Бисероплетение
Работу выполнила: обучающаяся 6 класса
МБОУ Нижневерейской средней школы
Курышева Диана
Научный руководитель:
Учитель М.Н.Ворожеинова
Актуальность : моя исследовательская работа посвящена изучению интереса проявленному к искусству бисероплетения - объекта декоративно-прикладного творчества, как в древние, так и в современные времена. Интерес к этому виду искусства возник у меня давно, но когда я начала посещать занятия, мне захотелось изучить более подробно информацию о бисере. Через литературные источники начала узнавать все больше и больше о бисере, о разновидностях и происхождении бисера.
Целью моего исследования было – собрать материал, раскрывающий историю происхождения искусства бисероплетения, позволяющий раскрыть интерес к бисеру в древние времена у людей и в настоящее время.
Задачи :
- Раскрыть роль искусства бисероплетения в жизни человека.
- Подобрать образцы и составить коллекцию.
- Изучить применение бисера в странах и способы производства бисера.
- Провести исследования на интерес, в какой мере ребята нашей школы увлечены искусством бисероплетения.
Гипотеза исследования:
Существовал ли интерес к бисеру в древние времена у людей нашей родины и людей других стран, а также в какой мере ребята нашей школы увлечены этим видом искусства.
Работа с бисером
Бисероплетение – развивающаяся отрасль декоративно-прикладного творчества и искусства. Технологии современного бисероплетения сочетают веками сложившиеся приемы и новые оригинальные техники плетения
Я приступила к увлекательному виду деятельности. Поэтапно выполнялись задания, которые потом обрабатывались и вносились в исследовательскую работу.
Из книг и рассказа учительницы я узнала, что еще первобытные люди использовали примитивные предметы, которые предназначались для украшения. Люди хотели выглядеть привлекательно и, украсив себя, выделиться на фоне окружающих. Постепенно для украшения стали использовать бисер.
Применение бисера в рукоделии.
Современное плетение бисером превратилось в народное творческое хобби, которое используется для создания ювелирных изделий, кошельков, подставок и других предметов. Сейчас бисер изготавливают самого разного вида, цвета, размера, что позволяет подобрать нужный материал для своего изделия.
В России этим хобби увлекаются все, от мало до велика. Наверное, потому, что это просто, доступно и по силам любому человеку. К тому же история бисера в России своими корнями уходит далеко в прошлое, когда на древней Руси бусы из стекла были самым любимым украшением русских красавиц. Техника изготовления бусинок существовала на Руси ещё с 11 века и отличалась от иностранной надежностью и продуктивностью.
Первые сведения об использовании бисера на Руси относятся к 9-12 вв. Предшественником бисера в России был жемчуг.
Экспериментальная часть
Бисер – это мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы.
Виды бисера:
Рассмотрев все виды бисера представленных образцов , и опираясь на книжное издание можно сделать выводы:
1.
Рубленый бисер (рубка)
2.
3.
Трубочки или цилиндры, иногда они могут быть гранеными.
Стеклярус
Бусины.
Разноцветные цилиндрики, отличается от рубки тем, что его длина намного превышает диаметр, а основной критерий стекляруса – его длина в миллиметрах. Срез стекляруса может быть косой и прямой, последний больше подходит для низания. Встречается витой стеклярус.
4.
Крупнее бисеринок, граненые бусины («кристаллы») наиболее часто употребляются для создания бус или браслетов. Бусины, имеющие грубую фактуру, с необработанной поверхностью, носят название рустикальных.
Стразы
5.
Блестки
Ненатуральные камни- стеклянные и пластмассовые, выполняются под драгоценные камни.
Плоские, материал для их создания может быть различным.
Виды бисера:
На основании проведенного наблюдения составила коллекцию бисера, соблюдая классификацию по виду, производству, цвету и качеству. Обработав изученный материал, можно составить таблицу «Бисер в разных страна х».
Страна
Материал для изготовления бисера
Китай
Изготавливали из фарфора, а на севере местное население вытачивало его из кости мамонта
Орнамент
Индейцы
Тунгусы (эвенки).
