СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа"Лебеди- белоснежное чудо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно- исследовательская работа. Научное напрввление: естествознание. "Лебеди - белоснежное чудо нашего пруда"..

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа"Лебеди- белоснежное чудо"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

х.Жуковский Новоселицкого района








Научно- практическая конфернция школьников

Тема:





Учебно-исследовательская работа

Научное направление: естествознание













Выполнила: Висаева Разет ,

ученица 3 класса

МОУ ООШ№9

Руководитель: Дюба Т.М.

учитель начальных классов












Содержание:

I

1.Введение ………………………………………………………………..стр3

2.Постановка целей и задач…………………………………………….стр 4

II Методика проведения исследования:

1. Лебедь.Его описание, типы и повадки (характеристика)………………………….………………………..…… стр 5

2. Наблюдение за птицами. Динамика численности населения……..стр 6-7

3. Браконьерство……………………………………………….….…..стр 8

4. Опрос у население……..…………………………………….….….стр 9

III Заключение. Выводы………………………………………………стр 9

IV Источники литературы и Интернет…………………………..….стр 10


Приложение

























«Лебеди – белоснежное чудо»




«Человек может жить без китов, медведей, орлов, журавлей и овсянок. Его существование от них не зависит, но если человек станет безразличен к вопросу «живут они или нет?», если не поймет важности их спасения, то человек перестанет быть человеком. Исчезновение наших соседей должно служить предостережением: мы тоже можем исчезнуть».

Роберт Мак-Кланг.




























Актуальность работы:

В наш хутор ежегодно осенью прилетают лебеди. Эти грациозные птицы задерживались у нас до тех пор, пока не установятся постоянные морозы и пруд полностью не покроется льдом. И я задумалась, а, что я знаю об этих птицах, которых мы видим ежегодно у себя на пруду?

Я решила как можно больше узнать об этих белоснежных чудо- птицах.

Передо мною встала проблема: Почему они облюбовали именно наш пруд? Почему они его не выберут как постоянное место обитания.

Цель моего исследования: узнать больше информации об этих птицах и поведение лебедей в нашем хуторе.

Задачи исследования:

  1. Определить какой вид лебедей обитает в нашем селе.

  1. Описать и дать характеристику лебедей, прилетающих на территории моего хутора.

  1. Узнать, были ли случаи браконьерства по отношению к птице лебедь на территории нашего хутора.

  1. Провести опрос «Ваше отношение к лебедям?»

Место наблюдения: водоём х.Жуковского

Думаю, что причиной появления этих птиц являются обстоятельства: отсутствие большого количества ва птиц на нашем водоёме и присутствие корма.

Таким образом, была сформулирована гипотеза.

Гипотеза: Набирание сил перед долгим тяжёлым перелётом повлияли на появление этих птиц на нашем пруду..


Объект исследования: лебеди – кликуны,


Время ведения исследования: сентябрь-март 2015 года.


Я знаю, что эти красивые птицы занесены в Красную книгу РФ.

Проблема актуальна, если учесть, что количество этих птиц стремительно сокращается.

«Человек может жить без китов, медведей, орлов, журавлей и овсянок. Его существование от них не зависит, но если человек станет безразличен к вопросу «живут они или нет?», если не поймет важности их спасения, то человек перестанет быть человеком. Исчезновение наших соседей должно служить предостережением: мы тоже можем исчезнуть».

Роберт Мак-Кланг.

Лебеди являются самыми крупными водоплавающими птицами. Они представляют род птиц отряда гусеобразных, семейства утиных. В настоящее время известны несколько разновидностей лебедей (лебедь шипун, лебедь кликун, малый лебедь, чёрный лебедь, лебедь-трубач, черношейный лебедь, американский)

Из своих наблюдений за лебедями и информации из интернета я выяснила, что на нашем пруду плавают лебеди- кликуны.

Для них характерны признаки:    

Крупнее гуся. Масса 7-10 кг. Взрослые птицы белые, молодые – буровато-серые. Основание клюва желтое, конец черный. Граница желтого и черного цвета идет под острым углом к плоскости клюва. Держится парами и стаями.

