СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: "Хлеб-всему голова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме:"Хлеб всему голова" 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: "Хлеб-всему голова"»

41 региональная

научно-практическая

конференция школьников и

учащейся молодежи

Омской области










Хлеб - всему голова!













Автор работы:

Абрамов Иван Сергеевич

МОУ «Камышино-Курская СОШ»

Муромцевского района

Омской области

2класс

Руководитель:

учитель начальных классов

Чарушина Зоя Григорьевн



Муромцево 2011г


Оглавление


Введение 3

Самая удивительная пища 4

Копилка исследователя. 7

Хлеб, как предмет культа. 7

Пословицы и поговорки о хлебе 7

Приметы. 8

Стихи про хлеб 8

Загадки о хлебе 14

Считалки о хлебе 15

Чистоговорки о хлебе 15

Интересные факты 16

Национальные сорта хлебобулочных изделий 16

Заключение 18

Список источников 19

Приложение 20

Введение.


На уроке окружающего мира мы получили задание: провести исследовательскую работу на тему «Хлеб – всему голова»

Нас учительница спросила, что мы знаем о хлебе, почему испокон века люди ценили его, какие стихи, загадки, сказки знаем мы.

Оказалось, что о ценности хлеба знают все, а об упоминании, о хлебе в литературных произведениях знают мало.

Ребята нашего класса поинтересовались у своих знакомых, друзей, родителей: какие литературные произведения о хлебе им известны.

Вспомнили: Белахова М. «Как хлеб на стол пришёл».

Алексеев М. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе»

Такая скудная информация не удовлетворила нашу любознательность. Тогда мы решили больше узнать о литературе на данную тему и поделиться своими находками с одноклассниками. Так мы примерили на себя роль юных исследователей.

Объектом нашего исследования стали различные жанры литературы о хлебе.

С помощью учителя мы определили цели своей исследовательской работы:

- выяснить, какую роль в жизни человека играет хлеб с древних времен;

- как отражается тема хлеба в литературных произведениях.

Задачи исследования:

- осуществить поиск материалов по теме исследования в библиотеке (справочники, энциклопедии, художественная литература), Интернете;

- изучить литературу по теме исследования;

- собрать книги, фотоматериалы, рисунки к литературным произведениям.

Провести анкетирование, среди учащихся нашего класса, с целью выяснения частотности употребления хлеба, выявления уровня знаний о пользе хлеба, об отношении к хлебу.

Самая удивительная пища.


Используя различные источники информации, мы многое узнали о хлебе и хотим поделиться с вами

Каждый день мы кушаем хлеб.

У нас возникли вопросы:

- Наверное, в этом есть какой-то смысл?

- В чем же польза хлеба?

Куда бы в мире вы ни попали, от первобытных племен до самых изысканных ресторанов больших городов, вы обнаружите,что люди едят хлеб, хотя он может оказаться разным.

Хлеб – это пшеничная или ржаная мука, превращенная в тесто и выпеченная. Первыми, вероятно, начали выпекать хлеб египтяне несколько тысяч лет назад. С появлением дрожжей стало возможным дать тесту подняться. Так появились первые высокие буханки хлеба.

Белый хлеб пекут из белой пшеничной муки, а черный получается из ржаной муки темно-серого цвета.

Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормильцами человека.

Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить себе нашу жизнь. Ученые-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что первым "хлебным растением" надо считать не современные злаки - рожь и пшеницу, а… дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в очень древние времена. Советскими археологами при раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад. Существует и другой сказ о первом хлебе человека: орехи, так же как и желуди, были первым хлебом человека. Скорлупа ореха была найдена в пещерах-жилищах первобытных людей, на местах свайных построек и даже в руках скелетов, обнаруженных в древних могилах.

Ничего, не ведая о питательной ценности орехов, человек в самые древние времена считал его своим хлебом. Прошло много тысячелетий с тех пор, как люди стали культивировать злаки. В глубине веков затерялся день, когда первобытный человек растер горсть зерен, замесил муку с водой и на раскаленных камнях испек свой первый хлеб... Когда это было? Кто был первым в истории хлебопеком? Увы, на эти вопросы трудно ответить. Память человеческая не сохранила ни дня, ни года, когда произошло это замечательное событие.

