СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "О герое Великой Отечественной Войны Собко Максиме Ильиче"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "О герое Великой Отечественной Войны Собко Максиме Ильиче"»

Городской конкур научно-исследовательских работ

















А знаете, каким он парнем был!

(О герое Великой Отечественной Войны Собко Максиме Ильиче)















Автор:

Ганеев Максим Радикович

МБОУ «СОШ №3», 4 класс


Научный руководитель:

Мельникова Елена Петровна

МБОУ «СОШ №3»






2021

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………4-5

1. Основная часть

1.1. Из истории Великой Отечественной войны……………………………...6-7

2. Практическая часть

2.1. Жизнь и подвиг М.И. Собко……………………………………………..8-10

2.2. Анкетирование………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………12

Список информационных источников…………………………………………13

Приложение………………………………………………………………………14




































А знаете, каким он парнем был!

(О герое ВОВ Собко Максиме Ильиче)

Ганеев Максим Радикович

МБОУ «СОШ №3», 4 класс

Аннотация

Цель: восстановить биографические сведения героя Великой Отечественной Войны Собко Максима Ильича.

Задачи:

  1. Изучить документальные источники.

  2. Провести опрос односельчан Собко М.И.

Объект исследования: Собко Максим Ильич.

Предмет исследования: биография Собко Максима Ильича.

Методы исследования:

Изучение документальных источников, Интернет-ресурсов;

Опрос;

Анкетирование;

Анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования: Если мы сохраним память о наших ветеранах - участниках Великой Отечественной войны, то мы больше будем любить свой родной край и гордиться такими людьми, которые отстояли мир на нашей земле. Если жизненный путь человека достойный, то он может и должен служить образцом для подражания молодого поколения.

Практическая значимость: Материалы исследования могут быть использованы для оформления стендов в школьной библиотеке или школьного музея; в работе краеведческого музея нашего города, на классных часах, во внеклассной работе. 





Введение

Великая Отечественная война - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Тяжесть и кровопролитие войны оставили большой отпечаток в сознании людей. В каждом поселке и селе есть свои герои, которые прославили нашу страну. К сожалению, в последнее время говорится о том, что подрастающее поколение стало забывать о подвигах наших дедов и прадедов. Наша задача помнить о героях, беречь эту память и передавать последующим поколениям.

Тема моей исследовательской работы определена не случайно. Я узнал, что герой Советского Союза Собко Максим Ильич до войны проживал в поселке Кварцитный и работал взрывником с моим прадедом Мальцевым Петром Алексеевичем. Моя бабушка живет в том же поселке, на улице Собко. Очень краткая биография о Максиме Ильиче натолкнула меня на мысль собрать как можно больше информации об этом человеке. Нужно сохранить живую память о тех, кто жил, трудился, воевал. Моя исследовательская работа – это частичка нашей памяти, это наша история.

Актуальность: выбранная мной тема является актуальной, т.к. в человеке с детства нужно воспитывать патриотизм, любовь к Родине, память к истории и подвигу своего народа.

Цель работы: восстановить биографические сведения героя Великой Отечественной Войны Собко Максима Ильича.

Задачи:

  1. Изучить документальные источники.

  2. Провести опрос односельчан Собко М.И.

Методы исследования:

Изучение документальных источников;

Работа с интернет ресурсами;

Опрос;

Анкетирование;

Анализ.

Гипотеза: Если мы сохраним память о наших ветеранах - участниках Великой Отечественной войны, то мы больше будем любить свой родной край и гордиться такими людьми, которые отстояли мир на нашей земле. Если жизненный путь человека достойный, то он может и должен служить образцом для подражания молодого поколения.

Объект исследования: Собко Максим Ильич.

Предмет исследования: биография Собко Максима Ильича.
























1. Основная часть

1.1. Из истории Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года – в день, когда на территорию СССР вторглись немецко-фашистские захватчики, а также их союзники. Она длилась четыре года и стала заключительным этапом Второй Мировой войны. Всего в ней приняли участие около 34 миллионов советских солдат, более половины из которых, погибло.

Главной причиной начала Великой Отечественной войны стало желание Адольфа Гитлера привести Германию к мировому господству, захватив другие страны и установив расово чистое государство. Поэтому 1 сентября 1939 года Гитлер вторгся в Польшу, затем в Чехословакию, положив начало Второй мировой войне и завоевывая все новые и новые территории. Успехи и победы нацисткой Германии заставили Гитлера нарушить заключенный 23 августа 1939 года между Германией и СССР договор о ненападении. Им была разработана специальная операция под названием "Барбаросса", которая подразумевала захват Советского Союза в короткие сроки. Так началась Великая Отечественная война, которая проходила в три этапа.

1 этап: 22 июня 1941 - 18 ноября 1942 гг.

