СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Роль Русской Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Роль русской православной церкви в победе ВОВ 1941-1945 года"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Роль Русской Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне"»

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НАПРАВЛЕНИЕ: КРАЕВЕДЕНИЕ







Роль Русской Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 9 «А» класса

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Обозерская средняя школа №1» Кружковой Анны Сергеевны

Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Обозерская средняя школа №1» Сидорова Галина Александровна











2020

Оглавление

1.Введение 1

2.Основная часть:

2.1.Положение Русской Православной церкви накануне Великой Отечественной войны 1-2

2.2.Перелом в отношениях между Церковью и государством 2

2.3.Священники на передовой 2-3

2.4.Деятельность Церкви в тылу 3-4

2.5.В окопах атеистов не бывает 4-6

3.Заключение 6

4. Библиографический список 7



























1.Введение

Нательный крест на одной цепочке с жетоном "смертника", спрятанная в нагрудный карман гимнастёрки иконочка Божьей Матери, переписанный дрожащей рукой девяностый псалом " Живый в помощи вышняго", который солдаты называли " живые помощи", - полуистлевшие свидетельства веры, которые поисковики находят на полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками. Хорошо известен афоризм: "На войне атеистов не бывает". А вот о том, как жила церковь во время войны, известно не много. [11]

Проблема состоит в том, что об участии Церкви в Великой Отечественной Войне мало говорят и пишут, в то время как история церкви не является полной без этих данных. Долгие годы послевоенного периода церковь находилась пусть не под запретом, но не признавалась государственными властями существенной влияющей на историю страны силой.

Цель исследования: выявить степень участия Русской Православной Церкви в Великой Отечественной Войне.

Задачи, которые решались в ходе исследования:

  • проанализировать отношения Церкви и государства накануне Великой Отечественной войне;

  • определить отношения к Церкви со стороны выдающихся военачальников;

  • выявить степень непосредственного участия священнослужителей в боевых действиях;

  • установить объём работы церкви в тылу;

  • описать перелом в отношениях между Церковью и Государством.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

  • работа с архивными документами;

  • изучение научно-популярной литературы;

  • интервью;

  • использование ресурсов Интернета;

Тема исследования представляется нам актуальной, посколькуЦерковь всегда участвовала во всех значимых событиях Российской истории. И сегодня, когда роль Церкви в жизни нашей страны находится на высоком уровне, необходимо помнить о её вкладе в Великую Победу.

2.1. Положение Русской Православной церкви накануне Великой Отечественной войны

Война началась в период второй безбожной пятилетки. К этому моменту у Русской церкви осталось всего 11 действующих епархий. К 1943 г. на территории СССР не должно было остаться ни одного действующего храма и ни одного священника. [8](Приложение №1)

К началу войны в Архангельской области существовало 6 действующих церквей, из них: 3 в Архангельске, 2 церкви в г. Онеге, 1 - на территории Красноборского района. (Приложение №4)

Недействующих храмов насчитывалось 372; они были заняты под, склады, электростанции, мастерские. (Приложение №3)

Первым, кто выступил с обращением к народу по поводу нападения немцев, был не генералиссимус Сталин, а гонимая им Церковь в лице митрополита Сергия (Страгородского). Уцелевшие церкви были переполнены, читалась особая молитва об избавлении от врагов.

С первых дней войны руководство страны отменило богоборческий курс. Как неглупый политик, Сталин понимал, что религиозность укрепит духовно-нравственные силы народа, поможет прийти к победе.

Осенью 41 года в Кремле было проведено заседание правительства, один из пунктов постановления гласил: открыть в Москве и её пригородах все храмы и монастыри, вернуть с фронтов и из тюрем священников «… да молятся за победу русского оружия» [8]

Из книги "За веру Христову" нам удалось установить основные вехи биографии репрессированного священника Филатова Николая Васильевича от рождения до смерти и реабилитации.

7 ноября 1941 года по заснеженной Красной площади торжественным маршем шагали воины Красной армии. С речью выступил Верховный Главнокомандующий Сталин. Он призвал бойцов к подражанию великим православным образам. "Пусть вдохновляет Вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! [11]

Большая часть церквей области была открыта в годы войны.(Приложение №3)

2.2. Перелом в отношениях между церковью и Государством.

В первые же месяцы войны храмы были переполнены. Перед лицом опасности Сталин искал поддержки у Церкви. Упраздненное православным царём Петром Великим патриаршество было восстановлено при богоборческом советском режиме.

