СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Тянется в прошлое памяти тонкая нить "

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа 60-90-х годов глазами современного школьника

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Тянется в прошлое памяти тонкая нить "»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНГАРСКАЯ ШКОЛА



Секция краеведение





















ТЯНЕТСЯ В ПРОШЛОЕ ПАМЯТИ ТОНКАЯ НИТЬ





исследовательская работа









Выполнила:

ученица 9 класса

МКОУ Ангарской школы

Виктория Ивановна Дудина



Руководитель:

учитель математики

МКОУ Ангарской школы

Елена Ивановна Камскова









п. Ангарский, 2019

Содержание

Введение 3

§ 1. Характерные моменты в развитии школы 60-90-х годов 6

§ 2. Идеи, положенные в основу воспитательной работы Ангарской

школы 9

§ 3. Воспоминания выпускников: экскурсии в прошлое 11

§ 4. Военно-патриотическое воспитание в школе 14

§ 5. Трудовое воспитание и профориентация 17

§ 6. Культурно-просветительское воспитание 22

Заключение 26

Литература 28

Приложения



Введение



  Школа… Наша Ангарская школа... Десятки тысяч школ района, края, и у каждой - своя неповторимая судьба. У нашей школы есть свои незабываемые страницы, которые оставили отпечаток в сердцах своих выпускников и учителей.

Актуальность:

Развитие школы это непрерывный процесс. Поэтому обязательно нужно говорить о сохранении опыта школы предшествующих периодов в практике современной школы. Выявление этого опыта обуславливает интерес к моему исследованию. Тем более мы можем использовать воспоминания учителей школы 60-90-х годов. Исследования по развитию школы, проведенные в этот период, представлены таким автором, как Н.К. Гончаров. Он отмечает достижения в сфере советского среднего образования 60-90-х годов, проблемы же не освещает.

Проблема: всё меньше остаётся людей, которые помнят школу в 60-90-х годах, и если не сохранить информацию, то память об этом времени исчезнет, и поколения не будут знать о жизни той школы.

Гипотеза: история развития Ангарской школы 60-90-х годов будет недостоверной, если её изучать только по воспоминаниям людей.

Разработанность проблемы:

Из архива Богучанского района [8]: районный отдел народного образования отложил документы 1938-1960 г.г. Фонд газеты "Ангарская правда" представлен фотодокументами за 1980-1985 годы. Это фотографии передовиков производства, основных событий района. Поэтому воспользоваться материалами архива мы не смогли. Подборку газетных вырезок[9] из «Ангарской правды» за 1979-1983 и 1985-1999 годы предоставила поселковая библиотека, которая сохраняла материал по посёлку, поэтому приходилось выбирать информацию о развитии школы, так как она не была систематизирована. В связи с юбилеем школы воспользовались информацией школьного архива [10]: стенды, сделанные к 50-летнему юбилею школы, фотоматериалы, собранные учителями и бывшими выпускниками школы. Материал тоже нужно было классифицировать, опираясь на тему исследования. Воспользовавшись сайтом школы [11], опирались на статью бывшего директора школы Лиханова М.А. К своему рассказу о жизни и развитии школы он добавил заметку в «Ангарскую правду» «К 50-летию Ангарской школы»(приложение 1). На сайте газеты «Ангарская правда» взяли материал о школе 60-90-х годов из воспоминаний педагогов-ветеранов[12,13]. . В ходе работы были собраны воспоминания и рассказы учеников школы, учителей, жителей посёлка, которые были оформлены в печатном варианте. Картину развития школы мы получили из интервью бывшего директора школы, старейших учителей. Фотографии о работе школы получены от жителей посёлка, учителей, учеников, из архива и сайта школы, взяты с сайта «Одноклассники» в разделе «Школа», из личного архива краеведа школы Рожковой Н.Д. Воспользовались видео, созданными выпускниками школы в связи с юбилейными датами.

Цель исследования: составить летопись Ангарской школы 60-90-х годов.

Задачи:

  1. Раскрыть основные моменты развития школы СССР в 60-90-е годы

  2. Обозначить идеи, положенные в основу воспитательной работы Ангарской школы в 60-90-е годы.

  3. Собрать сведения о развитии школы, опираясь на воспоминания жителей посёлка, выпускников и учеников школы, учителей.

  4. Выяснить основные направления воспитательной работы Ангарской школы 60-90-х годов

  5. Оформить летопись развития школы в п. Ангарский 60-90 х годов.

Объект: история Ангарской школы 60-90-х годов.

Предмет: исторические сведения, воспоминания о школе.

План исследования:

  1. Изучить документальные источники о школе.

  2. Провести сбор информации через беседы, переписки с людьми, знающими историю развития школы.

  3. Собрать фотоматериалы, статьи в газетах, освещающих историю школы.

  4. Оформить собранный материал.

  5. Сделать фотомонтаж.

Методы исследования:

-сравнительно-исторический анализ информации;

- обобщение данных;

- анализ архивной документации;

- метод опроса: интервьюирования педагогов, непосредственно работавших в школе в период 60-90-х годов, а также учащихся школы того времени;

- фотомонтаж фотографий 60-90-х годов.



Новизна: комплексно изучен процесс развития советской школы второй половины 60-х — первой половины 90-х годов, выявлены факторы взаимодействия школы, общества, определены основные особенности ее функционирования и выявлены и обоснованы ведущие направления развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы привлечь внимание учителей, школьников современной школы к положительному опыту второй половины 60-х - первой половины 90-х годов XX века.



§ 1. Характерные моменты в развитии школы СССР 60-90-х годов



В 60-х вводится обязательная восьмилетка. В это время популярностью пользуются книги, школьники читают героико-приключенческие романы, поэзию. Кумирами детей были герои революции Гражданской и Отечественной войн.

К 70 – 80-м годам появляется некоторое разнообразие  школьной формы, разные фасоны платьев, также юбочных костюмы. Большие классы в начальной и средней школе, много классов в параллелях. Книги считаются лучшими подарками, их горячо обсуждают.

Дети увлекаются новыми областями знаний, на пике находится космонавтика и естественные науки. Действует множество кружков, секций, факультативов. Учителя занимаются с детьми бескорыстно, разрабатывают новые методики, подходы. Авторитет учителя высок, он старается научить ребенка перерабатывать информацию, анализировать. Часто проводятся всевозможные мероприятия: празднования различных дат, экскурсии, концерты. Так же практикуются совместные уборки, ремонты, сбор макулатуры.