У плавающей птицы шея обычно вытянута вертикально вверх, голова и клюв направлены вперед. Голос – звонкое “ганг” или “ганг-го”. 

Перелетная птица. Кликун с воды взлетает с разбега, полет неторопливый, но быстрый, с глубокими сильными взмахами крыльев, шея вытянута вперед.

Гнездится отдельными парами. Гнездо помещается на земле, среди тростника, камыша, рогоза, у воды, на завалах растительности или на кочках. В кладке – 3-8. крупных, белых, желтоватых яиц.Насиживает одна самка, но самец всегда находится поблизости и охраняет гнездовой участок. Насиживание длится 35-40 дней. Кормится кликун как растительной, так и животной пищей. Еду добывают со дна, опрокидываясь в воду и глубоко погружая шею.

Местами обитания лебедя являются небольшие по размерам пойменные озера или крупные озера с зарослями тростника, камыша или осоки. От лебедя-шипуна отличается желтым основанием клюва (характерна вытянутая «палкой» шея, но это правило не без исключений), от малого — крупными размерами и косой границей черного и желтого цветов на клюве. 


Результаты наблюдений за птицами.

В этом году уже в сентябре эти замечательные птицы радовали нас своим присутствием. Их было восемь, плавали они в хвосте пруда в основном парами. Но с наступлением морозов, когда пруд покрылся льдом, оказалось, что один лебедь так и остался на пруду в небольшой кромке воды.

Как всем нам было жалко эту птицу в одиночестве,сидящую на середине пруда. Её все старались как-то покормить,бросали на лёд еду. Со временем эта птица привыкла к людям и уже, не боясь, близко подходила к предложенной пище. А однажды утром, когда потеплело ,мы увидели, что наш лебедь плавает в компании трёх лебедей. И всем стало радостно от того,что теперь лебедь остаток зимы проведёт не в одиночестве.

Эти лебеди образовали две пары.Одна плавала поблизости от берега,а другая на середине пруда .Я с ребятами да и взрослые не забывали подкармливать лебедей. И наш любимец уже без боязни выходил на берег к нам.

Ежедневно, идя мимо пруда в школу, я первым делом окидываю пруд взглядом и ищу своих любимцев. Увидев их мне сразу становится радостно и приятно. Одна пара уже улетела. Но меня не покидает надежда,что вторая пара лебедей останутся и постоянно будут радовать нас своим присутствием.

Браконьерство на территории нашего хутора.

Случай браконьерства по отношению к этой белоснежной птице в нашем хуторе не зарегистрирован.

В результате наблюдения за птицами в течение осени-зимы , просмотра материалов на сайтах Интернет, я много нового и полезного узнала о лебедях. Я решила задачи, которые определила для себя перед началом исследования.

А что знают о лебедях мои одноклассники, обучающиеся нашей школы, жители посёлка? Я провела опрос указанных категорий.

Мною было опрошено 30 человек: 10 взрослых и 20 учеников 1-5 кл.

Вопрос 1:

Знаете ли Вы, когда на нашем пруду впервые появились лебеди?


Взрослые

Ученики

1

Знаю

9

-

2

Что-то слышал

-

-

3

Не знаю

1

20

Самый распространённый ответ – не знаю,года3 назад

Оказывается первый лебедь,посетивший наш водоём, был один и по словам жителей это былов 1999году.

Вопрос 2:

Знаете ли Вы, из чего (какого материала) лебеди строят своё гнездо?


Взрослые

Ученики

1

Знаю

10

10

2

Что-то слышал


5

3

Ничего не знаю


5

Самый оригинальный ответ - лебеди строят гнездо из досточек .

Оказывается спустя одну-две недели после прибытия на родину самка устраивает довольно громоздкое гнездо из древесных сучьев, камыша, травы. Дно выстилается более мягким и нежным материалом — сухими стеблями травянистых растений, мхом, перьями и пухом.


Вопрос 3:

Знаете ли Вы, когда у лебедей появляются птенцы?


Взрослые

Ученики

1

Знаю

9

8

2

Что-то слышал


7

3

Ничего не знаю

1

5

Самый распространённый ответ – летом.И это правильный ответ К середине лета у лебедей появляются птенцы, причем с первых дней они способны самостоятельно добывать пищу.

