СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Художественные особенности сказки Л.М.Яковлевой "Про бабу Ядвигу"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данная исследовательская работа - попытка сопоставить сказку литературную и народную.Автор проводит тщательный анализ текста и приходит к выводу о несомненной близости данного произведения и фольклорного источника.Причём юный литературовед уверен,что именно это делает современную сказку интересной и увлекательной.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Художественные особенности сказки Л.М.Яковлевой "Про бабу Ядвигу"»

14


Содержание


Введение 3

Сказки народные и литературные

Художественные особенности сказки «Про бабу Ядвигу»:

- построение сказки, изображение времени и пространства;

- система персонажей;

-черты народной сказки в произведении Л.Яковлевой;

Заключение

Литература

Приложения

















Введение

Данная работа «Художественные особенности сказки «Про бабу Ядвигу» Л.Яковлевой» посвящается 80-летнему юбилею нашей тайгинской писательницы, члена Союза писателей России, лауреату  областной литературной премии имени А.Волошина Людмилы Михайловны Яковлевой. Наша знаменитая землячка пишет не только для взослых, и детям тоже уделяет внимание. Это первая книга автора - повесть «Золотые стрелы» (1974 год). «Про зверят и про ребят» ( 2008 год ) и сказка «Про бабу Ядвигу», вышедшая в свет в 2006 году.

Все любят сказки ,и я не исключение. С удовольствием читал это произведение, в котором сразу же привлекает сразу необычное название. Но исследовательская работа - не просто рассказ о прочитанном.

Цель исследования - попытка анализа, выяснение особенностей сказки, чем эта сказка отличается от народных и других литературных сказок.

Задачи:

- выяснить, как построена сказка;

-определить способы изображения пространства и времени;

- найти особенности изображения героев;

-определить черты народной сказки, использованные в произведении.

Гипотеза – предположение о том, что отличительные черты (художественные особенности) произведения в большей степени связаны с народной сказкой.

Актуальность темы связана с той особой ролью, которую выполняет литература родного края в воспитании любви к малой родине и литературе.

Объектом исследования является текст сказки Л.М.Яковлевой.

Предмет исследования – художественные особенности произведения.

Методы исследования: метод лингвистического наблюдения, а также метод контекстуального анализа, анкетирвание.

Литературы по данному вопросу недостаточно, при анализе текста обращались к автору произведения и опирались на теоретический материал, изложенный в учебнике литературы В.Я.Коровиной. [7]

Сказки народные и литературные.

«Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» - такое определение даёт словарь С.И.Ожегова. [1]. Она представляет собой один из жанров фольклора или литературы.

Нас интересует теоретический материал о сходстве и различии между

сказками народными и авторскими, литературными.Выводы по этому вопросу представлены в таблице:

Сходство и различие народных и литературных сказок

Сходство

 

 Народная сказка 

Литературная сказка

Сюжет

Вымышленные события


Часто встречающаяся тема

Противостояние добра и зла.


Литературные обороты и выражения 

Троекратные повторы, эпитеты.

Герои сказки

Деление героев на положительных и отрицательных.


Второстепенные герои

Волшебные вещи и помощники.


Основа сказки

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)


Различие


 

Народная сказка

 Литературная сказка 

Автор

Нет одного автора, писалась целыми поколениями. 

 

Конкретный человек.

Текст

Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

 

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Литературное описание

Простое, с использова-нием общепринятых эпитетов. 

Бывает сложное, детальное, неповторимое

Композиционные элементы

Присказка, зачин, концовка.

Может не иметь традиционных элементов.

 

  [3]

Построение сказки, изображение времени и пространства

Сказка «Про бабу Ядвигу» начинается с описания природы, а заканчивается пословицей «Конец - всему делу венец». Начало для народной сказки необычное, а концовка такой может быть, например, «Вот и сказке конец,а кто слушал - молодец». В тексте встречаются описания природы (пейзажи) и небольшие зарисовки – описания внешности (портреты). Можно смело утверждать, что образы сестёр Леночки и Валюши противопоставлены друг другу, но только до поры до времени, до тех пор, пока чудо, последнее колдовство Ядвиги Кузьминичны, не изменит одну из героинь, Валю.

Мы знаем,что существует много заклинаний в разных сказках. Это «Сезам, откройся» в сказке «Али-Баба и 40 разбойников». Старик Хоттабыч в сказке Л. Лагина, прежде чем совершить чудо, говорит: «Трах-тибидох-тибидох». Буратино мечтает приумножить денежки и произностит: «Крекс,пекс,фекс». Л.М.Яковлева придумывает заклинание, какого нет ни в одной сказке: «Курды, фурды, бурды».

Сказку легко разделить на смысловые части.Получается примерно такой


план:


1. Село Морковкино. Знакомство с Валей и Леночкой.

2. В лес за малиной.

3.Заблудились.

4. Встреча с Бабой Ягой.

