СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Узелки на память (воспоминания о моей прабабушке)"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью работы была связь поколений

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Узелки на память (воспоминания о моей прабабушке)"»




Дистанционный этап краевого форума «Молодёжь и наука»

Полное название темы

Узелки на память (воспоминания моей прабабушки)


Название секции форума

Историческое краеведение


Тип работы

Исследовательская работа

Фамилия, имя, отчество, дата рождения

Ямакаева Эмма Викторовна


Место учёбы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Ангарская школа


Класс

8


Место выполнения работы

Школа


Руководитель

Камскова Елена Ивановна, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Ангарская школа, учитель математики

e-mail, контактный телефон

[email protected]

89233366239 автора работы

89233304240 руководителя работы
















Аннотация

Ямакаева Эмма Викторовна

п. Ангарский, МКОУ Ангарская школа,8 класс

"Узелки на память" (воспоминания моей прабабушки)»

руководитель: Камскова Елена Ивановна, учитель математики


Цель работы: Сохранение исторических сведений об основных событиях на этапах жизненного пути моей прабабушки Страшниковой (в девичестве Соболевой) Марии Никандровны через создание фотолетописи ее семьи. Методы проведённых исследований: интервью, наблюдение, изучение исторической информации в различных источниках, сравнение жизненной позиции людей разных временных отрезков и анализ. Основные результаты исследования: собраны сведения из жизни Страшниковой М.Н. через общение с ней и связаны с историческими событиями страны.




















Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3

Основная часть. "Узелки на память" (воспоминания моей прабабушки)

§ 1. Семья Соболевых. Детство………………………………………………………………... 5

§ 2. Отрочество. Учёба…………………………………………………………………………. 10

§ 3. Юность. Профессия………………………………………………………………………… 11

§ 4.Тяжёлые испытания………………………………………………………………………… 15

Заключение……………………………………………………………………………………… 22

Литература………………………………………………………………………………………. 23



Введение

Я считаю, что жизнь каждого человека является познавательным уроком из истории страны, так как во многом она не только соприкасается с событиями, а зависит от происходящего. Не исключение и судьба моей прабабушки. Я давно слушаю истории, которые она рассказывает, а сейчас хочу рассказать их вам, всё записать, а значит - сохранить.

Актуальность данного исследования заключается в сохранении и использовании исторических сведений о жизни простого человека, являющегося частью событий страны. На этом материале возможно формирование уважительного отношения к истории страны и отдельного человека, как её главной составляющей.

Читая книги, слушая рассказы близких мне людей, я понял, что и в семье, и в стране есть большая проблема - утрата личной заинтересованности и личной принадлежности к событиям семьи, страны, вследствие нарушения связи между поколениями по объективным и субъективным причинам.

Начиная исследование, я выдвигаю гипотезу - жизнь отдельного человека напрямую связана с развитием страны, событиями, к которым человек вынужден приспосабливаться, и поэтому изменять течение своей жизни.

Я все чаще слышу от самых близких мне людей, что утрачена связь поколений, это часто говорят моя бабушка Камскова Е.И. и её двоюродная сестра Волегова Т.И. Они столько сделали для семьи Соболевых, объединив всех родственников! Я вижу это и по переписке и слышу разговоры. Два года назад я поведала историю из жизни моей прапрабабушки Соболевой Ф.П., участвуя в конкурсе «Мой сказочный край» с сочинением «Фамильная история». По результатам конкурса стала лауреатом. Чтобы написать сочинение, я с бабушкой вела разговоры о жизни моих предков, о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю моих предков. Следующим шагом было обращение моей бабушки к краеведу п. Ангарского Рожковой Н.Д., так как в нашей семье многие годы жил репрессированный поэт Украины Мусияк С.А. Он стал нашим, родным и близким. Но сколько стоило моим предкам только то, что в семье проживал враг народа! Большую исследовательскую работу о жизни Мусияк С.А. провёл ученик нашей школы Борковский А., отправив работу на VIII ежегодный всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия – XX век». Большой трудный жизненный путь прошла с Мусияк С.А. моя прапрабабушка Соболева Ф.П. Чтобы анализировать исторические события на жизненном пути прабабушки использовала книги по истории, брала консультации у учителя истории, использовала Интернет.

Объектом моего исследования является процесс влияния исторического развития страны на судьбы отдельных людей.

Предметом исследования стали события на этапах жизненного пути моей прабабушки Страшниковой Марии Никандровны.

Цель: сохранение исторических сведений об основных событиях на этапах жизненного пути моей прабабушки Страшниковой (в девичестве Соболевой) Марии Никандровны через создание фотолетописи ее семьи.

Задачи:

1.Собрать информацию об основных событиях на этапах жизненного пути моей прабабушки.

