Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 115»
(МАОУ «Школа №115»)
«Национальный и половозрастной состав учащихся
МАОУ Школы № 115»
выполнила: Летуновская Валерия
ученица 9 «А» класса
руководитель: Крылова И.Ю
учитель географии
г. Ростов-на-Дону
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………… 3-4
Обзор источников……………………………………………………5
Анализ информации 2021-2022 учебный год ……………………..6- 9
Вывод………………………………………………………………10-11
Список использованных источников ……………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Россия согласно конституции, является многонациональным государством.
Президентом РФ В.В. Путиным 2022 год был объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, в которой проживает более 180 народов. Каждый из народов отличается языком, культурой, религией, обычаями, исторически сложившимися традициями, укладом жизни, трудовыми навыками. На сегодняшний день в нашей стране, да и во всем мире трудно назвать более актуальной проблему, чем межнациональные отношения. Сведения, полученные при исследовании, будут использованы на уроках географии, классными руководителями на классных часах, при общении с детьми улучшение микроклимата в классе.
Для России – многонационального государства – этот вопрос всегда относился к первостепенным и важным. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 180 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
Проблема заключается в отсутствии необходимой информации о родном крае на уроках географии.
Новизна заключается в анализе и обработке статистических данных национального и половозрастного состава школы, как недостаточно изученного компонента.
Тема нашей исследовательской работы «Национальный и половозрастной состав учащихся МАОУ Школы № 115».
Изучить необходимую литературу и документацию о населении России, родного края, социального паспорта школы 115.
Проанализировать изученные источники информации, обобщить статистические данные, построить графики и диаграммы.
Сделать выводы по результатам исследования.
Объект исследования: учащиеся МАОУ Школы № 115
Предмет исследования: национальный и половозрастной состав МАОУ Школы № 115
Методы: исследовательский, анализ, сравнение, статистический.
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Россия всегда была не только самым большим по площади государством, но и многонациональным. Население России согласно переписи населения 2021 года составляет 146 171 015 человек, из них указали национальность 137 227 107 человек или 94 %.
Данные по национальному составу России определяются благодаря письменному опросу населения входе всероссийской переписи населения.
В настоящее время в паспортах граждан России национальная принадлежность не указывается, поэтому данные переписи основаны на самоопределении (то есть национальность определял сам опрашиваемый). В итоге было выяснено, что русские являются наиболее многочисленной национальностью РФ — это 80% жителей страны.
Большую часть населения составляют, конечно, русские – более 80%. Остальной процент составляют – татары (3,8%), украинцы – 3%, Башкиры 1,5 %, чуваши - 1,2%, белорусы – 0,8%, мордва – 0,7%, немцы и чеченцы – по 0,6%, аварцы, армяне, евреи – по 0,4% и другие народы России.
Все народы, населяющие нашу страну, можно подразделить на три группы:
Первая — этносы, большая часть которых живет в России, а за пределами ее составляют лишь небольшие группы (русские, чуваши, башкиры, татары, коми, якуты, буряты, калмыки и др.). Они, как правило, образуют национально-государственные единицы.
Вторая группа — это те народы стран «ближнего зарубежья» (т.е. республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев компактным расселением (украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки, греки и др.).
Третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в большинстве живущих за пределами России (румыны, венгры, абхазы, китайцы, вьетнамцы, албанцы, хорваты и др.).
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
I. 2021-2022 учебный год
1. В нашей школе обучается 3872 человека разных национальностей и возрастов.
Состав обучающихся в 2021-2022 учебном году:
Учебный год | Общее число обучающихся | из них: |
мальчиков | девочек |
2021-2022 | 3872 | 1670 | 2202 |
Половозрастная структура учащихся на 2021-2022 учебный год:
Традиционно, вот уже не первый год, в России рождается больше мальчиков, чем девочек - на тысячу мальчиков до 4 лет приходится всего 944 девочки. Однако, согласно статистике, женщин в среднем становится больше мужчин с категории 35-39 лет. А после 70-ти их становится и вовсе более чем в 2 раза больше. Не смотря на превосходство рождаемости мальчиков над девочками , в нашей школе численность девочек преобладает. Наибольший перевес заметен на младшей ступени обучения. В возрастном составе видно, что больше всего обучающихся имеют возраст с 8 до11 лет.