5. Помощь Бабе Яге.

6. Домой, в Морковкино!

7. Знакомство Бабы Яги с родителями девочек.

8. Ремонт избушки на курьих ножках.

9. Музей старинного быта прошлого.

10. Последнее заклинание бабы Ядвиги.

Интересно изображено пространство в произведении. В первом же предложении упомянуто село Морковкино, неподалёку от нашего города есть такой населённый пункт.Не в тридевятом царстве происходит действие, а где-то близко, и речка не сказочная Смородина, а «небольшая спокойная Голубинка».Очень похож на наш ,сибирский, лес: Деревья росли в нём самые разные: белоствольные берёзы, стройные осины, гибкие черёмухи и рябины. Ели и пихты были здесь словно случайными путниками, которые то ли, сбившись с дороги, забрались в этот лес, то ли сбежали сюда из мрачного бора, чтобы погреться на солнышке, послушать шелест листьев и пенье птиц.

Мы читаем про кусты малины,ягоды которой девочки собирают в ведёрки, а потом лес становится другим,недобрым: Стоят вокруг них мрачные пихты да колючие ёлки. Птиц не слышно совсем, только дятел долбит где-то клювом сухое дерево да ветер шумит в кронах деревьев. А веселых берез и осин да гибких рябин и черёмух и в помине поблизости нет.В таком месте избушку на курьих ножках немудрено встретить.Избушка и банька,в которой мылись герои, - закрытое пространство

Потом пространство сказки становится узким, это дорога,по которой бежит избушка на курьих ножках, а после опять закрывается: действие переносится в дом в селе Морковкино. Эти сужения и расширения места действия не дают читателю скучать, разнообразят повествование.

Время тоже очень важно в сказке. Основное действие происходит летним днём с утра до вечера. Затем время не фиксируется, нет конеретности,точности,например,папа избушку «отремонтировал, в очень даже короткий срок и с отличным качеством». Время упоминается в репликах бабы Ядвиги: Сто лет на людях не была... А как помоложе была, когда годков восемьдесят всего было, весело жила», «Третий день лежу на печи голодная»




Система персонажей

В каждом литературном произведении важна система персонажей, то есть герои во взаимосвязи.В «Сказке про бабу Ядвигу» имя главной героини вынесено в заглавие, хотя ещё до первого её появления одна из девочек, Валя, предполагает, что в такой избушке может жить только Баба Яга.Портрет доказывает правильность догадки: «На облупленной холодной печи старушонка лежит - худющая, грязнущая, страшнущая». Сама героиня говорит, что «дурные люди Бабой Ягой зовут да еще Костяной Ногой». Уже в Морковкино героиня признаётся, что она не сказочный персонаж:

«Сперва-то старушка брякнула: Яга, мол. А потом, засмущавшись, пояснила:

  • При рождении мать с отцом Ядвигой нарекли. Ядвига Порфирьевна я. Это уж после люди добрые имя моё укоротили, начало да конец оставили, вот и получилось не Ядвига, а Яга.» В конце произведения девочки стали называть её бабушкой,бабулечкой,словно родные внучки. Но с ней связано упоминание Лёши-Лешего, Кощеюшки, Кикиморы. Это традиционные сказочные герои.

Не менее значимыми персонажами являются сестры Валя и Лена. «Леночка очень хорошей девочкой была, Валя - не очень. Но дочки есть дочки, и мама с папой любили их обеих одинаково. Ну, может быть, Леночку немножечко больше, чем Валю, зато Валю больше жалели. Вздыхали украдкой, глядя на неё: несчастной уродилась - недоброй, капризной, ленивой и завистливой».

Авторское отношение чувствуется в том,как она называет одну и вторую девочку Леночка и Валя, Валька. Только мама называет Валюшкой,Валечкой, потому что для неё они одинаково дороги. А Валя позволяет себе назвать свою сестру Ленкой, это звучит грубовато. Второстепенными персонажами являются мама и папа.Упоминается подружка Дианка.

В чём же особенности изображения героев?

Образы героев в этой сказке создаются с помощью портрета. Хороша также и речевая характеристика: «из глубины избушки послышался тоже скрипучий чей-то голос:

  • Хтой-то там пришёл? Проходите сюды, милаи».

Речь Бабы Ядвиги не очень грамотная, она может сказать: «Сюды, туточки, канючат, покотится, не выдюжу, не должон, лётывала, бывалоча, смурной».

Но добрые слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в её речи тоже не редки, она использует слова: «Деточки, девоньки (2 раза), Кощеюшка, Лёшик, милая, милая ты моя, девоньки, умница, барыня-сударыня».

Очень хорошо помогают представить всех героев рисунки. Проиллюстрировала произведение сама Людмила Михайловна. Можно смело утверждать,что писательница сделала всё,чтобы читатель легко представил себе героев сказки.

















