СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по физиологии человека «Смех -уникальный дар природы человечеству» (8 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал исследования "Смех-уникальный дар природы человечеству" содержит информацию о физиологии смеха, причинах и видах смеха, социологические исследования детей и взрослых, рекомендации о смехотерапии. Сведения могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельности в 8,9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы к смеху»

Муниципальное образовательное учреждение

Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа

Тема исследования: «Смех - уникальный дар природы человечеству»


Тезисы

В данной работе автор исследует одну из интересных и малоизученных тем, а именно, «Смех - уникальный дар природы человечеству».

В работе были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Пользуясь информационными ресурсами найти ответы на вопросы: Что такое смех? Какова причина смеха? Зачем смех человеку? Что происходит с человеком во время смеха? Только ли люди умеют смеяться? Почему люди смеются по разному? Почему смех заразителен?

  2. Провести своё исследование о причинах вызывающих смех у моих одноклассников и учащихся нашей школы.

  3. Узнать, почему дети смеются чаще, чем взрослые.

  4. Выяснить, почему мимика сходна при смехе и во время плача.

  5. Доказать, что смех действительно заразителен

Для их решения были использованы следующие методы

    • наблюдение,

    • эксперимент,

    • социологический опрос,

    • анализ,

    • изучение научной литературы,

    • размышления.

В процессе работы по теме исследования были сформулированы выводы

  • Смех – это действительно уникальная эмоция, присущая только человеку, хотя механический смех (от щекотки) испытывают некоторые млекопитающие.

  • В процессе смеха учувствует пятнадцать мышц лица и более шестидесяти мышц тела. Управляют этим процессом кора больших полушарий головного мозга, причём левое полушарие выполняет работу, необходимую для того чтобы понять шутку, а правое полушарие активизирует тело и органы работающие при смехе. Громкий «безудержный» хохот контролирует гипоталамус, поэтому он не управляем.

  • Ученые установили 4 основные причины вызывающие смех

    1. Несоответствие окружающего мира нашим ожиданиям

    2. Превосходство смеющегося над неудачником

    3. Смех проявляется как пизнк коллективной агрессии

    4. Механический смех вызывает раздражение чувствительных поверхностей тела

  • Эволюционно, по мнению ученых, смех возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 миллионов лет назад. Эти животные стали собираться в стаи и начали формироваться эмоции, связанные с воспитанием стайного поведения

  • Смех имеет в жизни человека огромное значение

  1. Благотворно влияет на нервную систему

  2. Улучшает кровоснабжение органов и тканей, нормализует работу сердца

  3. Снижает количество гормонов стресса

  4. Высвобождает эндорфины, которые помогаю избавиться от раздражения и грусти

  5. Смех это социальная эмоция, которая помогает людям поддерживать и налаживать отношения

  • Ученые различают несколько видов смеха: механический (непроизвольный), истинно непроизвольный неконтролируемый, демонстративный, непроизвольный но контролируемый. Психологи и философы различают у смеха множество оттенков

  • Смех является феноменальным явлением: так как может не только продлить жизнь, но и являться причиной смерти; мимика при смехе и плаче удивительно похожа; смех, особенно в группе, чрезвычайно заразителен; по тому как смеётся человек можно определить особенности личности; смех и его причины отличаются у мужчин и женщин; дети смеются чаще взрослых.

Полученные результаты исследований могут быть использованы на классных часах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях, так смех это действительно великая сила, которая оказывает влияние на жизнь, здоровье, и социальное положение людей, так как смех помогает сблизить людей, поддерживать отношения в коллективе и даже подняться по служебной лестнице. Поэтому работа над этим уникальным явлением, которое подарила природа человечеству продолжится.





Просмотр содержимого документа
«иссл.раб о смехе»

Муниципальное образовательное учреждение

Зеленорощинская средняя школа


Тема исследования:

«Смех - уникальный дар природы человечеству»

Работу проводил

ученик 10 класса

Лобин Иван

педагог – консультант

учитель биологии

Лобина Е.Ю.


п. Зелёная Роща 2016 г


Содержание

Введение 3

1. «Смех — это сила, которой вынуждены покоряться великие мира сего» (Золя Э)

1.1 Что такое смех? 4

1.2 Физиология смеха 5

1.3 Причины, вызывающие смех 7

1.4 Этология смеха 9

1.5 Значение смеха 10

1.6 Виды смеха 12

1.7 Феномены и парадоксы смеха

2. Выводы по результатам исследования.

Приложение

















Введение

Актуальность

На перемене, перед уроком истории я увидел, как в коридоре столкнулись два ученика: один нес сломанный стул в мастерскую, а другой выбежал из за угла с ведром воды. Ситуация оказалась для меня настолько смешной, что я не мог сдержать свой смех даже войдя в класс после звонка. Одноклассники стали спрашивать что случилось, но из- за смеха я ничего не мог им ответить. Со временем они стали смеяться вместе со мной, не зная причину. Не поддержал моё веселье только учитель. Он сделал мне замечание, попросил успокоиться, но я ничего не мог с собой поделать. Только спустя время я успокоился. Почему я не мог остановиться раньше? Этот вопрос я задавал себе несколько раз и не мог найти ответа.

