СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Наш земляк - Петр Лаврович Лавров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о нравственном выборе революционера

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Наш земляк - Петр Лаврович Лавров"»

ГБПОУ «Торопецкий колледж»







Конкурс исследовательских и проектных работ

ИТ и архивные карты в краеведческих, географических и исторических исследованиях


Исследовательская работа


Наш земляк Петр Лаврович Лавров







Автор: Рудина Валерия, гр. 24.18 П , профессия «Повар, кондитер»

Руководитель: Иванов Валентин Михайлович, преподаватель истории








Торопец 2019





Краткий экскурс в историю терроризма

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Деятельность народников

В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.

Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.

В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.

Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

Значение народничества

Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Народнические организации и их деятельность.

• Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 — начале 1860-хгодов: студенческий кружок в Харьковском уни­верситете (1856—1858), затем кружок пропагандистов в Москве во гла­ве с П. Э Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861).

• «Земля и воля» (18611864) явилась первой крупной организа­цией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководи­телями стали А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин. Главной целью организации считалось со­здание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г., после за­вершения подписания уставных грамот. Для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Петер­бургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией «Колокола».

Своеобразными центрами полулегальной деятельности «Земли и воли» стали книжный магазин Н. А. Серно-Соловьевича и Шахматный клуб в Петербурге.

В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских вос­станий организация самороспустилась.

• «Ишутинцы». В1863—1866 гг. действовала революционная ор­ганизация, возглавляемая Н.А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра И. Организация была разгромлена.

• «Народная расправа» была создана в конце 60-х годов револю­ционным фанатиком С. Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо эти­ку революционной борьбы, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

• «Большое общество пропаганды» («чайковцы») существовало в 1869—1874 гг. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин. Общество зани­малось изучением социалистической литературы.

В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой ак­ции — «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, мо­лодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды социализма среди крестьян. Но в итоге крестьян не удалось поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистиче­ском духе.

• «Земля и воля» (18761879). Организацией руководили МЛ. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров. Стре­мясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:

— агитацию словом и делом, а также

— акции по дезорганизации государства (т. е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее «вредных» представи­телей власти).

Землевольцы перешли от «летучей» агитации к «оседлой» пропа­ганде, т. е. стали создавать поселения народников в деревне. Но новое «хождение в народ» также не дало результатов и в 1879 г. партия раско­лолась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социали­стические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с Г. В. Плехановым в партию «Черный передел», и сторонников полити­ческой борьбы и достижения политической свободы, как необходимо­го условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора («политиков»), образовавших «Народную волю».

• Партию «Народная воля» (18791882) возглавлял Исполни­тельный комитет, в который входили А.И. Желябов, А.Д.Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью:

— революционный захват власти;

— созыв Учредительного собрания;

— утверждение политических свобод;

— построение, в перспективе, общинного социализма. Основным средством достижения цели признавался политический

переворот с помощью армии и при поддержке народа.

Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный тер­рор, который постепенно вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попы­ток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н.Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, организация была разгромлена по­лицией.

• «Черный передел» (18791882). Его руководители — Г.В.Пле­ханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич—целью своей деятель­ности считали подготовку крестьянской революции при помощи про­паганды в деревне.

В1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмигра­ции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — пер­вую русскую социал-демократическую организацию.

Либеральное (реформаторское) народничество.

• Основные представителиВ 80—90-х годах в результате остро­го организационного и идейного кризиса революционного народниче­ства широкое распространение в интеллигентской среде получили идеи реформаторского народничества {В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.).

• Важнейшие положения. Теоретики либерального народниче­ства:

— осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мел­кого производства, основанного на общинных или артельных началах;

— доказывали возможность мирного перехода к социализму в ре­зультате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марк­сизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения;

— считали идеалом общественного устройства гармоничное соче­тание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития чело­века.

В итоге они выступали как против реакции, так и против револю­ции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы «контрреформ» получила широкое распространение либерально-на­родническая теория и практика «малых дел», призывавшая интелли­генцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.

5. Зарождение русской социал-демократии 1. Причины.

• Разочарование части интеллигенции в идеологии народниче­ства, которое, испытав фактически все средства борьбы, так и не суме­ло не только поднять народ на борьбу за идеалы социализма, но и понять его психологию, преодолеть ту пропасть, которая существовала между интеллигенцией и народом.

