СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Идеал супружеской любви"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью работы является выявить на примере произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских», каким образом духовные ценности христианства и христианское понимание семьи и брака отражается в древнерусской литературе, а так же рассмотреть как образ святых изображен в искусстве.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Идеал супружеской любви"»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 12»

Гаткинского сельского поселения

Советско-Гаванского муниципального района

Хабаровского края



Краевой научно-практический конкурс учащихся «Будущее Хабаровского края в надежных руках»

Направление «Литература»




«Идеал супружеской любви»






Работу выполнила:












г. Советская Гавань

2019 год



Содержание:

Введение ……………………………………………………

стр 3

Глава 1. Глава 1. История создания и особенности содержания «Повести о Петре и Февронии Муромских»……………………………


стр 4-5

Глава 2. Пример гармоничных брачных отношений.……………..……

стр 6-8

Глава 3. Образ Петра и Февронии Муромских - символ любви, семьи и верности………………………..………………………………………


стр 9-11

Заключение ………………………………………….……………………

стр 12

Список источников ………………………………………………………

стр 13

Приложения ………………………………………………………………

стр 14-17

























Введение

В этом учебном году по литературе мы изучали произведение древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Это произведение очень тронуло меня.

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем, как люди переживают серьёзные испытания и остаются верными своим идеалам до конца, что движет в тот момент ими, что помогает, что укрепляет их сердце. Поэтому я решила провести исследование на тему «Идеал супружеской любви».

Я выдвинута гипотезу: если в человеке есть сильная вера и огромная любовь к своей семье, то он способен преодолеть большие трудности, не ожесточаясь сердцем. В своей работе я рассмотрела данное произведение в аспекте семейных отношений, представленных в нем.

Целью моей работы является выявить на примере произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских», каким образом духовные ценности христианства и христианское понимание семьи и брака отражается в древнерусской литературе, а так же рассмотреть как образ святых изображен в искусстве.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. изучить литературу и другие источники информации по теме;

  2. рассмотреть изображение Петра и Февронии в искусстве.

Для достижения цели исследования я применяла следующие методы:

    1. чтение литературных источников;

    2. поиск сведений в сети Интернет;

    3. рассмотреть как образ Петра и Февронии проявляется в светском искусстве.

В ходе работы определились следующие этапы:

1. изучение литературы и Интернет-источников;

2. просмотр фильмов о русских святых;

3.оформление работы с составлением презентации.

Актуальность работы заключается в том, что в последние десятилетия в современном обществе существует проблема, решение которой до сих пор не найдено. Это проблема взаимоотношений внутри семьи. Еще в эпоху 20-30-х годов двадцатого столетия произошел распад традиционного русского семейного уклада, и до сих пор проблема этики семейных отношений остается одной из самых актуальных в жизни современной молодежи. И изучение личного примера русских святых, в том числе и через произведения искусства поможет нам с этим исправиться.


Глава 1. История создания и особенности содержания «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) — выдающийся русский мыслитель, писатель и публицист. В 40–60-х гг. XVI века он был сначала священником в Пскове, затем служил протопопом кремлевского собора Спаса на Бору, а позднее постригся в монахи под именем Еразма. В настоящее время известно большое число произведений, подписанных его именем. Наибольшую творческую активность Ермолай-Еразм проявил в годы своего московского жительства, поскольку был привлечен митрополитом Макарием к участию в создании различного рода произведений богословского характера, в том числе житий для Великих Миней Четьих.

Перу Ермолая-Еразма принадлежат богословские сочинения «Книга о Троице» и «Зрячая пасхалия», публицистический трактат «Благохотящим царем правительница», содержащий проект проведения социальных реформ, «Повесть о епископе Василии», ряд посланий и некоторые другие произведения. Наиболее известное произведение Ермолая-Еразма - «Повесть о Петре и Февронии», житие муромских князей-супругов, написанное на основе сюжетов былин и волшебных сказок о змееборчестве и сюжета бытовых сказок о мудрой деве. Исследователи называют эту повесть одним из самых выдающихся древнерусских произведений агиографического жанра.1