Смех – повседневное, и, тем не менее, загадочное явление в нашей жизни. Мы смеемся по несколько раз в день. Но задумывались ли вы: «Что это такое? Зачем природа подарила нам смех? Только мы, люди, умеем смеяться, или животные смеются тоже?». Я заметил, что когда один человек смеется, другой тоже начинает смеяться. Непонятно, почему? Почему иногда смех становится «безудержным»? Эти вопросы меня очень заинтересовали, и я решил найти на них ответы.

При общении со своими друзьями, одноклассниками и даже учителями я понял, что на интересующие меня вопросы никто из них не может ответить. Таким образом, я стану первым в школе кто проводит исследование в этой области. Уверен, что результаты моей работы будут интересны не только мне, но моим одноклассникам, но и учителям, которые не будут ругать детей за смех «без причины».

Цель моей работы разобраться в этом уникальном явлении жизни человеа – смехе. Для своих исследований я составил план

Задачи исследования

  1. Пользуясь информационными ресурсами найти ответы на вопросы: Что такое смех? Какова причина смеха? Зачем смех человеку? Что происходит с человеком во время смеха? Только ли люди умеют смеяться? Почему люди смеются по разному? Почему смех заразителен?

  2. Провести своё исследование о причинах вызывающих смех у моих одноклассников и учащихся нашей школы.

  3. Узнать, почему дети смеются чаще, чем взрослые.

  4. Выяснить, почему мимика сходна при смехе и во время плача.

  5. Доказать, что смех действительно заразителен

Для своих исследований я использовал следующие методы:

    • наблюдение,

    • эксперимент,

    • социологический опрос,

    • анализ,

    • изучение научной литературы,

    • размышления.

1. «Смех — это сила, которой вынуждены покоряться великие мира сего» (Золя Э)

1.1 Что такое смех?

Мне стало интересно, с чем связывают смех мои одноклассники и знакомые. Для ответа на вопрос «Что такое смех?» я провел среди них социологический опрос и получил следующие ответы:

  • Реакция головного мозга на события окружающего мира – 3 чел.

  • Радостно, весело, смешно – 4 чел.

  • Это переполнение эмоциями, выход эмоций, разрядка – 5 чел.

  • Смех это удовольствие - 1 чел

Большая медицинская энциклопедия говорит о смехе следующее: «СМЕХ - сложная последовательность выразительных и мимических движений, являющаяся в нормальных условиях проявлением радостного возбуждения и веселости».

Толковый словарь русского языка Ушакова сообщил мне: «СМЕХ - короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие-нибудь чувства (преимущественно припереживании радости, веселья, при наблюдении или представлении чего- нибудь забавного, нелепого, комического, а также при некоторых нервных потрясениях); сами эти звуки».

По определению словаря Даля – «СМЕХ - это невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, веселого расположения духа».

В процессе исследования я узнал, что существует наука о смехе – гелатология. «Геласма» в переводе с греческого означает смех. Основатели новой науки, Мэтью Джервез и Дэвид Уилсон из Бирмингемского университета (Англия). Изучением смеха занимаются науки: психология, физиология и нейробиология.

Физиология смеха.

Физиологи описывают смех как сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в сочетании с определённой мимикой. Что касается первых, то при смехе после вздоха следует не один, а целый ряд продолжающихся, иногда долго, коротких спазматических выдыханий при открытой голосовой щели; если голосовые связки приводятся при этом в колебательные движения, то получается громкий, звонкий смех — хохот; если же связки остаются в покое, то смех бывает тихим, беззвучным.

В смехе принимают участие 15 мышц лица (большинство из них — парные): сначала сокращаются скуловые мышцы и мышцы смеха. У некоторых людей, особенно у женщин, при хорошем развитии мышц смеха на месте их фиксации к коже щеки образуются «ямочки». Отмечается полная релаксация круговой мышцы рта. На следующей фазе к мышцам, перечисленным выше, присоединяются мышцы, поднимающие верхнюю губу, щечные, круговая мышца глаза. Снимается тонус с жевательных мышц.

При громком хохоте, а также при искусственном смехе мобилизуются мышцы шеи, оттягивающие вниз нижнюю челюсть и более 60 мышц тела: мышцы гортани, шеи, груди (особенно межрёберные), живота (особенно диафрагма), спины, мышцы конечностей, причём некоторые из них расслабляются (так называемый смех до упаду). Свой вклад вносят даже мышцы зрачков — зрачки расширяются. При сильном смехе сокращаются и мышцы слёзных желёз, выдавливая слёзы (смех до слёз). Резко выдыхаемый при смехе воздух может достигать скорости 120 километров в час. Эти выдохи сопровождаются звуками, напоминающими чаще всего гласные А, О, И

Нейрофизиологи установили, что мех является как условным, так и безусловным рефлексом. Примером условного рефлекса является восприятие печатных юмористических текстов. Примером безусловного рефлекса является приятное раздражение (щекотание) чувствительных поверхностей тела.

Установлено, что в мозге за смех отвечает кора больших полушарий: возбуждение в ней появляется в течение 0,4 секунды после того, как человек увидит или услышит нечто потенциально смешное. Исследователи научились отличать два типа такого возбуждения: в одном случае оно приводит к смеху, а во втором человек остается серьезным. В генерации смеха участвуют оба полушария мозга: левое анализирует слова и общую конструкцию шутки, а правое выполняет работу, необходимую для того, чтобы ухватить ее «соль». Чтобы прийти к такому выводу, уче­ные с помощью магниторезонансной томографии (МРТ) регистрировалось потребление нервными клетками кис­лорода, что впоследствии дало возмож­ность проследить активность отдель­ных участков головного мозга пока испытуемые лежали в томографе и смотрели смешное кино.