Сначала люди питались сырыми зернами. Затем, приспособив два камня, человек и создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи - кашу. Ученые считают, что именно каша была "праматерью" хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно женщина, готовившая еду для своей семьи или рода, "спекла" однажды кашу и по недосмотру получилась твердая лепешка. Из этой "ошибки" люди, однако, извлекли пользу. Лепешки оказались лучше и удобнее каши.

Вначале лепешки ели в горячем виде в качестве приправы к мясу, а потом стали употреблять в пищу и холодными. А холодная лепешка была уже хлебом! Но каким жестким, невкусным и неказистым на вид был этот первый хлеб!

Время шло, век за веком, открытие за открытием и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. От выпекания пресных лепешек он перешел к изготовлению кислого хлеба. Произошло это, как полагают, впервые в Египте 4-5 тысяч лет назад. При раскопках египетских пирамид обнаружили немало статуэток и других предметов, свидетельствующих о том, что древние египтяне умели не только молоть зерно в муку, но и выпекать из муки хлеб.

В усыпальнице одного из фараонов нашли картину, изображающую древнюю египетскую пекарню. И можно разглядеть, как древние пекари раскатывают тесто и готовят из него хлебы и булки самой разнообразной и причудливой формы. Здесь круглые булки и конические, продолговатые и даже плетеные. Булкам египтяне придавали форму птиц, сфинксов, рыб, пирамид.

А каким было тесто? Есть все основания полагать, что египтяне пользовались кислым тестом. Об этом говорят найденные статуэтки, изображающие приготовление пива. Казалось бы, причем тут пиво? А у пива и у хлеба во многом общее происхождение. Оба эти продукта - результат брожения, которое вызывается дрожжами. Вполне возможно, что пивные дрожжи, случайно попав в замешенное тесто, произвели "чудо". На глазах у изумленных людей тесто стало подниматься, пузыриться, дышать словно живое!

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало, чем напоминал нынешний.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.

В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.















Копилка исследователя.


Как видим, люди высоко ценили хлеб за его питательные и целебные свойства. Мы предположили, что в сокровищницах мировой литературы должны быть произведения разных жанров, воспевающих хлеб. И мы не ошиблись. Нам удалось найти: загадки, пословицы, поговорки, песенки, мифы, легенды, притчи, народные приметы.


Хлеб, как предмет культа.


С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.


Пословицы и поговорки о хлебе.


В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Недаром народ сложил о хлебе столько пословиц и поговорок.

    • Хлеб – всему голова.

    • Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

    • Хлеб да вода – крестьянская еда.

    • Кто ленится, у того хлеб не родится.

    • Худ обед, коли хлеба, нет.

    • Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

    • Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.

    • Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.

    • У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру

    • И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.

    • У нищего хлеб на уме, а у скупого и корочки на счету.

    • Всяк на себя хлеб добывает.

    • Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.

    • Хлеб – батюшка, вода – матушка.

    • Хлеб хлебу брат.

    • Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

    • Хлеб да вода – мужицкая еда.

    • Хлебушко – калач дедушка.

    • Хлеба нет – корочка в честь.

    • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

    • Человек хлебом живет, а не промыслом.

    • Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

    • Без хлеба, без соли худая беседа.

    • Палата бела, а без хлеба в ней беда.

    • Плевать на обед коли, хлеба нет.

    • Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

    • Хлеб да соль, и обед пошел.

    • Без хлеба, без соли никто не обедает.

    • Не в пору и обед, коли хлеба, нет.

    • Хлеб черствый – обед честный.

    • Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

    • Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.

    • Была бы голова на плечах, а хлеб будет.


Приметы.


Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


Стихи про хлеб.


Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытной

Змеится теплый запах по углам.

Вдыхаю мир отрадный, самобытный

С любовью и слезами пополам.

Как просто пониманье Мирозданья,

Когда, проснувшись по утру в тепле,

Под солнечное лучика лобзанье,

Домашний хлеб увидишь на столе.

Автор: В. Орлов


***


В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Автор: В. Орлов


***

Пшеница


Положит в землю Человек зерно,

Прольётся Дождь- зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

На совести достанется кусок.

