером: айтишник-IP-адрес, баги-ошибки в программе, недоработки; комп завис-компьютер не отвечает на команды; линк-гиперссылка, кликать-нажимать на мышку и пр. Лагерный сленг. Лагерным жаргоном (арго, воровским жаргоном) пользуются люди, поставленные в особые жизненные условия. В их словах отразился страшный быт мест заключения. Преступники, воры, бродяги пользуются засекреченным искусственным языком преступного мира: зек-заключенный, шмон-обыск, баланда-похлебка, вышка-расстрел, стукач-доносчик и пр.






1.3 Влияние интернет-сленга на русский язык.


Интернет- сленг делает речь более краткой, эмоционально-окрашенной. В виртуальном пространстве с помощью Интернет

-сленга современная молодежь может наиболее полно и свободно выразить свои чувства, эмоции. Характерной особенностью, отличающей сленг в сетевом пространстве от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений. По мнению взрослых людей, основным «минусом» молодежного сленга является то, что он «засоряет» русскую речь, но мало кто задумывается о том, что такая особенность речи современной молодёжи – это интересный способ самовыражения, который позволяет развивать фантазию. Также использование сленга сокращает некоторые длинные выражения, совсем не меняя их смысла. Со временем большинство сленговых слов уходят в прошлое, но некоторыми из них люди пользуются всю жизнь, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы.



1.4. Сленговые выражения в устах писателей.


В настоящее время в художественной литературе, а все более распространенным является использование сленга. Это связано со спецификой стиля художественной литературы, целью и задачами его использования; социально- демографическими характеристиками предполагаемой читательской аудитории, её образовательным уровнем, особенностями социальной среды и мировоззрения. Я прочитала произведения разных писателей и поэтов и выяснила, что современные авторы используют сленговые слова гораздо чаще, чем писатели 20 века, но таких слов все равно очень мало в книгах. Использование молодежного сленга, например, в романе Дж. Сэлинджера обусловлено несогласием главного персонажа с мнениями взрослых, его принадлежностью к молодежи, пытающейся дать критическую оценку многим явлениям действительности, спонтанным, непринуждённым характером его речи. Герой данного романа- бунтарь по своей природе. Именно бунтарство, по словам А.Н.Колесниченко, заставляет его использовать в своей речи нестандартные слова и выражения, каковые и в переводе не должны потерять своего обаяния. Использованный героем сленгизм по своей семантике существенно отличается от общеупотребительного слова, использование которого в тексте перевода было бы недопустимо, поскольку был бы искажен смысл, а сама речь персонажа оказалось бы для читателя текста перевода абсолютно непонятна. В качестве средства воссоздания экспрессивности текста оригинала переводчик обращает внимание на обусловленный этим сленгизмом имплицитный смысл, подразумевая, что причиной антипатии персонажа к другому человеку является характер и душевный склад последнего. Много жаргонный речи у Сергея Довлатова в цикле рассказов «Зона»: Мищука направили в ИТК-5. Он знал, что, если постараться, можно ополовинить. Мищук стал передовиком труда, активистом, читателем газеты «за досрочные освобождение». И тут произошло чудо. Это признавали все. И карманник Чалый. И потомственный «скокарь» Мурашка. И расхититель государственной собственности Лейбович. И кукольник Адам. И даже фарцовщик Белуга. А этих людей трудно было чем-нибудь удивить…




2.1. Словарь сленговых слов


Абьюзер –(от англ. Abuse- оскорбление) человек, который пользуется другими в отношениях, унижая и принуждая их делать что-то вопреки их желаниям.

Агриться-(от англ. Argue-ругаться) испытывать чувство злобы к определенной ситуации.

Банить-(от англ.Ban-запрещать) заблокировать человека в социальных сетях.

Вайб- (от англ. Vibe-атмосфера) атмосфера, возникающая при каких-либо обстоятельствах.

Жиза- ситуация, актуальная для слушателя.