Немцы захватили Литву, Латвию, Украину, Эстонию, Белоруссию и Молдавию. Войска продвигались внутрь страны для захвата Ленинграда, Ростова-на-Дону и Новгорода, но главной целью фашистов была Москва. В это время СССР претерпело большие потери, тысячи людей были взяты в плен. 8 сентября 1941 года началась военная блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В результате войска СССР смогли приостановить наступление немцев. План "Барбаросса" провалился.

2 этап: 1942-1943 гг.

В этот период СССР продолжало наращивать военную мощь, росла промышленность, оборона. Благодаря неимоверным усилиям советских войск граница фронта была отодвинута назад – к западу. Центральным событием этого периода стала величайшая в истории Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 гг.). Целью немцев был захват Сталинграда, большой излучины Дона и волгодонского перешейка. В ходе битвы было уничтожено более 50 армий, корпусов и дивизий врагов, истреблено около 2 тысяч танков, 3 тысяч самолетов и 70 тысяч автомобилей, существенно ослабла немецкая авиация. Победа СССР в этой битве оказала существенное влияние на ход дальнейших военных событий.

3 этап: 1943-1945 гг.

Из обороны Красная Армия постепенно переходит в наступление, двигаясь в сторону Берлина. Было реализовано несколько кампаний, направленных на уничтожение противника. Разгорается партизанская война, в ходе которой образуется 6200 отрядов партизан, пытающихся самостоятельно бороться с врагом. Партизаны использовали все подручные средства, вплоть до дубинок и кипятка, устраивали засады и ловушки. В это время происходят битвы за Правобережную Украину, Берлин. Были разработаны и приведены в действие Белорусская, Прибалтийская, Будапештская операции. В результате 8 мая 1945 года Германией было официально признано поражение.

Таким образом, победа Советского Союза в Великой Отечественной войне стала фактически завершением Второй Мировой войны. Разгром немецкой армии положил конец желаниям Гитлера обрести господство над миром, всеобщему рабству. Однако победа в войне далась тяжелой ценой. В борьбе за Родину погибли миллионы людей, были разгромлены города, села, деревни. Все последние средства уходили на фронт, поэтому люди жили в нищете и голоде. Каждый год 9 мая мы празднуем день Великой Победы над фашизмом, гордимся нашими солдатами за то, что они подарили жизнь будущим поколениям, обеспечили светлое будущее.






2. Практическая часть

2.1. Жизнь и подвиг М.И. Собко

В начале прошлого века в село Водинка Урицкого района Кустанайской области приехало 18 семей, переселенцев из Украины. Как тогда говорили «Искать счастье – долю, землю – волю».

Одной из семей была семья крестьянина-середняка Ильи Евстафьевича Собко, отца Максима Собко. Родная мать умерла, когда Максиму исполнилось 8 лет. Остался Илья Евстафьевич один с четырьмя детьми (старший Нестор 1906 г.р., Максим – 1908 г.р., Григорий – 1909 г.р. и Мария – 1911 г.р.).

С раннего детства познал Максим нелегкий крестьянский труд, а юность прошла в тяжелый послеоктябрьский период. На его глазах в Кустанайской степи происходили великие перемены, вызванные победой нового общественного строя.

В конце 20-х годов Собко работал в совхозе Кустанайской области «Рекорд». Ему приходилось сеять, пахать, косить, возить зерно. Он обладал огромной физической силой, которую унаследовал от отца. Мог согнуть подкову, поднять рельс. Вместе с другими колхозниками возводил первые общественные помещения. За хорошую работу Максим Ильич был отправлен в Москву.

В 30-х годах, в годы первой пятилетки, Максим с семьей едет в Магнитогорск. Здесь он работает на строительстве металлургического комбината. Первое время он был разнорабочим, а затем овладел профессией экскаваторщика.

Максим Ильич был знатным человеком индустриального Урала. Когда зародилось в стране стахановское движение, ему одному из первых на комбинате было присвоено звание «стахановец».

В 1932-1935 годы начались первые разработки добычи кварцита на левом берегу реки Уй. По направлению комсомольской организации Собко с женой (родом из с. Златоуст) и тремя детьми переехал в поселок Кварцитный и работал там мастером взрывником и бригадиром горного цеха.

«Все, что он делал, делал самостоятельно. Товарищей удивляла его неутомимость в работе, для всех он был примером», - так его характеризовал первый начальник Бобровского Кварцитового карьера Бутаков.

Мой прадед, Мальцев Петр Алексеевич, работал в бригаде у Собко. Когда началась война, почти все мужчины ушли на фронт. На Собко и моего прадеда была наложена бронь, т.к. они были опытными взрывниками. Шла непрерывная добыча кварцита. Кварцит использовали в металлургии как огнеупорный материал для печей и сталеразливочных ковшей для выплавки броневой стали. Работа была тяжелая, непрерывно шла загрузка вагонов для Магнитогорского комбината.

