17
СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….....3
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.Теоретическая часть
1.1. Первые разработки использования энергии Солнца ………………………… 5
1.2. Как работают солнечныбатареи ?…………………………………….………….5
1.3. Использование солнечных батарей в различных странах…………………… ..6
1.4. Особенности получения и применение электроэнергии на Крымском полуострове ………………………………….….……..................................................6
1.5.История появления ветряных генераторов ………………….….………………...7
1.6. Применение энергии ветра на Крымском полуострове и его недостатки……………………………………………………………………………….7.
Глава 2. Практическая часть
2.1.Изготовление макета «Дом с нетрадиционными источниками электрической энергии»…………………………….………..……………….……………...................8
2.2. Результаты анкетирования обучающихся 2- Г класса МБОУ
СОШ №5………….…………………………………………………………………………………………………………9
III.ВЫВОД………………………………………………………………….…...............12
IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...………….13
V.ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
Меня зовут Безбородов Тимофей, учусь во 2 «Г» классе . Хочу рассказать о своём проекте.Что именно , меня подтолкнуло к такой идеи?
Однажды, вечером ,когда вся семья собралась за одним столом праздновать день рождения моего папы,внезапно погас свет. Праздник прошёл при свечах. И я спросил у мамы: « А как можно получить электрическую энергию, не зависимую от работы электростанции?». Мама мне рассказала о солнечных батареях и ветряных электростанциях. Я заинтересовался .
Для жизни каждому человеку нужна электрическая энергия для создания комфортных условий в доме,в школе,на работе.Потребность в энергии с каждым годом увеличивается .А так как запасы полезных ископаемых,за счёт которых человечество получает необходимую энергию,уменьшаются,по прогнозам учёных энергетические ресурсы планеты Земля –уголь,нефть,газ,к середине 21 века будут исчерпаны…[1]
Следовательно, всё острее встаёт вопрос о нахождении такого вида энергии, потребление которого не приведет к неизбежному исчерпанию запасов, а использование таких ресурсов не будет негативно отражаться на состоянии экологии.
Меня посетила такая идея. А что, если на крыше каждого дома, небоскрёба ,любого здания будет ветрогенератор и солнечные батареи? Тогда каждая семьбудет обеспечена энергией, не растрачивая ресурсы Земли и не загрязняя планету. Давайте поговорим об этих супер изобретениях поподробнее.
Объект исследования: природная энергия и её источники.
Предметы: Солнце и ветер.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
-провести анкетирование одноклассников,чтобы выяснить уровень познаний о нетрадиционных источниках энергии;
-изучить и проанализировать научную литературу для детей по данной теме;
-изготовить макет, чтобы показать одноклассникам и расширить их знания;
-проанализировать результаты анкетирования, сделать выводы;
-написать и оформить исследовательскую работу;
-подготовиться к защите работы.
Гипотеза исследования: можно предположить, что проведенная мною работа вызовет интерес к нетрадиционным источникам энергии у одноклассников и их знания расширятся.
Методы исследования:
-сбор информации из книг, ресурсов Интернета;
- анкетирование;
-обобщение полученных данных.
Сроки исследования с октября 2020 года по январь 2021 года.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1.Первые разработки использования энергии Солнца. Человек с самых древних времен учился пользоваться дарами Солнца. По легенде, великий греческий ученый Архимед сжег неприятельский флот, осаждавший его родной город Сиракузы, с помощью системы зажигательных зеркал. Доподлинно известно, что около 3 000 лет назад султанский дворец в Турции отапливался водой, нагретой солнечной энергией. Древние жители Африки, Азии и Средиземноморья получали поваренную соль, выпаривая морскую воду на солнце. Однако много полезных открытий произвели опыты с зеркалами и увеличительными стеклами. Первые солнечные нагреватели появились во Франции в XVIII в. [1].
Первая солнечная батарея появилась в пятьдесят третьем году прошлого столетия. Современное устройство - это особая система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов. Благодаря специфической структуре, а также использованию принципа фотоэффекта, солнечные батареи обладают уникальной способностью преобразования света, исходящего от Солнца, в электрическую энергию. [2] Солнце способно удовлетворять и более масштабные потребности человека. По подсчетам ученых, человечество нуждается в десяти миллиардах тонн топлива, а Солнце в течение года способно предоставить около ста триллионов тонн. Нужно только взять это энергетическое богатство, и люди получат количество энергии, превышающее необходимые ресурсы в десять раз! Вот этот вопрос и является крайне актуальным для науки.[5]
1.2.Как работают солнечные батареи?