Автор: Аким. Я.


***


Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы: «Берегите.

Берегите Хлеб родной...

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди!

Научитесь хлеб беречь».

Автор: Н Тихонов


***


Пахнет хлебом


На пустых полях стерня

Жухнет и сереет.

Солнце только среди дня

Светит, но не греет.

По утрам седой туман

Бродит по болотам,

То ли что-то прячет там,

Толи ищет что-то.

После сумрачных ночей

Выцветает небо.....

А в деревне из печей

Тянет свежим хлебом....

Пахнет домом хлеб ржаной,

Маминым буфетом,

Ветерком земли родной,

Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.

-Папа, дай кусочек!

( Перевод И. Токмаковой)


***


Вновь взращено и обмолочено,

Вновь в закрома течёт оно.

Ладонь натруженную дочерна

Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.

И вот он, труд наш, на виду.

Забыто всё, что недоедено

И что не доспано в страду.

Автор: В. Буданов


***

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Автор: Г.Виеру.

***

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Автор: Я.Аким.


***


Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.

Набежала туча издали, промочила лес насквозь.

Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-

Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Автор: Я. Дягутите.


***


Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Автор: С. Погореловский


***


Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.

Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!

До того он загордился, вырос кверху бородой.

Автор: С. Погореловский


***


Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Автор: Воронько



***


Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

Автор: В. Воронько


***


О хлебе

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

« Зачем - спросил он, голосом усталым –

-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла.

Вот перед ним возник холодный город.

Во вражеском кольце, кругом бои.

Свирепствует зима и лютый голод.

И тот батон, что поднят, был с земли.


Прижав батон, он мчится по дороге.

Он знает, мать его, больная, ждет.

Торопится он к ней, замерзли ноги.

Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.

Куски, считая, чтоб хватило им.

Пусть он сухой и пусть не очень свежий.

Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.

И матери, ее кусок, несет.

В глазах ее он видит боль и муку.

И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.

Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук

Мать закричала « Что, сынок, с тобою.

Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.

Старушка, что батон с земли берет.

Она стоит и нежными руками.

Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.

Бежит домой, там, мать больная, ждет.

Боль матери всем сердцем понимает.

И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.

Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.

Все сном прошло, остались только раны

От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.

Который, дерзко, превратил он в мяч.

На землю, вновь его вернули с неба.

Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит, так, как глядела мать.

Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.

« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.

Идет мальчишка, голову склонив.

И дед седой все курит на пороге.

Всю боль души, молчаньем сохранив.

Автор: Нина Самкова





Загадки о хлебе.


Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)


Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)


Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)


Бьют меня палками, жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб)


Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен, -

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем. (Хлеб)


Мнут и катают,

В печи закаляют,

Потом за столом

Режут ножом. (Хлеб)


Вот он –

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришёл. В нем –

Здоровье, наша сила,

В нем –

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло! (Хлеб)


Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)


Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)


В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)


Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)


Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)


"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".

"Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?"



Чистоговорки о хлебе.


  • Жок-жок-жок - это пирожок.

  • Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

  • Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

  • Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

  • Ач-ач-ач - вот калач.

  • Чи-чи-чи - пекутся в печке калачи.

  • Чи-чи-чи - мы любим калачи.

  • Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.









Интересные факты:


Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.


Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.


Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.

Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.


Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.


Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.


Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).


Национальные сорта хлебобулочных изделий


У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.


На Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.


На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки.

В центральной части и северо-западных районах, предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, а в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный.


Хлебные белорусские изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.


Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает серый молдавский пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.


Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.


У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, бурсаки.


В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча.

По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.


В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.


Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани.


У азербайджанцев популярен чурек.







Заключение.


Таким образом, изучив литературу, материалы на сайтах в интернете, мы пришли к следующим выводам:

- хлеб – это источник веществ, необходимых человеческому организму, поэтому следует отдавать предпочтение хлебу;

- тема хлеба отражена очень широко в различных источниках;

- больше всего сведений о хлебе мы почерпнули именно из книг.


Собраны книги, фотоматериалы, рисунки к литературным произведениям. Со своими находками мы выступили перед ребятами нашего класса.