2. Изучить исторические сведения о развитии страны в период жизни моей прабабушки.

3. Выявить и проанализировать влияние событий, происходящих в стране, на жизнь обычных людей.

4. Определить, с помощью чего прабабушке удалось сохранить такое жизнелюбие.

5. Составить фотолетопись 4-х поколений семьи моей прабабушки.

Методы:

1. Интервью – главный метод.

2. Наблюдение.

3. Изучение исторической информации в различных источниках.

4. Сравнение жизненной позиции людей разных временных отрезков и анализ.

Основная часть

Узелки на память (воспоминания моей прабабушки

Рассматривая этапы жизненного пути моей прабабушки и связывая их с событиями страны, я хочу показать, что это не история одного человека, а история многих людей моей Родины. Судьба человека и страны связаны между собой тесно, накладывая отпечатки друг на друга.

§ 1. Семья Соболевых. Детство.

Наступило 2 августа 2012 года. Все собираемся у прабабушки на дне рождения. Она стоит перед нами сгорбленная, старенькая, какая- то беспомощная, но гордая! Гордая за свой огород, красующийся помидорами и капустой. Всё делает сама, потихоньку, но нет ни одной травинки. Гордая, что у неё много родных и близких! Гордая, что она в центре внимания!

- Деточки мои пришли,- радостно целует нас прабабушка,- заходите скорей. Сейчас покормлю вас, чай будем пить. Как хорошо, что вас столько много.

У прабабушки глаза сияют от радости. Нашей прабабушке 90 лет. Но она все равно красивая, а когда хорошо на душе у нее, морщины на лице как будто бы расправляются. Ни у кого нет такой прабабушки, как моя!

- Бабуля, расскажи мне про свою жизнь,- прошу я.

- Так уж сколько рассказывала.

- А ты еще расскажи,- прошу я.

Прабабушкины рассказы слушать я готова часами. Она всегда нам с бабой Леной что-нибудь рассказывает, каждый раз с новыми подробностями, но всегда интересно.

- Бабушка, расскажи, где жили твои родители.

И она начинает рассказывать издалека. Её бабушка и дедушка приехали в село Климино с Запада (Украины) на землю, чтобы её пахать, сеять на ней, выращивать зерно. Это были Аршанов Павел и Волегова Елена.

Я узнала у учителя истории, почему люди переезжали с Запада в суровую Сибирь и сделала вывод: в то время мои предки умели и хотели работать, но не могли улучшить свое материальное положение, и воспользовавшись условиями переселения в Сибирь, оказались в труднейших условиях. Из книг прочитал, что крестьяне получали участки земли по столыпинской реформе, переселяясь в Сибирь и Степной край из центральных губерний. Переселенцев составило 3 млн. 730 тыс. человек, из которых более 3 млн. осталось в Сибири (2, с.449). Они шли на свой страх и риск, не зная, что их ждёт впереди. Мои предки осели в Сибири.

Смотрю на карту, чтобы увидеть, где находится малая Родина прабабушки. Это место указано на карте значком. Деревня Заледеево, рядом Чадобец, которого уже нет на карте, находятся на реке Ангара в Красноярском крае. Недалеко г. Кодинск, а деда показал мне место, где находится Богучанская ГЭС.

У Павла и Елены родились две дочери Таисия и Фёкла. Одна из них Фёкла – мама моей прабабушки. Семья переехала в село Заледеево, чтобы девочкам было ближе ходить в школу за 2 км до деревни Чадобец.

Так и жили в холоде и голоде. Павел охотился и рыбачил, много времени проводил в лесу. Выросли дети. Детства не видели, ходили по нянькам, спали в людях у порога, свернувшись калачиком.

Затем Фёкла выходит замуж за Соболева Никандра, уроженца села Подтёсово. Прабабушка показывает фотографию, когда он служил в царской Армии: галифе – брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бедрах, которые носились наравне с обычными армейскими шароварами, черный двубортный мундир, застегивавшийся на 6 пуговиц, высокие тупоносые сапоги и фуражка с козырьком (1, с. 68). К сожалению, ни она вспомнить не может, ни я не нашёл в Интернете, в каких войсках он служил. Но то, что я держу в руках очень старую фотографию, это факт.

Фото 1.Слева Соболев Никандр Фото 2.СоболеваФёкла Павловна

с детьми Машей, Сашей, Наташей



- Бабушка, расскажи, а ты в какой деревне родилась?

- Родилась я в селе Заледеево. Мама родила меня в хлеве, пошла коровку доить и не успела до дома дойти. Перед этим сбегала в лес, нарвала ведро голубики, только перебрать не успела.

- А почему у тебя по паспорту 22 мая день рождения, а мы празднуем 2 августа?