Изделия
Распространенным орнаментом был геометрический: полосы, уголки, арки, крестики.
Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (Au, Pt, Ag) различной величины
Кости мамонта для дизайна одежды или использовали ракушки.
Бусы, браслеты.
Долгане
Линия бусин, зигзагообразные узоры и их комбинации. Геометрическийхарактер,цветочный узор, изображения животных.
Ожерелья, браслеты. Мать преподавала дочери вышивку бисером.
Кости мамонта для дизайна одежды или использовали ракушки
Древняя Русь
Распространенным орнаментом был геометрический: полосы, уголки, арки, крестики.
Нагрудник, пояс и варежки расшивали мелкими бусинами, создавая узор.
Бисер, стеклянные бусы, использовалась техника накрутки и навивки,
Распространенным орнаментом был геометрический: полосы, уголки, арки, крестики.
Европа
Предпочитают красно-синие оттенки, обрабатывая парки, и головные уборы.
Распространенным орнаментом был геометрический: полосы, уголки, арки, крестики
Зуб животного, декоративные виды бусин
Бусы, браслеты, «погремушки» для колыбели
Бусины-подвески (кулоны)
Эксперименты с бисером.
1.Проверяем качество бисера по цветостойкости.
Берем стакан воды, опускаем бисеринки 20 штук разного цвета и качества. Через пять минут вынимаем. Из них четыре бисеринки поменяли цвет.
Вывод: Качество бисера оказалось разным. Бисер плохого качества поменял цвет.
Эксперименты с бисером.
2.Плавится бисер или нет.
Накладываем в ложку бисер, ставим на горящую свечу. Через несколько минут убираем. Из них три бисеринки расплавились.
Вывод: Бисер плохого качества расплавился.
3.Проверяем прочность бисера.
Берем бисер, бисер из драгоценных камней и бисер других качеств. Стучим по бисеру молоточком. Простой бисер раскололся.
Вывод: Бисер из драгоценных камней оказался прочнее.
4.Проверяем, какая работа из бисера лучше: вышивка или аппликация?
Какая работа получилась лучше?
Вывод: Вышивка получилась лучше.
Бисероплетение в нашей школе
Изучив литературные источники и, ответив на первый вопрос моего исследования, я перешла к раскрытию второй темы: в какой мере ребята нашей школы увлечены искусством бисероплетения. Для этого провела опрос-анкетирование среди учащихся нашей школы..
Ребятам были предложены вопросы, которые потом обработались и сделала небольшие выводы:
Выводы .
В последние годы древнее искусство бисероплетения из всех видов народного творчества сегодня у нас, пожалуй, наименее известно. И все же, благодаря истинным приверженцам, оно живет. Украшения, плетенные из бисера, чаще всего использовались в народном костюме, но сейчас его применения в изделиях гораздо больше. Изделия из бисера можно увидеть почти у каждой девочки на руках в виде фенечки с именем или в виде сережки или какого-нибудь кулончика.
Гипотеза моего исследования подтвердилась -интерес к бисеру существовал у людей Древней Руси, а так же людей других стран. Он также продолжает существовать и усовершенствоваться благодаря новым идеям творческих людей.
Литература.
1.Андриянова О. «Бисер и стеклярус. Фантазии и идеи» М. «РОСМЕН»
2.Людмила Божко «Бисер» М.. «Мартин», 2002.
3.М. Ляукина «Бисер» М. «АСТ- ПРЕСС» 2000.
4.Л.Г.Куликова, Л.Ю. Короткова «Цветы из бисера» М., Издательский Дом МПС, 2004.
5.Л.Н. Морозова «Проектная деятельность учащихся» «Учитель» Волгоград 2007
6. Журналы «Чудное мгновенье» Бисер, Вышивка. 2006-2008
7. Журналы «Валентина» Бисер, 2007-2008
8. Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников» Н.О. 2005-2007
9.http://biseropletenie.com/
10.http://www.vsehobby.ru/razdel.php?id=4
11.http://www.biserinki.ru/
12. http://sovets.net/3490-pletenie-iz-bisera-dlya-nachinayushchikh.html
Спасибо за внимание!!!