| Всего: | Из них: |
Мальчики | Девочки |
7 лет | 535 | 261 | 274 |
8 лет | 458 | 183 | 275 |
9 лет | 556 | 224 | 332 |
10 лет | 521 | 224 | 297 |
11 лет | 491 | 221 | 270 |
12 лет | 379 | 174 | 205 |
13 лет | 298 | 125 | 173 |
14 лет | 252 | 98 | 154 |
15 лет | 222 | 91 | 131 |
16 лет | 75 | 30 | 45 |
17 лет | 85 | 39 | 46 |
Национальный состав учащихся МАОУ Школы № 115
Русские | 2803 |
Армяне | 101 |
Русские/армяне | 16 |
Украинцы | 31 |
Азербайджанцы | 15 |
Грузины | 8 |
Дагестанцы | 15 |
Лезгины | 5 |
Аварцы | 6 |
Табасаранцы | 3 |
Чеченцы | 7 |
Ингуши | 7 |
Осетины | 2 |
Татары | 3 |
Корейцы | 13 |
Цахуры | 3 |
Чуваши | 1 |
Греки | 3 |
Цыгане | 4 |
Кумыки | 2 |
Калмыки | 2 |
Турки | 9 |
Таджики | 2 |
Белорусы | 1 |
Киргизы | 1 |
Казахи | 2 |
Не указан | 742 |
ВВЫВОД
В результате построения таблиц, диаграмм и графиков, я смогла увидеть, как многонационален состав учащихся нашей школы. Теперь я знаю, какие именно народы проживают в нашем районе и каких больше или меньше по численности. Лидирующие позиции занимают русские, их около 90% среди обучающихся нашей школы. На втором месте оказались армяне, на третьем украинцы. Азербайджанцев, дагестанцев и корейцев примерно одинаково. Много учащихся разных национальностей от 1 до 10 человек.
Если говорить о возрасте учеников нашей школы, то большее число детей 7, 8, 9, 10 и 11 лет. Девочек больше чем мальчиков (в 2021-2022 учебном году в среднем на 48 человек).
Проведённые мной исследование, позволяет сделать следующие выводы:
Национальный состав МАОУ Школы №115 пестрый. Он представлен этносами - Русские, Турки, Корейцы, Казахи, Азербайджанцы, Армяне, Чеченцы, Украинцы, , Чуваши, Украинцы, Аварцы, Таджики и др.
Подавляющее большинство составляют русские – около 90%.
Многонациональность учащихся не мешает им составлять в целом дружные, сплоченные классные коллективы.
Материалы данного исследования могут быть использованы социальным педагогом и классными руководителями школы.
Данная работа может быть продолжена в нескольких направлениях:
- в изучении традиций и обычаев представленных в школе этносов;
- в организации и проведении воспитательных мероприятий в нашем учебном заведении;
- в сборе и расширении информации по данной теме, например, провести школьную перепись учащихся.
В современном мире сейчас мы наблюдаем очень много конфликтов и войн на почве национализма. Национализм – естественная основа всех межнациональных конфликтов, независимо от того, какие субъекты в них участвуют – индивиды, этносы и нации, социальные институты или социальные организации. Национальные конфликты являются, как правило, результатом национализма участвующих в них социальных субъектов. Предметом национальных конфликтов являются национальные ценности (язык, религия, история, традиции, символы и т.п.), стремление народов к сохранению и развитию своей природо-культурной идентичности в борьбе с другими народами, претендующими на те же национальные ценности. И чтобы избежать этого в социуме нашей школы, наша работа может быть продолжена в дальнейшем изучении религий и традиций разных национальностей учащихся школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Демографическая ситуация в России // http://rusrand.ru
Национальный состав населения России //http://megabook.ru
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/
Российский статистический ежегодник 2017г.: стат. сб. / Росстат М., 2017г.
Численность и размещение населения России // http://worldofschool.ru
11