- Сельсовета в селе не было (село относилось к территории Чадобского сельского Совета), а человек, который записывал новорожденных, видимо что – то перепутал. Но я точно знаю, что родилась в Ильин день. Никаких пенсий не было, понятия не имели. Работали так все, поэтому никто и не учитывал эти дни.

Держу в руках потёртое свидетельство о рождении, сильно отличающееся от моего свидетельства.

.

Фото 3. Свидетельство о рождении

- А что ты помнишь из детства?

- Рядом с селом было много змей. А мы ничего не боялись, возьмём котелок и идём за земляникой. Это было такое красивое зрелище: красные запашистые поляны.

- А какие у тебя были игрушки?

-Игрушки были чаще всего самодельные: из катушек и спичечных коробков, косточек от холодца мастерили машинки, разные деревянные дощечки и чурочки, которые были детям вместо кубиков.

Одной из любимых игрушек был мяч. Выглядел он совсем иначе, чем теперешние мячи. А изготавливали его так: брался кусок парусины (плотная ткань), набивали его сеном, тряпками, уминали, много - много раз перевязывали бечевками и гоняли на поляне перед домами. Я играла с мальчишками в «Чижика», «Городки», «Лапту», догонялки, прятки, классики. Вкапывали столб в землю, прикрепляли канат и крутились вокруг него. Строили качели. В деревне садика не было, дети дружные были, все вместе играли (8, с. 145).

Куклы были чаще всего самодельными. Моя кукла была тряпичной, внутри нее были опилки и стружка, ручки куклы были пришиты к туловищу нитками, черным угольком я рисовала ей глаза, брови, волосы, а красным карандашом губки и щечки – получалась куколка.

Е щё один вариант: использовала три платка: 1-й сворачивали «в рулетик», 2-й использовала как платочек куколке на голову, а в 3-й куколку заворачивала как в пеленочку. Приблизительно это получалось так: фото 4.









Фото 4.Кукла, сделанная мною.

В магазинах в то время продавали часть куклы – пластмассовую голову с частью туловища. Бабушка Лена шила тряпичное туловище, руки, ноги и пришивала купленную пластмассовую голову, а маленькая Маша наряжала этих куколок в юбочки, сарафаны и др. одежду.

Вспоминаю ещё, что стёклышками цветными царапали рисунки. Целые картины рисовали на заборе углём. Я всегда была учительницей.

Я увлеклась и узнала много нового об игрушках и играх наших бабушек. И по-хорошему позавидовала им в том, что их, в отличие от нас, связывали самые разные коллективные игры, которые развивают волю к победе, стремление поддержать друга.

- Баба, а что ты носила из одежды?

- Фланелевые и ситцевые платья, которые шила мама. Как – то залезла на забор и, спрыгивая, зацепилась и порвала новое платье. Так плакала, потому что новые платья были редкостью.

Прабабушка моя родилась в 1922 году.

Я узнала, что Сибирь - как и другие регионы России с 1918 по 1922 год становится ареной ожесточенной борьбы белых и красных (5, с. 121). Страшное было время. Оно оставило отпечаток в памяти моей прабабушки. Село Чадобец переживало страхи, когда проходил Колчак. Мама моей прабабушки рассказывала ей, как прятались от Колчака, спасая свои жизни и жизни детей. Армия Колчака угоняла скот, разоряла дома. Мне стало страшно, и леденящая дрожь пробежала по телу, я начинаю понимать, как это страшно мне сейчас, а люди были жертвами своего времени. Советская власть победила. Что принесла она людям? В Сибири надеялись на землю, на хозяйство, да только ничего этого не будет.(3,147). Кровопролитная гражданская война, где сибиряки будут воевать друг с другом, где мир окажется поделенным на два непримиримых лагеря. Тяжело приходилось честному человеку в этой ситуации. Приходилось выкручиваться, изворачиваться, предупреждать своих, ведь многие были либо родственники, либо хорошие знакомые, соседи. Бабушка рассказывает: «Пришлось маме иконы закопать»



§ 2. Отрочество. Учёба.

Школы в селе Заледеево не было, и начальную школу бабушка заканчивала в селе Чадобец. Там была семилетка. Отец вернулся из тюрьмы, где отбывал наказание за пьянку. И радостным событием в жизни девочек были шубки и унты, которые он привёз из Эвенкии.

- С сестрой Наташей ходили зимой в школу за 2 километра, в морозы. И помню, что идём, а воробьи на лету замертво падают. Жалко их было, но ничего сделать не могли, бежали быстрее, чтобы самим не замёрзнуть.

А дома другая беда!

Отец пил, гонял семью, наставлял дуло ружья. Убегали и ночью из дома, а однажды прабабушка не успела, лежала на русской печи. Он так её напугал, что заикалась целый год.

-А какие детские организации в школе у вас были?