В январе 1942 года Собко добровольцем ушел на фронт, добившись, чтобы с него сняли бронь.

Состоял в действующей армии с июля 1942 года. Был командиром 180-го отделения саперного батальона (167-я стрелковая дивизия, 38-я армия, Воронежский фронт).

Младший сержант Собко отличился при форсировании Днепра в конце сентября 1943 года. В районе села Вышгород (Киевская область) на лодке переправлялся на правый берег и натянул канат для паромной переправы. Когда в один из рейсов паром был разбит и две пушки затонули, Максим Собко нырнул, зацепил одну из пушек канатом и вытащил на берег под непрерывной бомбежкой. За это героический поступок ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

На личном сету Собко Максима Ильича и его отделения 10 переправ, более 10 тысяч обезвреженных мин (1000 он обезвредил лично). При форсировании реки Десны разминировал более 100 км пути. Взорвал 5 вражеских пушек, 21 дот, 7 минометов и 8 пулеметных площадок.

Собко Максим награжден орденом Ленина, медалями «За боевые заслуги» и «За Отвагу».

«Максим мог сочетать в себе все: мог поддержать бойцов в трудный момент шуткой, где проявлялась его особенная душевность. Вместе с тем он был человеком большого мужества. С подчиненными никогда не позволял себе превышать свою командирскую власть выше дозволенного», - вспоминал о своем командире полный кавалер М.Ф. Шатрюк.

Погиб Максим Собко в бою 23 мая 1944 года во время освобождения Западной Украины. Первоначально был похоронен в селе Белобожница Тернопольской области, затем перезахоронен на кладбище села Косов, того же района.

Закончилась война…Так и не дождался своих сыновей с фронта отец Максима, сразу 3 похоронки получил Илья Евстафьевич.

После героической гибели страна не забыла про семью Максима Собко. Уже осенью 1944 года старшего сына Михаила направили на обучение в Куйбышевское Суворовское военное училище, а затем военную политехническую академию в Москве. Михаил проходил службу на руководящих военно-политических должностях. Два года в должности старшего военного советника он находился в республике Афганистан в звании полковника, был удостоен двух боевых орденов.

Внук Максима Ильича, Владимир, представляет уже третье поколение защитников Отечества. Он закончил Уссурийское Суворовское военное училище, был направлен в Новосибирское военно-политическое училище, прошел службу в Афганистане и Чечне. Особая гордость династии Собко – это Орден Красной Звезды, которым был награжден внук Владимир, сын Михаил и дед Максим Ильич.









    1. Анкетирование

В ходе анкетирования мне хотелось выяснить, знают ли учащиеся моего класса о том, когда была Великая Отечественная война?

Я задал 4 вопроса учащимся своего класса (4 класс, 28 человек). Вот какие ответы я получил.

1 вопрос. Назовите годы Великой Отечественной Войны?


верно

неверно

всего

4 класс

22

6

28


2 вопрос. С кем воевал СССР в Великой Отечественной войне?


верно

неверно

всего

4 класс

18

10

28


3 вопрос. Знаете ли Вы Героя Великой Отечественной Войны Собко Максима Ильича?


да

нет

всего

4 класс

1

27

28


4 вопрос. Знаете ли вы, кто из ваших прадедов был участником Великой Отечественной войны?


да

нет

всего

4 класс

17

11

28


По итогам анкетирования мы можем сделать вывод, что не все дети знают, когда была Великая Отечественная война, и с кем воевал СССР в этой войне. А также не все знают, кто из родственников был участником боевых действий.


Заключение

Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной Войны. Уже выросло не одно поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет подвиг героев в наших сердцах.

В городе Троицке на аллее Славы установлен бюст Собко М.И. Его именем названы улицы в поселке Кварцитный и в селе Бобровка. На площади в Кварцитном установлен бронзовый бюст героя. В селе Златоуст Сарыкольского района Костанайской области установлен бюст Героя, а также его именем названа улица.

Мой проект – это частичка нашей памяти, наша история. Мог ли простой деревенский парень представить себе, что станет героем? Он просто хотел защищать свою Родину.

Цель моего проекта достигнута, гипотеза доказана. Если мы сохраним память о наших ветеранах - участниках Великой Отечественной войны, то мы больше будем любить свой родной край и гордиться такими людьми, которые отстояли мир на нашей земле. Если жизненный путь человека достойный, то он может и должен служить образцом для подражания молодого поколения.














Список информационных источников

  1. Воспоминания односельчан Собко М.И.

  2. Записи устных свидетельств

  3. Материалы архивов школьного музея Краснодонской средней школы Костанайской области

  4. Интернет-ресурсы:

http://sochinite.ru/otvety/istoriya/kratko-velikaya-otechestvennaya-vojna-1941-1945-dlya-detej


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!