90-е годы становятся периодом перелома. Первое изменение связано с отменой формы. Одежда в школе становится несуразной, вплоть до спортивных костюмов. Девочки уже используют макияж, появляется возможность надевать брюки. Изменяется мировоззрение школьников. Это период бурного роста и передела капитала. Потому и отношение детей такое же – деньги решают все. Престижными становятся профессии экономического и юридического направления. Учителя и врачи полностью теряют свой престиж, главный критерий при выборе профессии – величина заработка. Хотя при этом высшее образование все еще ценится, престижно. Авторитеты стерты. Меняются литературные вкусы» [4].

Из бесед с нашими бабушками и дедушками получили следующую картину: у каждого из них  свои воспоминания и своя оценка ушедших ценностей. Важно то, что их поколение, а они как раз были учениками 60-90 годов, в большинстве своем вспоминает советскую школу с ностальгией, с любовью, с уважением к учителям, школе.

Небольшой список нужных каждому школьнику вещей (цены конца 70-х годов) 1. Школьные учебники – бесплатно 2. Школьное платье коричневого цвета из шерсти – 8-10 руб. 3. Черный «повседневный» фартук – 3,5 руб. 4. Белый фартук – около 3 руб. 5. Манжеты и воротнички, которые пришивались к одежде – 50 коп. -1 руб. 6.Костюм школьный для мальчика (плюс рубашка) –17,50 руб. 7.Галстук пионерский– 52 коп.8. Школьный завтрак 20 коп, обед– 30 коп. 9. Тетрадь (12 листов) – 2 коп. 10. Атлас по истории СССР – 8 коп. 11. Дневник – 14 коп. 12. Альбом для рисования – 51 коп. 13. Краски школьно-оформительские (сухие, 8 цветов) – 30 коп. 14. Пластилин– 48 коп. 15. Треугольник пластмассовый – 8 коп. 16.Линейка 23 см – 16 коп. 17. Газета «Пионерская правда» – 2 коп. 18. Ежемесячные комсомольские членские взносы – 2 коп.[2]

«Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году, и с тех пор он менялся каждое десятилетие. Костюмчики для мальчиков сделали шерстяными с пиджаком. Девочки носили коричневые платья с черными фартуками и бантами (белые фартуки и банты). Их шили: с оборками, защипами, гофрированными крылышками. Члены пионерской организации, к которой принадлежали почти все школьники до 14 лет, носили красные галстуки. С середины 1970-х у мальчиков брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. На боковой части рукава куртки была нашита эмблема с открытым учебником и восходящим солнцем. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало не намного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1992 году обязательная школьная форма была отменена».[1]

Итак: в школе СССР 60-90 годов высок авторитет учителя, как среди учеников, так и среди родителей. Были свои определённые требования к ученикам, которые не нарушались десятилетиями. Дети обучались на примерах героев войны, по произведениям, несущим большую ценность в патриотическом воспитании. Обязательная форма дисциплинировала, как любая другая спецодежда. Надевая ее, ребенок уже настраивался на серьезный лад. Наши бабушки и дедушки в большинстве своем вспоминают советскую школу с ностальгией, с любовью, с уважением к учителям, школе.



§2. Идеи, положенные в основу воспитательной работы Ангарской школы в 60-90-е годы

Мы будем говорить о жизни школы 60-90 годов, о том, что так притянуло к школе этого времени, заинтересовало. Что же особенного было в той далёкой школе? 1 сентября 1967 года Ангарская школа переселилась в новое большое здание. А с 1 июля 1968 г. Лиханов Михаил Андреевич был назначен её директором и с коллективом учителей делал школу - комплекс. Школа, где для развития ребёнка было всё.

И з письма (приложение 1) бывшего директора школы Лиханова М. А. узнали: «Мы вошли лишь в голое здание, а обживали и благоустраивали несколько лет». И ещё одна фраза, на которую мы обратили внимание «находясь под впечатлением педагогических идей В.А. Сухомлинского, школьное здание и внутри и снаружи было не узнать». Что это за идеи, которые сделали в 70-х годах жизнь моей школы такой интересной?

Основные гуманистические идеи Василия Александровича Сухомлинского: «Его глобальные идеи и наиболее универсальные рекомендации: гуманное отношение к ученикам, воспитание любознательности, сочетание учебного труда с трудом производительным, единство эстетического и трудового воспитания, индивидуальная работа с учащимися и педагогическими кадрами, формирование педагогического коллектива. Ведущие идеи педагогической концепции В.А. Сухомлинского: связь обучения и воспитания с трудом; открытость школы, её связь с социумом; формирование у детей гуманно-нравственных качеств; сотрудничество педагогов и учащихся, школы и семьи; совместное творчество детей и взрослых; самоуправление и взаимопомощь; дружный и творческий коллектив педагогов-единомышленников; духовное обогащение школьной среды»[3].

И вот под впечатлением идей В.А. Сухомлинского, «школьное здание и внутри, и снаружи было не узнать, да и содержание тоже», со слов Лиханова М.А. А также в стране в это время произошли изменения в содержании образования [4]:

1.В новых учебных планах и программах 1960-го года в школе, было введено производственное обучение с элементами профессионализации, общественно полезный труд, самообслуживание.

2.В 1966 г. было принято постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В нем определялись меры по укреплению материально-технической базы Ангарской школы.

3.В 1970 году новый Устав школы, а в июне 1972 года – постановление «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Появилась станция юных техников под руководством Максимова В.Г., построена географическая площадка под руководством Лихановой Г.С., разработан плодово-опытный участок под руководством Страшниковой М.Н., открывается школьный театр под руководством Логинова П.П.

4.К концу 70-х развитие школ-комплексов, объединяющие все местные учреждения общественного воспитания детей: общеобразовательную школу, детские клубы, кружки художественной самодеятельности. Совместно с музыкальной школой открывается хор-класс. Существует и хор-класс взрослых, которые принимают активное участие во всех поселковых, районных мероприятиях.

5.В начале 80-х годов стало очевидным, что работа школы не соответствует социально-экономическим задачам, стоящим перед обществом. Решить эти задачи была призвана реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 года.