- И пионеры, и комсомол. В первых рядах принимали тех, кто хорошо учился. Это было за честь. Я хорошо училась, поэтому была в учкоме, комитете комсомола.

- Бабушка, а какой тебе урок в школе нравился?

- У нас труды вёл старый мужчина. Девочки и мальчики обучались вместе. Мне так нравилось рубанком, фуганком работать. А ещё я была лучшим стрелком.

- А телевизор в это время был?

- Нет, а радио было. Приехала к нам в гости из Богучан знакомая женщина. Она подошла к радио, со всех сторон обошла его и говорит: «Он где сидит и разговаривает?»

- А что ты мне хотела рассказать про самолёт?

- Да, в 1935 году прилетел в Богучаны первый самолёт. Все подходили к нему, гладили, целовали, стучали по нему. Это была диковинка, что радости не было границ. Лучших колхозников, учеников прокатили на нём.

В 1935 году семья прабабушки переехала в село Богучаны. И она заканчивала с 5 по 10 класс уже в Богучанах.







Фото 5. 10 класс

§ 3. Юность. Моя профессия.

После окончания школы без экзаменов поступила в Красноярский педагогический институт в 1940 году, который должна была закончить через 4 года. И вот однажды её вызвали в деканат и попросили рассказать, как она живёт.

- Бабушка, так как же ты жила?

- Мне трудно было учиться, так как не хватало денег. Папа посылал 5 рублей, стипендию платили 5 рублей, и пришлось заниматься донорством, за что платили деньги.

В деканате предложили лучшей студентке перевестись на заочное двухгодичное обучение. В это время началась Великая Отечественная война. В войну жила у бригадира (семья Андрей и Дуся) на квартире, поэтому условия были хорошие.

- Смешной случай произошёл со мной. Ездили мы в город с бригадиром на жеребце. А когда, однажды приехав домой, он попросил меня распрячь коня. Что же я сделала, что надо мной долго все смеялись. Представь, развязала все шнурки на сбруе, которые были завязаны узлами, сложила их по кучкам, чтобы не перепутались, когда обратно будут завязывать. Остался висеть один хомут. Думала, что так распрягают коней. Больше меня, конечно не просили. В войну старалась часто не ездить, много убийств было.

- В деревне Богачёва не было учительницы (30 км от Красноярска, Ирбейский район). Стала работать в школе. Трудно было и учиться, и работать. В 8 км от Богачёва жила такая хорошая женщина, добрая учительница. Я ходила к ней пешком, она давала мне книги, на неделю писали конспекты уроков. В субботу уйду, воскресенье с ней прозанимаюсь.

- А какие уроки ты вела?

- В войну вела начальные классы. Одна на все классы. Первый объединялся с третьим, а второй с четвёртым. Тетради у детей были как праздник. В основном писали на дощечках. Стёклышками царапали или писали простым карандашом, чтобы можно было стирать. Получила диплом, иду из КрайОНО, а навстречу директор школы Котов Василий Сергеевич. «Маша, ты какими судьбами здесь?» А я ответила: «Я теперь не Маща, а Мария Никандровна. Институт закончила и вот получила диплом». «Когда же ты успела?» «За зиму сдала экзамены за второй курс, а летом – государственные экзамены. Так за 2 года я закончила институт».

И стала моя бабушка учителем естествознания и географии.

Фото 6. Диплом об окончании института

На дипломе я прочитал фразу: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Почему такая фраза на документах?

Я узнала из Интернета, что коммунистическая партия Советского Союза, всегда следовала боевому призыву: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Поэтому партия рассматривала строительство коммунизма в СССР как великую интернациональную задачу советского народа (6, с. 79).

Котов В.С. после разговора взял бабушку учителем географии в Богучанскую школу.

- Баба, а где эта школа находилась? Ведь сейчас в Богучанах несколько школ.

- На берегу Ангары. Здание школы было деревянное. Во дворе стояли мастерские, там делала табуретки, тир тоже там же был. В это время вступила в партию.

Я узнала, что прабабушка занимала активную жизненную позицию. Вела политкружки. Ей приходилось много читать, политинформацию проводила с детьми и взрослыми каждую неделю. В райкоме партии вообще встречались неграмотные люди. Время было военное, а они даже не знали, где Германия, на карте показывала военные позиции русских и немцев.

Фото 7. Партийный билет

В 1946 году прабабушка из Богучан переехала в село Чадобец и в течение 10 лет работала учителем географии.

Фото 8. Медаль

За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. прабабушку наградили в январе 1948 года медалью. У бабушки несколько медалей, читаю, что написано на них, и понимаю, мою бабушку ценили, уважали, а я её сильно люблю.

Такую грамоту бабушка получила за хорошую работу.