А после этого провели анкетирование, среди учащихся нашего класса, результаты которого приведены в приложении.

В результате повторного анкетирования, мы узнали, что практически все учащиеся нашего класса любят хлеб. И употребляют его несколько раз в день. Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом. . На вопрос о том, всегда ли ребята съедают тот хлеб, который берут, больше половины опрошенных признались в том, что они оставляют хлеб. И на вопрос о бережном отношении к хлебу только четверть опрошенных заявила, что они вторично используют оставшийся или подсохший хлеб, а остальные в лучшем случае скармливают его животным, а в худшем – выбрасывают его. Мы подсчитали, что если каждый учащийся нашей школы в день не доест хотя бы 10г хлеба, то в целом это составит 1,5кг хлеба с сутки и почти 500кг в год. На вопрос о том, кто, по их мнению, участвует в процессе изготовления хлеба, большинство ребят ответили, что это повара и кондитеры.


Отдадим же уважение тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили ароматные, похожие на солнце, лепешки. Снимем перед ним шляпу, Поклонимся, чтобы изначально он был на нашем столе, чтобы не черствел, ибо, как говорят народные уста, когда черствеет хлеб - черствеют души.


Собранный материал мы оформляем в виде рукописной книжки.




Список источников:


Литература


1. Алексеев М. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе.» Москва. Изд. «Детская литература», 1980г.


2. Белахова М. «Как хлеб на стол пришёл.» Москва, Изд. «Дет. литература», 1955г.


3. История родного края. Учебное пособие для учащихся 7-10 класса школ Курганской области. Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство 1975 год.


4. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшённую»,Москва, Изд. «Малыш», 1983г.


5. Кузьмин Л. «Заветное дело».Москва, Изд. «Малыш», 1984г.


6. Меркульева К. «Земля – кормилица.» Ленинград, Изд. «Дет. литература». 1958г.


7. Пальман В. «Улыбка богини Деметры», Москва, Изд. «Дет. литература», 1986г.


8. Патт В.А. «Наш хлеб» – Москва. Изд. «Лёгкая и пищевая промышленность», 1984г.


9. Степаненко В. «Хлеб», Москва, Изд. «Агропромиздат», 1989г.


.



Интернет – ресурсы


http://www.nachalka.com/nod/284

http://psylib.org.ua/books/aurob04/txt14.htm

http://www.pritci.ru/publ/46-1-0-2832

http://leg-mif.narod.ru/playcast/cast_22.html

http://lamacompany.ru/publ/3-1-0-24

http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200500306

http://wap.krilja.forum24.ru/?1-4-0-00000031-000-0-0-1267705455

http://ru.wikipedia.org/wiki/Troll

Приложения.



Вопросы для опроса.


1. Любите ли вы кушать хлеб?

Да. Нет. Не всегда.

2.Знаете ли вы, когда люди начали употреблять в пищу хлеб?

Да. Не знаю.

3. Является ли хлеб полезным для организма человека?

Да. Нет. Не знаю

4. Много ли написано о хлебе книг?

Да. Нет. Не знаю




В опросе принимали участие 16 человек учащихся 2 класса.


После проведенного опроса мы получили такие данные


вопросы

да

нет

Не всегда

Не знаю

Любите ли вы кушать хлеб?

12

75%

0

-

4

25%

-

Знаете ли вы, когда люди начали употреблять в пищу хлеб

2

12.5%


-

-

-

14

87.5%

Является ли хлеб полезным для организма человека?

10

62.5%

3

18.75%

3

18.75%

-

-

Много ли написано о хлебе книг?

6

37.5%

4

25%

-

6

37.5%















Анкетирование.

В анкетировании принимали участие 15человек (дети 2 класса)


Вопрос

Да

нет

иногда

1

Любите ли вы хлеб?

13

1

1

2

Как вы считаете, хлеб полезен?

11

-2

2

3

Всегда ли съедаете хлеб?

6

7

2

4

Используете ли вы хлеб вторично?

5

8

2












Если 1 учащийся нашей школы не доедает в день -10г

в сутки выбрасывается - 1, 5 кг хлеба

в год выбрасывается -500кг хлеба








22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!