В результате мы поняли, что идеи Сухомлинского В.А. распространялись на сельскую школу, в том числе и на Ангарскую, и касались нравственного воспитания учащихся. Целью такого воспитания была подготовка образованных и творческих граждан. Постоянно происходили изменения в реформе народного образования, что накладывало отпечаток на работу школы. Школа жила разнообразной, интересной жизнью.

§3. Воспоминания выпускников: экскурсии в прошлое

Начнём с небольшой экскурсии выпускницы 1974 года Страшниковой Елены: «Я училась в этой школе с 1964 года по 1974. И могу с гордостью сказать, что это были чудесные школьные годы. Как сейчас помню чернильницы-непроливашки и тетради в линейку, когда обязательно появится клякса на чистом листке. Когда переполняет гордость, что тебя приняли в пионеры. Старались учиться хорошо, добросовестно выполнять домашние задания. А пионерские галстуки наглаживали каждый день. Забыть его дома было великой трагедией для ребенка.Нисколько не против школьной формы. Наоборот, белый и чёрный фартуки, коричневое платье… Считаю, что это демократичная и практичная одежда.

И почему – то сейчас девочки на последний звонок хотят быть именно в формах с белым фартуком. Это было наше время, не такое, как сейчас. Разве можно забыть линейки перед школой (фото 1), когда наш одноклассник играет на баяне, а мы поём чудесную песню о школе.





Фото 1. Последний звонок

Вспоминаю уроки технологии. Мы умели всё: варить, шить, вязать. В кабинете труда на стене была целая выставка вещей, сшитых нами: платья,

халаты, юбки, фартуки. И уверена, что навыки кройки и шитья, я получила именно в школе. А ещё я вспомнила вкусные пончики в школьной столовой.

А как проходили экзамены: по одному за каждой партой, на полу дорожки, как дома. Проходили экзамены в актовом зале (фото 2).

Доброжелательные учителя, атмосфера спокойствия и заботы о

Фото 2. Экзамены в школе нас. Экзамены сдавались в устной и

развернутой письменной форме, нужно было продемонстрировать широту кругозора, а не "натаскиваться" на определенные темы и типовые вопросы. Многое вспоминается. И весёлое и грустное, и радостное и печальное. И всё равно — счастливое! Моё ушедшее навсегда школьное детство…»

Письмо выпускников 1970 года (из архива Бондаренко Н.Д.)

«Третий выпуск в нашей школе. В ней еще ничего нет: новое здание, старинные парты, допотопные доски. Школа только начинает свой путь.

Из 40 выпускников, около 20 получили высшее образование. Сейчас в поселке осталось только 4 человека. Некоторых уже нет в живых.

Самые яркие воспоминания, которые врезались в память на всю жизнь:

  • поездка в Москву и Ленинград в 10 классе – бесплатно!

  • факельное шествие 9 мая 1969 года – незабываемое зрелище!

  • спартакиады в Богучанах – у нас были сильные команды легкоатлетов, футболистов, лыжников.

Что нам дала школа? Знания – да! Но помимо этого мы многому научились у наших учителей. 40 лет прошло со дня нашего выпуска. Как изменилась и похорошела школа! Но для нас дорога именно та, школа 70-го года. И как хотелось бы хоть на денек вернуться именно в нее!»

« Я, Галя Мутовина, в 1962 году окончила Ангарскую восьмилетку. Ежегодно ее выпускники приезжают на юбилеи своих выпусков со всей страны и из-за рубежа. Зал еле вмещает всех гостей! Это говорит о многом! А Ангарский театр! Всё всегда на высоком уровне: костюмы, грим, взаимодействия актеров, их эмоциональность, и отличная режиссура в лице П.П. Логинова. А школьный хор! Один из лучших в районе. Руководитель – Любовь Ивановна Шелестова. Смотры песни и строя. Трудовые дела старшеклассников – работа в леспромхозе, благоустройство территории школы, сбор металлолома, макулатуры, лекарственного сырья и др.»[6]

«На протяжении 50 лет школа и имя ее первого директора связаны неразрывно. Человек творческий и по-хорошему амбициозный, Михаил Андреевич всегда стремился быть первым во всем, будь то кабинетная система или школьные мастерские, тир или новый спортзал, театр или хор-класс…Оглядываясь в прошлое, понимаю, что в Ангарской школе всегда работали, отдавая свой ум, талант любимому делу, прекрасные педагоги, замечательные люди. В 60-80-е годы школа была отражением высокой культуры, которой славился в те годы наш Ангарский. Театр, оркестр духовных инструментов, а позднее на базе музыкальной школы – хор-класс, оркестр, ансамбль ложкарей – всем этим гордились жители поселка»[7].

Итак, под руководством творческого человека Лиханова М.А., который стремился быть первым во всём, школа работала, изменялась и хорошела. А дети жили интересной, насыщенной жизнью. Школа была отражением высокой культуры. Со слов выпускников, учителей она остаётся тем местом, которым можно гордиться, любить, и им именно дорога та школа 60-90-х годов.



§4. Военно-патриотическое воспитание в школе

Мероприятия военно-патриотической направленности, с целью закаливания воли, развития энергии, подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах были обязательными, так как в школе вёлся предмет начальная военная подготовка, который входил в общеобразовательную программу школы (фото 3). Воспитание патриотов, людей, готовых и способных с честью и достоинством исполнять обязанности военной службы- задачи, поставленные перед учителями НВП (Орленко Валерий Васильевич, Шадрин Виктор Николаевич, старший лейтенант Полозов Анатолий Васильевич).

18 февраля 1986 года состоялось торжественное открытие тира. И сразу же первые стрелковые соревнования прошли между командами Пинчугской, Богучанской и Ангарской школами.

И нтервью с Орленко В.С.: « Тир на территориишколы был построен в 1986 году. Цементированные полы были покрыты красной плиткой, стены бетонные из блоков. Проведено центральное отопление. В каждой школе района должен быть тир. Первый тир - в Ангарской школе. Всё помещение было длиной 35 м, а стрелковое помещение – 25 м. В Геофизиках – 50 м, ещё больше. Тир был разделён: комната для инструктора и оружейная комната (были винтовки, автоматы Калашникова, ППШ, пулемёт Дегтярёва, мелкокалиберные винтовки, учебные гранаты, пневматические винтовки, респираторы, противогазы). Всё закупала школа. Оружие хранилось в сейфе с тремя замками, оружейная комната отделялась решёт

Фото 3.Урок НВП

кой, и дверь закрывалась на замок. В этом помещении вели военную подготовку, проходили районные и краевые соревнования по военно - прикладным дисциплинам. Помню, Валя Былина занимала призовые места в стрельбе из пистолета. В летних нормах ГТО 6 видов – стрельба обязательна. В зимних нормах - 3 вида, стрельба тоже обязательна. По программам физической культуры отрабатывается ходьба в ногу, упражнения на координацию, повороты, и это тоже входит в военно-строевую подготовку. Сейчас тира нет уже несколько лет. Но если бы его оставили, то Центр дополнительного образования мог бы организовать кружки (стрельба, навигация, катамараны)».