Непосредственно перед взрывом смеха активизирова­лись две области в левом полушарии мозга: средняя извилина в коре височ­ной доли и нижняя извилина в коре лобной доли. Известно, что эти обла­сти по-разному задействованы в пони­мании речи. Первая декодирует смысловую нагрузку высказывания, вторая связывает содержание высказывания с предшествующим опытом человека. Это соответствует тому, что шутки обычно начинаются с описания ситуа­ции, которая тем или иным образом не соответствует нашим представле­ниям, поэтому мы не сразу улавлива­ем связь, напряженно ожидая объяс­нения в виде изюминки.

Когда человек разражается смехом, поняв смысл шутки, возрастает активность правого полушария мозга. Активируются расположенный между лобной и височной долями островок и миндалевидная структура, амигдала, находящаяся глубоко внутри мозга. Островок участвует в осознан­ном восприятии различных видов ощущений, а миндалевидное тело эти ощущения запоминает и связывает конкретное действие или мимику с чувством, испытываемым при смехе. В этих областях связь между нервны­ми клетками осуществляется с помо­щью медиатора дофамина, и их актив­ность вызывает острое чувство удовольствия или даже счастья.

Громким безудержный хохот провоцирует одна из составляющих этой системы - гипоталамус. Роль этого отдела промежуточного мозга в «производстве» смеха стала очевидной после наблюдения за людьми с доброкачественной опухолью гипоталамуса - гамартомой. Один из симптомов болезни - неконтролируемые припадки хохота, которые иногда называют эпилепсией смеха. Больные смеются до тех пор, пока не потеряют сознание.


1.3 Причины, вызывающие смех


На это вопрос я сначала попросил ответить моих одноклассников и знакомых, и вот, что они ответили:

  • Смешная или нелепая ситуация – 9 чел.

  • Смешные фото, картинки, улыбающиеся лица – 11 чел.

  • Радость – 3 чел

  • Все смеются, и я смеюсь – 8 чел

  • Попадание «смешинки» в рот- 1 чел.

  • Переполнение эмоциями, разрядка – 4 чел

Как видно из результатов опроса, основные причины смеха это нелепые или смешные ситуации, либо смеющиеся люди.

Ученые разработали несколько гипотез, объясняющих причины странных звуков, и до недавнего времени все они были равноценными. Каждая из них хорошо объясняла, почему люди смеются в одних ситуациях, и оказывались серьёзными в других, но похожих случаях.

1. Одна из гипотез связывает смех с несоответствием окружающего мира нашим ожиданиям. Концовка хорошего анекдота всегда неожиданна - и именно поэтому мы смеемся над ними. Тот же механизм делает смешными чепуху и парадоксы - на их использовании основаны, например, знаменитые английские обессмысленные» стишки (nonsense rhymes, буквально -  чепуховые рифмы). Однако эта гипотеза не объясняет, почему нам смешно, когда с кого-то в публичном месте спадают штаны. Кроме того, далеко не любое несоответствие вызывает у людей смех: вряд ли вы будете смеяться, если на следующей странице вместо продолжения этого текста обнаружите советы по выбору зимней резины.
2. Другая версия утверждает, что смешное намертво завязано на чувстве превосходства. Приверженцами такой точки зрения были Платон и Аристотель, считавшие, что людям смешно, когда с кем - то другим происходят неприятности, потому что такие ситуации доказывают превосходство смеющегося над неудачником. Объяснить, почему мы хохочем над парадоксальными шутками, эта гипотеза не в состоянии.
3. Третий вариант предполагает, что люди начинают смеяться для того, чтобы снять напряжение, скажем, при чтении анекдотов на табуированные темы. Этой версии о природе смеха придерживался Зигмунд Фрейд, но она, как и остальные, применима только в очень ограниченном проценте случаев. Разъяснить, отчего людям нравятся лингвистические шутки или беззлобные карикатуры, «гипотеза облегчения» не может.
4. Следующая гипотеза представляет смех как признак коллективной агрессии. Наблюдая за обезьянами, ученые заметили, что, готовясь напасть на выбранную жертву (да-да, многие обезьяны питаются не только фруктами), животные собираются вместе и издают характерные похрюкивающие звуки. Люди ведут себя точно так же: суды Линча, избиения и групповые изнасилования нередко сопровождаются смехом. Как полагают исследователи, хохоча, участники подобных расправ как бы показывают остальным, что они солидарны с группой, что они свои. Но желание смеяться при совершении чрезвычайно агрессивных действий появляется тогда, когда сам агрессор чувствует себя в безопасности - например, когда он делает это сообща с другими. Хотя такой смех, безусловно, отличен от нормального.
5. Пятой причиной возникновения безусловного смеха является раздражение (щекотание) чувствительных поверхностей тела. От прикосновений пальцами к определенным участкам тела смеются не только люди - как обнаружили ученые, щекотки боятся обезьяны и некоторые другие млекопитающие, не входящие в отряд приматов.