4 сентября 1943 года 3 митрополита - Сергей, Алексий и Николай - были приглашены к Сталину. Они перед этим прошли и ссылки, и лагеря. Эта встреча была переломным моментом в отношениях Церкви и государства.[11]

Главой Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 года становится митрополит Сергий (Страгородский)

2.3. Священники на передовой

Священники ежедневно посещали подразделения: там служились молебны, солдаты крестились, исповедовались, испрашивали благословение.

Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а ещё и получали награды - почти сорок священнослужителей были награждены медалями "За оборону Ленинграда" и "За оборону Москвы", более пятидесяти - "За доблестный труд во время войны", несколько десятков - медалью "Партизану Великой Отечественной войны".

Архимандрит Леонид (Лобачёв) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной, был награждён многочисленными орденами и медалями. После демобилизации был назначен руководителем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после её открытия в 1948 году.

Великий хирург и епископ Валентин Феликсович Войно - Ясенецкий, причисленный позже к лику святых и известный как святитель Лука, послал письмо в Кремль, попросив дать ему возможность оперировать раненых. "А как окончится война, вернусь в ссылку", - кротко завершил он своё прошение. И всю войну оперировал, спас сотни бойцов и написал труд, которым и поныне пользуются хирурги всего мира.

Иеромонах Пимен (Извеков), будущий патриарх, начал свой боевой путь заместителем командира роты и завершил его в звании майора.

Псковский священник Фёдор (Пузанов) сотрудничал с партизанами и спас от угона в Германию более 300 человек. Его сын тоже воевал, был ранен, награждён и тоже стал священником.

Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы. Так, архимандрит Алипий (Воронов), прошедший от Москвы до Берлина и награждённый орденами и медалями ,дал слово уйти в монастырь. Посвятить жизнь Богу решил и кавалер орденов Славы трёх степеней Борис Крамаренко, став впоследствии митрополитом Калининским и Кашинским.

. В 2017 году в возрасте 105 лет отошёл к Господу схимонах Кукша в миру Николай Андреевич Букирев, старейший ветеран Великой Отечественной.

- Отец Кукшапономарил с 1957 года - ровно 60 лет[11]

2.4.Деятельность церкви в тылу

Господь не оставлял и тылы без попечения. Широко известны имена пастырей, молившихся в те дни о даровании победы: слепая старица Матрона, старец Лаврентий Черниговский. На суровых берегах Игарки в Красноярском краю молился старец Серафим.

Под Ленинградом в посёлке Вырица жил известный сегодня на всю Россию старец Серафим Вырицкий, (Муравьёв), прославленный в лике святых в 2000 году.

В 1941 г. ему было 76 лет. Хотя болезнь не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи, он совершал многочасовые моления о победе русского оружия.

В тот же период в Архангельске, в Свято-Ильинском кафедральном соборе служил тёзка вырицкого старца – игумен Серафим (Шинкарёв), до этого бывший насельником

Троице-Сергиевой Лавры. По воспоминаниям очевидцев, нередко он по несколько дней пребывал в храме на молитве за Россию. [5]

Во время войны православные люди собирали деньги для фронта, для танковой колонны им. Дмитрия Донского, на постройку самолётов, носящих имя святого полководца Александра Невского. Огромные средства были собраны и в помощь семьям воинов, которые лишились своих кормильцев, в помощь детям-сиротам, собирались посылки для красноармейцев на фронт.[10]

В ГААО мы нашли информацию о помощи фронту со стороны верующих Архангельской епархии. Уполномоченный по делам Русской Православной церкви Попов неоднократно в 1944 г. информировал Москву о сборе денег верующими Архангельской области в фонд обороны.

В документах ГААО мы прочли телеграммы следующего содержания:

Москва.

Кремль.

Сталину.

«Христос Воскресе! Поздравляем правителей страны с праздником Воскресения Христова. Шлём для армии 50000 рублей.»

Настоятель храма игумен Серафим.

Высшая правительственная.

Из Москвы.

«Духовенству и верующим Ильинско-кладбищенской церкви, собравшим 50000 рублей в фонд Красной Армии, мой привет и благодарность Красной Армии».

И. Сталин.