Солнечная батарея состоит из множества солнечных элементов, в каждом из которых энергия света непосредственно превращается в электрическую энергию. Это совсем несложно, только для изготовления солнечного элемента нужно найти вещество с подходящими свойствами.
Свет - это поток частиц под названием фотоны. Фотоны, столкнувшись с каким-либо веществом, могут поглотиться молекулами или атомами этого вещества.
Видел ли ты когда-нибудь, как художники рисуют Робина Бобина? (Это тот самый, который "скушал сорок человек, и корову, и быка, и кривого мясника".) Они рисуют его очень толстым. И чем больше он съедает, тем больше толстеет. Нечто похожее происходит и с атомами. Когда атом поглощает фотон, то он "толстеет", становится больше. Как же атом может растолстеть? Ведь он совсем не похож на мешок. Вот живот у Робина Бобина - похож, потому и раздувается. Атом состоит из ядра и электронов, которые движутся вокруг ядра. Ядро как бы окутано электронным "облачком". Так вот, когда атом поглощает фотон, это электронное облачко и раздувается. (Электроны начинают двигаться на большем расстоянии от ядра.) Так "толстеет" атом. Чем больше энергия у фотона, который он проглотил, тем больше он "растолстеет". И вполне возможно, что атом настолько увеличится в размере, что может некоторые свои электроны совсем потерять, как Робин Бобин пуговицы на жилете, когда он проглотил "церковь, дом и кузницу с кузнецом": жилет лопнул и пуговицы отскочили.
Вот на этом свойстве и основано действие солнечной батареи. Нужно подобрать такое вещество, чтобы его атомы, поглощая фотоны солнечного света, сильно "толстели" и теряли бы свои электроны. Тогда электроны становились бы свободными. А свободные электроны - это и есть возможность создать электрический ток.
Солнечные батареи выглядят как плоские панели. Хороши они тем, что просты, надёжны и долговечны. Ведь в них нет никаких трущихся и движущихся частей, которые могут испортиться от трения или сломаться. Они могут быть очень маленькими, если нужно мало энергии (например, для калькулятора). А самое главное - они не загрязняют окружающую среду.
Одно только плохо: она не работает в пасмурный день и ей нужны большие свободные поверхности для размещения солнечных элементов. Поэтому с таким удовольствием используют солнечные батареи в космосе: туч и облаков там нет, а свободного места сколько угодно. Солнечные батареи - главные источники энергии для околоземных спутников и космических станций. [4]
1.3.Использование солнечных батарей в различных странах.
Всего несколько таких устройств позволяют снабдить электрической энергией небольшую деревню. В тех странах, где Солнце является особенно активным, уже давно функционируют солнечные электростанции. Речь идёт об Испании и Индии, а также Саудовской Аравии и южной части Соединённых Штатов Америки.
Сегодня многие страны задумываются о производстве и применении солнечной энергии. Лидерство в этой отрасли принадлежит трём странам. Это Соединённые Штаты Америки, Германия и Япония. Но данное направление стремительно развивается и в Российской Федерации. Наибольшее количество установок по производству солнечной энергии на сегодняшний день построено в Краснодарском крае. Также в списке присутствуют Республика Дагестан, Ставропольский и Хабаровский край, Бурятия и Костромская область.
В Японии учёные хотят разместить солнечные батареи там, где всегда светит солнце – в открытом космосе. Из энергии, которую будет излучать специальная огромная пластина, можно будет получать электричество для 250 тысяч домов.[3]
1.4.Особенности получения и применение электроэнергии на Крымском полуострове Климат Крыма создает энергетически благоприятные условия, которые обеспечивают экономически выгодную ситуацию для широкого применения солнечной энергии. Ее прямое использование требует существенных капитальных вложений и научно-технических проработок. Экологичное энергоснабжение с помощью солнечных батарей на Крымском полуострове снижает затраты и загрязнение воздуха. Солнечные батареи в Крыму служат источником энергии не только для индивидуального потребления, их используют также для общественных и государственных нужд: уличное освещение, работа светофоров. Возможно использование электроэнергии от солнечных батарей для различных отраслей промышленности. Для Крымского полуострова такой альтернативный способ получения энергии сэкономит топливо на отопительных котельных и повысит выработку электроэнергии в регионе.[6]
1.5.История появления ветряных генераторов.