Вопрос 4:

Знаете ли Вы, в каком возрасте птенцы начинают летать?


Взрослые

Ученики

1

Знаю

10

7

2

Что-то слышал


4

3

Ничего не знаю


9

Чаще всего отвечали – через полгода или через год.

Птенцы становятся летными в 1,5 - 4-месячном возрасте. Рекорд принадлежит малому лебедю, уже через 40 дней после вылупления лебедята способны лететь на зимовки.

Вопрос 5:

Хотели ли вы чтобы лебеди поселились унас ?


Взрослые

Ученики

1

Да

7

20

2

Не знаю

-

-


Нет

3



Вопрос 6:

Назовите основные ассоциации которые появляются глядя на лебедь.

Получили следующее:


Прилагательное

Количество

1

Красивый

6

2

Белый Белоснежный

10

3.

Волшебный

4

4

Грациозный

5

5

Бесподобный

2

6

Изящный

5

7

Прекрасный

7

8

Преданный Верный

6

9

Стройный

2

10

Очаровательный

4

11

Большой

2

12

Сказочный

4

13

Умный

6

14

Добрый

5

15

Величавый, величественный

4

16

Гордый

4

17

Заботливый

3

Каждый согласится, что лебедь, пожалуй, самая величественная и гордая птица из всех существующих на земле Их считают символом красоты, чистоты, благородства.Существует огромное количество легенд, сказок, песен о лебедях, птицах, любимых и почитаемых многими народами. Созданию такого имиджа, в первую очередь, послужил внешний облик лебедей: горделивая осанка, красиво изогнутая шея и белоснежное оперение.


Заключение:

Лебеди-кликуны с 1999 года каждый год прилетают к нам. Томас Браун говорил, что природа ничего не делает просто так.

Я думаю, что если к нам прилетает столько лебедей, то это надо самой природе. Среди жителей хутора существует такая версия, что лебеди всегда возвращаются в то место где гнездовались первый раз. А я думаю,что моё предположение более верное, что причиной появления этих лебедей является отсутствие большого количества птиц и очень много корма на нашем пруду. Перед предстоящим долгим тяжёлым перелётом лебеди набираются сил. А ещё жители хутора хорошо относятся к ним. И это показал случай зимой, что мы смогли помочь лебедю пережить сильные морозы и не дали ему погибнуть. Я думаю,что прилёт этих птиц изменил характеры не только детей, но и взрослых.Мы и в дальнейщем будут подкармливать и охранять этот вид птиц. Своими интересными исследованиями я поделилась с одноклассниками, выступила на классном часе в 1 классе.

Учебно-исследовательская работа может быть использована как дополнительный материал на урокахокружающего мира и отличным пособием тем, кто захотел узнать больше о этих замечательных птицах.

















решил завести попугая.

.

Своими интересными исследованиями я поделилась с одноклассниками, рассказала им о своих пернатых друзьях.

Учебно-исследовательская работа может быть использована как дополнительный материал на уроках природоведения и отличным пособием тем, кто решил завести попугая.


Я постараюсь сделать всё для того, чтобы мой питомец чувствовал себя хорошо, потому что он помогает мне оставаться человеком, приучает к ответственности за того, кто слаб и нуждается в моей помощи. В трудные для меня минуты успокаивает, придаёт силы. Я очень люблю своего друга.


А человек пользуется этим и уничтожает этот красивейший вид птиц.

Неужели история ничему не научила нас? Ведь разрешение на отстрел лебедей означает разрешение на их истребление. За эти годы лебеди отвыкли от выстрелов и подпускают человека непозволительно близко, особенно когда запоздалая зима.

«Наша земля - живой организм, на котором мы, к сожалению, безответственно и гадко живем, мучая друг друга, истязая живое, а потом еще удивляемся - почему нам так плохо?»1.

. Конечно, лебедь агрессивная птица. Но ведь есть регионы России, где нет этой удивительной птицы.

.