Также в областном архиве сохранились сведения о денежных взносах из многих церквей в фонд помощи детям фронтовиков и семьям погибших. Суммы эти очень внушительные.[3]

Мы нашли в ГААО сведения о награждении священников Архангельской епархии. [4]

2.5. В окопах атеистов не бывает

Как-то сами собой из глубины памяти всплывают кадры, много-много раз виденные нами в документальном кино... 24 июня 1945 года. Парад Победы на Красной площади. К Спасским воротам по территории Кремля медленным шагом едет на белом коне всадник. Он крепок и силён, как Илья Муромец, и уверенно сидит в седле. Он снимает фуражку, незаметно налагает на себя крестное знамение.

Крестили младенца Георгия, будущего великого полководца Жукова, на следующий день после появления на свет.

Он учился в церковно-приходской школе, где преподавался Закон Божий, посещал службы и услаждался пением церковного хора, получил воспитание в верующей семье.

Чем иначе, как не особой помощью Божией, объяснить, например, то, что он не спал во время битвы под Москвой 11 суток подряд. Человеческому организму это не под силу...

Однажды в стрелковом полку он увидал иконку на бруствере солдатской траншеи. Солдаты в траншее готовились к бою, а Пресвятая Богородица смотрела на них с иконы. Командир полка кинулся к Жукову извиняться, но тот подошёл к владельцу иконы и пожал ему руку.

После освобождения Киева, Жуков велел духовенству отслужить благодарственный молебен.

В Белоруссии в селе Омеленец Брестской области находится Свято -Крестовоздвиженская церковь. В годы войны фашисты сняли с неё все колокола и отправили на переплавку в Германию. Верующие молились за спасение Отечества, в День Победы 9 мая 1945 года в церкви был отслужен благодарственный молебен, о чём настоятель церкви отец Евгений сообщил в письме Жукову и, поздравляя его с Победой, при этом пожаловался на отсутствие колоколов, увезённых оккупантами. В ответ от маршала пришла посылка весом в тонну - 3 колокола, которые звонят и по сей день.

А вот ещё одно свидетельство его верующей души из книги его дочери "Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души". "Семилетней девочкой повёз ты меня в Троице - Сергиеву лавру. Так впервые я побывала у преподобного Сергия. Потом ты рассказал мне, как Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле, а Сергий благословил его, сказав "ты победишь".

Кто же был Сергием, шепнувшим тебе в страшные дни 1941 года: "Ты победишь?" Откуда ты черпал уверенность в победе? Когда многие пали духом, ты, не колеблясь, сказал: "Москву мы не сдадим. Костьми ляжем, но не сдадим".

Недавно был получен ответ на вопрос: "Кто же был тем Сергием?" Это последний Оптинский старец Нектарий. О том, как приезжал к старцу Жуков, тогда командир полка, об этом рассказала дочь хозяина дома, у которого жил отец Нектарий, Е.А. Денежкина. Подробности этой встречи для нас пока тайна. [7]

Во время Великой Отечественной войны обратились к вере многие наши солдаты, офицеры, в том числе и старшие командиры. Легендарный маршал Жуков в детстве учился в церковно-приходской школе, получил воспитание в верующей семье. Во время войны он не скрывал своего положительного отношения к православию, одобрял присутствие икон в солдатских окопах, оказывал помощь в восстановлении разрушенных храмов. Из свидетельства очевидцев известно, что начальник Генерального штаба маршал Б. М. Шапошников (в прошлом – полковник царской армии) постоянно носил с собой финифтевый образок святителя Николая и молился краткой молитвой: «Господи, спаси Россию и мой народ!»

В освобождённой Вене в 1945 году по приказу маршала Ф. И. Толбухина (брат которого, протоиерей, служил все годы блокады в Ленинграде) были отреставрированы витражи в русском православном соборе, отлит в дар храму колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии». Неоднократно о своей вере свидетельствовал командующий Ленинградским фронтом маршал Л. А. Говоров, в частности он участвовал в богослужениях. После Сталинградской битвы стал посещать православные храмы маршал В. И. Чуйков. После кончины Чуйкова в его архиве среди личных документов маршала – рядом с паспортом и военным билетом была обнаружена его личная молитва. [10]

Слова о том, что в окопах атеистов не бывает, подтверждаются воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, жителей п. Обозерский.

Лоскутова Серафима Ивановна.Призвана в армию в 1941 году, воевала на Карельском и III Белорусском фронтах. Встретила победу в Германии.

-В нашей многодетной семье мы воспитывались матерью в православной вере. Провожая на фронт, мама благословила меня и наказала постоянно читать Иисусову молитву. Может, это и спасло меня на войне. Фронтовики открыто говорили: «Господи, спаси и помоги». А наш командир взвода перед боем всегда произносил: «С Богом, девчата». [15]

Кузичев Пётр Иванович. Рядовой, артиллерист.