1.4 Этология смеха


По данным современных этологических исследований, смех, видимо, возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 млн лет назад. Характерные звуки при щекотке издают, например, собаки и даже крысы. Правда, крысиный смех можно услышать только при помощи специального оборудования - настолько он высокочастотный. Явление, появившееся столь давно и не исчезнувшее за миллионы лет эволюции от крыс к приматам, вероятнее всего, зачем-то очень нужно животным. Когда в процессе развития жизни на Земле некоторые виды животных стали собираться в стаи, начали формироваться эмоции, связанные с воспитанием стайного поведения. Особь, которая действовала неверно, не обязательно было наказывать силой: ее можно было просто высмеять — всей группой, показывая пальцами на униженного неудачника. Та агрессия, которая нужна была бы для силового доведения «правил игры», в смехе трансформировалась, сближая, а не разделяя группу. Правда, звериный смех тождественен только смеху людей от щекотки или детскому смеху. Хохотать над веселой шуткой могут исключительно Homo sapiens с их развитым мышлением и речью.

Ученые также предполагают, что первобытные люди использовали смех для того, чтобы предупредить свое племя о том, что опасности, которой все боялись, на самом деле нет, и что тревога была ложной.

Как мы учимся смеяться?

Все люди на земле умеют улыбаться и смеяться. Однако, умению смеяться люди учатся так же как умению говорить. Первые 4-8 недель жизни этому ребенка учат глаза матери. В возрасте 2-3 месяцев ребенок начинает не только улыбаться, но и смеяться. К 6 годам ребенок улыбается и смеется примерно по 300 раз в день и смех его звучит весело и беззаботно. По мере взросления приспосабливаясь к поведению окружающих человек, постепенно сокращает число улыбок, однако все равно продолжает улыбаться примерно 15 раз в день. Подобное «поскучнение» можно объяснить уменьшением игровой формы поведения, в процессе которой смеются дети.


1.5 Значение смеха

Исследования показали, что при смехе от мышц лица идут особые импульсы, которые благотворно влияют на нервную систему и работу мозга, снимая напряжение. Даже когда вам невесело и вы выдавливаете из себя фальшивую улыбку, механизм срабатывает, и на душе становится намного легче. По мнению учёных, смех — это выработанный людьми «социальный рефлекс», поскольку, видя смеющегося или улыбающегося человека, другие люди тоже приходят в хорошее настроение.

Серьезным доводом в пользу того, что у смеха есть важная социальная роль, является сам факт того, что он громкий. Скажем, голод социальной функции не несет, и у животных нет специальных звуков, которые бы сообщали остальным о желании перекусить. А раз смех другие особи слышат, значит, он несет какое-то послание и необходим для взаимодействия с ними. Аргумент, усиливающий позиции этой гипотезы: в компании люди смеются приблизительно в 30 раз чаще, чем в одиночку. Реакциям, которые требуются исключительно для «индивидуального пользования», это было бы ни к чему. Психологи определяет смех как социальную эмоцию, которая сплачивает нас и помогает нам сблизиться, вне зависимости от того, смешно нам на самом деле или нет. "Когда вы смеетесь вместе с другими людьми, вы демонстрируете им, что они вам нравятся, что вы с ними согласны или что вы принадлежите к одной и той же группе. Смех является «индикатором близости отношений»
Смех высвобождает эндорфины – гормоны счастья, которые помогают избавиться от раздражения и грусти. Даже если вы просто вспомните на минутку, как недавно смеялись, настроение улучшится. Исследования британских психологов показали, что после просмотра смешного фильма уровень раздражения у человека снижается в несколько раз. Более того, настроение испытуемых поднималось от одной мысли о том, что скоро они будут смеяться – за два дня до намеченного просмотра комедии они сердились в два раза реже, чем обычно. 

Естественный смех успокаивает нервы, расслабляет мышцы, улучшает самочувствие; происходят биохимические и физиологические изменения. Смех очень заметно снижает количество гормонов стресса кортизола, адреналина и дигидрофенилуксусной кислоты - производной дофамина, который участвует в синтезе адреналина. Эти вещества влияют на давление, уровень сахара, работу иммунной системы и многое другое. Кроме этого, смех обладает анестизирующим действием. Конечно, операционный наркоз смех пока заменить не может, но лечение смехом является признанной частью терапии в ведущих клиниках мира.



При смехе меняется дыхательный ритм, вдох делается более продолжительным, что резко улучшает кровоснабжение органов и тканей, нормализируется работа сердца. Оказалось, что сердитые люди страдают заболеваниями сердца чаще, чем весёлые. Весельчаки менее подвержены риску возникновения инфаркта. Это связано с тем, что смех укрепляет эндотелий — клетки, выстилающие кровеносные сосуды и полости сердца изнутри. Оптимисты болеют на 70% реже, чем неулыбчивые пессимисты.

Хотите хорошо выглядеть? Смейтесь! В этом процессе задействованы практически все мышцы лица, при этом их тонус повышается, улучшает циркуляцию крови, благодаря чему появляется естественный румянец, что способствует улучшению внешнего вида.
Фактически смех – это один из видов аэробных упражнений, потому что смеясь вы вдыхаете больше кислорода. Смех даже считается «внутренней» аэробикой, так как во время смеха происходит массаж всех внутренних органов, что позволяет им работать более эффективно. Смех также хорош для укрепления мышц живота, спины и ног. Одна минута смеха равносильна десятиминутным занятиям на весельном тренажере или пятнадцати минутам езды на велосипеде. А если вы будете от всего сердца смеяться в течение одной минуты, то сожжете до 500 калорий, столько же можно сжечь, быстро бегая в течение часа.