Энергия ветра. Использование человеком энергии ветра началось примерно 5500 лет назад, когда появились первые парусные лодки и корабли, а архитекторы начали использовать в зданиях естественную ветряную вентиляцию.
Первым известным механизмом, работающим с помощью ветряного колеса, стал орган древнегреческого инженера Герона, сконструированный в первом веке н.э. Еще один пример – молитвенные мельницы, использующиеся в древнем Тибете и Китае уже в 4 веке
Первую ветроэнергетическую установку построил шотландский профессор Джеймс Блайт в 1887 году. 10-метрой ветряк, установленный на участке его загородного коттеджа, использовался для зарядки аккумуляторов, от которых питался электроэнергией коттедж. Таким образом, это был первый в мире дом, обеспеченный электричеством, которое получено с помощью ветра.[7]
1.6.
Применение энергии ветра на Крымском полуострове и его недостатки. В Крыму несколько крупных ветроэлектростанций. Из них большинство сосредоточено на западе: Донузлавская ВЭС (ветряная электростанция) , Сакская ВЭС (Мирновская входит в ее состав), Тарханкутская ВЭС. В районе Керчи находится Восточно- Крымская ВЭС. Еще одна — Судакская ВЭС — находится на мысе Меганом около Судака. Принцип работы ветряных электростанций такой же, как и у водяных мельниц, только раскручивает колесо не вода, а ветер. К сожалению, в отличие от воды, ветер дует не постоянно, поэтому развитие этого источника энергии сильно зависит от совершенствования аккумуляторов. Для создания стабильного энергообеспечения целые поля, на побережьях застраиваются огромными ветряками. В отличие от солнечных батарей, этот вид энергии имеет огромные недостатки: мешают птицам летать, а также в больших полях истребляют целые армии насекомых, тем самым лишая птиц еды, а растения опылителей, создают сильный шум. Но всё же, ветряная энергетика остаётся одной из наиболее быстро развивающихся отраслей на Земле.[9]
Глава 2. Практическая часть
2.1. Изготовление макета «Дом с нетрадиционными источниками электрической энергии».
1.Мы взяли одну картонную коробку обклеили её , при помощи клеевого пистолета, ковровым покрытием.
2.Следующим шагом было создание дома. Для этого мы вырезали из пенополистирола 4 стены и крышу, соединив их при помощи клеевого пистолета исаморезов .Затем вырезали окна и при помощи канцелярского скотча сделали имитацию стекла на окнах.
3.Стены дома обклеили самоклеющимипленкой.
4.На крыше дома установили кулер и фотоэлемент (солнечная батарея)при помощи клеевого пистолета прикрепленный к пластиковой трубке ,присоединив к вентилятору слаботочный кабель. Кабельприпояли при помощи паяльника и заизолировали изолентой. Пропустили по трубке вниз под крышу дома. Под крышей закрепили батарейный блок с батарейками и светодиоды дающие свет в окне дома.По периметру дома прикрепили светодиодную ленту.
5.Готовый дом прикрепили к основанию при помощи клеевого пистолета и саморезов.
6.На торце крыши установили кнопку включения.
7.На газоне приклеили фонарик , а крыльцо покрасили красками «акварель».
2.2. Результаты анкетирования обучающихся 2- Г класса МБОУ «СОШ № 5».
В качестве основного метода исследования было проведено анкетирование среди учеников 2 –Г класса МБОУ «СОШ № 5», в период с 09 по 13 января 2020 года. Всего в нём приняло участие 26 человек.
Специально разработанная анкета №1 включила в себя 5 вопросов, благодаря которым мы пытались выяснить у моих одноклассников, что они знают о источниках энергии. Ученикам, в возрасте от 7 до 9 лет были предложены следующие вопросы:
Количество человек в вашей семье?
2.Сколько электрических приборов, включая заряжаемые, используется в вашем доме?
3.Знаете ли Вы о проблеме сокращения природных запасов ископаемых (угля, газ, нефти) на планете Земля?
4. Существует ли разница, из каких источников поступает электрическая
энергия в Ваш дом?