Фото 9. Грамота 1948 года

В селе Чадобец жила её мама, которая работала счетоводом в заготовительной конторе. Выходит замуж за Страшникова Ивана Егоровича, весельчака и танцора в 1949 году. Там в селе Чадобец родились дочь Валентина 1949 г. и сын Владимир 1951 г. Новое испытание легло на семью прабабушки. В 1949 году в их семье появился очень больной мужчина, считавшийся врагом народа и сосланный сначала в г. Норильск, а потом переведённый в село Чадобец. Это был поэт Украины Мусияк Спиридон Афанасьевич.

Репрессиям подверглось большое количество людей Украины (3, с.46). На воле остались жена и дети. Дед рассказывал моей бабушке о жутких, нечеловеческих условиях жизни в Норильске. Сосланные люди тысячами гибли от непосильного труда, жестоких морозов, голода и болезней. Выживали лишь сильные духом люди, а всякий, кто смирился с участью, опустил руки - был обречен. Дед дал себе клятву - выйти на свободу, остаться в живых, чтобы доказать, что он несправедливо осужден. Не раз смерть была близка - он перенес полную дистрофию, чудом уцелел. Судьба его берегла, данная себе клятва вела его к освобождению. А в селе Чадобец появилась женщина, которая подвергала опасности своих двух дочерей, являющихся членами партии. 1956 год принес реабилитацию и возвращение честного имени Мусияк Спиридону Афанасьевичу (10, с. 12)Но домой к жене, детям он не вернулся, не смог предать тех, кто его спас. Моя прабабушка на себе испытала этот исторический момент. Ей нельзя было общаться с родной матерью. Приходила по ночам к ней, другого выхода просто не было.



§ 4.Тяжёлые испытания

В это время с 1955 года она живёт в посёлке Ангарский. С сентября 1955 года прабабушка переводом устроилась в школу, в которой я сейчас учусь, сначала учителем начальных классов, а через год была назначена завучем.

Фото 10. Урок биологии

Муж пьёт, семья увеличивается, работа отнимает много времени. Приходит домой поздно вечером, уходит рано утром. С детьми наделает за воскресенье пельменей, котлет, чтобы хватило на всю неделю. Баба мне говорила, что каждое утро на топившейся печке стояла с краю сковорода, наполовину заполненная картошкой, а на другой половине котлеты. Пока прабабушка управлялась, картошка пропитывалась запахом котлет, а снизу была румяная корка. У меня прямо слюнки потекли, и я попросил тоже такой еды.

Фото 11. Значок «Отличник

народного просвещения»

За хорошую работу бабушке вручили значок «Отличник народного просвещения». Я горжусь своей бабушкой, оказывается, я ничего бы этого не узнал, если бы не сделал исследовательскую работу.

Жизнь продолжается. Появляются ещё двое детей: сын Виктор 1953 г. и дочь Елена 1957 г. Несчастье настигло её собственную семью. Две недели в роддоме с дочерью прошли, как время в замедленном действии. Врачи молчат, ребёнка не показывают. Что же произошло? И вот настало время сказать правду: "Мария Никандровна, ваш ребёнок инвалид. Крепитесь, отсутствие руки не признак умственной отсталости, может этот ребёнок будет умнее нас с вами". Со слезами на глазах принесла девочку домой, и по очереди выхаживали больную дочь все вместе. А муж в пьяном угаре высказывал, что может сдать её в дом инвалидов.

Говорят, одна беда не ходит, очередная наступает на пятки. Туберкулёз - страшный диагноз подкосил прабабушку, но не сломил. С 1958 по 1961 год – годы болезни. Четверо беспомощных малых детей перед глазами, спившийся муж, но рядом уже проверенная на прочность испытаниями мама. Дети три мучительных года живут с бабушкой, к маме подходить нельзя было, а она упорно, со смертельным диагнозом из больницы, борется с тяжёлой болезнью. Становится знаменитой травницей, к ней впоследствии многие люди шли за советом или помощью. И вылечилась, победила, только чего ей это стоило!

Дети выросли, поехали получать дальнейшее образование. Старшая дочь Валентина закончила Енисейский педагогический институт, стала работать учителем русского языка и литературы в городе Лесосибирске. Сын Владимир с отличием закончил Красноярский технологический институт, устроился начальником смены на очистительный завод в городе Зима Иркутской области. После окончания Красноярского института цветных металлов сын Виктор с женой уезжают в город Норильск и работают на обогатительной фабрике целых 23 года. И самая младшая дочь Елена, закончив педагогический институт в городе Лесосибирске, живёт рядом с мамой, работает учителем математики, воспитывают и учат вместе пятерых внуков. Так вот четверо детей получили высшее образование, а моя прабабушка отказывала себе во всём, не было возможности покупать наряды или вещи в квартиру, так и прожила, отдавая всё детям и отказывая себе в любой роскоши.