В годы перестройки в 1987 году по стране приказом министра обороны страны при согласии министра образования отменили курс НВП в школах и заменили курсом «допризывная подготовка». С этого времени по всей стране, буквально, перепрофилировали кабинеты начальной подготовки и закрыли комнаты хранения оружия в школах. Ранее созданную материальную базы НВП расформировали.

В школе создался клуб и проводятся различные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию: это смотр - конкурсы песни и строя, военно-спортивная игра «Зарница», вахты памяти, посвященные ко дню Победы, Защитника отечества.

Военно-патриотическая игра "Зарница" направлена на воспитание сильного духа, крепкого тела и гибкого ума. Кроме того, она прививает положительные моральные ценности: ответственность, командный дух, патриотизм, смелость и мужество.

В Смотрах песни и строя школа маршировала с 1 по 10 класс (фото 4). Подготовку начинали с Нового года. Обязательным условием была форма (морская, пограничная, десантная и др.), девиз, песня. Проходил такой смотр на площади около памятника воинам ВОВ.

Фото 4. Смотр песни и строя

В 1973 году под руководством Орленко В.С. был организован первый пост №1

(фото 5) у памятника солдатам, которые Фото 5. Первый пост№1

б ыли призваны на фронт из посёлка и не вернулись.За каждым именем, каждой фамилией в списке погибших, нанесённом на мемориальную стену,  – человеческая жизнь, за которой были радости и огорчения, любовь и разлука, сомнения и неудачи, трудности и победы. Пост стоял до конца митинга, не меняясь.Возобновили пост №1 с 2003 года по 2016 год и каждый год строевым шагом со сменой караула, наши серьёзные мальчики стоят у нового теперь обелиска. У каждого караула есть свой командир, который отдаёт команды. Первый командир караула Логвиненко Геннадий (слева) (фото 6)

Каждый год - вахта памяти, и дежурство при нём несут представители детского школьного военно – патриотического клуба «Факел» и надо сказать, желающих быть в почётном карауле, нет отбоя.

Фото 6. Караул и её командир

Выбирают самых достойных. Очень красив развод караулов. Так приятно смотреть, как мальчики разных возрастов отчаянно тянут носок в строю, выполняя команду " шагом марш, равнение направо". Они очень стараются и форма им всем к лицу. Дети вместе с учителем технологии Борисовым Владимиром Юрьевичем на трудах по эскизу Орленко В.С. изготавливают 10 деревянных автоматов, красят их краской, покрывают лаком.

Воспитанники клуба, ученики, участвовавшие в парадах и смотрах, пронизаны духом ответственности, чувством патриотизма за свою Россию, за свою школу, клуб.

В эти годы за учениками закреплялся ветеран Великой Отечественной войны, вдовы, блокадники. Классные руководители с ребятами старались как можно чаще бывать у них в гостях, оказывать посильную помощь. Каждая встреча с таким человеком - прикосновение к истории страны. Такие встречи не могут проходить бесследно для детской души, ветеран вселял чувство гордости за русского солдата. Одно дело просто рассказать об участнике войны и совсем другое с ним пообщаться.

§ 5. Трудовое воспитание и профориентация

Из письма Лиханова М.А. директора школы: «Я благодарен тому благодатному времени, всему педагогическому коллективу за успешную работу, руководителям общественных организаций и рабочих производств. Наша связь была настолько эффективной, что одному из директоров Анатолию Борисовичу Реннер было присвоено высокое педагогическое звание «Отличник народного просвещения»».

Закрепление базовых предприятий за общеобразовательными школами в отдельных случаях практиковалось уже в 60-е гг., что предполагало их сотрудничество на постоянной основе. Однако этот процесс приобрел широкий характер лишь после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (22 декабря 1977 г.), в котором признавалось целесообразным закрепить за каждой средней школой базовое предприятие. Вот так Ангарский леспромхоз стал базовым предприятием школы.

«С 1983 по 1986 годы сделано многое для улучшения трудового обучения и воспитания учащихся в свете требований реформы образования. На территории промышленной зоны леспромхоза построенымастерские.В них установлены 14 станков по обработке металла и дерева, 24 столярных верстака, 6 слесарных станков.Леспромхоз выделил штатную единицу - мастера производственного обучения, опытного специалиста Фёдора Ивановича Дубровина. Он и учитель технического труда Зыль Владимир Андреевич организуют всю работу с детьми. Для леспромхоза изготавливаются болты, гайки, шайбы, молотки и кувалды, метчик держатели и плашкодержатели, отвёртки и торцовые ключи. Предметы, необходимые предприятию с большим машинным парком. В 1985 году школьниками было изготовлено 11 тысяч штук штакетника, немало предметов народного потребления. В 1986 году 40 учеников их 9-10 классов работают по трудовым книжкам», где записываются количество, качество, цена изделия, нормы выработки. Ребята работают по 1 разряду, получая зарплату» [8].

Из разговора с Таусневой Г.П., инструктора леспромхоза по профориентации: « мастерских был оборудован класс для теоретических занятий. Здесь проходят встречи школьников с ветеранами труда и передовиками производства. Также дети совершают экскурсии на производственные участки. Стали традициями шефские связи цех-бригада-класс. Бригада Погребного В.И. и 5 «А» класс (классный руководитель Полозова А.М.), дизельная электростанция (Трубач В.К.) и 7 «Б» класс (Кошкарёва И.С.), бригада нижнего склада (Шульженко А.А.) и 6 «Б» класс (Баранова Г.С.) ». Коллективы приняли взаимные обязательства и стремятся их выполнять. В 1985 году школьники, участвуя в трудовых объединениях старшеклассников, летом заработали 6000 рублей. Они построили военно-спортивную площадку, побелили и покрасили школу, бетонировали тротуары в посёлке, проконопатили и оббили два двухквартирных дома. Наши ребята привыкли , что надо трудиться на общую пользу. Тир строили практически все ученики старшей школы. Трудовое объединение «Лето - 85» копали ямы под опоры линий электропередач, на берегу Ангары оборудовали пляж – сделали грибки, раздевалки, очистили берег от наносов».

