СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: "Бородинское сражение на шахматном поле"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной исследовательской работе показана интеграция предметов истории и шахмат на примере "Бородинского сражения". Шахматы- игра военная. Исследование имеет и практическое значение, так как является убедительным доказательством для любого обучающегося, что игра в шахматы может развивать умения, способности и интеллект.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: "Бородинское сражение на шахматном поле"»

1

Российская Федерация

Национальная Образовательная программа

«Интеллектуально - творческий потенциал России»

Межрегиональный фестиваль исследовательских работ

«Открытие мира»

город Нижневартовск




Исследовательская работа на тему:

«Бородинское сражение на шахматном поле»





Автор: Шаригина Диана Фадилевна

Класс 7А


Руководитель: Литвин Ольга Дмитриевна

Учитель истории и обществознания, руководитель шахматного кружка «Юный шахматист»










2016

Российская Федерация

Национальная Образовательная программа

«Интеллектуально - творческий потенциал России»

Межрегиональный фестиваль исследовательских работ

«Открытие мира»

город Нижневартовск





Исследовательская работа на тему:

«Бородинское сражение на шахматном поле»



Шифр _______
















2016

План


Введение…...................................................................................................................................4

Глава 1. Бородинское сражение на шахматном поле...............................................................6

1.1 Шахматы - игра военная.......................................................................................................6

2.1 Шахматные фигуры: состав французской и русской армии на Бородинском поле........7

3.1 Наполеон Бонапарт – известная фигура на шахматной доске всемирной истории.....8

4.1 «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Начало Бородинской битвы................8

5.1 Вылазка конницы атамана Платова в тыл противника.......................................................9

6.1 Кутузов - великий полководец и стратег: совет в Филях..................................................10

Заключение...................................................................................................................................11

Список литературы.....................................................................................................................12

Приложения..................................................................................................................................13

Кто вам опишет эту сечу,
Тот гром орудия, стон долин? 
Со всей Европой эту встречу 
Мог русский выдержать один!
. . Но год двенадцатый не сказки, 
И запад видел не во сне, 
Как двадцати народов каски 
Валялись на Бородине. . .
Федор Глинка


Введение

В XXI веке и последующих столетиях человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, назревших к концу XX века, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этими проблемами смогут только высокообразованные и высоконравственные люди.

Нынешнее поколение должно научиться жить в поле неопределенности, быть готовым к динамичной смене общественно-политической обстановки, к смене работы, места жительства, к повышению своего культурного уровня. Человек XXI века должен уметь принимать решения в условиях неопределенности индивидуальных для каждой личности. Нельзя сформировать единую для каждого человека модель жизни. Эту модель каждый человек создает для себя сам.

Сегодня необходимость формирования творческой личности встала перед обществом с особой остротой. Практика со всей очевидностью показывает, что значительными потенциальными возможностями в этом плане располагает игра в шахматы.

Шахматы развивают воображение, внимание, логическое мышление, а также повышают любознательность, воспитывают самостоятельность суждений, то есть шахматы обладают уникальными возможностями для развития творческой личности.

В шахматы сегодня играют во многих странах мира, а столица нашего округа г. Ханты-Мансийск в 2010 году стала центром проведения Всемирной шахматной Олимпиады.

В 2012 году наша страна отмечала знаменательную дату в истории России - 200-ле­тие Бородинского сражения. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года - одно из величайших событий в мировой истории. Это событие побуждает и нас в 21-м веке в полной мере не только гордиться героизмом, мужеством и патриотизмом своих предков, но и более осознанно чувствовать любовь к своей великой Родине. Современный мир требует подкованных, интеллектуальных людей, от которых будет зависеть дальнейшее развитие нашего общества, а я - сегодняшнее и будущее его, и, возможно, от меня будет зависеть многое в жизни моей страны.  Поэтому и тему исследовательской работы я выбрала " Бородинское сражение на шахматном поле". Тему эту я выбрала не случайно. Шахматы - любимая и востребованная в моей семье и школе интеллектуальная игра. С детства я занимаюсь шахматами, участвую в школьных и городских соревнованиях по шахматам, занимаю призовые места. Но меня всегда интересовал вопрос? Какая существует связь между шахматами и военным искусством? Шахматы - это игра военная? Работа над данным проектом оказалось очень ин­тересной. Я посмотрела фильм об Отечественной войне 1812 года, подробно изучила историю Бородинского сра­жения, обмундирование и снаряжение русской и французской армии.