1.6 Виды смеха

Физиолог П. М. Ершов считает улыбку зародышем смеха. Она сопровождает сознательную деятельность человека. Вместе с тем особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя в перечне его оттенков далеко не все они рождаются без участия сознания. Оттенки смеха воспроизводятся с использованием одних и тех же механизмов, но мимика их все же искусственная. И вследствие того, что оттенки смеха различны, их анализ приводит к выявлению особенностей игры мимических мышц. Очевидно, все-таки и улыбка и смех, как и все другие пассажи мимики, могут быть естественными (непроизвольными) и искусственными. Все они служат для самовыражения психического состояния личности. 
Поэтому целесообразно различать:

  • истинно непроизвольные улыбку и смех; 

  • произвольную улыбку, демонстративный смех; 

  • непроизвольные, но контролируемые смех и улыбку.

Смех малыша демонстрирует, что ему хорошо. У родителей, да и вообще у взрослых, он вызывает положительные эмоции. Таким образом маленький ребенок «обучает» взрослых и направляет к созданию комфортного для него состояния Смех от удовольствия у взрослых, в слабых проявлениях, – улыбка, реакция родственная детскому смеху. Этот смех так же, как детский смех, вызывает ответное ощущение удовольствия у того, кто этот смех вызвал, формирует поведение, направленное на доставление «приятного» другим.

Нервный смех, истерический смех - такая «неадекватная» реакция организма полезна, чтобы «сбить с толку» противника в критический момент. Такое поведение может спасти жизнь в определенных ситуациях.

Наиболее интересную попытку перечисления видов смеха, сделанную не философами и не психологами, а теоретиком и историком советской кинокомедии Р. Юреневым, который написал так: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот перечень – веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех!»




1.7 Феномены смеха

Почему смех заразителен?

Почему взрослые непроизвольно открывают рот, когда кормят из ложечки маленького ребенка? Почему человек непроизвольно принимает такую же позу, как его собеседник? Нейропсихолог Софи Скотт из Университетского колледжа в Лондоне, долгое время занимавшаяся изучением этого вопроса, отмечает, что довольно часто мы бессознательно копируем мимику и голосовые интонации человека, с которым общаемся. Со смехом происходит то же самое, но его влияние на человеческую психику гораздо сильнее, так как это позитивный сигнал.

Если Вы видите смеющегося человека, Вы и сами обязательно начнете улыбаться или смеяться, и контролировать этот процесс совершенно невозможно. Наблюдая за поведением людей в течение долгого времени, она пришла к выводу, что смех действительно заразителен, вне зависимости от того, кто является его источником.
Мы с мамой записали видеоклип, в котором на экране демонстрировались смеющиеся лица и смешные картинки, а за кадром звучал смех.

Из наблюдений: когда мы с мамой готовили клип, мы сами смеялись, слыша записанный хохот. Я продемонстрировал клип своим одноклассникам. Все стали сильно смеяться. Также своим друзьям я дал прослушать только звуки смеха, и они начинали смеяться, и я начинал смеяться тоже.

Ученые подчеркивают, что заразительность позитивных эмоций является важным социальным фактором. Они предполагают, что в первобытных племенах смех предшествовал появлению языкового общения и служил для установления контакта между членами племени, демонстрации единства и позитивного отношения внутри группы. Это происходит непроизвольно, мы начинаем смеяться вместе со всеми, бессознательно копируя поведение членов группы, и это помогает нам взаимодействовать с группой, быть внутри нее. Повсюду, где люди собираются вместе, они как бы перенимают эмоции друг друга, проникаются настроением и пониманием других людей. Это явление называется эмпатией

Все хорошо знают, что смех продлевает жизнь. Но в некоторых случаях смехотерапия не рекомендуется: например, для пациентов, перенёсших операцию, страдающих  грыжейболезнью глазтуберкулёзом, различными дыхательными инфекциями. И не рассказывайте шутки везущему вас таксисту. Когда мозг производит много дельта-волн, мы становимся рассеянными и не обращаем внимания на происходящее вокруг нас. Так что смеяться нужно осторожно — не хихикайте при работе на серьезных машинах и установках.

Смех и плач похожи?

Взгляните на смеющегося: только что бывшее спокойным лицо вдруг преобразилось. С напряженным выдохом приоткрылся рот, сощурились глаза, поползли в длину и вширь губы, являя взору два ряда зубов. Смех усиливается, спазматические сокращения мышц диафрагмы переводят его в хохот: рот открыт, из гортани доносятся торжествующе стонущие звуки, зубы обнажены полностью – они уже самая заметная, бросающаяся в глаза примета лица. Перед нами – осклаб, оскал рта, удивительным образом совпадающий с формой проявления чувств совсем иного свойства, находящих свое выражение в гримасах страдания, безудержного плача или же – в масках гнева и ярости; во всяком случае, у них гораздо больше сходств, нежели различий: обнажение верхних зубов, столь характерное для проявлений ярости или страдания, оказывается одной из существенных черт смеха и даже спокойной улыбки. Но за этим условным рефлексом стоит древний инстинктивный рефлекс выражения опасности (оскаливание зубов, лай). Его дивергентное развитие породило и мимику смеха, и мимику плача. Не случайно в выражении обоих этих состояний есть одинаковые слагаемые: чередование коротких выдохов.  Такую особенность отмечал еще Леонардо да Винчи: «Тот, кто смеется, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, но только неподвижным положением бровей, которые соединяются у того, кто плачет, и поднимаются у того, кто смеется». Однако о том, почему столь схожи между собой столь разные вещи, как смех и плач, не говорит ни Леонардо, ни специально занимавшийся этим вопросом Дарвин. Для него единство выражения смеха и плача – загадка, не имеющая ответа. По Дарвину, смех и плач просто обязаны выражаться по-разному, хотя реальность говорит как раз об обратном.