Нам жить в одной

Вывод:

К сожалению, я узнала, что некоторые виды попугаев находятся на грани вымирания. И мне хочется хотя бы своего друга защитить. Я постараюсь сделать всё для того, чтобы мой питомец чувствовал себя хорошо, потому что он помогает мне оставаться человеком, приучает к ответственности за того, кто слаб и нуждается в моей помощи. В трудные для меня минуты успокаивает, придаёт силы. Я очень люблю своего друга.

Своими интересными исследованиями я поделилась с одноклассниками, рассказала им о своих пернатых друзьях.

Учебно-исследовательская работа может быть использована как дополнительный материал на уроках природоведения и отличным пособием тем, кто решил завести попугая.


Список использованной литературы

1. Энциклопедия «Живой мир», Москва, «Росмэн»,

2006 год.

2. «В мире дикой природы», Интернейшн, Мастер Паблишерс.

3. Детская энциклопедия, Москва. «Росмэн», 2006 год.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.

5. Википедия свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org).



Гордые и величественные, именно так, ведь по-другому их не назовешь.. А из всех обитающих в Европе пернатых — еще и самая крупная. Тело его вытянутое, плотное и округлое, шея равна по длине телу. Оперение у лебедя пышное и густое, с большим количеством пуха.Лебеди – перелетные птицы. Бытует мнение, что пары лебедей соединяются на всю жизнь, и они не могут жить друг без друга.

     Лебеди-кликуны гнездятся на территории нашего поселения. Численность этих птиц немного увеличивается. Так как наши лебеди не окольцованы мы не можем с уверенностью заявить, что имеено они каждый год прилетают к нам. Это только предположение. Но существует такая версия при наблюдении за птицами, что лебеди всегда возвращаются в то место где гнездовались первый раз.


Гуляя в нашем замечательном парке, я, конечно, видела лебедей, любовалась ими, но ни разу не задумалась, откуда вся эта красота. Кто привез сюда этих гордых и красивых птиц? Как долго живут лебеди в парке? С этими вопросами я обратилась к родителям. Не получив полных ответов, решила собрать интересующую меня информацию самостоятельно


    



Это: редкая, светлая птица, В ходе исследования мы записали основные ассоциации которые появляются глядя на лебедь. Это: редкая, светлая птица, благодетель, смирный, заботливый, волшебный, умный, восхитительный, гордый, грациозный, красивый, величественный, неторопливый, сильный.

Проведя анализ анкеты (Приложение №1), на вопросы которой мы просили ответить одноклассников, получили следующее:

Из 14 опрошенных на вопрос: «Видели ли вы когда – нибудь птицу лебедь?» ответили да – 11 человек, нет – 3.

Во втором вопросе мы просили ребят 10 прилагательными описать изучаемую нами птицу

Моё предположение о том, что голод заставил их прилететь к человеку верна. А человек пользуется этим и уничтожает этот красивейший вид птиц.

Неужели история ничему не научила нас? Ведь разрешение на отстрел лебедей означает разрешение на их истребление. За эти годы лебеди отвыкли от выстрелов и подпускают человека непозволительно близко, особенно когда запоздалая зима.

«Наша земля - живой организм, на котором мы, к сожалению, безответственно и гадко живем, мучая друг друга, истязая живое, а потом еще удивляемся - почему нам так плохо?»1.

Томас Браун говорил, что природа ничего не делает просто так. Я думаю, что если в нашем селе появилось столько лебедей, то это надо самой природе. Конечно, лебедь агрессивная птица. Но ведь есть регионы России , где нет этой удивительной птицы.

Жители села и в дальнейщем будут подкармливать и охранять этот вид птиц.


Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу.

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла.

Давайте сохраним на стрежнях осетра.

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся!2


Выводы:

  • Моё предположение о том, что голод заставил их прилететь к человеку верна.

  • Лебеди кликуны прилетают к нам каждый год и численность их популяции будет расти если не будет случаев браконьерства.

Данная работа может использоваться на уроках окружающего мира, биологии. Каждый из нас должен знать историю своего края, любить и беречь каждый уголок своей малой родины и одну из его частичек – белоснежное крылатое чудо – лебедей.

