СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как становятся героями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческая исследовательская работа о местных героях-земляках для детей любого возраста.

Просмотр содержимого документа
«Как становятся героями»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка

Бековского района Пензенской области




Исследовательская работа

«Как становятся героями»

(на основе краеведческого материала с. Вертуновка)







Работу выполнила:

Селиванова Алена, учащаяся 9 класса

МБОУ СОШ с. Вертуновка.


Руководители:

учителя

Чулкова Виктория Анатольевна,

Кравченко Зоя Федоровна










Вертуновка

2016



Содержание



Введение: Актуальность проблемы…………………………………………….3

Глава I. Герои земли Вертуновской

    1. Георгиевский кавалер………………………………………………….4-5

Сшивнов Петр Спиридонович……………………………….……………...4-5

1.2. Герои Великой Отечественной войны ………………………………...5-7

Дудаков Александр Васильевич……………………. ……………………...5-6

Петров Александр Иванович………………………………………………...6-7

Глава II. Мальчишка, шагнувший в бессмертие.

2.1.Марочкин Алексей……………………… ………………..…….……..7 - 11

III. Заключение…………………....…………………………..……………11- 12






















Введение

9 декабря у нас в стране отмечается День Героев Отечества. Этот праздник учрежден в 2007 году и является «преемником» Дня Георгиевских кавалеров.

В этот день россияне чествуют Героев России, Советского Союза, Социалистического Труда и людей, совершивших поступки, достойные уважения.

Цель работы: понять, кто и как становится героем.

Объекты исследования: жизненный путь героев –земляков на основе краеведческого материала школьного музея.

Предмет исследования: становление героя (на примере жизни Марочкина Алексея).

Задачи исследования:

  1. на конкретных примерах выяснить, кто может стать героем;

  2. провести анализ жизненного пути Алексея Марочкина;

  3. показать значимость черт характера, семейного и школьного воспитания, влияние места на становление героя.



Гипотеза: героем может стать каждый («В жизни всегда есть место подвигу»А. М. Горький).



Методы исследования:  поисковый, исследовательский.















Глава I. Герои земли Вертуновской

1.1. Георгиевский кавалер

Пензенская область дала стране немало героев, имена которых навечно вписаны в славную летопись ратных и трудовых подвигов. Среди них наш земляк – Георгиевский кавалер, участник русско-японской войны 1904-1905 годов, моряк с легендарного крейсера «Варяг», Сшивнов Петр Спиридонович.

Сшивнов Петр Спиридонович (09.08.1876 – 08.05.1968)

Петр Спиридонович Сшивнов родился в 1876 году в с. Вертуновка. В 1896 году был призван в ряды царского флота, с 6 декабря 1900 года включен в состав 565 членов экипажа крейсера «Варяг» в Филадельфии. Как и многие другие молодые матросы, начинавшие на «Варяге» свою службу, прошёл с ним весь путь от момента поднятия вымпела и вступления в кампанию 2 января 1901 года до героического боя у Чемульпо. По возвращении на Родину в мае 1904 года служил на Черноморском флоте.

После гражданской войны он - единственный из команды крейсера - служил в Севастополе. Несмотря на преклонный возраст (65 лет), прошел Великую Отечественную войну. Похоронен Петр Спиридоновича в 1968 году в Севастополе. О захоронении заботятся городские власти. Ежегодно 9 февраля перед могилой Сшивнова С. П. парадным строем проходят моряки Черноморской эскадры, отдавая дань памяти героическому подвигу варяговцев в сражении с японцами при Чемульпо.

В с. Вертуновка у Петра Спиридоновича остались родственники. Последний раз П.С.Сшивнов приезжал на родину в 1961 году. Он пробыл у родственников чуть больше недели и за это время провёл встречи с учениками Вертуновской семилетней, Сахзаводской и Сосновской средних школ. Он рассказывал молодёжи о доблести русских моряков, о том , как решили умереть, но не сдаться врагу, не посрамить «честь русского имени и достоинство русского флага». До конца жизни Пётр Спиридонович считал своим долгом рассказывать молодёжи о подвиге товарищей. Под влиянием встреч с П.С.Сшивновым несколько юношей из глубинки России поступили учиться в мореходные училища и стали морскими офицерами.

Земляки гордятся своим односельчанином. В Бековском краеведческом музее есть стенд, посвящённый П.С.Сшивнову, в Пензенском областном краеведческом музее П.С.Сшивнову посвящена целая экспозиция.