Различие и сходство сказки Л.М.Яковлевой «Про бабу Ядвигу» и народной сказки.


Сходство с народной сказкой заключается в следующем:

В основе сюжета - вымышленное событие, колдовство. Встреча девочек с настоящей Бабой Ягой.

Герои сказки представлены как в положительной роли (Леночка – умная, послушная, трудолюбивая), так и в отрицательной (Валя – ленивая, непослушная).

В основе сказки лежат общечеловеческие ценности, которые близки каждому человеку – это добро, любовь, справедливость.

Употребление заклинаний. Они часто употребляются как в народных, так и в литературных сказках.

Счастливая развязка. Валя после заклинания бабы Ядвиги стала послушной и трудолюбивой.



Различие с народной сказкой заключается в следующем:

Сказка «Про бабу Ядвигу» имеет конкретного автора, постоянный текст, оформленный в письменной форме. Внесение изменений в данный текст не допускается.

В авторской сказке сильнее выражена изобразительность. В ней подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

В данной сказке автор (Л.М.Яковлева) постаралась выразить свои собственные идеи и представления о жизни. Это помогает нам, читателям, как бы увидеть личность автора. Людмила Михайловна глубокий, творческий, талантливый человек,хорошо передающий психологию и детей,и взрослых.

Сказка не ограничивается определенным жанром. Она включает в себя черты и бытовой, и волшебной сказки.









Заключение

Сказка, которая как жанр устного народного творчества возникла в незапамятные времена, была призвана без нотаций учить ребёнка добру и справедливости.Литературная сказка продолжила традиции народной, переняв самое главное – ненавязчивое формирование в в душе маленького ребёнка лучших человеческих качеств: гостеприимства, отзывчивости, доброжелательности, смелости.

И замечательный детский писатель К.И.Чуковский считал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

С этой целью связаны и художественные особенности сказки: она должна привлекать внимание и формой,и особыми героями,представляющими добро и зло, и необычными обстоятельствами,в которых добро побеждает.

Главная героиня сказки – интересный персонаж. Ядвига Порфирьевна превратилась в злую Бабу Ягу, потому что одиночество сделало её такой.Когда она почувствовала заботу и внимание, то вновь обрела человеческий облик.Баба Яга и другие злые силы:Кощеюшка,Леший,Кикимора- это герои,ришедшие к нам из русского фольклора.Но это современная литературная сказка,и автор обыгрывает выражение: в























Литература

  1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976

  2. Сходство и различие народных и литературных сказок [Электронный ресурс] http://domivse.ru/index.php/shcool/chtenie-literatura/369-skhodstvo-i-razlichie-narodnykh-i-literaturnykh-skazok-tablitsa.html

  3. Яковлева,Л.М. Про бабу Ядвигу[Текст] : / – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 20 с.

с.
















Приложения

Приложение 1.












Интервью.

Респондент Яковлева Людмила Михайловна, член Союза писателей России.

1.Уважаемая Людмила Михайловна, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что такое для вас война?

Убийство народа, бомбёжки… Детство моё… Очень долго тянулась эта война. Голод страшный. Труд на производстве по двенадцать часов. Дети одни дома.

2.Ваше военное детство-это трудная пора или счастливый период вашей жизни?

Трудная пора, особенно зима тяжёлая была. Но есть и трепетные воспоминания, их немало.

3.Самое яркое впечатление детских лет, связанное с войной.

Победа. Люди плакали, но от радости. Шли с баяном группой на воинскую площадку, встречать эшелоны, потом на площадь, пели, плясали. Праздник, веселее которого не было.

4.Кого вы считаете героями войны?

Мы с братом всегда спорили, кто лучше: лётчики или моряки? Я была за лётчиков. Немалую роль сыграл здесь тайгинский аэроклуб. Маме очень хотела попасть в курсанты, но у неё не получилось, не прошла медицинскую комиссию.

5.Как вы относитесь к словам А.Т. Твардовского :

Медаль за бой, медаль за труд

Из одного металла льют…

Мне всегда нравилось это выражение. Оно очень верное. Весь народ победу добывал.

6.Есть ли в повести «Золотые стрелы» выдуманные персонажи?

Нет, никогда ничего и никого не выдумываю. Просто вспоминаю, что происходило, и рассказываю. И имена не изменяла, и события

описываю правдиво, без вымысла.

7.Понравилась ли Вам моя исследовательская работа?

Работа проделана большая. Но мне показалась, что очень сложно и много непонятных слов. Зачем? Постарайся сделать работу понятной. А ещё можно сопоставить мою повесть с произведением другого кузбасского писателя, детство которого совпало с военным временем, например, с повестью Владимира Мазаева «Зиму пережить». Тогда будет интереснее.


Большое спасибо за ответы на вопросы и советы. Постараюсь переделать текст, чтобы было понятнее и интереснее. До свидания.

Корреспондент Максимова Анастасия.



Приложение 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!