Шея лебедя в виде латинской буквы S. Длина тела 1,8 м. На ногах плавательные перепонки. Клюв по длине равен голове. Лебеди бываюТ белые и черные. Черные живут в Австралии.

     В России живет лебедь-шипун. У него на клюве черный нарост. Обитает в Западной Сибири.

      Лебедь-кликун живет везде, кроме тундры. Прилетают в места гнездования в апреле. Селятся на больших озерах, берега которых заросли камышом. Гнезда строят у самой воды, а внутри выстилают материнским пухом. Самка откладывает до 5-7 яиц, насиживает 40 суток. Самец охраняет свою семью от врагов. Он очень агрессивный: нападает на всех, проходящих мимо гнезда.

     Кормятся на мелководье, так как не умеют нырять. Питаются водными растениями, которые растут в воде или на болоте, насекомыми, личинками, червями, лягушками, рыбами. Пищу достают, погружая шею в воду. Обрывают со дна растения и шарят носом по илу. Нос, как ситечко: вода выльется, а вся живность останется.

     У лебедей есть враги: беркутречная скопа. Они нападают на взрослых лебедей.

      Птенцы лебедей начинают плавать и искать пищу сразу, как появятся на свет. Когда лебедята устанут и не могут плыть за мамой, они забираются к ней на спину, чтобы отдохнуть. После 9 месяцев выросшие птенцы покидают семью своих родителей.

      Лапы лебедей не приспособлены для ходьбы, поэтому вода – стихия лебедей. Они тяжелые птицы, из-за этого не могут сразу взлететь и делают разбег, перебирают лапами и машут крыльями 15-20 метров, а только затем взлетают.

      К сожалению, из-за мяса, перьев, пуха человек охотится на этих птиц. В России охота на лебедей запрещена.

     Лебеди улетают в Африку в октябре, преодолеть им придется большие расстояния. Давайте пожелаем им счастливого пути и благополучного возвращения на Родину.

 

Самые известные строки, которые смогли вспомнить наши респонденты:

  1. «Над землёй летели лебеди солнечным днём,

Было им светло и радостно в небе вдвоём..»


  1. «А белый лебедь на пруду

Качает павшую звезду…»


А ещё я спросила у ребят, сколько весит взрослый лебедь. Ответы были самыми разнообразными – от 3 до 20 кг.


Результаты опроса показали незнание части истории нашего посёлка – истории парка, истории лебедей – обучающимися школы. Именно по вопросу «лебединой истории» обучающимся школы предложены буклеты, включающие основные сведения о появлении лебедей в Шиханах, об организации их жизни.


В истории нашего посёлка ещё очень много неизученного, неисследованного. Моё предложение – организовать в школе кружок «История моего края», на занятия которого приглашать старожилов нашего посёлка. Каждый из нас должен знать историю своего края, любить и беречь каждый уголок своей малой родины и одну из его частичек – белоснежное крылатое чудо – лебедей.



В ходе исследования мы записали основные ассоциации которые появляются глядя на лебедь. Это: редкая, светлая птица, благодетель, смирный, заботливый, волшебный, умный, восхитительный, гордый, грациозный, красивый, величественный, неторопливый, сильный.

Проведя анализ анкеты (Приложение №1), на вопросы которой мы просили ответить одноклассников, получили следующее:

Из 14 опрошенных на вопрос: «Видели ли вы когда – нибудь птицу лебедь?» ответили да – 11 человек, нет – 3.

Заключение:

Лебеди-кликуны гнездятся на территории нашего поселения. Численность этих птиц немного увеличивается. Так как наши лебеди не окольцованы мы не можем с уверенностью заявить, что имеено они каждый год прилетают к нам. Это только предположение. Но существует такая версия при наблюдении за птицами, что лебеди всегда возвращаются в то место где гнездовались первый раз.

Моё предположение о том, что голод заставил их прилететь к человеку верна. А человек пользуется этим и уничтожает этот красивейший вид птиц.

Неужели история ничему не научила нас? Ведь разрешение на отстрел лебедей означает разрешение на их истребление. За эти годы лебеди отвыкли от выстрелов и подпускают человека непозволительно близко, особенно когда запоздалая зима.

