СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Слова-паразиты"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Слова-паразиты"»









Исследовательская работа

на тему

«Слова - паразиты в речи школьников»










Выполнил: ,

Ученик 7 класса


Руководитель:











2022 г

Содержание





І. Введение

ІІ. Основная часть

1)Определение термина

2)Причины возникновения

3)Классификация слов-паразитов

4)Причины употребления слов – паразитов

5)Как слова характеризуют человека?

2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

МБОУ «???????»

3.Рекомендации избавления от слов-паразитов

ІІІ. Заключение

IV. Литература

V.Приложения































Введение



Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? 

Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.

Объект исследования: речь учащихся МБОУ «????????»

Предмет исследования: употребление слов-паразитов

Цель исследования: изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

Задачи исследования:

  1. Определить, что такое слова-паразиты;

  2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

  3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

5. Составить презентацию «Слова- паразиты»

Методы исследования:

беседа, анкетирование, тестирование







II. Основная часть

1.Теоретическое содержание исследовательского проекта

1).Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку.

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

2).Причины возникновения

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи.

Говорящий человек их обычно не замечает.



3). Классификация слов-паразитов



и так далее

прямо

блин

как бы

скажем

буквально

как говорится

собственно говоря

ведь

как его


видите (ли)

как сказать

так

в натуре

короче

так вот

в некотором роде

Можешь вообразить

так сказать

в общем (-то)

Можешь представить

там

вообще (-то)

на самом деле

типа

вот

на фиг

типа того

в принципе


того

в самом деле

нет

только

все такое

ну

то есть

в целом

ну вот

уже

дело в том, что...

правда

это

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

знаете (ли)

послушай

я имею ввиду

значит

прикинь

(я) скажу

итак

просто




4). Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

  1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

  2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

  3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

  4. Мода на некоторые слова

5). Как слова-паразиты характеризуют человека

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.



2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся нашей школы

Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов учащимися разных возрастных групп»

В анкетировании и устном опросе принимали участие ????? учащихся 7, ????? классов Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

?% учащихся не знают, что такое слова-паразиты

?% учащихся знают, что такое слова-паразиты 

? % опрошенных учащихся, употребляют слова-паразиты в речи

Опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами.

Следовательно, большинство учащихся нашей школы не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними.

Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в 7 классе является ну (его использовали 42 раза, из них учитель – 1 раз); вот (использовали 43 раза);

В ???? классе чаще всего употребляются такие слова-«паразиты» как «блин», «короче», «ё-мое», «ну», «как бы», «это самое», «типа», «это», «ваще», «чё…»

Из них самые распространенные «ну (65%), «вот» (55%), «короче» (47,5%).

Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь трёх учащихся ? и ?классов, и в ней выделены слова-паразиты. Из 130 слов – 10 слова-паразиты, что составляет 8 % от общего количества сказанных слов. Слово «ну» употреблено 5 раз. Слово «вот» и «так» по 3 раза.



Слова-«паразиты»,

употребляемые учащимися нашей школы


ну – 65%

вот – 55%

Короче – 47,5%

так– 37,5%

Чё - 35%

Это – 35%

Ваще – 30%

Как бы – 27,5%

Типа – 25%

Это самое – 12,%



3. Рекомендации «Способы избавления от слов-паразитов»

Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-«паразиты».

  1. Читай хорошую литературу;

  2. Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;

  3. Наказывай себя штрафом;

  4. Практикуй выступления перед аудиторией;

  5. Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

  6. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».

  7. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

  8. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

4. Заключение

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью

В ходе исследовательского проекта я убедился, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». 

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

















5. Литература

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

  • http://www.philology.ru

  • http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты

  • http://www.planetashkol.ru/articles/22711/



Приложение 1



1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?

2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!