Предмет исследования: шахматы-игра военная.

Цель моего исследования:

- с помощью шахмат проявить у учащихся живой интерес к знаменательному историческому со­бытию 200 - летию Бородинского сражения, формирование гражданской позиции и патриотизма;

- формирование умения рассматривать разные пути, разные варианты достижения цели, а также самые неожиданные способы решения задач;

- используя в проекте шахматные фигуры, выполненные в виде солдат и офицеров России и Франции, познакомиться с военным обмундированием эпохи 1812 года.

В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:

-собрать и изучить информацию о влиянии шахмат на развитие мыслительных и познавательных процессов у учащихся;

- собрать материалы об истории Бородинского сражения;

- разработать вопросы и провести анкетирование с шахматистами школы на тему: «Шахматы и военное искусство»;

Гипотеза: шахматы - как способ активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся при изучении истории Бородинского сражения.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ.

Этапы исследовательской работы:

- анализ собственной деятельности в рамках работы школьного шахматного кружка «Юный шахматист»;

- анализ анкетирования шахматистов школы Горожанцева Михаила (2 разряд по шахматам); Князева Сергея;

- собрать и изучить информацию о влиянии шахмат на развитие мыслительных процессов и связи с военным искусством;

- разработать вопросы и взять интервью у директора городского шахматного клуба Пуртовой Л.В. о влиянии игры в шахматы на мыслительную и познавательную деятельность учащихся и о связи шахмат с военным искусством;

- оформление работы и создание презентации результатов исследований.


Глава 1. Бородинское сражение на шахматном поле

1.1 Шахматы - игра военная

Так уж распорядилась жизнь, что России на протяжении всей ее истории приходится бороться с иноземными захватчиками за свое существование, отстаивать свою независимость. Достойное выполнение воинского долга, стойкость, умение побеждать и умирать в строю, если это необходимо ради интересов России, стало неотъемлемой частью характера многих поколений россиян.

Двести лет назад произошло Бородинское сражение. В крупнейшей битве Отечественной войны 1812 года сошлись две армии: русская - под командованием генерала Михаила Кутузова и французская, которой руководил император Наполеон I Бонапарт.

Конечно же, история, любая война или даже сражение – никакие не шахматы. Шахматы - это всего лишь игра, интеллектуальная потеха, развлечение в час досуга. Но шахматы лишь маскируются под простую забаву. Этой маской они привлекают начинающего игрока к вступлению в великое царство мысли, где требуются знания, творчество и искусство, где есть тактика и стратегия, красота позиционных маневров и комбинаций.

Шахматы - игра военная. Сравнивать шахматы с военной игрой начали очень давно с давних времен, как только были изобретены шахматы, поединок за шахматной доской сравнивали с боевыми действиями двух армий.  Во все времена шахматы использовались для развития тактических и стратегических навыков ведения боя. Как в шахматах удачный дебют определяет успех игры, так и в военном деле, исход боя во многом определяется началом сражения. Ведь как бой реальный, так и сражение на шахматной доске состоят из множества боевых ситуаций.

В старинных арабских рукописях древнегреческий философ Аристотель советует своему ученику Александру Македонскому играть между сражениями в шахматы.

Французский полководец, маршал Конде, был уверен, что прежде, чем стать хорошим генералом, надо выучиться хорошо играть в шахматы.

Не случайно же такие полководцы, как Наполеон Бонапарт, и шведский король Карл XII, которые были страстными любителями шахмат, в своих партиях никогда не прибегали к рокировке. На эту тему был стих, в котором встречались такие строки: «Наполеон и Карл рокироваться не любили, но, тем не менее, бесславно ретировались из России»1.


2.1 Шахматные фигуры: состав французской и русской армии на Бородинском поле

Двойственный взгляд на природу шахмат с точки зрения проблемы войны и мира сохранялся на протяжении веков.  И в современную эпоху есть мнение, что назначением шахмат во все времена было научить людей лучше воевать. Шахматная доска даёт возможность не только играть в шахматы, но и позволяет наслаждаться игрой, а шахматные фигуры исторических личностей помогают окунуться в эпоху былых сражений и почувствовать себя героями того времени.