«Наша земля - живой организм, на котором мы, к сожалению, безответственно и гадко живем, мучая друг друга, истязая живое, а потом еще удивляемся - почему нам так плохо?»1.

Томас Браун говорил, что природа ничего не делает просто так. Я думаю, что если в нашем селе появилось столько лебедей, то это надо самой природе. Конечно, лебедь агрессивная птица. Но ведь есть регионы России, где нет этой удивительной птицы.

Жители села и в дальнейщем будут подкармливать и охранять этот вид птиц.

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу.

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла.

Давайте сохраним на стрежнях осетра.

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся!2

Выводы:

·  Моё предположение о том, что голод заставил их прилететь к человеку верна.

·  Лебеди кликуны прилетают к нам каждый год и численность их популяции будет расти если не будет случаев браконьерства.

·  Данная работа может использоваться на уроках окружающего мира, биологии.

·  Я сделала несколько видео сюжет про лебедей которые могут быть просмотрены и другими ребятами (см. приложение, слайды).

Материалы, используемые в ходе исследования: энциклопедия животных, электронные источники, фотографии сделанные в нашем селе.

Оборудование:

1.  Компьютер

Источники литературы и Интернет

1. Дементьев Г. П. Птицы нашей страны, Изд-во МГУ, 1962,

2.Атлас-справочник «Все о птицах» Редактор: Шаронов А., Кристалл, 2011 г.

3.Красная книга РФ.

4. http://www. prinas. org/forum/1176

5. http://www. /

6.http://nat. /stranica-sayta/krasnaya-kniga-astrahanskoy-oblastiМногие описания лебедя совпали с нашими ассоциациями.

В третьем вопросе ребятам предложили по рассуждать на тему «Можно ли назвать Лебедя « Птицей 2009» и почему?».


Лебеди – символ красоты и верности. Существует огромное количество легенд, сказок, песен о лебедях, птицах, любимых и почитаемых многими народами. Созданию такого имиджа, в первую очередь, послужил внешний облик лебедей: горделивая осанка, красиво изогнутая шея и белоснежное оперение. Гордые и величественные, именно так, ведь по-другому их не назовешь.

Гуляя в нашем замечательном парке, я, конечно, видела лебедей, любовалась ими, но ни разу не задумалась, откуда вся эта красота. Кто привез сюда этих гордых и красивых птиц? Как долго живут лебеди в парке? С этими вопросами я обратилась к родителям. Не получив полных ответов, решила собрать интересующую меня информацию самостоятельно


    




II. Методика проведения исследования:

а) Лебедь.Его описание, типы и повадки (характеристика).

б) Наблюдение за птицами. Динамика численности населения

в) Браконьерство.

г) Опрос у население.

А). Лебеди- одни из самых красивых птиц. Чтобы вести за ними наблюдения, необходимо было лучше познакомиться с этой птицей, составив обзор по литературным источникам. Первое, что я сделала, это определила систематическое положение этих птиц в мире животных.

Царство Животные.

Подцарство Многоклеточные - Metazoa.

Тип Хордовые - Chordata.

Подтип Позвоночные - Vertebrata.

Класс Птицы - Aves.

Отряд Гусеобразные (Пластинчатоклювые) – Anseriformes.

Семейство Утиные – Anatidae.

Подсемейство Гусиные – Anserinae

Род Лебеди – Cygnus.

Лебеди представляют род птиц отряда гусеобразных, семейства утиных. В настоящее время известны несколько разновидностей лебедей (лебедь шипун, лебедь кликун, малый лебедь, чёрный лебедь, лебедь-трубач, черношейный лебедь, американский

Лебеди – самые крупные птицы наших угодий. В Крутинском районе из р ода лебеди обитают 2 вида птиц.


Лебедь-кликун. Довольно редкая птица, встречается на глухих водоемах. Гнездо устраивает на озерах, берега которых сильно заросли тростником, камышом, рогозом и другой водной и прибрежной растительностью. В кладке от 4 до 6 крупных белых и желтоватых яиц. Большая, бело-серебристая, красивая и величественная птица с длинной, почти вертикально поднятой шеей. Тело вытянутое, при плавании передняя часть глубоко погружена в воду, крылья плотно прижаты к телу. Основание клюва желтое, а конец черный. С воды взлетает тяжело, долго разбегается. В полете вытягивает шею, делая громадными крыльями редкие, но мощные взмахи. Обладает сильным трубным выразительным криком, который слышен на большом расстоянии: «ганг-го, ганг-го».