По материалам газеты «Ангарская правда»17.03.1981 г. «Создание кабинета профориентации в школе - решение многих задач по коммунистическому воспитанию школьников. Выбрали совет по созданию, составили план работы. Классные руководители вместе с детьми оформили альбомы о профессиях своих родителей. В кабинете есть макеты предприятий, которые расположены в посёлке. В 9 «Б » классе проведена беседа «Как служат наши земляки». Здесь же заслушиваются отчёты по шефским связям «класс- бригада». сделать выставку с образцами продукции нашего района. В фотографиях и диаграммах расскажем, куда устроились выпускники школы за последние годы».

В письме Таусневой Галины Павловны в газету «Ангарская правда» в связи с 50-летним юбилеем читаем: « Трудовые дела старшеклассников – работа в леспромхозе, благоустройство территории школы, сбор металлолома, макулатуры, лекарственного сырья и др.».

Из беседы с Соболевой Галиной Александровной, выпускницей 1973 года: «После 9-го класса, на всё лето, с подружкой работала на рейде Ангарского леспромхоза. Пиканкой направляли бревна в определённый рукав по длине и диаметру, а там брёвна вязали в плоты. Работа была тяжёлая, на жаре. Рядом протекал ручей Солёный, мы окунёмся в воде и дальше работать. В ручей ставили компот, чтобы он был холодный. И кормили в столовой очень вкусно. За работу платили деньги, к 1 сентября обязательно выдавали, всё была помощь бабушке, на эти деньги собирались в школу. А ещё занимались огрёбками деревьев. Ездили далеко в сторону Беляк». А Соболева Тамара Михайловна, выпускница 1968 года, привязывала бирки на брёвна и собирала шишки на семена, чтобы сеять деревья.

Старые выгоревшие от солнца страницы Ангарской правды[9] регулярно освещают работу школьников:

«От Кодинки до Каменки» 16.07.79 г. «Организовано 4 отряда. 12 девятиклассников работают на рейде под руководством Алексея Голуб. Группа из 7-9 классов трудятся на благоустройстве посёлка: ремонтируют штакетные ограды, тротуары. 30 девятиклассников красят и белят кабинеты в школе. Бойцы четвёртого отряда с июля вместе с лесозаготовителями приступят к строительству учебных мастерских для школы».

«Ангарцы готовят последний плот»16.10.79 г. «Готовы к отправке секции последнего плота на Ангарском лесопункте. Со дня на день этот плот будет отправлен. Сплавные работы этого года прошли довольно успешно. Большую помощь сплавщикам оказала бригада школьников, которую возглавил преподаватель Ангарской средней школы В.Ф. Руль. В иные дни молодёжь увязывала в пучки в 1,5 раза больше сменного задания».

«Работа спорится всюду» 4.07.79 г. «В период пятой трудовой четверти - четыре производственных отряда – на сплотке, на благоустройстве посёлка, работе в школе, при лесничестве, по охране лесов от пожаров. На рейде основная работа-вязка сортиментов в пучки. Ребята быстро освоили это дело, и каждый день заканчивают со значительным перевыполнением норм. Отлично идёт работа в других отрядах: благоустраивают посёлок, высаживают в клумбы цветы, выращенные в школьной теплице, сеют овощи, ремонтируют школу. А юные стражи леса занимаются очисткой лесосек от порубочных остатков, прокладывают противопожарные полосы».

«Первая трудовая путёвка» 25.05.80 г.«С большим энтузиазмом трудились учащиеся нашей школы на коммунистическом субботнике (фото8). Одна группа была занята на участке в цехе производственных предприятий, другая – на заготовке дров и уборке территории. В трудовых путёвках каждому классу была проставлена руководителем участков оценка отлично. Все классы награждены Почётными грамотами».

«От пятой до пятой»20.08.81 г. «В мае-июне школьники трудились на очистке промплощадок. Заработали около 1500 рублей. Бригада восьмиклассников сажали и окучивали картофель для ОРСа. Девятиклассники в течение года осваивали профессию брокеров, а летом применяли на сплавных участках леспромхоза».

«По ленинским местам» 4.08.83 г. «Ребята на заработанные деньги посетили Шушенское: побывали в музее-мемориале В.И. Ленина, были у шалаша , что у озера Перова, где любил отдыхать В.И. Ленин. Ездили в Ермаковское, посетив музей Ванеева, познакомились с рабочими совхоза имени Владимира Ильича Ленина».

«Крепнет дружба деловая» 17.01.85 г. «Начался 1985 год. Закрепились шефские связи класс-цех., бригада, экипаж. На экскурсии водитель лесовоза А.Я. Фризен разрешил мальчишкам и девчонкам забраться в кабину машины и покрутить руль. Ребята 6 «Б» класса считают, что у них самые лучшие шефы и подарили им новогодние подарки, сделанные своими руками. Пионеры 7 «Б» класса соревнуются с бригадой нижнего склада А.Б. Классен. Они готовятся к вступлению в комсомол. И шефы сделают всё, чтобы ребята были достойными членами ВЛКСМ ».

«Мастера»20.06.85 г. «В 1984 году 18 мальчишек получили слесаря 1,2,3 разрядов. За 1984-85 года учащиеся сделали 15 грабель для подсобного хозяйства, 3000 различных шайб, 50 молотков,1000 болтов,100 втулок,700 разных гаек».

«Плоды взаимопонимания» 24.08.85 г. «В 9-10 классах ведётся профессиональное обучение по специальности токарь и слесарь. Учащиеся проходят курс теоретического и практического обучения. Присвоение им квалификации проводит специальная комиссия. На выпускном вечере вместе с аттестатами о среднем образовании, юноши получат квалификационные удостоверения. В этом году такие удостоверения получат 30 выпускников по специальности токаря и слесаря».

«Отношения к одному делу» 24.07.1990 г. «В посёлке трудовые отряды пользуются большим уважением. В этом году для отряда обозначен большой объём работы. На ремонте школы 6 девятиклассников на обшивке здания (1670 м2 площадь стен), часть девятиклассников ремонтируют спортзал, часть на ремонте спортзала, ещё часть на строительстве нового комплекса в гараже. Девочки сажали картофель в Мунтуле для подсобного хозяйства леспромхоза. Девочки 4-5 классов – в школьной теплице».