Как человек добрый и отзывчивый, прабабушка собирала в своем доме очень много родни. Сначала ухаживала за бабушкой - тётей мужа. Похоронила, до конца ухаживая за ней, хотя в Сочи жила дочь бабы Лизы. Потом приехала баба Таиса, старшая сестра матери, которой «не пожилось» с детьми, и ей деваться было некуда. И, которая заявила, что больного раком мужа нужно куда-нибудь деть. Потом приехала сватья с внуком старшего сына.

Каждое лето приезжала сватья с внуками второго сына, так как из Норильска нужно было выезжать на лето, а в деревне детям отдыхалось хорошо и на пользу шло лечение, дети болели диатезом, а прабабушка знала, как их лечить.

И снова неспокойная, трудная, но благодарная работа учителя биологии. Бабушка вернулась на работу.

Фото 12. Посадка саженцев

Бывшая ученица Бакалова Т.М. вспоминает: "Мы садили прутики тополей на территории школы, озеленяли школьный участок. И сейчас по прошествии стольких лет я помню, какой прутик я посадила, а на его месте вырос огромный тополь. Не представляете, с каким щемящим сердце чувством, приходя на вечер встречи выпускников, прохожу мимо него и вспоминаю школьные годы".

Другая выпускница 1973 года Смолина Г.А. вспоминает: "В школе было много цветов. И им очень нравилось отсаживать и пересаживать. На уроках ботаники смотрели, какие цветы разводятся усиками, отводками, отростками. Это было так интересно, захватывало всех. Мальчишки, если и не хотели учить, любили смотреть в микроскоп строение лука, строили скворечники и развешивали по посёлку, соревнуясь, у кого больше".

Выпускница 1974 года Камскова Е.И. вспоминает: "На школьном приусадебном участке была теплица, и от котельной поступало тепло, пусть не совсем было всё удобно, но огурцы ранней весной висели на плетях. Там также росли цветы, которые летом пересаживали в грунт. Рядом с теплицей был небольшой участок земли. Здесь происходили настоящие превращения семени в кочан капусты или куст помидора. Причём, дети вели настоящие исследования: бирками отмечали кочан капусты, выращенный из семени и рассадой. Взвешивали полученные кочаны, и с великим удовольствием замечали, что некоторые сорта капусты и в Сибири можно выращивать из семени, посадив его прямо в грунт. И картошку выращивали из семян, сами собирали семена у картошки, выписывали по почте. Каждый сорт садился отдельно, потом сравнивался полученный результат, что доставляло детям столько удовольствия. Ведь приходилось ухаживать за растениями всё лето, поливать и полоть. У нас не было тех, кто не хотел идти на огород, была очередь составлена, каждый знал, когда ему идти, а если забыл, десять раз сбегает и спросит. Отдельный кабинет был предоставлен под живой уголок. Там в клетке жила белка, крутилась в колесе. И бурундучок одно время, любую подраненную птицу дети несли в школу. Так оказалась грозная птица выпь, которая намеревалась клюнуть в глаз, поэтому все сторонились её".

Фото 13. Медаль «За доблестный труд»

Читаю в трудовой книжке, что медалью «За доблестный труд» прабабушка была награждена в апреле 1970 года в ознаменовании 100 - летия со дня рождения В.И. Ленина, памятник которому стоит около магазина «Ангара».

Техничкой работала в школе Плосконосова А.В. Благодаря её умению, на нижнем этаже появилась настоящая галерея чучел птиц и мелких животных. Они стояли под стеклом, как украшение и гордость школы.

И все это время прабабушка работает учителем биологии. Каждый год радует детей замечательным праздником - Днём птиц, когда выпускаются газеты и столько стекается информации о разных и неповторимых пернатых как нашей местности, так и другой. Выращивает лосёнка, оставшего без матери в лесу, выкармливая его из соски коровьим молоком.

- А как этот лосёнок оказался у тебя?

- Дети привели, в лесу подобрали. Он стал таким ручным, каждый день дети гладили его, приходили и смотрели, как он растёт и ждали, когда же его можно будет отпустить в лес. Но корова так боднула его, что он умер. Это было настоящее горе для всех.

- Правда, что около школы было много цветов?

- В каждом кабинете выращивалась рассада цветов для участка около школы. Это был большой участок, цветов выращивали много, самых разных, главное, что было очень красиво.

Я смотрю на участок при школе и думаю, что по сравнению с теми заплатками посаженных цветов в настоящее время, это было море цветов, которые никто из детей не срывал, не ломал, не выдёргивал, а любовался, потому что он тоже сажал их, ухаживал за ними. Сколько же сил и времени занимала работа у моей прабабушки, результат которой наблюдал весь посёлок.

