СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учащейся 5 класса Себелевой Дарьи : " Они защищали Сталинград"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:  Показать  значимость  героического подвига советских людей в Великой Отечественной войне на примере наших земляков, участвовавших  в боях за Сталинград.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащейся 5 класса Себелевой Дарьи : " Они защищали Сталинград"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района

Шумилинская средняя общеобразовательная школа



Районный конкурс краеведческих

«Мой край, моя история»





Тема «Они защищали Сталинград»





Подготовила:

Себелева Дарья

учащаяся 5 класса

МБОУ Шумилинская СОШ

ст. Шумилинская, ул. Почтовая, д.2

Верхнедонской район

Ростовская область, 346182


Руководитель:

Любимова Светлана Николаевна

учитель истории

МБОУ Шумилинская СОШ

ст. Шумилинская, ул. Почтовая, д.2






станица Шумилинская

2021г.







Оглавление


1.Аннотация ……………………………………………………………...стр.3

2.Введение………………………………………………………………стр.3

3. Участники Сталинградской битвы Верхнедонского района……..стр.4

3.1. Казинин Георгий Григорьевич ……………………………стр.5

3.2. Колычева Мария Кузьминична …………………………….стр.5

3.3.Качкин Петр Григорьевич ……..……………………………стр.6

4.Участники Сталинградской битвы из станицы Шумилинской……стр.6

4.1. Петров Иван Афанасьевич…………………………………..стр.6


4.2. Киреев Иван Иванович ………….…………………………..стр.7

5. Вывод ……………………………………………………………….....стр.7

6. Заключение…………………………………………………………….стр.8

7.Список источников…………………………………………………….стр.9

8. Приложения ………………………………………………………….стр.10

























1.Аннотация

Гордость и любовь к своей Родине - главные качества гражданина страны, которые должны воспитываться в человеке с юного возраста. Воспитание патриотизма, готовность к защите Отечества, ответственность за будущее Родины - это и есть те качества, которые мы должны в себе воспитывать. Именно поэтому уже традицией в нашей школе стало проведение месячника патриотического воспитания (с 25 января по 28 февраля). В ходе месячника обучающиеся принимают участие в самых различных мероприятиях. 5 класс, в котором я обучаюсь, был приглашен на урок - мужества, где Горшенина Анна презентовала свою работу «В кольцах малого Сатурна», рассказывающая о героизме советских солдат, освобождавших наш район от немецко-фашистских захватчиков. Мне очень понравилась её работа, и я решила тоже заняться исследованием. Свою работу я посвятила землякам-участникам обороны Сталинграда.

Битва под Сталинградом одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней, с июля 1942 по февраль 1943 года. Простые советские парни и девчата из больших и малых городов, далеких сел и аулов, словно былинные богатыри встали на защиту Сталинграда. Среди них были и наши земляки, о которых пойдёт речь в моей работе.

2. Введение

Актуальность темы исследования

В мае наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. Война от нас всё дальше, а её живых свидетелей всё меньше. И мы – подрастающее поколение – не будем знать всей правды о Великой Отечественной войне, самых значимых и ожесточённых сражениях. В силу данных обстоятельств, я убеждена, что в настоящее время тема памяти о Великой Отечественной войне, отдельных её событиях актуальна в большей степени. Мы, молодое поколение 21 века должны помнить подвиг нашего народа и гордиться своими прадедами. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в человеке почитание традиций и таких человеческих ценностей как: любовь к Родине, доброта и справедливость, уважение к ближнему, почитание старших. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о прошлом Родины, тем более действенным образом скажутся они на формировании благородных нравственных чувств.

Гипотеза: Предполагаю, что собранный мною материал о земляках, принимавших участие в Сталинградской битве, обогатит не только мои знания, но и знания моих сверстников.

Цель работы: Показать значимость героического подвига советских людей в Великой Отечественной войне на примере наших земляков, участвовавших в боях за Сталинград.