Из разговора с Орленко В.С.: «Работу на пирсах называли летним трудовым десантом, ребят набирали по выносливости, трудолюбивых, крепких. Они вязали плоты. С двух сторон завязывали пучки и отправляли по воде. Вязали по 100-200 пучков в день. 5 % от заработанных денег одна бригада решила потратить на хоккейную форму, вторая – на музыкальные инструменты». Закупив музыкальные инструменты, организовали ансамбль.

§3. Культурно-просветительское воспитание

Театр - искусство коллективное, поэтому одной из главных задач для педагога является создание хорошей атмосферы на репетициях, чтобы актеры чувствовали себя не разрозненными исполнителями, а единым художественным ансамблем. Благодаря этому, каждый спектакль, поставленный Павлом Павловичем, становился для зрителей настоящим, надолго не забывающимся, праздником.

Л огинов Павел Павлович закончил в 1987 году Кемеровский Государственный институт культуры по специальности руководитель самодеятельного театрального коллектива. Павел Павлович один из талантливейших педагогов школы. Он имел глубокие знания по театральному искусству, значительно превышающие объем школьной программы. Разработал авторскую программу театрального объединения « Весь мир театр», рассчитанную на 3 года обучения, которая состоит из четырех разделов: актерское мастерство, сценическая речь, теория и история театра, практические занятия – репетиции. В работе с театральной студией Павел Павлович использовал все элементы театральной системы К. С. Станиславского, для овладения тайнами актерского мастерства, обогащения актера новыми элементами актерской техники [5]. Павел Павлович добивался подлинности совершаемого на сцене действия, постоянно совершенствовал мастерство учащихся. Во время занятий в театральной студии занимался со студийцами сценической речью, сценическим движением и некоторыми элементами пантомимы. Педагог прививал студийцам умение разбираться не только в видимом сюжете пьесы и роли, но и понять их второй план, их сверхзадачу. Условия работы в школе, плотный график вечеров и других мероприятий не позволял использовать этюдный метод работы над спектаклем, поскольку он является наиболее длительным, поэтому Павел Павлович на своих занятиях использовал метод показа, которым пользовался В. Э. Мейерхольд.

Театральная студия в Ангарской средней школе существует с 1989 года. Основные спектакли: 1. Славомир. Король 2.Ги Фуасси. Речь отца 3. И.А. Крылов. Урок дочкам.4. Ф.А. Кони. Принц с хохлом, бельмом и горбом. 5. Л. Прудовский. Романсеро о Музыке и Войне.

Спектакли отличает разножанровость: это и трагедия, и комедия, и волшебная сказка. Представлена не только русская, но и мировая классика. Все спектакли прошли с большим успехом на сцене Ангарской средней школы и в поселковом Доме культуры. Кроме подготовки ежегодных спектаклей, студийцы принимают непосредственное участие в подготовке и проведении всех школьных вечеров для всех групп классов. Сюда входят и традиционные: Праздник первого звонка, День Учителя, Осенний бал, День Матери, Новый год, Вечер встречи выпускников и нетрадиционные: КВН, различные олимпиады, литературные гостиные. Все эти школьные мероприятия, по сути своей, являются театрализованными представлениями, с единым замыслом и подготавливаются по оригинальным сценариям, в написании которых, также, принимают участие студийцы.

Четверо выпускников студии связали свою жизнь с искусством, поступили, и уже закончили, высшие театральные учебные заведения.

В учебно-воспитательном процессе нельзя не отметить музей, занималась организацией музея Лиханова Г.С.[7]

«С самого начала перехода в новое здание я стала формировать кабинет, географическую площадку и собирать экспонаты для создания школьного музея. В нижней рекреации были сделаны три застеклённых панорамы «Времена года Приангарья». На стене картины, выполненные маслом по теме «Лето», «Зима», «Осень», а на переднем плане – чучела козы-кабарги, птиц тетерева и глухаря, зайца, гербарные растения и другое. Экспонаты приносили все, кто хотел помогать становлению географического комплекса в школе: Курносов Василий Сергеевич-ружьё 1879 г. Совет музея был награждён поездкой в г. Ригу, позднее в Шушенское. Лиханова Таня ездила в Волгоград на торжество, посвящённое 40-летию Великой Победы. Возглавляемый советом школы поход «Ты - красноярец» закончился выступлением Альгиной Лены с поощрительной премией в Красноярске на научной конференции. Материал на 12 листах ватмана оформил по проекту Совета музея Орленко В.С. Когда помещение заняли под склад для столовой, самые ценные экспонаты были переданы в районный музей имени Андона Д.М., а остальные применила для краеведческой стенки в кабин ете географии. С учащимися классов, где работала классным руководителем, осуществляли походы (до Кодинска), на раскопки у с. Чадобец и д. Ярки (стоянки древнего человека), в посёлки района для сбора экспонатов. Ребята писали письма прислать образцы полезных ископаемых

Фото 7. Краеведческая стенка

и получали посылки с ними от главного геолога Норильского ГО , из Украины, Ибик – Кордонское нефелиновое месторождение, Мазульского и Сорского молибденового месторождения. Хорошей традицией было привозить в подарок музею экспонаты из командировок, поездок, путешествий, мест отдыха. В музее были отделы: «В.И. Ленин в Сибири», «Твёрдая поступь страны Советов», «Красноярский край», «Труд и быт жителей посёлка Ангарский»»[9].

Вывод: собраны сведения о трёх направлениях работы школы в период 60-90-х годов и включены в фотолетопись. Мероприятия военно-патриотической направленности, с целью закаливания воли, развития энергии, подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах были обязательными, так как в школе вёлся предмет НВП (начальная военная подготовка), который входил в общеобразовательную программу школы. Поэтому при школе открылся тир, проводились мероприятия школьного и районного уровней. Был организован военно-патриотический клуб «Факел». Воспитанники клуба, ученики, участвовавшие в парадах и смотрах, пронизаны духом ответственности, чувством патриотизма за свою Россию, за свою школу, клуб.

В период 60-90-х годов произошло закрепление базовых предприятий за общеобразовательными школами, что предполагало их сотрудничество на постоянной основе. Использовался бригадный метод. Дети делились на бригады и выполняли летние работы для посёлка, леспромхоза, школы. Результатом такого сотрудничества были поездки детей каждый год в знаменитые города.