Состав французской армии на шахматном поле во время Бородинского сражения: Ладья - Канонир - артиллерия французской армии. Конь - Гусар - элитная кавалерия французской армии. Слон - Евгений Богарне - Вицe-король Итальянского королевства, командующий 4-м корпусом, пасынок Наполеона. Король - Наполеон I - император Франции. Ферзь - Иоахим Мюрат - маршал Франции, король Неаполитанский, командующий кавалерией. Слон - Луи Николя Даву - маршал Франции, герцог Ауэрштедский, командующий 1-м корпусом. Пешка - рядовой солдат французской армии.

Шахматные фигуры французской армии всегда представляются белым цветом, так как белый флаг - символ капитуляции, наполеоновская армия первая вторглась на территорию нашей страны, а в шахматной партии первые игру начинают белые. В шахматной игре человек чувствует себя созидателем, полководцем, руководителем - одним словом, тем, кто управляет ресурсами. Причиной этого является сам характер игры. Ученые давно уже обратили внимание на факт поразительного сходства деятельности шахматиста и полководца. На 64-клеточном поле разворачиваются порой нешуточные бои - каждый игрок ведет в бой свою армию, состоящую из 16 боевых единиц: 8 солдат-пешек, 2 лихих надежных коня, 2 слона и 2 ладьи, ферзя и короля. Последний, кстати, является целью игрока-противника. Захватить его, т.е. объявить шах и мат, значит выиграть бой.

Состав русской армии на Бородинском поле: Ладья - Канонир - артиллерия русской армии. Конь - Гусар - элитная кавалерия русской армии. Слон - Пётр Багратион - князь, генерал от инфантерии, командующий 2-й Западной армии. Король - Александр I - император России. Ферзь - Михаил Кутузов - генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армии. Слон - Михаил Барклай де Толли - граф, военный министр, командующий 1-й Западной армией. Конь - Казак - кавалерия русской армии. Пешка - рядовой солдат русской армии.

В шахматной партии как и в военном сражении при принятии решений присутствуют одинаковые терминологические функции - например: контроль поля, анализ позиции, план выигрыша, обмен фигурами, атака неприятельской фигуры и т. д.


3.1 Наполеон Бонапарт – известная фигура на шахматной доске всемирной истории

Наполеон Бонапарт – одна из самых заметных фигур на шахматной доске всемирной истории. Известно, что Наполеон своих солдат не щадил: в его войнах погибло больше французов, чем в пер­вой и второй мировых войнах вместе взятых! В шахматах же количество сил ограниченно, снятые с доски фигуры заменить нельзя. А успех сражения нередко определяет наличие резерва. Наполеона сковывали жесткие правила шах­мат, ему было тесно на 64 клетках. Его полководческий гений нуждался в несравненно больших просторах. Наполеон любил шахматы, но смотрел на них свысока, как на забаву, развлечение. А шахматы этого не прощают. И они не доверили ему своих сокровенных тайн... А во время игры, при неудачном ходе мог даже сбросить фигуры, перевернуть доску.


4.1 «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Начало Бородинской битвы

«Шахматы расставлены, игра начнется завтра»2 - сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку, после объезда Бородинского поля накануне дня великой битвы (Приложение 2).

Наполеон относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: «Война - игра, люди - пешки, которые следует правильно расставить и двигать»3. Наполеон со свитой подъехал к Шевардинскому редуту, откуда он намеревался руководить своей шахматной партией. Здесь император и свита сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост. Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»4.

Ранним утром 26 августа 1812 года началось сражение, которое подготовило и предопределило поражение наполеоновской Франции. В 120 километрах к западу от Москвы, недалеко от села Бородино в жестоком бою встретились французская армия Наполеона I и русская армия во главе с генералом М.И. Кутузовым.

Силы сторон были примерно равными: в русской армии — около 132 тысяч человек, 624 орудия, во французской армии — около 135 тысяч человек, 587 орудий. Но если вся французская армия состояла из кадровых солдат, то в русской армии было около 21 тысячи недостаточно обученных и слабо вооружённых ополченцев и 7 тысяч казаков.