• Нарастание с конца 70-х годов выступлений рабочих, что сви­детельствовало о появлении новой силы в общественной жизни стра­ны. Кроме того, опыт пропагандистской работы народников-семидесятников свидетельствовал о том, что рабочие более активны, готовы к организации собственных сил, восприимчивы к идеям социа­лизма.

• Успехи социал-демократии и рабочего движения на Западе, знакомство с идеями марксизма.

2. Группа «Освобождение труда» была создана в 1883 г. в Женеве Г.В.Плехановым, П. Б. Аксельродом, В.И.Засулич, Л.Г.Дейчем. Ее целью являлась подготовка социалистической пролетарской рево­люции.

Группа в основном занималась переводами на русский язык про­изведений Маркса и Энгельса, проводила анализ политических процес­сов в России с позиций марксизма. Одновременно с критикой народничества началась разработка программных документов русской социал-демократии. Плехановым были написаны первые русские мар­ксистские работы «Социализм и политическая борьба», «Наши разно­гласия», в которых доказывалась неизбежность разложения крестьянской общины и утверждения капитализма, определялась роль пролетариата для будущего России, выдвигалась задача создания соци­ал-демократической партии. С конца 80-х годов группа «Освобожде­ния труда» стала принимать участие в деятельности II Интер­национала.

3. Первые марксистские кружки в России возникли в 1880-е годы. Отдельными кружками и их объединениями руководили Д. И. Благоев, М. И. Бруснев, Н. Е. Федосеев.

Работа кружков сводилась к изучению марксистской литературы. Но в середине 90-х годов количество кружков возросло, появилось стремление к их объединению в подпольную партию и организации пропаганды в пролетарской среде.

Выводы

1. В этот период завершилось идейное формирование основных направлений общественно-политического движения в России: консер­вативного, либерального ^радикального (народнического). Появилось новое, социал-демократическое, течение.

2. Авторитарный резким самодержавной властиотсутствие политических свобод:

— не допустили организационного оформления общественно-по­литических течений и как про правительственного, так и оппозицион­ного характера. Лишь радикалы создали тайные боевые организации;

— способствовали отторжению интеллигенции от государства;

— обусловливали слабость либерально-реформистского движе­ния;

— порождали крайние формы движения, подпольную деятель­ность и призывы к революции и террору.

3. Интеллигенция по ряду причин стала главным участником об­щественного движения.

4Общественное движение в России не только заимствовало идеи западных мыслителей и адаптировало их к русским условиям, но и создавало собственные оригинальные концепции преобразований. Народничество же старалось их проверить на практике, не останавли­ваясь ради этого перед насилием и человеческими жертвами.

5. Противостояние власти и подполья влияло на обществен­ную атмосферу, развитие культуры, приводило к колебаниям внутри­политического курса.

Петр Лаврович Лавров (1823 -1900) Революционер, философ, публицист, идеолог народничества. Родился в селе Мелихово Великолукского уезда. Окончил Артиллерийское училище (1842), преподавал математику в военных учебных заведениях С-Петербурга. С 1857 года начал заниматься публицистической деятельностью. Он автор статей по педагогике, философии, истории, естествознания. В 1862 году вступил в тайное общество «Земля и воля», участник Парижской коммуны. С 1870 года в эмиграции. В 1873 году П.Л. Лавров редактировал журнал «Вперёд!». В 1883-1886 «Вестник «Народной воли». Он является одним из организаторов народовольческой «Русской социально-революционной библиотеки», заграничного Красного креста «Народной воли», создания социалистической библиотеки, «Группы старых народовольцев». В Торопецком уезде Лаврову принадлежали два имения Поташево и Критивль. Он оказал влияние на развитие народничества в Торопце и уезде, поддерживал связи с торопецкими народниками. Литература: Лавров Петр Лаврович //БСЭ. – М., 1973. – С. 91-92 Торопец / Сост. Б. Лапченко.- М., Моск. рабочий, 1974 Кузьмин И. Таланов П. Петр Лаврович Лавров //Знамя труда (Торопец). 1973. - 14 июня

Список источников

https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo


https://studfile.net/preview/2860653/page:4/

http://toropec.tverlib.ru/sites/default/files/PDF/DTI20181.pdf







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!