СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по ОПК "Добродетель терпения - корень всех благ".

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Терпение должно распространяться на всю жизнь человека»[5]  С терпением — человек приобретает и сохраняет блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает зло. Выйдет из терпения, он тотчас в опасности утратить благо, и пострадать от зла, или, сделать зло . Минута нетерпения может разрушить судьбу.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по ОПК "Добродетель терпения - корень всех благ".»





Районные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения


Исследовательская работа





Добродетель терпения - корень всех благ.






Автор:

Агаева Сэхэр,

учащаяся 8 класса

ГБОУ СОШ с.Волчанка

Красноармейского района

м.р.Красноармейский



Научный руководитель:

Чепурнова Лариса Борисовна

учитель ОПК ГБОУ СОШ с.Волчанка

м.р.Красноармейский



.

с.Красноармейское 2016г

Оглавление



Введение ------------------------------------------------------- ------------------------------3-5

Глава 1. Понятие о добродетели терпения ------------------------------- --------6

Глава II.Мнение святых отцов о христианской добродетели терпения ---------7-8

Глава III. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

пример христианского терпения ------------------ 9-12

Заключение --------------------------------------------------------------------------------13

Список использованной литературы ------------------------------------------------14

Приложение -----------------------------------------------------------------------15-16

























Введение

«Всякая душа, желающая благоугодить Богу, прежде всего да   сохраняет мужественное терпение и упование»[8]

Преподобный Ефрем Сирин



Мы живём в такие времена, когда нет гонений за веру. Иисус Христос преподал учение о спасительном терпении. «Он обещал спасение претерпевшему до конца, но никогда не обещал спасение нетерпеливому. Поэтому, если мы хотим спастись, должны приобрести терпение и сохранять его до конца. Терпение должно распространяться на всю жизнь человека»[5] С терпением — человек приобретает и сохраняет блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает зло. Выйдет из терпения, он тотчас в опасности утратить благо, и пострадать от зла, или, сделать зло . Минута нетерпения может разрушить судьбу.

Терпение нужно было даже в раю, где по видимому, совсем нечего терпеть? Если бы праматерь Ева имела довольно терпения, не отвечать на речи змия искусителя и не есть запрещенный плод, остановиться и подумать, не безопаснее ли верить Богу, нежели змию, посоветоваться, прежде с мужем, очень вероятно, что чувственное влечение было бы остановлено, истина восторжествовала бы над ложью, не был бы соделан грех, и не последовала бы смерть. Недостало терпения и прародители пали, и с собою низринули весь будущий род человеческий.
  По сравнению с раем, «сколько нужнее терпение на   земле, куда человек для того и послан из рая, чтобы «в терпении стяжавал душу»[4] свою?

Если бы терпение имел Каин во время своего унижения пред младшим  братом, при жертвоприношении он, без сомнения, поискал бы средства, поправить свое неприятное положение, «в усерднейшем впредь служении Богу, а не в братоубийстве»[4]; и человек, может быть, долго бы еще не изобрел тягчайшего из преступлений — человекоубийства.

Саул, во время опасности от врагов, имел терпение семь дней ждать Пророка Самуила, для совершения жертвоприношения, по повелению Божию, но у Саула недостало терпения только на несколько еще часов. Он совершил жертвоприношение без Пророка: «и Пророк явился уже не для того, что бы призвать ему Божию помощь, но чтобы объявить ему лишение благодатного избрания Божия»[4].

Эти примеры показывают, как легко погрешить против терпения, и как тяжки последствия.

Какие лишения, страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение!
Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид! И как славно вознаграждено его терпение! Без терпения нет подвига: а без подвига нет добродетели, ни дарования духовного, ни спасения. всякая добродетель требует некоторых лишений, труда, подвига, брани против страстей, вожделений, искушений, не всегда легко и скоро увенчается победою: и следственно требует терпения. Если поколеблется терпение: не устоит и другая добродетель. «И поскольку добродетель есть обязанность всей жизни до конца: то и терпение есть потребность всей жизни до конца»[7].

Так каким же путём идти, чтобы обрести добродетель терпения? Есть ли место добродетели терпения в современном обществе? Кто может быть для нас примером добродетели терпения?



Ответить на эти вопросы я постаралась в этой работе, тема которой «Добродетель терпения- корень всех благ»

Цель моей работы: На примере жизни преподобной благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской рассмотреть, как добродетель терпения помогает служить ближним в трудны минуты испытания, и достойно принять смерть.

Задачи:

1. Выявить значение понятия добродетели терпения.

2.Познакомиться с мнением святых отцов о христианской добродетели терпения.

3.На примере жития преподобной благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской показать, как добродетель терпения помогала служению ближнему.