В основе сюжета данного произведения лежит рассказ о любви князя и крестьянки. Князь Петр спасает жену своего брата от змея, посещающего женщину в облике ее мужа. Убив змея мечом, найденным при таинственных обстоятельствах, Петр забрызгался змеиной кровью, отчего его тело покрылось струпьями. Отрок, посланный Петром для поиска лекаря, оказался в рязанском селе Ласкове, где встретил девушку, поразившую его своей мудростью. Феврония соглашается исцелить князя, если он женится на ней. Петр дает ей это обещание, но, едва исцелившись, отказывается жениться: «Ну, как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!» — восклицает он. Однако болезнь вновь поражает Петра и, лишь вторично исцелившись, он исполняет свое обещание. Княжна из крестьян вызвала неудовольствие боярских жен, и они потребовали изгнать Февронию. Она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой, что она пожелает. Обрадованные бояре не возражают, но мудрая Феврония уводит с собой мужа, который предпочитает княжеской власти долг супруга, венчанного в церкви. Распри, поразившие бояр после ухода княжеской четы, побуждают их призвать князя и княгиню обратно. Всю оставшуюся жизнь Петр и Феврония прожили в любви и согласии и умерли в один день. А после смерти, положенные в разные гробы, они чудесным образом оказываются в единой гробнице.

Главными героями становятся супруги, совместно переживающие испытания, которые выпадают на их жизненном пути, повесть словно подсказывает читателям, какими должны быть отношения между супругами, чтобы они могли гармонично строить свою семью.2





























Глава 2. Пример гармоничных брачных отношений.

Главной героиней повести является Феврония, так как основная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа по именам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом автор дает понять, что несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев. В первых частях произведения мы наблюдаем героев отдельно друг от друга, в последующих главах они неразлучны, и действуют вместе.

В первых главах повести Петр и Феврония не соединены узами брака, но именно в них мы можем проследить становление их взаимоотношений, что имеет большое значение в формировании семьи.

Князь Петр был младшим братом правящего в Муроме князя Павла. Движимый братской любовью, он рискует жизнью ради Павла и решается на сражение со змеем-искусителем снохи. Победив змея, Петр впадает в грех гордыни: он – победитель! Духовная немощь выступает струпьями на коже. Гордыню можно победить смирением, но его пока мало. Желая исцелиться от болезней, он ищет лекарей и находит мудрую (то есть, наделенную Божией благодатью) дочь древолаза-бортника Февронию, готовую взяться за его врачевание, но при ряде условий.

Феврония умна, то есть духовна; князь – разумен, то есть рассудком пытается постичь непостижимые вещи. Вот и пытается Феврония через череду испытаний выработать у Петра смирение и привести его в истинный разум. Она не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать.

Первое условие: «если будет мягок сердцем и смирен», то обретет исцеление. Не проявил князь сразу смирения. Зная об этом, Феврония ставит новое ему условие: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется очередная – мудрая – загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает себя: сможет ли она сама быть супругой князю?

Князя Петра привозят в дом к деве Февронии, которая соглашается исцелить его, если он станет ее мужем. Цель, вроде бы, одна и та же, да смысл разный. Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю! Князь же уловил лежащий на поверхности смысл: девица заставляет его на себе жениться, и возмутился: «Как можно князю взять себе в жены дочь древолаза?!» Не уловил он в словах девушки более глубокий смысл: не супруге не подобает и врачевать его. И с небрежением отнесся к словам ее. Не понял вложенного в слова Февронии смысла – проиграл в мудрости ей. И в благородстве, поскольку сразу же замыслил в сердце обман: «Скажите ей, пусть врачует. Если же вылечит, обязуюсь взять ее себе в жены». Нет в нем оговоренного Февронией как условие врачевания смирения. Княжеская гордыня (простолюдинка – не ровня ему) взяла верх. Ради временной выгоды (выздоровления) готов и грех совершить – обмануть.

От оставшегося струпа болезнь быстро возродилась, ведь причина ее не была устранена: сердце князя не стало смиренным.

Теперь князь ведет себя уже по-иному: не приказывает лечить, а просит врачевания. Смирился. Феврония без гнева и гордыни приняла княжеское извинение, ибо ожидала его. Зная же Божественный Промысл о них, ставит новое условие: «Если будет мне супругом, то будет вылечен». На сей раз князю предстоит доказать жизнью, что сможет он быть ее верным супругом, данным ей Богом. Если раньше, казалось, Феврония могла только робко поставить условие, которое князь проигнорировал, то теперь она твердо его диктует, ибо творит Божественную волю. И если прежде князь просто пообещал жениться на ней, не чувствуя этой Божественной воли о себе, то на сей раз «даст ей твердое слово». И получив исцеление (не просто тела, но души – кротостью и смирением!), взял ее себе в жены. Так Феврония стала княгинею. Свершился Промысл о них: не послал бы Господь в качестве испытания князю болезнь, не нашел бы тот себе верной супруги в лице дочери древолаза…

Последующая их семейная жизнь свидетельствует о том, что Феврония не просто стала Петру верной супругой и княгиней, но достойной его: мудрой, ведущей спасительным путем своего супруга. А князь Петр становится достойным Февронии супругом. Ради жены своей, следуя заповедям Божиим, отказывается он от княжеской власти: на предложение бояр выбрать между престолом и женой Петр выбирает жену и соглашается оставить Муром. Правда, впадет в уныние. Тогда уже Феврония укрепит его чудом: благословит срубленные деревца, и на следующий день они снова зазеленеют, что станет прообразом их возвращения домой.