Задачи:
1.Изучить архивные материалы школьного краеведческого музея, МБУК Шумилинской сельской библиотеки об участии жителей Верхнедонского района и станицы Шумилинской в боевых действиях под Сталинградом.

2. Провести беседы с родственниками участников Сталинградской битвы.

3.На основе архивных материалов, рассказов родственников ветеранов описать участие наших земляков в Сталинградской битве.

Объект исследования: земляки-участники Сталинградской битвы.

Предмет исследования: вклад земляков в приближении победы под Сталинградом

Методы исследования: 

- поисковый метод: личные беседы и встречи с родственниками участников Сталинградской битвы;

- беседа с работником сельской библиотеки;

- работа с фото-информацией и архивными источниками школьного краеведческого музея;

- анализ, обобщение и систематизация информации;

- моделирование исследовательской работы.

Ожидаемый результат: Обобщая и систематизируя собранный материал об участии земляков в Сталинградской битве, я смогу подтвердить значимость героического подвига нашего народа в ходе Великой Отечественной войны.

Практическая значимость:

-знакомство с данной работой может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности;

-работа пополнит раздел «Методические разработки и исследовательские работы» школьной библиотеки и фонд сельской библиотеки;

-данные, использованные в работе, могут быть востребованы учащимися при подготовке к урокам истории, элективных курсов, внеурочной деятельности и мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне;

3. Участники Сталинградской битвы Верхнедонского района

Наш народ совершил великий подвиг в жестокой, кровопролитной битве. В Сталинградском сражении, которое в корне изменило весь ход войны, участвовало более двух миллионов человек, среди которых были и наши земляки - сотни верхнедонцев. Они, как и тысячи других воинов, внесли свою лепту в разгром врага под Сталинградом. Я поведаю лишь о некоторых жителях нашего донского края, которым пришлось пройти через огниво Сталинградской битвы. Свою работу я начала с посещения школьного краеведческого музея, где его хранительница, Михина Елена Петровна, охотно предоставила мне все архивные данные по интересующей меня теме. Перелистывая множество документов, я останавливаю свой взор на фото дома Павлова (Приложение № 1), задаюсь вопросом: может кто-то из жителей района имеет отношение к бою за этот дом. Работаю дальше. Почти сразу же нахожу ответ на свой вопрос.

3.1. Казинин Георгий Григорьевич

Прикрывая дом Павлова, вёл огонь прямой наводкой 115-й гвардейский истребительный противотанковый полк, в котором Георгий Григорьевич Казинин – уроженец нашего района был командиром орудия (Приложение №2). Орудия его расчёта стояли в 300 метрах от фашистских окопов. Из воспоминаний внучки Георгия Григорьевича, Лидии: «Дед мало рассказывал о войне мне – девчонке, больше общался на эту тему с моим братом, но одну историю я всё же помню: 2 сентября 1942 года, когда под непрекращающейся бомбёжкой на батарею, в которой сражался мой дед, пошли танки, его расчёт подбил три вражеских машины. Пятеро воинов расчёта погибли. Но, не смотря на то, что дед был ранен сам, превозмогая боль, вынес с поля боя тяжелораненого наводчика. Эвакуироваться в тыл отказался и после лечения в полковом госпитале вновь принял командование орудием». За проявленный героизм, при обороне Сталинграда дед был награждён медалью «За оборону Сталинграда»».

И это только один пример проявленного героизма из сотен и тысяч.

3.2 . Колычева Мария Кузьминична

Говорят у войны не женское лицо, а я убедилась в обратном. Много видела фильмов о войне, где женщины сражались наравне с мужчинами. Они были лётчиками, снайперами, разведчиками, зенитчиками и, конечно, военными медиками, которые спасая жизни солдат, постоянно рисковали своей. Работая в сельской библиотеке , я ещё раз нахожу этому подтверждение. В Верхнедонской районной газете « Искра» от 7 мая 2013 года нахожу сведения о том, что в1942 году была направлена на фронт Мария Кузьминична Колычева (Приложение № 3). Она тоже попала в горнило Сталинградской битвы. Это холодная зима 1942–43-его, когда солдаты ни одного дня не ночевали в жилом помещении. Постелью для них были сугробы. Мария Кузьминична была на фронте поваром, санитаркой, медсестрой. Спала на снегу, голодала, стояла на посту. Не смотря ни на что, смогла выжить и встретить Победу в Восточной Пруссии.



