ГБПОУ «Торопецкий колледж»
Конкурс исследовательских и проектных работ
ИТ и архивные карты в краеведческих, географических и исторических исследованиях
Исследовательская работа
Наш земляк Петр Лаврович Лавров
Автор: Рудина Валерия, гр. 24.18 П , профессия «Повар, кондитер»
Руководитель: Иванов Валентин Михайлович, преподаватель истории
Торопец 2019
Краткий экскурс в историю терроризма
В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Истоки народничества Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Цели народничества Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Основные направления движения народничества Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.
Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.
Деятельность народников В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Значение народничества Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
Народнические организации и их деятельность.
• Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 — начале 1860-хгодов: студенческий кружок в Харьковском университете (1856—1858), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861).
• «Земля и воля» (1861—1864) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г., после завершения подписания уставных грамот. Для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией «Колокола».
Своеобразными центрами полулегальной деятельности «Земли и воли» стали книжный магазин Н. А. Серно-Соловьевича и Шахматный клуб в Петербурге.
В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самороспустилась.
• «Ишутинцы». В1863—1866 гг. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра И. Организация была разгромлена.
• «Народная расправа» была создана в конце 60-х годов революционным фанатиком С. Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику революционной борьбы, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.
• «Большое общество пропаганды» («чайковцы») существовало в 1869—1874 гг. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы.
В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции — «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды социализма среди крестьян. Но в итоге крестьян не удалось поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.
• «Земля и воля» (1876—1879). Организацией руководили МЛ. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:
— агитацию словом и делом, а также
— акции по дезорганизации государства (т. е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее «вредных» представителей власти).
Землевольцы перешли от «летучей» агитации к «оседлой» пропаганде, т. е. стали создавать поселения народников в деревне. Но новое «хождение в народ» также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с Г. В. Плехановым в партию «Черный передел», и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора («политиков»), образовавших «Народную волю».
• Партию «Народная воля» (1879—1882) возглавлял Исполнительный комитет, в который входили А.И. Желябов, А.Д.Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др.
Народовольцы ставили своей целью:
— революционный захват власти;
— созыв Учредительного собрания;
— утверждение политических свобод;
— построение, в перспективе, общинного социализма. Основным средством достижения цели признавался политический
переворот с помощью армии и при поддержке народа.
Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который постепенно вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н.Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, организация была разгромлена полицией.
• «Черный передел» (1879—1882). Его руководители — Г.В.Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич—целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции при помощи пропаганды в деревне.
В1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию.
Либеральное (реформаторское) народничество.
• Основные представители. В 80—90-х годах в результате острого организационного и идейного кризиса революционного народничества широкое распространение в интеллигентской среде получили идеи реформаторского народничества {В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.).
• Важнейшие положения. Теоретики либерального народничества:
— осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах;
— доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения;
— считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития человека.
В итоге они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы «контрреформ» получила широкое распространение либерально-народническая теория и практика «малых дел», призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.
5. Зарождение русской социал-демократии 1. Причины.
• Разочарование части интеллигенции в идеологии народничества, которое, испытав фактически все средства борьбы, так и не сумело не только поднять народ на борьбу за идеалы социализма, но и понять его психологию, преодолеть ту пропасть, которая существовала между интеллигенцией и народом.
• Нарастание с конца 70-х годов выступлений рабочих, что свидетельствовало о появлении новой силы в общественной жизни страны. Кроме того, опыт пропагандистской работы народников-семидесятников свидетельствовал о том, что рабочие более активны, готовы к организации собственных сил, восприимчивы к идеям социализма.
• Успехи социал-демократии и рабочего движения на Западе, знакомство с идеями марксизма.
2. Группа «Освобождение труда» была создана в 1883 г. в Женеве Г.В.Плехановым, П. Б. Аксельродом, В.И.Засулич, Л.Г.Дейчем. Ее целью являлась подготовка социалистической пролетарской революции.
Группа в основном занималась переводами на русский язык произведений Маркса и Энгельса, проводила анализ политических процессов в России с позиций марксизма. Одновременно с критикой народничества началась разработка программных документов русской социал-демократии. Плехановым были написаны первые русские марксистские работы «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», в которых доказывалась неизбежность разложения крестьянской общины и утверждения капитализма, определялась роль пролетариата для будущего России, выдвигалась задача создания социал-демократической партии. С конца 80-х годов группа «Освобождения труда» стала принимать участие в деятельности II Интернационала.
3. Первые марксистские кружки в России возникли в 1880-е годы. Отдельными кружками и их объединениями руководили Д. И. Благоев, М. И. Бруснев, Н. Е. Федосеев.
Работа кружков сводилась к изучению марксистской литературы. Но в середине 90-х годов количество кружков возросло, появилось стремление к их объединению в подпольную партию и организации пропаганды в пролетарской среде.
Выводы
1. В этот период завершилось идейное формирование основных направлений общественно-политического движения в России: консервативного, либерального ^радикального (народнического). Появилось новое, социал-демократическое, течение.
2. Авторитарный резким самодержавной власти, отсутствие политических свобод:
— не допустили организационного оформления общественно-политических течений и как про правительственного, так и оппозиционного характера. Лишь радикалы создали тайные боевые организации;
— способствовали отторжению интеллигенции от государства;
— обусловливали слабость либерально-реформистского движения;
— порождали крайние формы движения, подпольную деятельность и призывы к революции и террору.
3. Интеллигенция по ряду причин стала главным участником общественного движения.
4. Общественное движение в России не только заимствовало идеи западных мыслителей и адаптировало их к русским условиям, но и создавало собственные оригинальные концепции преобразований. Народничество же старалось их проверить на практике, не останавливаясь ради этого перед насилием и человеческими жертвами.
5. Противостояние власти и подполья влияло на общественную атмосферу, развитие культуры, приводило к колебаниям внутриполитического курса.
Петр Лаврович Лавров (1823 -1900) Революционер, философ, публицист, идеолог народничества. Родился в селе Мелихово Великолукского уезда. Окончил Артиллерийское училище (1842), преподавал математику в военных учебных заведениях С-Петербурга. С 1857 года начал заниматься публицистической деятельностью. Он автор статей по педагогике, философии, истории, естествознания. В 1862 году вступил в тайное общество «Земля и воля», участник Парижской коммуны. С 1870 года в эмиграции. В 1873 году П.Л. Лавров редактировал журнал «Вперёд!». В 1883-1886 «Вестник «Народной воли». Он является одним из организаторов народовольческой «Русской социально-революционной библиотеки», заграничного Красного креста «Народной воли», создания социалистической библиотеки, «Группы старых народовольцев». В Торопецком уезде Лаврову принадлежали два имения Поташево и Критивль. Он оказал влияние на развитие народничества в Торопце и уезде, поддерживал связи с торопецкими народниками. Литература: Лавров Петр Лаврович //БСЭ. – М., 1973. – С. 91-92 Торопец / Сост. Б. Лапченко.- М., Моск. рабочий, 1974 Кузьмин И. Таланов П. Петр Лаврович Лавров //Знамя труда (Торопец). 1973. - 14 июня
Список источников
https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo
https://studfile.net/preview/2860653/page:4/
http://toropec.tverlib.ru/sites/default/files/PDF/DTI20181.pdf