Наступают трудные времена для прабабушки, возраст заставляет подумать о приближающейся старости. Хотя, когда они у прабабушки были легкие? На предложение жить с детьми, она отказалась: «Что я для вас обузой буду, что ли?». Постоянные хлопоты по хозяйству, как всегда, заслоняют переживания. Бабушка всегда находит себе дела: то кошку кормить надо, то вынести еду собаке. В летнее время хлопот не меньше. Огород надо полить, прополоть, грядку с огурцами то накрыть, то раскрыть…Я всегда удивляюсь, откуда у моей прабабушки берутся силы, чтобы все успевать, держать в порядке все свое хозяйство, всех жалеть, всем помогать, даже деньгами. Я спрашиваю ее: «Бабушка, зачем ты нам деньги даешь? Нам не надо». Она даже обижается на меня и говорит: «А зачем я на свете живу, если не для вас? Мне самой ничего не надо».

Вот такая она у нас, наша прабабушка Мария Никандровна, приветливая, стремящаяся всегда накормить, радостно хлопочущая вокруг нас.

Я задумываюсь о том, что же должна я сделать такого, чтобы вернуть бабушке то, чего лишена она была в своей жизни. Я даже спрашивала не раз ее об этом. Она только смеялась и говорила мне: «Будь хорошим человеком, помогай другим людям, тогда тебе тоже будут помогать, у тебя будут настоящие друзья, вот и мне счастье будет. А мне бы пожить ещё, увидеть новых правнуков, да немного помочь моим детям».

Слова признательности говорят и собственные дети, мои бабушки и дедушки. Они попытались в письмах сказать то, что не досказали в своё время.

Письмо дочери Елены

Моя милая, дорогая и любимая мамочка! Мы с тобой видимся каждый день, но поговорить по душам нам некогда. Я быстрее бегу домой, потому что нужно готовить, убираться, стирать. У меня нет времени и сил на душевные разговоры. Милая моя, я хочу тебе сказать, что в этой жизни

многим обязана тебе. Ты помогла вырастить мне пятерых детей. Заболеют дети, веду к тебе, здоровые - сами прибегут. Всех накормишь и обогреешь. Ты была надёжным тылом моей семье.

Я хотела бы эти слова сказать тебе лично, но почему-то стесняюсь. Ты прочтёшь эти строки, и мне станет приятно оттого, что узнаешь о моих чувствах к тебе. Ты тот единственный человек, с кем я делюсь о моих делах на работе, что происходит в семье. Нет ни одного раза нашей встречи, чтобы ты не спросила, как дела у твоих внуков. Знаешь, мне всегда хочется тебе сказать, чтобы ты внуков отпустила на родителей, потому что хватило переживаний за детей в твоей долгой жизни. Но тебе ведь надо хлопотать, ты всегда в заботах о внуках и правнуках.

Я сейчас многое рассматриваю совсем с другой стороны. Вижу, что моих детей ты окружаешь большим вниманием, чем нас. Ты очень хочешь быть нужной, последним поделишься, не прося ничего взамен. Практически жизнь была тобою прожита для детей. Слова: "Платья не нашивала доброго", - у меня постоянно всплывают в памяти. Чтобы я сейчас не делала, всё равно буду в неоплатном долгу перед тобой. А ещё усвоила, если я хочу, чтобы мои дети относились ко мне в старости хорошо, должна относиться к тебе также. Уверена в том, что сколько бы лет тебе бог ни отвёл, я буду рядом.

Прошу прощения (слова старшей дочери Валентины)

Мне самой за 60 лет. И внуков трое. Как же мне стыдно, что не нахожу времени к тебе приехать хоть на пару дней. Годы проходят, а я собираюсь. Прости, дорогая, понимаю, но вот такая не правильная я. Если честно признаться, мне стыдно, что не помогаю ничем, можно было бы приехать и побелить квартиру, перемыть. Понимаю, что дома тоже работы полно, а кто тебе поможет, ведь с каждым годом ты не молодеешь. Ругаю себя и ищу себе оправдания: внука не с кем оставить, за дачей ухаживать надо, урожай убрать надо... И каждый раз так. А мать отодвинула на задний план. Если можешь, прости. Я честное слово, мучаюсь, но не изменяю ничего.

Скупые мужские слова благодарности от сына Виктора

Я смотрю на стареющую мать, и понимаю, что ничего не сделал для того, чтобы ей легче жилось. Приеду на пару деньков, поговорю и уеду. Прекрасно понимаю, что не одна живёт, рядом дочь и сын, поэтому так и происходит. Спасибо жене, когда посылку пошлёт, а когда к празднику перевод. Сядем, рассматриваем фотографии, мама рядом, а я окунаюсь в детство. Вспоминаю, как на покосе всё лето сено косил, всматриваюсь в лица родственников и понимаю, что мать является связующим звеном уже трёх поколений. Всё помнит, рассказывает без устали, беспомощная такая, ждущая от нас внимания и ласки. Многого ей не надо, приезжайте, пишите, звоните. Всех ждёт, любит.