3.3.Качкин Пётр Григорьевич

В школьном музее, мне удалось познакомиться с воспоминаниями Петра Григорьевича Качкина: «Бои за Сталинград были тяжёлыми, - от непрерывных бомбёжек горело всё, даже кирпич. Но мы, защитники города, стояли насмерть. И выстояли…». Нелёгкими были километры фронтовых дорог. П. Г. Качкин был четыре раза ранен. В 1944 году после очередного ранения врачебная комиссия списала его, и он вернулся на Верхний Дон. (Приложение №4)

Перечитывая и анализируя большое количество документальной информации, я прихожу к выводу, что это далеко не все земляки- участники той страшной жестокой битвы, которая стала точкой великого перелома в ходе Второй мировой войны.

4.Участники Сталинградской битвы из станицы Шумилинской

Мне хотелось узнать были ли среди участников Сталинградской битвы жители станицы Шумилинской. С этим вопросом я обратилась к учителю истории. Она ответила утвердительно на мой вопрос и порекомендовала информацию о них найти в школьном краеведческом музее.


4.1. Петров Иван Афанасьевич

Я снова возвращаюсь в тихую, таящую память истории комнату нашей школы- в музей. Из беседы с Еленой Петровной, я узнала, что в нашей станице проживал Петров Иван Афанасьевич - участник Сталинградской битвы. Он очень часто посещал школьные мероприятия по приглашению школьников и рассказывал о военных событиях (Приложение № 5).Елена Петровна отмечает, что практически всегда Иван Афанасьевич завершал встречи такими словами: «Дети! Живите так, чтобы потом вы не пожалели о прожитых днях. Совершайте больше добрых поступков!». Из архивных документов школьного краеведческого музея я узнала, что 1 декабря 1941 года Иван Афанасьевич был призван в армию, потом он попал в Краснодар в Винницкое военно-пехотное училище.25 июля 1942 года Иван Афанасьевич вместе с другими учениками училища срочно был переброшен под Сталинград. Его сын, Петров Евгений Иванович рассказал мне: «3 августа 1942 года ученики училища уже встречали первые танки. В этом же году отец был ранен и некоторое время лежал в госпитале. После госпиталя он попал на радио курсы, его определили в 10 стрелковый корпус « Прорыв», который прошёл через Украину, Польшу, Чехословакию. В 1947 году моего отца - Ивана Афанасьевича демобилизовали». Евгений Иванович показал мне награды своего отца, среди которых я увидела 3 медали за боевые заслуги, орден Отечественной войны I степени, медаль «За взятие Будапешта», медаль « За взятие Праги» и, конечно же, медаль « За оборону Сталинграда» (Приложение №6). В 2013 году Ивана Афанасьевича не стало.

«Это был очень интересный, общительный, открытый человек»- именно таким запомнили его многие жители нашей станицы. Меня переполняет чувство гордости за то, что я живу в станице, где жили такие люди, как Иван Афанасьевич.


4.2.Киреев Иван Иванович.