1.2. Герои Великой Отечественной войны

На Пензенской земле родилось 282 Героя Советского Союза, 12 Героев России и 50 полных кавалеров ордена Славы. Среди них наши земляки, герои Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: Дудаков Александр Васильевич и Петров Александр Иванович.

Дудаков Александр Васильевич (07.05.1919 – 20.04.2012)

Дудаков Александр Васильевич родился в с. Согласовка Бековского района в семье рабочего. Окончил Энгельскую военную авиационную школу летчиков в 1938 г. Сражался на фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942 г. Был командиром эскадрильи. Совершил 220 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов противника в Берлине, Будапеште, Варшаве, Кенигсберге. В феврале 1948 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В1965г. присвоено звание генерал-майора авиации. После войны преподавал в Московской Военно-воздушной академии. Заслуженный военный летчик СССР. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Дудаков А. В. на авиасалоне в Монино. 2012 г.

Петров Александр Иванович (07.11.1917-18.01.1995)

Петров Александр Иванович родился в 1917 г. в деревне Подсот Бековского района в семье крестьянина. В советской армии с 1943 г. Окончил военную авиационную школу пилотов-штурмовиков в 1943 г. в городе Пермь. В действующей армии с июня 1943 г. Командир звена 155-го гвардейского штурмового авиационного Киевского полка . Гвардейский лейтенант к июню 1944 г. совершил 138 боевых вылетов. В 12 воздушных боях сбил 2 вражеских самолета. В октябре 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны, 2 орденами Красной Звезды, медалями. После войны преподавал в Москве.

Глава II. Мальчишка, шагнувший в бессмертие.

2.1.Марочкин Алексей

Первый год службы Алексея в Афганистане.

3 мая 2016 года будет ровно 30 лет со дня гибели нашего земляка Марочкина Алексея, выполнявшего свой интернациональный долг в Афганистане. Выцвели фотографии. Выплакала глаза мать, умер отец. У одноклассников Алеши взрослые дети, у некоторых уже есть внуки. Но для сверстников, друзей, сельчан он остался все тем же молодым, добрым и очень светлым парнем. Его имя и подвиг не забыты. Сегодняшние школьники знают о нем из рассказов сверстников и учителей. Одно из самых ярких воспоминаний – это воспоминание Кравченко Зои Федоровны, преподававшей в классе Алексея русский язык и литературу с 5 по 8 класс.

Из воспоминаний З. Ф. Кравченко:

Урок русского языка Кравченко З. Ф. (Леша справа).

«Марочкин Алеша родился в семье Марочкина Виктора Тимофеевича и Марочкиной Валентины Филипповны 12.02.1966 г. В семье, кроме Алеши, было еще 2 брата и сестренка. Как старший из детей Леша помогал родителям по хозяйству, нянчил младших. Я жила по соседству с семьей Марочкиных и была свидетелем того, как дружно жили в этом доме, как много работали, как любили детей и воспитывали в них – просто и естественно! – самые положительные и естественные человеческие качества: трудолюбие, честность, доброту и ответственность.

В 1973 году Марочкин Леша пошел в 1 класс. Его первой учительницей была Маркина Клавдия Андреевна. Леша учился с охотой, добросовестно. Легко давались Леше естественные науки, труднее – гуманитарные, но по трудовому обучению, физической культуре он имел беспорные «отлично».

С 5 класса я вела в классе, где учился Алексей, уроки русского языка и литературы. Класс был дружный, интересный, большинство ребят хорошо учились, с удовольствием читали, участвовали в школьной жизни. Классный руководитель Носкова Валентина Петровна стремилась сплотить классный коллектив, раскрыть творческие способности подростков, воспитать активных патриотов, добрых отзывчивых людей, хороших работников. Класс жил очень интересной, насыщенной жизнью; «зажигалкой» в спортивной работе был Марочкин Алексей, он постоянно защищал честь школы на районных соревнованиях, участвовал во всех школьных мероприятиях, трудовых десантах. Одноклассники и вообще все учащиеся школы уважали Лешу, считали его школьной «звездочкой». Эту оценку он подтвердил, когда после окончания Вертуновской неполной средней школы перешел в 9 класс Сахзаводской средней школы. Здесь он развил свои способности: отлично ходил на лыжах, стрелял, бегал, плавал. Физрук школы Захаров Григорий Иванович считал его очень перспективным, занимался с ним индивидуально, включал его в команду на районные и областные соревнования. Алексей неоднократно становился победителем или призёром состязаний разного уровня по различным видам спорта. Окончив среднюю школу, Леша продолжал заниматься спортом, участвовал в соревнованиях за совхоз «Вертуновский». Именно совхоз, где Алексей работал сразу после школы, провожал его в армию. Ему подарили наручные часы и выразили уверенность в том, что Алексей будет достойно защищать свою родину. Именно так выполнял свой долг Алексей в Афганистане.