Методы:

1.Анализ литературных источников

2.Сравнение

3.Визуализация данных









Глав 1.Понятие о добродетели терпения

    «Терпение — добродетель, состоящая в благодушном перенесении всех бед, скорбей и несчастий, неизбежных в жизни почти каждого человека Название терпения на греческом языке — ύπομονή — по своему филологическому смыслу означает «стойкость» при действии (давлении) извне»[9]. У латинских церковных писателей, например у преподобного Иоанна Кассиана, понятие о терпении связывается с предметом терпения. «Терпение — patientia — получает название от латинского слова «страдаю», «терплю»[9]. Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить»[2]. Добродетель терпения неразрывно связана со всеми христианскими добродетелями и всем строем духовной жизни христианина. Она находится в теснейшей связи с ревностью к богоугодной жизни и с постоянством в добре. Блаженный Диадох и другие святые отцы соединяют добродетель терпения со смирением. Смирение — источник терпения, оно есть родительница и охранительница терпения.

Священник Ярослав Шипов такое даёт определение терпению в Православном энциклопедическом словаре: «Терпение одна из драгоценнейших добродетелей. Показатель мужества, внутренней силы, стойкости, великодушия, внутреннего такта»[10].

Терпение необходимо во всех делах - общественных и личных, в труде, во взаимоотношениях с людьми. Нетерпеливость как противоположное качество часто признак болезненности, внутренней слабости, ведет к потере самообладания, к ошибкам, ссорам, унынию, отчаянию. Терпение в перенесении скорбей есть признак веры в безграничность доброты Божией и в то, что и страдания посылаются нам для нашего же духовного благоустроения.

.



Глава II.Мнение святых отцов о христианской добродетели терпения.

Святитель Тихон Задонский в добродетели терпения отмечает «преданность воле Божией и святому Его помышлению»[3].

По блаженному Диадоху, терпение есть непрестанная твердость духа, соединенная с устремлением духовных очей подвижника к Богу. Это определение терпения сделано применительно к душевному состоянию подвижника (твердость и мужество души) и его отношению к Богу, ради Которого он терпит; потому-то оно и называется терпением по Богу, посылающему ради его пользы то, что он должен претерпеть.

Согласно этому свойству терпения, оно близко соприкасается с кротостью, имея в себе такие свойства души, как великодушие и самоотвержение. Святитель Григорий Богослов указывает, что «великодушен тот, кто все переносит с благодушием, а не переносить и малости — признак малодушия»[1].

По словам преподобного Серафима Саровского, христианское «подвижничество требует терпения и великодушия... Терпение есть трудолюбие души, а трудолюбие состоит и в добровольных трудах и в перенесении невольных (скорбных) искушений. Законом терпения служит любовь к трудам; опираясь на них, ум надеется получить обетование будущих благ»[7].

Наиболее полное определение терпения дает епископ Феофан: «Терпение имеет две стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре, — и в сем отношении не обусловливается ничем внешним, а есть нераздельная и всегдашняя черта доброго настроения. Будучи же обращено извне, оно есть сносливость, перенесение всех трудностей, встречаемых на добром пути или при исполнении созревающих внутри добрых начинаний. Сия черта терпения не может проявиться, если не будет скорбей»[11].

Согласно святым отцам, можно сделать следующее определение терпения: оно есть постоянство в добре, твердость и мужество души, проявляющиеся в безропотном, охотном и великодушном перенесении жизненных трудностей, скорбей и искушений, попускаемых Богом для научения христианина смирению, любви и преданности воле Божией и Его святому Промыслу.



Глава III. Житие преподобной благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской, чудотворицы.

Примером христианского терпения может стать жизнь многих святых. Я хочу рассказать о том, как безропотно и великодушно переносила жизненные трудности, скорби и искушения Святая благоверная княгиня Анна Кашинская.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII века в г. Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она была дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием, научена смирению и послушанию. Когда княжна подросла, слава о ее уме, скромности и красоте стала известна в других княжествах. Тверская княгиня Ксения отправила к Ростовскому князю Димитрию послов с таким наказом: «Есть бо у него... дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию... желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради»[6]. Посольство Тверской княгини увенчалось успехом: святая Анна была отдана в жены Тверскому князю Михаилу, впоследствии благоверному князю-мученику.

Благоверная княгиня Анна была образцом христианской супруги и матери и украсилась многими семейными добродетелями. Святые супруги жили в любви и согласии, заботились о благе своего народа, были милосердны к бедным и сиротам. У них было пятеро детей: сыновья Димитрий (1299), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309) и дочь Феодора (1300),— которых они воспитали в страхе Божием и научили христианским добродетелям.

Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственными ей смирением, и покорностью воле Божией. В 1295 году Тверь была истреблена страшным пожаром. В 1296 году новый пожар уничтожил великокняжеский дворец; святые князь и княгиня едва спаслись. «Се же чудо бысть,— отмечает летописец,— како Бог заступи князя»[7]. В том же году был мор скота и сильная засуха, тяжело заболел великий князь. Любвеобильное и сострадательное сердце благоверной княгини Анны переживало все горести, выпавшие на долю ее народу. Постоянные междоусобицы князей, борьба за великокняжеский престол нередко вызывали походы князей друг на друга. Это приводило к разорению Отечества и многим другим бедам. Святой княгине Анне приходилось неоднократно провожать в походы мужа, оплакивая его как перед смертью.

В 1318 году святой князь Михаил, чтобы отвратить нашествие татар на Тверь, которое должно было принести смерть многим людям, разрушение храмов и монастырей и разорение всей Тверской земле, отправился в Орду. Святая княгиня Анна знала, что он едет на верную смерть, но как истинная христианка и патриотка мужественно благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой... когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа»[7]. В прощальных словах святой княгини Анны — вся глубина ее любви к Богу, ее жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души.

Святой князь Михаил был замучен в Орде 22 ноября 1318 года. Только в июле следующего года узнала благоверная княгиня Анна о мученической кончине своего супруга. Узнав о том, что святые мощи его привезены в Москву, она отправила туда посольство. Нетленное тело святого мученика было перенесено в Тверь и погребено в Преображенском соборе.

В последующие годы скорби благоверной княгини Анны еще более умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын — великий князь Тверской Димитрий Грозные Очи. В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан собрал новое войско и разгромил Тверь; князь Александр вынужден был скрываться во Пскове. Десять лет многострадальная мать не видела сына, а в 1339 году князь Александр и его сын Феодор были убиты в Орде. После смерти князя Михаила святая Анна решила исполнить свое давнее желание—«едину Богу в молчании работати»[7]. Она приняла постриг в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Переменив княжеские палаты на убогую иноческую келлию, святая Анна стала подвязаться в еще большем посте, бдении и молитве.

В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество - на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва, воздержание — были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым.

Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество: молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606—1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его.

21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.

Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский).

Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине.











Заключение

Таким образом, в своей работе я постаралась раскрыть понятие добродетели

терпения. Понятие добродетели терпения означает благодушно переносить все беды, скорби, несчастия, неизбежных в жизни почти каждого человека. Название терпения на греческом языке означает стойкость.

В процессе работы я познакомилась с мнениями Святых отцов: Святителя Тихона Задонского, Григория Богослова, епископ Феофана. Святые отцы считают, что терпение: оно есть постоянство в добре, твердость и мужество души, проявляющиеся в безропотном, охотном и великодушном перенесении жизненных трудностей, скорбей и искушений, попускаемых Богом для научения христианина смирению, любви и преданности воле Божией и Его святому Промыслу.

На примере жизни преподобной благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской, я поняла, что именно добродетель терпения помогает служить ближним, в трудны минуты испытания, и достойно принять смерть. Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственным ей смирением и покорностью воле Божией. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой... когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа»[7].



В завершение работы я хотела бы привести ответы моих родных и одноклассников на вопрос « Что значит для вас терпение?»

Терпение – это когда сохраняешь спокойствие, не смотря на трудности.

Это когда человек со стойкостью переносит испытания.

Это когда очень тяжело, но человек не жалуется на жизнь.

Житие Святой благоверной княгини Анны, мнение святых отцов подтверждают народные поговорки и остаются актуальными и в наше время: «Бог терпел и нам велел», Терпение, и труд всё перетрут», «Терпение даёт умение». «За терпенье Бог даёт спасенье», «Всякое дело терпеньем одолеть можно». С терпением — человек приобретает и сохраняет блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает зло. Хочу завершить свою работу словами Преподобного Ефрема Сирина: «Всякая душа, желающая благоугодить Богу, прежде всего да   сохраняет мужественное терпение и упование; в этом случае сможет она противостоять всякому восстанию лукавого и скорби».



















Список литературы

1.Свт. Григорий Богослов. Творения. V. Изд. 3-е. С. 280.

2.Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Римлянам, VIII, 25

3. Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве // Творения. Т. II. § 211

4.Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. М., 1889. Т. I. С. 175.

5. Прп. Иоанн Кассиан. Собеседования, 18. Гл. 13.

6.Прп. Нил Синайский. Письма. Ч. III. П. 35 и 42; ср.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 4, 84.

7.Прп. Серафим Саровский. Наставления // Летопись Се- рафимо-Дивеевского м-ря. Изд. 2-е, СПб., 1902. С. 79.

8.Преподобный Ефрем Сирин «Труд 48»

9.Энциклопедия-Википедия

10.Ярослав Шилов «Православная энциклопедия»

11.Епископ Феофан Затворник «Собрание писем»

.













Приложение 1























17






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!