5.Как Вы думаете, готовы ли ваши родители заменить автомобиль,работающий на топливе на автомобиль с электромотором,получающим питание от солнечных батареев ?
Проведенное анкетирование позволило понять, владеют ли информацией, мои одноклассники о нетрадиционных источниках энергии.
При анализе ответов на первый вопрос: «Количество человек в вашей семье?» и второй вопрос: « Сколько электрических приборов, включая заряжаемые, используется в вашем доме?», выяснилось , что в среднем семьи опрошенных состоят из 4 человек ,которые в среднем используют по 8 электрических приборов .То есть на каждого члена семьи приходится по 2 электроприбора.
Если учитывать рост появления новых устройств, необходимых для комфортного проживания современного человека можно предположить увеличение потребления в электроэнергии.
Целью третьего вопроса нашего исследования: «Знаете ли Вы о проблеме сокращения природных запасов ископаемых (угля, газ, нефти) на планете Земля?», было узнать, информированность моих одноклассников о проблеме сокращения полезных ископаемых . 53 % опрошенных знают о проблеме.
Для 65 % , отвечавших на четвёртый вопрос важна разница, из каких источников поступает энергия в дома .
На вопрос «о замене автомобиля, работающего на топливе, на автомобиль с электромотором» мнения респондентов поделились так: 42 % выберут автомобиль с электромотором, получающим питание от солнечных батареев ,58% выберут машину,работающую на топливе.
Возможно появление современных электромобилей, получающих энергию от нетрадиционных источников, сможет уменьшить процент сторонников применения традиционного вида топлива, который наносит вред экологии нашей планеты.
Анкета №2 включила в себя 4 вопроса, благодаря которым мы пытались выяснить у моих одноклассников, что они знают о нетрадиционных источниках электроэнергии-солнца и ветра:
1.Знаете ли Вы, как Архимед сжёг неприятельский флот, используя солнечную энергию?
2. Знаете ли Вы, что такое нетрадиционные источники электрической энергии?
3. Знаете ли Вы , где на полуострове Крым применяют солнечные батареи?
4.Знаете ли Вы, где на полуострове Крым применяют ветряные электростанции?
Первый вопрос помог нам выяснить, что опрошенных не знают о том, как применил солнечную энергию Архимед, чтобы сжечь неприятельский флот.
Отвечая на второй вопрос, свою осведомленность показали только 26 %, а остальные одноклассники не знают , что такое нетрадиционные источники электроэнергии.
На третий и четвёртый вопросы анкетирования 30 % респондентов дали положительные ответы. Результаты нашего опроса доказывают, что мои одноклассники недостаточно владеют информацией о нетрадиционных источниках энергии.
Именно поэтому я решил тогда выступить перед одноклассниками на классном часу, чтобы расширить их знания о нетрадиционных источниках энергии-солнце и ветре.Для этого мы специально разработали презентацию, я продемонстрировал изготовленный ранее макет. После выступления мы провели повторное анкетирование, используя те же вопросы, что и при первичном анкетировании. Результаты повторного анкетирования были наилучшими, на все вопросы ребята ответили правильно. Многие из моих одноклассников очень заинтересовались этой темой, некоторые спрашивали меня о том, какие им можно почитать книги, чтобы узнать побольше информации. Благодаря проведенному анкетированию мне удалось подтвердить свою гипотезу, что проведенная мною работа вызовет интерес к нетрадиционным источникам энергии у одноклассников и их знания по данной теме расширились.
III. ВЫВОД
В результате исследования мы пришли к выводу, что человечество всегда стремилось пользоваться дарами Солнца , ветра и получать за счёт них энергию. Мы продемонстрировали с помощью макета «Дом с нетрадиционными источниками электрической энергии» ( Приложение № 1), рассказав, как в жизни можно обойтись без затрат природных богатств. Экологичное энергоснабжение с помощью солнечных батарей и ветродуев снизит загрязнение воздуха на Крымском полуострове и в других районах нашей страны. В результате изучения источников , мы поняли, что если есть выбор между солнечными батареями и ветряками, то лучше выбирать солнечные батареи,потому что ветряки имеют большие недостатки, они нарушают цепочки питания в природе.
Проанализировав и обобщив результаты нашего исследования, мы подтвердили гипотезу, что данная работа вызвала интерес у одноклассников. Это подтвердило и повторное анкетирование. Таким образом, цели и задачи достигнуты.