Смерть от смеха

 Достаточно редкое и специфическое явление, при котором длительный и зачастую неконтролируемый смех является причиной наступления биологической смерти человека. В большинстве случаев длительный смех становится причиной острой сердечной недостаточности. Кроме того, к смертям от смеха иногда причисляют гибель человека, вызванную потерей контроля над собой в состоянии приступа хохота.

Исторические факты:

  • Согласно легенде, древнегреческому жрецу и прорицателю Калхасу был точно предсказан день смерти. Когда этот день наступил, а смерть вроде и не думала приходить, Калхас стал смеяться так сильно, что умер от смеха.

  • В III веке до н. э. древнегреческий философ Хрисипп угостил своего осла вином, а затем умер от смеха, наблюдая, как тот пытается есть инжир.

  • Упоминается, что бирманский король Нандабаин в 1599 году смеялся до смерти, когда гостящий итальянский купец сообщил ему, что Венеция является государством без короля.

  • В 1410 умер король Мартин I Арагонский. Он смеялся так сильно, что умер от диспепсии.

  • Смерть от смеха приписывается итальянскому писателю Возрождения Пьетро Аретино: по преданию, он разбил себе голову, упав от взрыва хохота.

  • В средних веках в качестве пыток и казни использовали «щекотку». Один из нестандартных методов заключался в том, что человека связывали, так чтобы он был неподвижным, затем ему натирали подошву ног солью, потом запускали козу, которая ее слизывала. В результате чего, от изобильного смеха и постоянного напряжения это приводило к остановке сердца.

  • В 1782 году с некой миссис Фитцхерберт случилась истерика во время представления «Оперы нищих». Когда на сцене появился Чарльз Банистер в роли скупщика краденого Пичема, она принялась смеяться столь громко, что её пришлось вывести из театра. Неконтролируемый смех продолжался всю ночь и следующий день и в итоге стал причиной смерти.

  • 7 ноября 1893 года, кубинский поэт Хулиан дель Касаль ужинал с друзьями, когда один из гостей рассказал анекдот, от которого у дель Касаля начался приступ неконтролируемого смеха, что вызвало разрыв аневризмы аорты, кровотечение и скоропостижную смерть.

В современности

  • 24 марта 1975 года Алекс Митчелл, 50-летний каменщик из Кингс-Лин (Великобритания), умер от смеха во время просмотра эпизода телесериала The Goodies . После 25 минут непрерывного смеха Митчелл скончался от сердечной недостаточности. Его вдова позже выразила The Goodies благодарность за то, что сделали последние минуты его жизни столь приятными.

  • В 1989 году датский врач Оле Бентсен умер во время просмотра кинокомедии «Рыбка по имени Ванда». Его пульс, по оценкам, достиг 250—500 ударов в минуту, после чего Бентсен скончался от сердечного приступа.

  • По сообщениям, в Бангкоке в 2003 году, развозчик мороженого умер, смеясь во сне. Он продолжал смеяться в течение двух минут, после которых его жена попыталась разбудить его. Вскрытие трупа показало, что он перенёс сердечный приступ, который привёл к смерти.

Психологи о смехе

Если вы…
1) прикрываете рот рукой – вы не уверены в себе и предпочитаете оставаться в себе
2) при смехе часто запрокидываете голову – вы доверчивы, у вас широкая натура, вы ориентируетесь скорее на чувства, чем на разум. Пожалуй, стоит подумать об этом.
3) касаетесь при смехе рукой лица и головы – вы мечтатель. Плохого в этом ничего нет, но реальность рано или поздно возьмет свое.
4) морщите нос, когда смеетесь – вы человек эмоциональный и, может быть, капризный. Не стоит так сильно поддаваться своим минутным настроениям – это портит жизнь и вам, и вашим близким.
5) смеетесь громко – вы темпераментны и подвижны. Это хорошо, но умеренность нужна во всем, и вам тоже не повредит немного.
6) наклоняете голову, прежде чем тихонько рассмеяться – вы совестливы, непрерывно контролируете себя, боитесь сделать ложное движение. Попробуйте относиться к реальности и к людям чуть попроще, держитесь посвободнее.
7) при смехе держитесь за подбородок – независимо от возраста вы чувствуете себя на 20. Это замечательно, но постарайтесь быть серьезнее, особенно если речь идет об ответственности.
8) прищуриваетесь, когда смеетесь – вы уравновешены и настойчивы. Это хорошо в любом случае.

Я думаю, что знания такого смахоанализа помогут лучше узнать окружающих людей. Недаром Ф.М. Достоевский говорил « ...Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется».