Находясь в Шумилинской сельской библиотеке и перелистывая рукописный альбом «Солдаты Победы» автора Щегольковой Тамары Дмитриевны, я узнаю, что участником Сталинградской битвы был Киреев Иван Иванович (Приложение №7). Я встретилась с его внуком Владимиром Ильичом Шаровым, жителем нашей станицы. Вот что он мне рассказал:

« Мой дед был призван на действительную службу в мае 1936 года. Проходил службу в кавалерии. Не успел отслужить, как вот она – война. С первого её дня и до последнего шёл дед фронтовыми дорогами. Был радистом в зенитном артиллерийском полку. Со своей полковой рацией он прошёл через Сталинград, остров Зелёный, Керчь. Был непосредственным участником Ялтинской конференции в 1943 году. В конце мая 1945 года он вернулся в родную станицу Шумилинскую. Самой дорогой военной наградой для него была медаль «За оборону Сталинграда». При воспоминаниях о Сталинграде дед говорил, что это была самая страшная мясорубка, которую он видел за время войны. За день при обороне Сталинграда погибало больше тысячи советских солдат. Кто остался в живых сравнивали его с адом ».

Героев моей работы уже нет в живых. Но им посчастливилось вернуться с войны домой, заиметь свои семьи, вырастить детей. А сколько молодых, красивых людей полегли на поле брани и похоронены в братских могилах. Они не оставили своего продолжения на земле. Вечная им память!

5.Вывод

Перелистывая рукописный альбом «Солдаты Победы» Щегольковой Т.Д., беседуя с детьми и внуками ветеранов Великой Отечественной войны, музейным и библиотечными работниками, я узнала о земляках-участниках Сталинградской битвы. Поняла, что из судеб отдельно взятых людей складывается судьба Родины. Мне удалось проследить и доказать значимость героического подвига советских людей в Сталинградской битве на примере земляков, принимавших участие в боях за Сталинград.

Я смогла сделать вывод о том, что, не зная своего прошлого, мы не сможем жить в будущем. Главным выводом моей работы стала мысль о том, что историю делают люди, подчас простые и незаметные. Мы много слышим об известных личностях прошлого и знаменитых современниках, но ведь и рядом с нами жили и живут люди с интересной и сложной судьбой, пережившие сложные периоды истории государства Российского, и сделавшие для общества немало.

Я думаю, что следует низко поклониться воинам, которые сражаясь в Великой Отечественной войне, позволили мне и ещё тысячам таких же ребят, любоваться красотами родного края и жить под мирным небом.

Хочу обратиться ко всем, живущим сегодня на земле.

Люди, берегите мир! Помните, какую цену заплатил наш народ за безоблачное небо над нашими головами, родниковую воду, утоляющую нашу жажду, яркое солнце, озаряющее наши улыбающиеся лица.


6. Заключение

Мне очень нравится заниматься исследовательской деятельностью, потому что это даёт возможность расширить кругозор и узнать как можно больше об истории нашей Родины.

Я поняла, что когда узнаёшь об истории своей малой родины, о людях, живущих на донской земле, то лучше представляешь себе историю России. В ходе работы накопился материал о достойных людях нашей станицы, которые подарили нам жизнь. Хотелось бы продолжить исследование по данной теме, потому что в работе я рассказала только о некоторых земляках-участниках Сталинградской битвы. Я уверена, их гораздо больше. Может в будущем, привлекая общественность, нам удастся организовать встречу потомков участников той страшной и кровопролитной битвы. Это будет продолжением вахты памяти. Потому что жизнь наших дедов и прадедов на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом мире. Сегодня не каждый способен на такое.


































7. Список источников.


-рукописный альбом Щегольковой Т.Д.;

- фотоматериалы и архивные источники краеведческого музея МБОУ Верхнедонского района Шумилинской средней общеобразовательной школы;

- архивные источники семьи Петровых;

- фотоматериалы Шарова В.И.

































Приложение № 1

Дом Павлова














Приложение №2

Г. Казинин (справа) и его боевой друг.












Приложение № 3

Мария Кузьминична Колычева.





























Приложение №4

Качкин Пётр Григорьевич.













Приложение№5

Встреча учащихся Шумилинской школы с Петровым Иваном Афанасьевичем.














Приложение № 6

Удостоверение Петрова И.А.-участника героической обороны Сталинграда и его награда « За оборону Сталинграда»













Приложение №7.

И. И. Киреев (справа) с фронтовым другом П. А. Ермаковым.














15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!