В дальнейшем мы мечтаем побывать на экскурсии на объектах, где установлены солнечные батареи и ветродуи, ведь некоторые объекты находится совсем недалеко, в Симферопольском районе.
Полученные знания пригодятся не только для того, чтобы удовлетворить мой интерес к нетрадиционным источникам энергии, они пригодятся мне и другим учащимся, учителям в начальной школе на уроках по окружающему миру, и в средней школе на уроках математики, географии, и в старшей школе на уроках физики.
IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.https://spravochnick.ru/geografiya/kogda_zakonchatsya_vse_iskopaemye_resursy/
2. https://sunely-tales.livejournal.com/40960.html
3. https://econrj.ru/stati/solnechnie-jelektrostancii-i-vsjo-s-nimi-svjazannoe/istorija-razrabotki-i-primenenija-solnechnih-batarej.html
4. https://solnet.ee/sol/005/v_087
5. https://365-tv.ru/index.php/stati/istoriya-tv/203-evolyutsiya-solnechnoj-batarei-
6. https://energo-souz.ru/articles/effektivnost-primeneniya-solnechnykh-batarey-na-krymskom-poluostrove/
7. http://energycraft.org/vetroenergetika/istorija-vetrojenergetiki-chast-1.html
8. https://zhzhitel.livejournal.com/399030.html
9. https://ongreenway.org/2014/01/vetroenergetika-v-krymu-i-mirovoj-opyt-istoriya-texnicheskie-i-ekologo-ekonomicheskie-aspekty/
V.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Таблица 1.Материалы для изготовления макета «Дом с нетрадиционными источниками электрической энергии».
№ | Материал | Количество (размер) |
1. | Пенополистерол | 1 лист(50 мм) |
2. | Термоклей(стержни) | 5 шт. |
3. | Самоклеющая бумага | 1 м |
4. | Ковровое покрытие | 0,5 м |
5. | Саморезы(75 мм) | 28 шт. |
6. | Кубики (Лего) | 2 шт. |
7. | Фонарики (для чтения) | 1 шт. |
8. | Кулер компьютерный 12 волт. | 2 шт. |
9. | Фотоэлемент | 1 шт. |
10. | Картонная коробка | 1 шт. |
11. | Пластиковая трубка | 50 см |
12. | Слаботочный кабель 0,6 мм 25 волт | 1 м |
13. | Бокс для батареек на 8 шт. | 1 шт. |
14. | Кнопка включения | 1 шт. |
15. | Изолента | 1 рулончик |
16. | Светодиоды | 1 шт. |
17. | Светодиодная лента | 120 см |
18. | Скотч канцелярский | 130 см |
19. | Батарейка 1,5 волт. | 8 шт. |
20. | Бумага цветная | 1 лист |
Приложение № 2
Таблица 2. Результаты анкетированияна тему: « Электроэнергия в нашей жизни».
№ | Вопросы | Ответы |
| Количество человек в вашей семье? | |
2 | Сколько электрических приборов, включая заряжаемые, используется в Вашем доме? | |
| Знаете ли Вы о проблеме сокращения невозобновляемых природных запасов ископаемых (угля, газа, нефти) на планете Земля? | |
| Существует ли для Вас разница, из каких источников поступает энергия в Ваш дом ? | |
| Готовы ли вы заменить автомобиль, работающий на топливе на автомобиль с электромотором, работающий от аккумулятора? | |
Благодарим Вас за помощь! |
Приложение № 3
Таблица 3. Результаты анкетирования на тему « Что ты знаешь о нетрадиционных источниках энергии? ».
№ | Вопросы | Ответы |
1. | Знаешь ли ты как Архимед сжёг неприятельскийфлот,используя солнечную энергию | |
2. | Знаешь ли ты, что такое нетрадиционные источники электрической энергии? | |
3. | Знаешь ли ты ,где на полуострове Крым применяют солнечные батареи? | |
4. | Знаешь ли ты ,где на полуострове Крым применяют ветряные электростанции? | |
Приложение № 4
Рис.1. Завершение работы над изготовлением макета «Дом с нетрадиционными источниками электрической энергии».
Приложение № 5
Рис.2. Анкетирование одноклассников.
Приложение № 6
Рис.3. Выступление перед одноклассниками.