Сражение представляло собой штурм французскими войсками русских укреплений. С обеих сторон широко применялась артиллерия. Русские войска удерживали ключевые укрепления с невиданной стойкостью. Багратионовы флеши, Шевардинский редут - эти названия давно стали нарицательными. В итоге французам удалось захватить флеши, но ценой огромных потерь.


5.1 Вылазка конницы атамана Платова в тыл противника

 Конь - самая непредсказуемая фигура на шахматном поле, так как имеет право очень быстрого передвижения во время шахматного сражения. Он ходит по необычной траектории по сравнению с другими фигурами. То есть конь своим ходом может передвигаться и наносить удары в любую сторону. Находясь в центре доски он имеет восемь самых неожиданных возможных ходов. Конь-это единственная фигура в шахматной партии, которая может продвигаться в тыл противника очень быстро и незаметно. Сделать ход конем - в реальной жизни, как известно, так называют какой-то необычный или особо  хитрый шаг. Какая связь существует между конницей шахматного поля и Бородинским сражением? В критический момент Бородинского сражения ситуацию спас рейд казаков под командованием атамана Платова, напавший на французские войска с тыла.  

В борьбе русского народа против наполеоновских полчищ с первых дней принимали участие 14 казачьих полков, объединенных в конный летучий корпус. Командовал этим корпусом Матвей Иванович Платов (Приложение 4). Отходя, казаки беспрестанно налетали мелкими группами на обозы противника, громя их и мгновенно исчезая; уничтожали авангарды противника; совершали рейды по тылам, заводили его в заблуждение.

В день Бородинского сражения по плану М.И. Кутузова корпуса Платова и генерала Уварова переправились вплавь через речку Колочу и направились вглубь неприятельского тыла, в расположение его обозов, где подняли большой переполох (Приложение 1).

Наблюдая за действиями корпусов Платова и Уварова, Кутузов с восхищением восклицал: «Молодцы!.. Молодцы!.. Чем может быть оплачена сия доблестная услуга нашей армии?.. Рад, очень рад!.. Операцией Платова и Уварова Бонапарт введен в заблуждение. По всему вероятно, он подумал, что ему в тыл ударила большая наша сила. А мы конфузней Бонапарта воспользуемся»5. Операция кавалерийских корпусов Платова и Уварова вынудила Наполеона приостановить наступление на целых два часа. Командующие русской армией за это время сумели подвести подкрепление и выставить резервную артиллерию.


6.1 Кутузов - великий полководец и стратег: совет в Филях

Как и в шахматной партии, так и в реальном сражении нельзя предугадать, что будет делать неприятель. Кутузов в отличии от Наполеона понимал, что сражение - это не шахматная игра, где можно просчитать ходы. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти. Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть. Творец истории - народ, и нельзя вмешиваться в ход истории посредством шахматного хода.

В шахматной партии очень часто приходится принимать нестандартные и очень противоречивые решения, жертвовать фигурами иногда даже в жертву приносится ладья или даже ферзь. Жертва фигуры - это большой риск. Рисковать - значит взять на себя очень большую ответственность, на это способен не каждый человек. Иногда жертва фигуры не приносит желаемых результатов на шахматной доске, приводит шахматиста к большому разочарованию и к проигрышу в партии. Аналогичная ситуация сложилась в реальной жизни после Бородинского сражения.

 1 сентября    в деревне Фили на четыре часа дня  Кутузов назначил Военный совет (Приложение 5). На военном совете должна была решиться судьба Москвы: дать ли сражение под Москвой или оставить город без боя. Военный совет продолжался долго… Единодушия среди собравшихся на совете военачальников не было. Кутузов в шахматы не играл, но он понимал что именно он и только он один должен сейчас принять окончательное решение, только не на шахматной доске, а в реальной жизни, и от этого решения зависит судьба всей страны, состояние армии и будущее его и его семьи. Это сегодня, когда прошло 200 лет после Бородинского сражения, мы понимаем, что решение было принято правильно. Но могло быть и иначе, и тогда исход войны и судьба страны нашей были бы совершенно иными…

Окончательное решение принял М. И. Кутузов. Михаил Илларионович терпеливо выслушал всех, а потом встал и сказал: «С потерею Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию… Господа, я вижу, что мне придется платиться за всё. Я жертвую собой для блага отечества. Как главнокомандующий – приказываю: отступать!»6. Дальнейшие события Отечественной войны 1812 года показали, что это было единственное и очень верное решение мудрого и талантливого русского полководца Кутузова.