А награда им обоим за праведную жизнь – венец небесный.

Когда приспело время благочестивого преставления их, то умолили они Бога, чтобы даровал им в один час предстать пред Ним. И завещали положить себя в едином гробу, имеющем только перегородку на две части. Сами же в одно время облеклись в монашеские одежды. И назван был блаженный Петр в иночестве Давид, что значит «возлюбленный», надо понимать – и Богом, и супругой. Преподобную Февронию нарекли при постриге Евфросинией, что переводится как «радость», в данном случае – и радость спасения. Помолившись, предали они свои святые души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня. Это день памяти святых – покровителей русской семьи.

Не смогли их разлучить при жизни, попытались это сделать после кончины.

Захотели люди, чтобы тело князя Петра было положено в соборной церкви Пречистой Богородицы. А тело Февронии – вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Рассудили себе, что коль супруги стали иноками, то «неугодно есть положить святых в одном гробу». Забыли слова евангельские о супругах: «…И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19: 5–6). И поступили не по завещанию Божиих угодников, а по своему разумению.

Наутро же люди нашли отдельные гробы, в которые накануне положили тела святых, пустыми, а святые тела Петра и Февронии обрели в соборной церкви Пречистой Богородицы в совместном их гробу, который они повелели себе сделать.

Теперь только становятся понятными слова Февронии, сказанные ею перед исцелением князя Петра: не жене не подобает его лечить. Феврония, собственно, и лечит свою вторую половинку – супруга, чтобы вместе как единое целое предстать пред Богом и обрести спасение в будущем веке. Но и на земле остаться вместе – в одном гробу.

Любовь Февронии к одержимому недугом князю – это жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения. Это любовь, которая, по словам апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, сорадуется истине, всего надеется, все переносит. Любовь, которая никогда не перестает. 3

Обычно “Повесть о Петре и Февронии Муромских” называют повестью о любви, но это слово ни разу не встречается в тексте, сказанного персонажами по отношению друг к другу.

Любовь Февронии к одержимому недугом князю – это жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения. Божественным Промыслом и стараниями Февронии, не словесными наставлениями – тут она не нарушила заповедей брака, а примерами смирения помочь обрести супругу высший разум — «разум сердца», и князь проявил свою волю и смирение, достигнув духовных высот.

А потому оба они снискали награду от Бога – дар чудотворений, и похвалу, по силе, от благодарных людей, пользующихся их даром.

Петр и Феврония – выразительный пример супругов, чей союз благословлен Господом и основывается на заветах Церкви.4

Глава 3. Образ Петра и Февронии Муромских - символ любви, семьи и верности

8 июля (25 июня по юлианскому календарю) Русская православная церковь чтит память муромских святых супругов Петра и Февронии, живших на рубеже XII‑XIII веков. Их брак является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни; считалось, что они своими молитвами низводят небесное благословение на вступающих в брак.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято‑Троицком женском монастыре в Муроме.

В этот день у православных верующих принято, прежде всего, посещать храмы. В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше ‑ о семейном согласии. День Петра и Февронии считается в народе счастливым для любви. Также, по народным приметам с этого дня следует ждать сорок жарких дней.

Идея возродить древнюю традицию отмечать День Петра и Февронии возникла у жителей города Мурома. Инициатива жителей Мурома об учреждении 8 июля праздника в День Петра и Февронии была единогласно одобрена 26 марта 2008 года в Совете Федерации России. Идею праздновать День семьи, любви и верности поддержали все традиционные религиозные российские конфессии. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка, а центром празднования, конечно же, город Муром.5

Православные верующие знакомы с такой святыней, как икона Петра и Февронии Муромских. Лик их находится на ряду с другими великомучениками и святым. Его главная отличительная черта в том, что на нем изображено сразу два святых — Петр и Феврония, в то время как большинство святых Православной Церкви встречаются поодиночке. Икона Петра и Февронии Муромских известна своими чудесами, ей молятся семейные пары о благополучии, молятся жены за своих мужей, родителей за детей.

Данный образ – это символ верности друг другу, преданной любви и что ради настоящей любви люди способны на жертву.

Чем помогает икона Петра и Февронии?

У лика святых просят:

  • о том, чтобы появились детки в семье;

  • о счастливом браке и мира в семье;

  • о здоровье будущего чада во время беременности и после;

  • в поисках своей «половины»;

  • о благословении на брак и укреплению супружеских уз.