Лебедь-шипун. В наших угодьях преимущественно гнездится в районе крупных озер.

В кладке 6-8 больших голубоватых яиц. Оперение чисто-белое, серебристое. При плавании принимает позу с красиво изогнутой шеей, но при первом подозрении на опасность вытягивает ее, как кликун. На лету звуков не издает, но еще издали слышен характерный скрип его больших маховых перьев крыла. При раздражении издает шипящий звук, за что и получил свое имя. Там, где лебедей не беспокоят, они гнездятся на одном месте в течение многих лет, становятся доверчивыми и даже селятся вблизи человека.


Лебеди являются самыми крупными водоплавающими птицами. Размах крыльев лебедей часто превышает 2 метра, а вес птиц в естественных условиях обитания достигает 13-14кг.
Взлетая и садясь на воду птицы, сильно машут крыльями и долго бегут по воде. Белые лебеди приобретают свою окраску не сразу, а только спустя определённый период времени, молодые птицы светло-серые, с клювом серо-лилового цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая более удобно питаться со дна мелководий.

Лебеди образуют пары, существующие длительное время. Отсюда часто используется понятие “лебединая верность”.
Название шипуны обусловлены звуками, производимыми этой разновидностью птиц. Ещё одним простым отличием является цвет клюва у шипунов он  красный, с выраженным чёрным надклювьем, у лебедей- кликунов он лимонно-жёлтый. Лебеди-шипуны крупнее лебедей-кликунов, для них характерна особая “осанка” – манера держать шею S- образно изогнув, кликуны – держат прямо.
Яйца лебедей крупные, в кладке бывает от 5-11 яиц. Яйца лебедей шипунов крупные и достигают размера 12см. Птенцы вылупляются через 5 недель, на крыло становятся приблизительно через 4,5 месяца. В выращивании потомства активное участие принимают оба родителя. 

На территории моего поселения обитает лебедь- кликун.



б) Наблюдение за птицами. Динамика численности населения

27 апреля 2012 года в мой огород прилетели лебеди. Они долго кричали, махали крыльями и осматривали территорию. Как мы только не пытались их согнать, улетать они не хотели. Лебеди были голодны, мы насыпали им пшеницы , поставили воду и очень долгое время наблюдали за ними. Через несколько дней лебеди улетели, я сделала вывод- лед на озере растаял. В начале июня мой папа поехал в лес. На лесной дороге он нашел 2 лебедят. Они бежали по дороге и папа очень удивился этому . Ведь они были без взрослых, наверное кто-то разорил гнездо. Папа их забрал домой и принес в ведре. Первый птенец умер на следующий день, а второй - Малыш у нас прожил 2 месяца. Сначала жил с утятами, он был все время один и большие утки шипели на него. Лебедь любил очень огурцы.. А так ежедневно ел комбикорм, пшеницу, траву, ел вареную картошку, пил воду из колодца, у нашей собаки забирал косточки. Любимым его занятием было дразнить собаку, сядет напротив клетки и дразнится. Вытягивает шею, втягивает. Утрами купался в бассейне, мыл перышки, крылышки. Вода в бассейне была из колодца. Когда папа приносил рыбу, он ее клевал.Откликался на кличку Малыш. Еще в нашем селе нашли маленького лебедя с подбитым крылом. Наш сосед его выхаживает. Когда его принесли, он ничего не ел, отказывался от воды и все время кричал, плакал. Сидел в углу клетки, а потом свыкся и начал хозяйничать, гонять уток и кур. В нашем селе этим летом выходили двух лебедят и выпустили их на озеро. Другие особи их не оттолкнули и они при наступлении холодов все улетели.

На нашем озере плавают 7 лебедей, за последние годы их численность увеличивается.