Заключение

Наполеон не достиг своей цели - разгрома русской армии - и не сумел одержать победу в генеральном сражении. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое дал я под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»7 - писал он впоследствии. Всю жизнь Наполеон посвятил выполнению своей цели – завоеванию Европы. Но в 1812 г. под Бородино, он потерпел сокрушительное поражение. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» писал, что перед Бородинским сражением Наполеон произнес: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»8. Эту партию великий полководец проиграл.

Ощущать себя гражданином страны, в которой живешь, - это значит чувствовать свою сопричастность к великим свершениям и героическим подвигам нашего народа, гордиться своей страной и ее историей. В настоящее время жизненно необходимо пробуждение национального самосознания. Знание истории своей страны - это тот фундамент, на котором должно базироваться формирование личности каждого россиянина, каждого из нас. У народа, не знающего своей истории и предавшего забвению истоки своей духовной сущности, нет будущего. Народ жив только тогда, когда через память людей ощущает свою связь с прошлым, с предыдущими поколениями соотечественников. Главное в наше время - сохранить наш национальный характер, не забыть свое прошлое, его героические страницы. И в этом большую помощь могут оказать шахматы, которые формируют в каждом молодом человеке целеустремленность, твердость характера, уверенность в себе, формируют культуру поведения, настойчивость, терпение, а также приучают к чувству долга и ответственности. Это очень важные черты личности, которые необходимы человеку не только в мирной жизни, но и в самые трудные времена, когда приходится защищать наше Отечество на полях сражений. Данный вывод подтверждается и результатами анализа ответов шахматистов моей школы на анкету «Шахматы и военное искусство» (Приложение 9).О значимости игры в шахматы и их влиянии на мыслительную и познавательную деятельность учащихся в своем интервью говорит Пуртова Людмила Витальевна - директор городского шахматного клуба, где я занимаюсь дополнительно во внеурочное время шахматами (Приложение 10). Людмила Витальевна утверждает, что шахматные фигуры исторических личностей состава французской и русской армии помогают учащимся окунуться в эпоху былых сражений и почувствовать себя героями того времени. В истории нашего Отечества было очень много исторических сражений. Мы их изучаем на уроках истории. Я уверена, что шахматы и мне помогают в успешной учебе в школе. Таким образом, гипотеза, что шахматы влияют на мыслительную и познавательную деятельность учащихся при изучении истории Бородинского сражения получила в моем исследовании подтверждение. Шахматы- действительно игра военная. Исследование имеет и практическое значение, так как является убедительным доказательством для любого школьника, что игра в шахматы может развивать умения, способности и интеллект.


Список литературы:

  1. И.М.Линдер,Лев Толстой и шахматы, Москва 1960.

  2. Из собрания Отдела письменных источников Государственного исторического музея, 1812 год. Воспоминания воинов русской армии. Москва «Мысль» 1991.

  3. Л.Раковский.Кутузов, Москва Издательство ДОСААФ СССР 1987.

  4. Сухин И. Шахматы, третий год, или тайны королевской игры:Часть 1.-Обнинск: Духовное возрождение,2010.

  5. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.-М.:ГЦОЛИФК, 1986.

1 Из собрания Отдела письменных источников Государственного исторического музея, 1812 год. Воспоминания воинов русской армии. Москва «Мысль» 1991.

2 И.М.Линдер,Лев Толстой и шахматы, Москва 1960.

3 Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.-М.:ГЦОЛИФК, 1986.

4 Из собрания Отдела письменных источников Государственного исторического музея, 1812 год. Воспоминания воинов русской армии. Москва «Мысль» 1991.

5 Л.Раковский.Кутузов, Москва Издательство ДОСААФ СССР 1987.

6 Л.Раковский.Кутузов, Москва Издательство ДОСААФ СССР 1987.

7 Из собрания Отдела письменных источников Государственного исторического музея, 1812 год. Воспоминания воинов русской армии. Москва «Мысль» 1991.

8 И.М.Линдер,Лев Толстой и шахматы, Москва 1960.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!