Краудфандинг-(термин из экономической сферы (crowdfunding- проект, финансируемый добровольцами)) коллективное сотрудничество людей, объединяющих свои ресурсы, для перевода на помощь нуждающимся.

Ламповый-уютный/приятный.

Мем- смешная картинка на просторах интернета.

Факап-колоссальный провал в чем-либо.

Хейтер - (от англ. Hater-ненавистник) человек, высказывающий свое негативное мнение/недоброжелатель.



2.2. Сетевой этикет и мое напутствие подрастающему поколению.


Сетевой этикет — это набор правил для уважительного и уместного общения в Интернете. Его часто называют этикетом интернета, однако он не является набором юридически обязательных правил, а представляет собой рекомендуемые правила этикета.

  1. Придерживаетесь в сети тех же правил поведения, которым вы следуете в реальной жизни.

  2. Не забывайте об орфографии и пунктуации

  3. Уважайте личные данные других

  4. Не злоупотребляйте возможностями

  5. Не разглашайте личную информацию.


Постарайтесь контролировать свою речь при общении с кем-либо в интернете. Перечитывайте несколько раз то, что вы написали. Читайте литературу. Книги безусловно развивают ваш словарный запас и благодаря ему вы сможете подобрать альтернативу интернет-словам-паразитам.

Найдите себе окружение, которое будет так же заинтересовано в избавлении от интернет-сленга.

2.3 Школьный социальный опрос. Анкетирование.



Для получения более объективного представления о взаимодействии русского языка и сленга, я провела. Анкетирование среди моих одноклассников и сравнение результатов первого и второго анкетирования показали, как меняется отношение школьников к экологическим проблемам языка и речи. На диаграммах видно, что ситуация хоть и незначительно, но меняется в лучшую сторону. Прежде всего, нужно следить за грамотностью. Следует проверять свои сообщения на наличие грамматических и пунктуационных ошибок. Недопустимо употреблять бранные и ругательные слова. Необходимо соблюдать такт в общении, и выражаться максимально точно, чтобы вас понимали. Для этого нужно избегать флуда (множества бессмысленных сообщений). Можно сделать вывод о том, что интернет-сленг расширяет возможности общения современной молодежи, делая ее более коммуникабельной и открытой, раскрепощённой. Но есть и отрицательные стороны общения. Погружаясь в виртуальность, мы порой забываем о реальности,

а интернет-сленг засоряет нашу речь

в повседневности. Мне хочется

верить, что молодежь научится

ценить русский язык, что модным

станет образованность и грамотное

изложение своих мыслей, а не

общение в стиле Интернет-сленга.



Заключение


Результаты проведенной работы по данной теме показали следующее. Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи. Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов. Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.

Работая над темой, я пришла к выводу, что запрещать употреблять жаргонизмы и сленговые выражения бессмысленно, но и невозможно не видеть опасной тенденции засорения и искажения литературного языка. В результате изучения теоретического материала и проведенных исследований я пришла к выводу, что чрезмерное употребление слов Интернет-сленга в речи подростков отрицательно влияет на их речевую грамотность. Да, что интернет-сленг расширяет возможности общения современной молодежи, делая ее более коммуникабельной и открытой, раскрепощенной. Но есть и отрицательные стороны общения. Погружаясь в виртуальность, мы порой забываем о реальности, а интернет-сленг засоряет нашу речь в повседневности. Мне хочется верить, что молодежь научится ценить русский язык, что модным станет образованность и грамотное изложение своих мыслей, а не общение в стиле интернет-сленга. Русский язык- самый красивый, мелодичный и богатый язык в мире. Мастера слова на протяжении многих веков оттачивали могучее, великое русское слово. Нельзя засорять достояние, переданное нашими предками.



Список используемой литературы.


  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.: Советская энциклопедия, 1966.С. 419

  2. Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон // Русская речь. - М., 1997.-№3

  3. Розенталь Д.Э. «Орфографический словарь». М.2005.

  4. Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ.2005.

  5. Ресурсы Интернета http://encyclopedia.bid


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!