- Помню, в 1943 году вместе со мной служил двухметрового роста солдат со странной фамилией Пуха. Каждую ночь он по 2 часа молился, стоя на коленях. Не скрываясь, носил крест, и никто не насмехался и не запрещал. [14]

Шершнева Нина Фёдоровна. Санитарка в санитарном поезде.

- В нашей 313 дивизии было 240 девушек и женщин. Во время страшных бомбёжек, часто в открытом поле, мы все стояли на коленях и горячо молились. [18]

Антоневич Евгений Александрович. В составеII Белорусского фронта воевал на территории России, Польши и Украины. День Победы встретил в Германии. Солдаты постарше всегда крестились перед боем. Я часто повторял молитву: « Прости, Господи, помоги, помилуй». После войны я стал верующим, часто обращаюсь к Богу. [13]

Лось Анна Ивановна. Во время войны была ребёнком:

- Однажды я ехала в одном поезде с солдатами, направляющимися на фронт. Некоторые из них имели при себе иконы, но были вынуждены по приказу командира оставить их в вагоне. [16]

Свалов А.А. 1930 года рождения:

-В 1943 году, выходя из окружения, пропал без вести мой дядя, Шихирин Н.Г. Я помню, как горячо молилась моя мама, как просила Бога вернуть её брата. И по её молитвам, дяде удалось бежать из плена, остаться в живых, воюя в штрафном батальоне, где после ранения его восстановили в командирском звании и вернули все боевые награды. А всего из нашей

семьи на войну было призвано 6 человек: отец, три дяди, старший брат. И все вернулись живыми, ведь молились за них каждый день.[17]

3.Заключение.

В ходе данного исследования были проанализированы отношения между церковью и государством в различные периоды, описано отношение к религии со стороны некоторых участников Великой Отечественной войны, выявлена степень участия священнослужителей в боевых действиях и в организации помощи фронту в тылу.
На основании данного исследования доказано, что материальный и духовный вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне значим и весом, заслуживает уважения и памяти. Это действительно была Победа не только оружия, но и веры.

Теоретическая значимость полученных результатов, состоит в описании вклада верующих Архангельской епархии в победу над врагом.

Материалы данного исследования могут быть использованы в учебной и внеклассной работе с учащимися, в работе воскресных школ, а также всеми, кто интересуется историей России и Православной Церкви.

В дальнейшем мы планируем исследовать деятельность священнослужителей на оккупированной территории в годы ВОВ.









Библиографический список:

  1. ГААО, ф.5620, оп.3,д.1, л.1,6,31 Сведения о действующих храмах в 1943 году.

  2. ГААО ф.5620, оп.3, д.16, л. 63,об открытии храмов.

  3. ГААО, ф.5620, оп.1,д.3,л.4,5,21,60. Сбор денег в фонд обороны.

  4. ГААО, ф.5620, оп.1,д.1,л.126.Список священников Архангельской епархии, представленных к награждению медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»

  5. Андрущенко А. Братской могилой жизнь не заканчивается//Воскресная школа. М., Покров 2005, № 5-6.

  6. Духанин В. «Сокровенный мир православия», издательство Московской патриархии, Москва, 2010,533 стр.

  7. Жукова М. Маршал Жуков – мой отец. М. Издание Сретенского монастыря, 2000, 61 стр.

  8. Зубов Д. Великая Отечественная война в контексте истории России.//Духовный сеятель. Издательство Свято-ТроицкогоАнтониево-Сийскогомонастря, 2009,№5.

  9. Мурзин Е. Вместе с народом // Покров 2010, №4,М., Издательский дом СТ Медиа.

  10. Непознанный мир веры, Издательство Сретенского монастыря Москва,2012, 429 страниц

  11. Новикова О. Победа оружия и веры.//Приходской вестник, 2010,№2, издание храма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, п. Плесецк.

  12. Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский 320-летие истории Архангельской епархии// Сийский хронограф. Архангельск, 2002, № 3-4, с.6

Полевые материалы автора:

13. Антоневич Е.А., Обозерская

14.Кузичев П.И. 28.08.2010 г., Обозерская

15.Лоскутова С.И., Обозерская

16.Лось А. И., 15.07.2010.г, Обозерская

17.Свалов А.А. 12.09.2010 г., Обозерская

18. Шершнёва Н.Ф., 16.07.2010. г., Обозерская







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!