Многие рассказывают о результатах молитв: налаживаются семейные отношения, рождается долгожданный ребенок и так далее. Стоит только попросить у святых и они помогут Вам.6

Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» в российских городах устанавливаются с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Открытие памятников приурочивается, как правило, к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля). Массовое тиражирование скульптурных изображений православных святых не имеет прецедента в истории православия.7

Скульптуры установлены в разных городах России: Муроме (Владимирская область), Нижнем Тагиле, Ижевске (Удмуртия), Ярославле, Екатеринбурге, Самаре, Сочи, Новосибирске, Омске и других.8

Так же образ святых можно увидеть среди работ петербургского художника Александра Евгеньевича Простева.

О самом авторе известно очень мало. Он - выпускник Академии художеств, и еще известный и востребованный иконописец. Простев является официальным иконописцем храма св. Екатерины на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а кроме этого иконы, выполненные им находятся в храмах Ленинградской, Вологодской, Орловской, Томской, Брянской и Ивановской областей. 9

Сценическое воплощение история нашла в постановках профессиональных и самодеятельных театров. 21 марта 1999 г. в Москве состоялась премьера спектакля Г. Юдина «Муромское чудо. (Сказание о благоверных князьях земли русской)».

27 января 2017 года состоялась премьера оперы - сказки "Агриков меч" по мотивам "Повести о святых Петре и Февронии Муромских". Музыка Анны Ветлугиной, стихи Марины Богдановой, идея Дмитрия Володихина.

6 июля 2017 года, вышел в прокат мультфильм «Сказ о Петре и Февронии», и зрители получили возможность увидеть его на большом экране. Перед создателями мультфильма стояла не столько просветительская задача, сколько чисто художественная: показать нравственную красоту двух больших православных святых, привить любовь к ним и, что особенно трудно, увлечь юную аудиторию. 10






























Заключение.

Мое исследование дало мне гораздо больше, чем я ожидала. Я не только познакомилась с материалами о жизни Петра и Февронии, я хотела понять те чувства, которые пережили эти люди, что заставило творческих людей обращаться к их образам, что о них помнят спустя несколько веков нашей истории.

Я выяснила, что в основе христианского брака лежат такие духовные ценности как верность, терпение, взаимопомощь в физической и духовной жизни, честность и любовь между супругами, а так же их совместная забота о духовных и материальных благах своей семьи.

Петр и Феврония послужили пробразом для большого количества работ: в скульптуре, живописи, иконописи, мультипликации, театральных постановках.

























Источники

  1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма/ Древнерусская литература: учебная хрестоматия: 6-9 классы/ Авт.-сост. В.Н. Пименова.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003г – стр 198-206

  2. http://barmani.ru/post366556567

  3. http://book33.ru/uncategorized/pamyatniki-petru-i-fevronii-v-raznyx-gorodax-rossii.html

  4. http://knowledge.su/e/ermolay-erazm

  5. http://www.pravoslavie.ru/3399.html

  6. http://www.vkrugu7i.ru/about (Официальный сайт общенациональной программы "В кругу семьи")

  7. https://ikona-i-molitva.info/ikona-petra-i-fevronii-chem-pomogaet/

  8. https://ria.ru/religion/20090708/176567578.html

  9. https://ru.wikipedia.org/wiki

  10. https://rusorel.info/skaz-o-petre-i-fevronii-udacha-russkogo-iskusstva/

  11. Гладкова О. В. Повесть от жития Петра и Февронии Муромских // История древнерусской литературы. Аналитическое пособие. М., 2008.



















Приложения




Образ Святых Петра и Февронии в иконописи



Памятники, посвященные Петру и Февронии




в Муроме в Нижнем Тагиле




в Ярославле



в Ижевске












Картины Александра Простева





Фрагмент спектакля «Муромское чудо»



1 http://knowledge.su/e/ermolay-erazm

2 https://ru.wikipedia.org/wiki

3 http://www.pravoslavie.ru/3399.html

4 Гладкова О. В. Повесть от жития Петра и Февронии Муромских // История древнерусской литературы. Аналитическое пособие. М., 2008.

5 https://ria.ru/religion/20090708/176567578.html

6 https://ikona-i-molitva.info/ikona-petra-i-fevronii-chem-pomogaet/

7 https://ru.wikipedia.org/wiki

8 http://book33.ru/uncategorized/pamyatniki-petru-i-fevronii-v-raznyx-gorodax-rossii.html

9 http://barmani.ru/post366556567

10 https://rusorel.info/skaz-o-petre-i-fevronii-udacha-russkogo-iskusstva/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!