С помощью театра учащиеся постигали тайны актерского мастерства, обогащались элементами актерской техники. Занимались сценической речью, сценическим движением и некоторыми элементами пантомимы. Прививалось умение разбираться не только в видимом сюжете пьесы и роли, но и понять их второй план, их сверхзадачу. Музей возвращал в прошлое, показывал значимость традиций, раскрывал корни русского народа.

Заключение

У нашей школы есть свои незабываемые страницы, которые оставили отпечаток в сердцах своих выпускников и учителей, и нам, ученикам новой школы, захотелось их осветить. История развития школы представлена в виде работы, собранной из воспоминаний, фотомонтажа. Получены результаты:

1.Раскрыты основные моменты развития школы СССР в 60-90-е годы, когда был высок авторитет учителя, как среди учеников, так и среди родителей. Были свои определённые требования к ученикам, которые не нарушались десятилетиями. Наши бабушки и дедушки в большинстве своем вспоминают советскую школу с ностальгией, с любовью, с уважением к учителям, школе.

2.Обозначены идеи, положенные в основу воспитательной работы Ангарской школы 60-90-х годов. Идеи Сухомлинского В.А. распространялись на сельскую школу, в том числе и на Ангарскую, и касались нравственного воспитания учащихся, подготовка образованных и творческих граждан. В реформе народного образования постоянно проходили реформы, что накладывало отпечаток на работу школы. Школа жила разнообразной, интересной жизнью.

3.Собрали сведения о развитии школы, опираясь на воспоминания педагогов-ветеранов педагогического труда, жителей посёлка, бывших выпускников, работающих учителей. Под руководством бессменного директора, творческого человека Лиханова М.А. школа работала, изменялась и хорошела. Она была всегда на первом месте. Школа была отражением высокой культуры. Со слов выпускников, учителей она остаётся тем местом, которым можно гордиться, любить, и им именно дорога та школа 60-90-х годов.

4. История развития школы показана в трёх значимых для школы направлениях: военно-патриотическое, трудовое и профориентация, культурно-просветительское. Каждое направление описано через интервью с учителями и бывшим директором, бесед с выпускниками прошлых лет, работу с печатными изданиями. При школе открылся тир, проводились мероприятия школьного и районного уровней. Был организован военно-патриотический клуб «Факел». В период 60-90-х годов произошло закрепление Ангарского леспромхоза за общеобразовательной школой.

С помощью театра учащиеся постигали тайны актерского мастерства, обогащались элементами актерской техники. Музей возвращал в прошлое, показывал значимость традиций, раскрывал корни русского народа.

5.Оформлен фотомонтаж, где запечатлены основные моменты работы школы.

История развития школы в 60-90-е годы оказалась объёмной, мы не смогли описать в одной работе даже этот отрывок времени. Не задето экологическое направление, спортивное, музыкальное, а сведения о них есть . Так как дело начато, надо обязательно его продолжить на следующий год.

Данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: можно поместить материал в школьной библиотеке, в поселковой библиотеке, на сайте школы. Можно использовать материал на вечерах Встречи выпускников, который состоится каждый год в первую субботу февраля. Исследование может быть полезно и интересно учащимся, которые увлекаются краеведением, например, школьному отряду «Доброе сердце». Результаты исследования заставили меня задуматься, что без нашей школы история моего посёлка была бы не полной. Больше всего сложностей вызвало составление описания истории развития Ангарской школы. В процессе работы над исследованием приобрели опыт общения с людьми.

Гипотеза, которую мы определили, подтвердилась. Для создания летописи истории развития Ангарской школы в 60-90-х годах недостаточно одних воспоминаний ветеранов педагогического труда, учителей, выпускников. Здесь всегда будут неточности, ошибки, домыслы. Поэтому все их воспоминания пришлось подтверждать документально. Считаем, что цель исследования достигнута, и собраны сведения для составления летописи.

Литература

1.Во что одевались советские школьники [Электронный ресурс]. Режим доступа http://vladmama.ru/forum/viewtopic.php?f=1239&t=214464

2.Дешевое детство в СССР: школьные годы чудесные [Электронный ресурс. Режим доступа http://www.podelkidetkam.ru/deshevoe-detstvo-v-sssr-shkolnye-gody-chudesnye

3.Реализация особенностей сельской школы в педагогической системе В.А. Сухомлинского.[Электронный ресурс]. Режим доступа https://studwood.ru/1946213/pedagogika/realizatsiya_idey_suhomlinskogo_sovremennoy_shkolnoy_praktike

4.Государственная политика в области образования и педагогическая мысль в 40-70-е годы ХХ века.[Электронный ресурс].Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gurkina/07.php

5. Школа в 60-90-е годы.[Электронный ресурс] Режим доступа http://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/mir-vokrug/shkola-v-60e-90e-gody.html

6. Тодорашко А. Контакты с шефами //Ангарская правда.-22.02.1986

7.Лиханова Г.С. Из воспоминаний учителя //Школьный экспресс.-№ 3, 1.02.2007 г.

8. Архивы Красноярского края: муниципальные архивы. [Электронный ресурс]. Режим доступа [http://красноярские-архивы.рф/archives/65

9. Подборка вырезок материала по посёлку из поселковой библиотеки.

10. Школьный архив к 50-летнему юбилею.

11. История школы. М.А. Лиханов[Электронный ресурс].Режим доступа http://ang5.ucoz.ru/index/istorija_shkoly/0-11

12.Жизнь продолжается Тауснева Г.П. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://angarka.info/Articles.aspx?articleId=124456

13.Оглядываясь в прошлое. Пивчук В.А. [ Электронный ресурс]. Режим доступа http://angarka.info/Articles.aspx?articleId=124456





Приложение 1. История развития школы (Лиханов М.А.)

Сайт Ангарской школыang5.ucoz.ru

1 946-1952 гг. Первая школа в поселке – комната в большом, по меркам того времени, доме барачного типа, что стоял на месте недавно сгоревших строений на берегу Ангары. Второе школьное здание стояло примерно на месте нынешнего дома по адресу Береговая, 7. Первые учителя этих школ – Суховеркова Екатерина Ивановна и Зыков Николай Васильевич.