Когда в Семью Марочкиных пришла похоронка, все село было буквально ошеломлено. Каждый вспоминал своего Алешку, и все поняли, что рядом с ними прожил короткую, но честную, яркую жизнь простой парень, один из тех, кого называют «солью земли», настоящим человеком.

Я и по сей день вспоминаю Алешу, очень рано повзрослевшего, взявшего на свои плечи трудную домашнюю работу (отец заболел), любящего рассказывать, фантазера, готового всегда, всем и во всем придти на помощь. Меня он каждый день утром дожидался на дорожке, брал мой портфель, и мы с разговорами шли в школу. Если дорожку заносило снегом, Леша шел вперед, протаптывая путь. И это было очень естественно, он по-другому просто не мог. Леша практически не пропускал занятий в школе, был ловким и сильным, с крепкой мужской ладонью, красивой кудрявой головой. Он вырос в красивого статного парня, физически хорошо подготовленного, трудолюбивого, сдержанного, умного. Таких ребят и посылали в Афганистан для выполнения, как тогда писали, интернационального долга. Он присылал домой письма, и каждое из них обсуждалось всей улицей, все радовались, что парню осталось служить совсем немножко. Никто не предполагал такого трагического конца. Когда уже распустились на деревьях листочки и все готовились к празднику Победы 3 мая 1986 года, пришла страшная весть о гибели Алеши. Сопровождавший его тело офицер рассказал, что Алексей, только что вернувшийся из рейда, вышел на новое задание по зачистке кишлака от «духов» взамен одного из сослуживцев и погиб, подорвавшись на мине-растяжке.

Хоронили Алешу всем селом, его могилу до сих пор навещают одноклассники, ежегодно проходят районные лыжные соревнования, посвященные воинам-интернационалистам А. Марочкину и А. Штыркову, а на День защитника Отечества в школе проводится линейка, посвященная памяти воина-героя Марочкина Алексея Викторовича.

У сверстников Алеши взрослые дети, у некоторых уже есть внуки. Выплакала глаза мать, умер отец. Родина посмертно наградила своего сына орденом Красной Звезды. Многое за эти годы изменилось в мире. Неизменным для наших соотечественников осталась только Верность долгу, присяге, Родине. Именно она в определенных условиях поднимает поступки людей до подвигов, а самих людей делает героями. Таким героем, отдавшим жизнь за интересы Отечества, стал и наш земляк, наш ученик Марочкин Алексей.»





Заключение

Человек жив, пока о нем помнят. Следуя этой мудрости, одни проводят самые разнообразные выставки, конкурсы, вечера, другие возводят монументы и памятники, третьи просто возлагают цветы и ставят свечи в церкви, отдавая дань памяти тем, чьи имена стали синонимом слову «подвиг».

Мы, жители села Вертуновка, считаем долгом помнить и чтить своих героев. Каждый год мы проводим митинги у мемориалов памяти в с. Вертуновка и в пос. Сахзавод. В 2015 году впервые провели акцию «Бессмертный полк», в которой приняли участие более 70% учащихся и учителей школы. Мы ухаживаем за могилой Героя Афганской войны Марочкина Алексея Викторовича, обязательно проводим тематические линейки накануне 23 февраля и в день памяти воинам -интернационалистам, собираем краеведческий материал для школьного музея. Эти мероприятия стали традиционными.

В декабре 2015 года в День Героев Отечества учителя и ученики нашей школы обратились с просьбой к депутату Законодательного собрания Пензенской области Кулагину Борису Николаевичу с просьбой помочь установить памятник героям земли Вертуновской. Борис Николаевич поблагодарил нас за идею и счел за честь выполнить эту просьбу к 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в становлении героических личностей играют большую роль не только исторические условия (например, война), но и такие важные факторы, как:

- влияние места рождения человека;

- семейное и школьное воспитание;

- черты характера;

- впитанная с младенчества убежденность в том, что нужно быть достойным памяти своих героических предков, кто, не щадя жизни, сражался за свободу и независимость Родины, а затем самоотверженным трудом преумножал её богатства.



Как знать, может, история впишет и имена нынешних молодых людей в книгу памяти народа.







Спасибо за внимание.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!