Гендерные различия

В 2005 году Аллан Рейсс просканировал мозг у десяти мужчин и десяти женщин, читающих комиксы. У жен­щин замечена более высокая актив­ность в лобных долях, участвующих в логическом мышлении; проще гово­ря, женщины тратят больше энергии, чтобы понять шутку. Женщинам так­же потребовалось на 0,1 секунды боль­ше, чтобы уловить смысл шутки, зато они быстрее определяли ту или иную шутку как несмешную.

Еще одно гендерное различие состо­яло в том, что в целом женщины нахо­дили шутки смешнее, чем мужчины. Шутки, воспринимаемые представи­телями обоих полов как одинаково смешные, у женщин также вызвали значительно более высокую актив­ность в одной из зон мозга Возможно, поначалу они настроены скептически по отношению к очередной шутке и, соответственно, улавливая ее смысл, вознаграждают себя в боль­шей степени. Мужчины, напротив, больше настроены на возможность повеселиться, и, следовательно, дошедший до них смысл шутки вызывает не радостное удивление, а только ожидаемое веселье. Таким образом, пресловутая «небольшая разница» между полами наблюдается, по-видимому, в умении мужчин хорошо посмеяться.


Религия и смех

Отношение религиозных конфессий к смеху всегда было неоднозначным. Августин Блаженный в "Исповеди" упоминает смех около десяти раз и всегда вслед за смехом следует раскаяние. Смех в христианской традиции был табуированным (запретным) явлением, с ним боролись и считали его происками бесов. В православии отношение к смеху более сдержанное, хотя борьба со скоморошеством на Руси также не отличалась лояльностью к "смеховодам". Православие различает смех светлый и темный, и если первый - сдержанный и радостный - от Бога, от чистого сердца, то второй - едкий и язвительный - суть проявление темного, бесовского начала.

Это отношение отразилось и в фольклоре. Наглядные примеры этого можно проследить в высказываниях "Где смех, там и грех", "Мал смех, да велик грех"; "Навели на грех, да и покинули на смех"; "И смех, и грех"; "И смех наводит на грех".

 Очень характерно Пушкинское:

... А девица
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха."


Выводы по результатам исследования:

  • Смех – это действительно уникальная эмоция, присущая только человеку, хотя механический смех (от щекотки) испытывают некоторые млекопитающие.

  • В процессе смеха учувствует пятнадцать мышц лица и более шестидесяти мышц тела. Управляют этим процессом кора больших полушарий головного мозга, причём левое полушарие выполняет работу, необходимую для того чтобы понять шутку, а правое полушарие активизирует тело и органы работающие при смехе. Громкий «безудержный» хохот контролирует гипоталамус, поэтому он не управляем.

  • Ученые установили 4 основные причины вызывающие смех

    1. Несоответствие окружающего мира нашим ожиданиям

    2. Превосходство смеющегося над неудачником

    3. Смех проявляется как пизнк коллективной агрессии

    4. Механический смех вызывает раздражение чувствительных поверхностей тела


  • Эволюционно, по мнению ученых, смех возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 миллионов лет назад. Эти животные стали собираться в стаи и начали формироваться эмоции, связанные с воспитанием стайного поведения

  • Смех имеет в жизни человека огромное значение

  1. Благотворно влияет на нервную систему

  2. Улучшает кровоснабжение органов и тканей, нормализует работу сердца

  3. Снижает количество гормонов стресса

  4. Высвобождает эндорфины, которые помогаю избавиться от раздражения и грусти

  5. Смех это социальная эмоция, которая помогает людям поддерживать и налаживать отношения

  • Ученые различают несколько видов смеха: механический (непроизвольный), истинно непроизвольный неконтролируемый, демонстративный, непроизвольный но контролируемый. Психологи и философы различают у смеха множество оттенков

  • Смех является феноменальным явлением: так как может не только продлить жизнь, но и являться причиной смерти; мимика при смехе и плаче удивительно похожа; смех, особенно в группе, чрезвычайно заразителен; по тому как смеётся человек можно определить особенности личности; смех и его причины отличаются у мужчин и женщин; дети смеются чаще взрослых.

И так смех это действительно великая сила, которая оказывает влияние на жизнь, здоровье, и социальное положение людей. Смех помогает сблизить людей, поддерживать отношения в коллективе и даже подняться по служебной лестнице, значит, знания о смехе помогут мне, моим друзьям и знакомым. Поэтому я продолжу изучать это уникальное явление, которое подарила природа человечеству.

22



Просмотр содержимого презентации
«Защита 2»

Муниципальное  образовательное учреждение Зеленорощинская средняя школа ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ  «СМЕХ – УНИКАЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ» Работу выполнил ученик 10 класса Лобин Иван Педагог – консультант учитель биологии Лобина Екатерина Юрьевна 2016

Муниципальное

образовательное учреждение

Зеленорощинская средняя школа

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «СМЕХ – УНИКАЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»

Работу выполнил

ученик 10 класса

Лобин Иван

Педагог – консультант

учитель биологии

Лобина Екатерина Юрьевна

2016

Муниципальное  образовательное учреждение Зеленорощинская средняя школа ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ  «СМЕХ – УНИКАЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ» Работу выполнил ученик 10 класса Лобин Иван Педагог – консультант учитель биологии Лобина Екатерина Юрьевна

Муниципальное

образовательное учреждение

Зеленорощинская средняя школа

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «СМЕХ – УНИКАЛЬНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»