Следующее (третье здание) - шестистенный дом на две классные комнаты с общим коридором. Под школу была занята лишь одна классная комната, в другой – цех засолки капусты, выращенной на огородах подсобного хозяйства. В этом здании работали Суховеркова Екатерина Ивановна и Безруких Екатерина Павловна.

1952-1967 гг. К этому времени создан первый в районе (на базе пл. Солёный) Ангарский механизированный лесопункт. Плотбище переименовано в посёлок Ангарский. Строилась промбаза, жильё и на высоком берегу Ангары появилось красивое и большое здание семилетней школы. Первый директор семилетки - Брюханов Евдоким Ефремович. Учителя: русского языка и литературы – Овсянникова (Кошкарёва) Ирина Сергеевна; математики, физики – Вегнер Эльвира Львовна; Кузминская Вера Павловна вела немецкий язык; историю – Галина Васильевна (фамилию забыл). Школа росла и появились новые кадры, среди них Брюханова Евдокия Алексеевна, Табакаева Вера Андреевна, Мутовина Анна Васильевна, Власова Мария Михайловна, Кулакова (Бортникова) Людмила Павловна, Лысова (Лукьянова) Эмилия Захаровна - начальная школа, Табакаев Леонид Павлович - математика и трудовое обучение, Соболева Наталья Никандровна - химия, биология и другие. После выезда Брюхановых в Богучаны, директорами школы были Подкопаева Евдокия Филипповна, Михайлова Тамара Афанасьевна, а 9 последующих лет школьный коллектив возглавляла Колбенко Лидия Владимировна. При ней приняты Чернавская Елена Ивановна – литература, русский язык, изо; Тарадин Геннадий Петрович и Акулова Вера Петровна- немецкий язык; Юрко Нона Демидовна – русский язык и литература; Лиханов Михаил Андреевич - математика, черчение; Безруких Юрий Петрович - физкультура, Страшникова Мария Никандровна - биология и др.

Рост производственных мощностей Ангарского лесопункта, увеличение численности населения требовало открытие средней школы в посёлке. В связи с этим в 1966 – 67 учебном году на базе восьмилетки при директоре Колбенко Лидии Владимировне открывается 9 класс.

С 1 июля 1967 года школа преобразуется в полную среднюю школу, директором назначен Лиханов Михаил Андреевич. С этого времени начался новый этап развития школы.

Вспоминает Лиханов Михаил Андреевич: «Пошла работа по формированию дополнительно к прежнему нового состава педагогов, нового учебного оборудования и освоению нового школьного здания – типовой восьмилетки, по меркам того времени казавшегося нам фантастически большим. Однако бурный рост детского населения породил новую проблему: здание оказалось маленьким. Но молодой энтузиазм учителей и опыт строителя Гуминского Вацлава Ивановича, работающего в те годы моим заместителем по хозяйству, делали настоящие чудеса: мы перекраивали здание в своих интересах, в том числе перемещая целиком не капитальные стены, создавая всё новые и новые классные комнаты. Именно тогда, я думаю, родилась традиция дарить коллективу к новому учебному году новую обнову. Уже позже такими подарками стали новые лестничные марши, географическая площадка, стрелковый тир и военно-спортивная полоса, интернат для иногородних школьников, а потом здание шестилеток, музей и библиотека, школьный театр новый спортивный зал и учебно-производственные мастерские, нестандартное оформление учебных кабинетов и школьного интерьера. Подобно чеховскому «в человеке должно быть всё прекрасно» и в соответствии с лозунгом того времени «формировать всесторонне развитую личность», моя группа поддержки старалась создать все условия для обучения и развития учащихся. Хотелось, чтобы у каждого молодого человека, как в благодатной почве, могли бы развиться природные задатки в спорте, труде, вокале и хоре, музыке и театре и в освоении учебных дисциплин. Конечно, для решения этих задач требовался дружный педагогический коллектив, как творческое содружество единомышленников. Именно тогда в разное время к нам пришло много молодых ярких педагогических талантов: Иванова Стефания Винцевна, Лиханова Галина Сергеевна, Афонина (Станкевич) Валентина Ивановна, супруги Орленко Галина Васильевна и Валерий Семёнович, Скурихина (Балицкая) Лариса Николаевна, Высотина Нина Петровна, Руль Владимир Фёдорович и Безруких (Руль) Лидия Дмитриевна, Рукосуев Василий Григорьевич, Страшникова (Пивчук) Вера Александровна, Шелестовы Любовь Ивановна и Александр Иванович, Лукьянова (Торпищева) Галина Ивановна, Коноплина Тамара Егоровна, Тауснева Галина Павловна, Вяткина Виктория Павловна, уже спедагогическим опытом Моисеева Екатерина Ивановна и др. Я с большой благодарностью вспоминаю творцов праздничных шоу на сцене школьного театра Логинова Павла Павловича, Катанюк Галину Михайловну, учителя рисования и оформителя спектаклей Борисова Владимира Юрьевича и моих первых помощников - заместителей по учебной и воспитательной работе, долго работающих в этом качестве, Колбенко Лидию Владимировну, Альгину Галину Трофимовну, Веру Александровну Пивчук, Баранову Галину Сергеевну, Полозову Антонину Матвеевну, Бараковских Надежду Степановну и, работающих в последние годы со мною Скурихину Валентину Николаевну, Учаеву Марину Владимировну. Свой значительный индивидуальный вклад в коллективное творчество внесли военный руководитель Полозов Анатолий Васильевич, учитель труда и преподаватель автодела Зыль Владимир Андреевич, спортивный тренер и учитель физкультуры Колпаков Алексей Валентинович.

Школа жила своей напряжённой жизнью, постепенно складывались свои традиции. Мы всегда украшали, перед началом учебного года и перед началом экзаменов, классные комнаты и школьный двор, работали в период летних каникул на сплаве леса, ремонте школы, благоустройстве посёлка. Проводили смотры песни и строя, всегда были активны в дни праздничного календаря, целыми классами много путешествовали по стране и, в целях сплочения, проводили ежегодное коллективное дело.

И вот теперь, оглядываясь назад, могу выделить следующие этапы становления школы:

конец 60–х - освоение нового здания, формирование педсостава и учебной базы;

70–е – переход на кабинетную систему обучения, решение проблем трудового обучения;

80–е – оптимизация учебно-воспитательного процесса, создание базы НВП, ИЗО, музыки, шестилетки, рождение школьного театра;

90–е – поиск новых технологий, гибких учебных структур в школе 3 ступени, перестройка структуры управления».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!