Теперь, мы часто ходим к озеру и наблюдаем за лебедями. Очень ждем наступления весны. Из наблюдений я сделала следующие выводы.

  • Лебеди живут не стаей, а парами.

  • Озеро не большое, между тем лебеди между собой ладят, никого не выталкивая.

  • Появилось новое потомство - ухаживают вместе.

  • Часто выходят на берег и пасутся, значит, не хватает еды в озере.

  • Летом не подпускают близко человека, (живут на том берегу озера, где нет дороги и трудно подобраться человеку).


Вывод: гнезда лебедей разоряют и чтобы увеличить численность этого вида, необходимы охранные мероприятия. ОХОТА НА ВСЕХ ЛЕБЕДЕЙ ПОВСЕМЕСТНО ЗАПРЕЩЕНА.





В) Браконьерство на территории нашего села.


Осенью 2009 года рейдом милиция была остановлена машина наших жителей, в которой капитан милиции нашел ружье и застреляного лебедя. Против этого жителя было заседено дело. Приговором мирового судьи Крутинского района мужчина признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "в" части 1 статьи 258 УК РФ (незаконная охота). Суд назначил ему наказание в виде штрафа в размере 25 тысяч рублей. Изъятое во время дознания охотничье ружье, являющееся орудием преступления, согласно приговору суда подлежит уничтожению.



Г) Опрос у населения

  1. Как вы относитесь к лебедям гнездящимся на территории нашего поселения?


  1. Как вы относитесь к броконьерству по отношению к этому виду птиц

- встанете на защиту

- будете равнодушны


  1. Е сть ли у вас желание подкармливать птиц и выхаживать птенцов лебедей?







Заключение:

Лебеди-кликуны гнездятся на территории нашего поселения. Численность этих птиц немного увеличивается. Так как наши лебеди не окольцованы мы не можем с уверенностью заявить, что имеено они каждый год прилетают к нам. Это только предположение. Но существует такая версия при наблюдении за птицами, что лебеди всегда возвращаются в то место где гнездовались первый раз.

Моё предположение о том, что голод заставил их прилететь к человеку верна. А человек пользуется этим и уничтожает этот красивейший вид птиц.

Неужели история ничему не научила нас? Ведь разрешение на отстрел лебедей означает разрешение на их истребление. За эти годы лебеди отвыкли от выстрелов и подпускают человека непозволительно близко, особенно когда запоздалая зима.

«Наша земля - живой организм, на котором мы, к сожалению, безответственно и гадко живем, мучая друг друга, истязая живое, а потом еще удивляемся - почему нам так плохо?»1.

Томас Браун говорил, что природа ничего не делает просто так. Я думаю, что если в нашем селе появилось столько лебедей, то это надо самой природе. Конечно, лебедь агрессивная птица. Но ведь есть регионы России , где нет этой удивительной птицы.

Жители села и в дальнейщем будут подкармливать и охранять этот вид птиц.


Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу.

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла.

Давайте сохраним на стрежнях осетра.

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся!2


Выводы:

  • Моё предположение о том, что голод заставил их прилететь к человеку верна.

  • Лебеди кликуны прилетают к нам каждый год и численность их популяции будет расти если не будет случаев браконьерства.

  • Данная работа может использоваться на уроках окружающего мира, биологии.

  • Я сделала несколько видео сюжет про лебедей которые могут быть просмотрены и другими ребятами (см. приложение, слайды).


Материалы, используемые в ходе исследования: энциклопедия животных, электронные источники, фотографии сделанные в нашем селе.

Оборудование:

  1. Компьютер


Источники литературы и Интернет

1. Дементьев Г. П. Птицы нашей страны, Изд-во МГУ, 1962,

2.Атлас-справочник «Все о птицах» Редактор: Шаронов А., Кристалл, 2011 г.

3.Красная книга РФ.

4. http://www.prinas.org/forum/1176

5. http://www.obovfsem.ru/

6.http://nat.astrobl.ru/stranica-sayta/krasnaya-kniga-astrahanskoy-oblasti

7. http://www.prinas.org/forum/1176





































Приложение




















Лебеди в моем огороде







Наш малыш



Птенец купается в бассейне.

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!