Работу выполнил

ученик 10 класса

Лобин Иван

Педагог – консультант

учитель биологии

Лобина Екатерина Юрьевна

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:    РАСШИРИТЬ И УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ  ОБ УНИКАЛЬНОМ ЯВЛЕНИИ  В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - СМЕХЕ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: РАСШИРИТЬ И УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ ОБ УНИКАЛЬНОМ ЯВЛЕНИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -

СМЕХЕ

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Пользуясь информационными ресурсами найти ответы на вопросы:
  • Что такое смех? Какова причина смеха? Зачем смех человеку? Что происходит с человеком во время смеха? Только ли люди умеют смеяться? Почему смех заразителен?
  • Что такое смех?
  • Какова причина смеха?
  • Зачем смех человеку?
  • Что происходит с человеком во время смеха?
  • Только ли люди умеют смеяться?
  • Почему смех заразителен?
  • Провести своё исследование о причинах вызывающих смех у моих одноклассников и учащихся нашей школы.
  • Узнать, почему дети смеются чаще, чем взрослые.
  • Выяснить, почему мимика сходна при смехе и во время плача.
  • Доказать, что смех действительно заразителен
МЕТОДЫ ИССЕЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ ИССЕЛЕДОВАНИЯ

  • наблюдение эксперимент социологический опрос анализ изучение научной литературы размышления
  • наблюдение
  • эксперимент
  • социологический опрос
  • анализ
  • изучение научной литературы
  • размышления
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ОДНОКЛАССНИКОВ

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ОДНОКЛАССНИКОВ

Большая медицинская энциклопедия :   «СМЕХ - сложная последовательность выразительных и мимических движений, являющаяся в нормальных условиях проявлением радостного возбуждения и веселости».  Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова :
  • Большая медицинская энциклопедия :

«СМЕХ - сложная последовательность выразительных и мимических движений, являющаяся в нормальных условиях проявлением радостного возбуждения и веселости».

  • Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова :

«СМЕХ - короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие-нибудь чувства, сами эти звуки».

ГЕЛОТОЛОГИЯ – НАУКА О СМЕХЕ   (ОТ ГРЕЧ. «ГЕЛЕСМО» - СМЕХ)

ГЕЛОТОЛОГИЯ – НАУКА О СМЕХЕ (ОТ ГРЕЧ. «ГЕЛЕСМО» - СМЕХ)

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СМЕХА

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СМЕХА

Когда смеются люди ?

Когда смеются люди ?

  • Когда играют
  • Когда смотрят смешные картинки в детских журналах;
  • Когда смотрят мультфильмы;
  • Когда кто-то упадет;
  • Когда одноклассники неправильно отвечают у доски;
  • Когда «смешинка» в рот попадёт;
  • Когда хорошее настроение;
  • Когда щекочут.
  • Когда смотрят «прикольные» фото и видео;
  • Когда слушают анекдоты или смешные рассказы;
  • Когда над кем-нибудь «прикалываются»;
  • Когда вспоминают какие-нибудь смешные случаи из жизни;
  • Когда все в компании смеются.
  • Когда сильная эмоциональная нагрузка;
  • Когда собирается шумная «весёлая» компания
  • Когда смотрят смешное видео в интернете
  • Когда смотрят выступления юмористов на ТВ .
ПРИЧИНЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ СМЕХ Смешные фото, видео, анекдоты, рассказы и т.д., учёные называют её «гипотезой несоответствия». Смешные или нелепые случае, происходящие с другими людьми. Это «гипотеза превосходства». Смех «за компанию», так называемая «социальная гипотеза». Механическое раздражение  (щекотание) чувствительных  поверхностей тела

ПРИЧИНЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ СМЕХ

  • Смешные фото, видео, анекдоты, рассказы и т.д., учёные называют её «гипотезой несоответствия».
  • Смешные или нелепые случае, происходящие с другими людьми. Это «гипотеза превосходства».
  • Смех «за компанию», так называемая «социальная гипотеза».
  • Механическое раздражение

(щекотание) чувствительных

поверхностей тела

ЗНАЧЕНИЕ СМЕХА

ЗНАЧЕНИЕ СМЕХА

  • Выполняет важную социальную роль
СМЕХ ИЛИ ПЛАЧ?

СМЕХ ИЛИ ПЛАЧ?

ЗНАЧЕНИЕ СМЕХА

ЗНАЧЕНИЕ СМЕХА

  • Выполняет важную социальную роль
  • Благотворно влияет на нервную систему и работу мозга
  • Улучшает кровоснабжение органов и тканей, нормализует работу сердца
  • Укрепляет мышцы лица, шеи, живота и спины
  • Снижает количество гормонов стресса
  • Высвобождает эндорфины, которые помогают избавиться от раздражения и грусти.
Подготовка студентов к экзаменам

Подготовка студентов к экзаменам

СМЕХОТЕРАПИЯ НА ПЕРЕМЕНЕ

СМЕХОТЕРАПИЯ НА ПЕРЕМЕНЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • Смех возник еще у предков человека еще около 10 млн лет назад и имеет важное социальное и биологическое значение.
  • Смех - это сложнейший нейрофизиологический процесс, который благотворно влияет на весь организм, но длительный и неконтролируемый хохот может причинить вред и даже привести к смерти.
  • Основных причин, взывающих смех четыре, и в зависимости от них смех людей имеет различные виды и оттенки
  • Дети смеются чаще, чем взрослые, а девочек рассмешить легче, чем мальчиков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!