Письмо старшего сына Владимира

Сегодня 10 января 2013 года исполнилось ровно два года с того момента, когда я вышел из церкви крещеным и наотрез отказался от спиртного и курева. После 40-летнего стажа курильщика и нескольких последних лет запоя после развода, я стал вести здоровый образ жизни, за что бесконечно благодарен своей маме. Ее нетерпимость к алкоголю и курению постепенно перешли и ко мне. Видя ее страдания, я решил покончить с этими пагубными привычками, чтобы не казнить себя всю оставшуюся жизнь за то, что причинял вред самому близкому мне человеку. Я сделал для себя открытие - оказывается, человек способен на большие, сильные поступки, если по - настоящему желает добра и счастья близкому человеку.

Фото 14. Четыре поколения

Так случилось, что приехали в гости самые близкие люди, и вот она сидит, а рядом сын, внуки и правнук. Богатая бабушка, правда!



Заключение

Жизнь моей прабабушки оказалась очень нелегкой, во многом даже трагичной. Сначала мне казалось, что именно ей пришлось испытать такую тяжкую долю, но читая историческую литературу, посвященную событиям тридцатых-сороковых годов, дальнейшей истории нашей страны, я сделала вывод, что судьба большинства людей, того советского периода, истории нашей страны очень нелегкая. Многим людям пришлось испытать лишения. Но, что отрадно и удивительно, эти люди сумели не утратить самого главного - доброты, участия, надежды на лучшее будущее. Я невольно прониклась каким-то странным духом того времени. И все же, все же… Воспоминания моей бабушки, беседы с ней помогли мне что-то понять из той жизни. Люди были молоды, полны надежд на то, что счастье, когда-нибудь придет и к ним.

Проследив этапы судьбы моей бабушки, я узнала, что для того, чтобы сохранить любовь к жизни и к людям, нужно обладать особым даром - жить не только ради себя. А главное, ради своих близких, ради людей, и тогда люди сторицей отдадут эту любовь. Если не все близкие помогают бабушке, то другие дарят ей радость участия, любви, внимания, и она ценит это, и отдает нам всю любовь, которой у нее неиссякаемая кладовая.

По бабушкиным рассказам встают целые картины прошлой жизни. У неё было трудное детство, безбожие, которое насаждалось все больше. Получилось так, что бабушкино поколение, поколение ее сестер, братьев в бога не верили, или верили про себя, не произнося запретные слова вслух. Как непривычно это для нас, сегодняшних, мы можем говорить все, что нас волнует, интересует, выбирать то, что сами считаем нужным. Сложно понять то, прошлое поколение.

Я полагаю, что жизнь наших бабушек настолько поучительна, это и есть настоящая школа - как человеку стать нужным обществу, а не просто существовать для себя. Тогда, возможно, все изменится- изменится наша страна, изменимся мы сами.

Хотелось бы низко поклониться моей прабабушке за всю ее нелегкую жизнь, за неиссякаемую доброту и энергию, поклониться всем тем обыкновенным, простым труженикам, благодаря которым есть мы, есть наша Россия, есть наше будущее. Но судьба у каждого человека все же своя, особенная, неповторимая. Она во многом зависит не только от судьбы страны, но и от самого человека, как он сможет ее прожить, противостоять ударам судьбы, выйти победителем.

Я подарю своей прабабушке фотолетопись (приложение 1, 2, 3, 4), которую изготавливали я и все мои родственники, присылая письма, фотографии, материал для фоторамок и многое другое с разных уголков Красноярского края.



Литература:

  1. История России / сост. А.В. Волкова. – РОСМЭН ПРЕСС, 2013. – 98 с.

  2. Меттус Е.В. Живая оценка. –М.: Глобус, 2009.-272 с.

  3. Мировая история / Сост. А.В Волкова. – РОСМЭН ПРЕСС, 2012. – 92 с. ил.

  4. Проектная деятельность в школе. В.: Учитель, 2013.-131 с.

  5. Колчак и Сибирь. / Наука и жизнь, 2009 г. № 3.-с. 32

  6. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003. – 2003. – 544 с. : ил.

  7. Шатилова М.Ю. Сибирь.-М.: Глобус, 2013.-169 с.

  8. Шаульская И.А. Вопросы умникам и умницам.-Ростов на Дону.: Феникс, 2012.

  9. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч.3. История России XX век/ Сост.С.Т. Исмаилова. М.: Аванта, 1996. – 672 с.:ил.

  10. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч.4. История России XX век / Сост.С.Т. Исмаилова. М.: Аванта, 1996. – 672 с.:ил.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!