СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа, выполненная от имени ученика

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа, выполненная от имени ученика»

Министерство образования и науки Астраханской области ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Специальность 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»







Практическая работа № 7

«Исследовательская работа, выполненная от имени ученика»















Выполнила: студентка 4 «В» гр.

_______Заитова Ф.Р.

Проверил: преподаватель

_______ Коржова А.П.













Астрахань, 2023

Тема исследования: "Баба-Яга - кто она: злодейка или добрая помощница?"

Объект исследования: образ Бабы-Яги как олицетворение сил добра и зла.

Предмет исследования: характеристики поступков Бабы-Яги в различных сказок.

Цель исследования: изучение образа Бабы-Яги и анализирование двойственности ее характера.

Задачи исследования:

1.Узнать значение имени Бабы-Яги в разных словарях и научных трудах;

2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба-Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;

3.Познакомиться с мифическим образом Бабы-Яги и его происхождением.

4. Провести анкетирование одноклассников и проанализировать их отношение к сказкам и их мнению об образе Бабы-Яги.

5. Написать и оформить собственную сказку, одним из главных персонажей которой будет Баба-Яга.

Гипотеза исследования: предположим, что Баба-Яга – очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие, но о Бабе Яге сложился образ отрицательного героя, и, скорее всего, мнение о ней только как об отрицательном герое.

Методы исследования: анкетирование, классификация, обобщение


Актуальность исследования

Со сказками мы знакомимся в детстве. В них много разных чудес и героев. Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских народных сказок, как Баба-Яга. Но какая она? Действительно ли она злая и плохая? Правда ли, что большинство считают ее отрицательным персонажем? Или ее образ в сказках гораздо сложнее? Возможно, Баба-Яга является самым спорным образом в сказках. 

Может быть, отрицательное отношение к ней ошибочно? Можно ли изменить общественное мнение на её счет? Так и в жизни: мы порой воспринимаем человека и делаем выводы о нем очень поверхностно, но стоит узнать его глубже, познакомиться с ним и ближе, и наше мнение о нем изменится. Я решила найти ответы на эти вопросы.

Теоретическая часть

Чтобы узнать значение имени Бабы-Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.

Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.

Ведь наши слова «баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.

Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» – это:

1. Мать отца или матери по отношению к их детям.

2. Старая женщина.

Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:

1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.

2. Шуба мехом наружу.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля)

Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.

Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.

Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она – старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.

У Бабы Яги очень много имен – Яга, Ягая Баба, Ягинишна, Ягобова, Ягишна, Ягиха, Ягая.

 Откуда же взялась баба Яга?

У ученых на этот счет не одна версия.

Версия первая. Во всех сказках Баба-Яга живет только в самых дремучих лесах. Ученые предполагают, что восточнославянские племена, осваивая земли на север и на восток от своих исконных земель, попадали в невиданные прежде леса. Люди воспринимали эти места с тревогой, как враждебные. Мало того, но Баба Яга живет еще и на болоте. Болота русские люди с древних времен воспринимали с ужасом. Там живет всякая нечисть – лешие, русалки (утопленницы) и Баба Яга, там ядовитые испарения, там трясины. Поэтому Бабу Ягу так боятся.

Версия вторая.  Еще одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

Версия третья.  В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Они жили в районе города Туапсе и были кровожадными и свирепыми воинами. Есть предположение, что они были людоедами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде – отсюда куриные ноги – сваи.

Версия четвертая. Представьте себе далекое прошлое славян. Люди начали обрабатывать землю, а чтобы получить поля, нужно было выкорчевать и сжечь деревья. Со всех сторон недружелюбные соседи. Тогда царил матриархат. Во главе племени стояла женщина, которая могла не только учить всех остальных, но и отстоять свое место. То есть не девица, но и не старуха – настоящая женщина или баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка. С бабой все понятно, а что за имя такое - Яга? Ученые выдвигают две версии: то ли от соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»), то ли от простого словосочетания - баба в яге (мохнатой шубе без рукавов). Кстати, одна из точек зрения о расшифровке слова «Яга» как «решающий». Таким образом, Баба Яга – женщина, которая все решает сама.

Волшебные атрибуты Бабы Яги

Где живёт Баба Яга? Согласно славянской мифологии Баба Яга живет на границе двух миров – ЯВЬ, где живут люди и звери, и НАВЬ, где живут темные силы и злые духи, царит зло. Сама она является получеловеком, полумертвецом. Ее избушке на курьих ножках расположена на опушке леса. Лес – мир темных сил, а поляна – мир людей. Избушка Бабы Яги повернута всегда к лесу – миру «темных сил». Образ «избушки на курьих ножках» - явление уникальное, составляющее единое целое с образом самой Бабы Яги. Во-первых, она способна передвигаться (куриные ноги). Во-вторых, она распознает человеческий голос, и реагирует на команды. В-третьих, она способна видеть с помощью окон, говорить дверью, и думать.

Изба часто обнесена забором, сделанным из человеческих костей, на них насажены черепа с глазными прорезями. А вместо деревянных опор, на которые вешают калитку, стоят человеческие ноги, вместо засова – человеческие руки, а на месте замка для ключа вмонтирован человеческий рот с острыми зубами.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Ступа – это то, в чем толкут зерна, перетирая их в муку; в медицине использовалась для измельчения различных корешков в порошок и изготовления лекарств. Погоняет ступу пестом – инструментом для толчения, растирки или дробления чего-либо в ступе, и заметает следы помелом – пучок мочала, тряпья, ветоши, хвороста или связки прутьев, насаженных на палку, инструмент, предназначенный для обметания пола.

Характеристика образа Бабы Яги учёным А.Н.Афанасьевым

По мнению учёного А. Н. Афанасьева, волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1) Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и за­став в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоловкости, является символом мно­жественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»

…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)

…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба-яга и Заморышек»)

2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.

…В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)

3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы:

4) Яга–советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре):

…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)

5) Яга–повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).

… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько

( «Баба Яга»)

… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:

- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. («Василиса Прекрасная»)

-Эй вы, слуги мои верные! Рубите, незваным гостям, буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)

6) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.

…Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.

(« Финист - ясный сокол»)

7) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками).

…-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист - ясный сокол»)

8) Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тетка).

…- Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?

- Тку, тетушка, тку, милая! («Баба Яга»)

 Роль Бабы Яги в русских сказках

Мы провели опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как школьники воспринимают Бабу Ягу. Большинство одноклассников представляют Бабу Ягу злой, сердитой, агрессивной, сражающейся с главным героем.

Мы предлагаем взглянуть на Бабу Ягу с другой стороны.

Прочитав сказки, мы поняли, что Баба - Яга в любой сказке выполняет важную роль. Если ее убрать из текста сказки, то и герой ничего не сможет.

Несмотря на весь ее страшный облик, она оказывает гостеприимство и Ивану – царевичу, и Ивану – крестьянскому сыну.

Баба – Яга подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.

Таким образом, Баба Яга выступает в роли помощницы героев.

Дети, попавшие к страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых безвыходных ситуаций.

К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. И все ее злое коварство заканчивается.

Но, каков же характер Бабы Яги? Не всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в «Тридесятое царство» или царство Кощеево. Как гость себя ведет, такой прием и получает.

Будет вежлив и трудолюбив – получит и помощь, а нет – угодит на лопату и в печь. Нерадивость и лень она не переносит. Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой.
И еще, я бы хотела сказать, что ни одного ребенка ни в одной сказке Баба Яга так и не посадила в печь. Значит, она не такая она и страшная. На самом деле она жалеет детей.

В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Баба Яга выступает в роли дарительницы, помощницы героев. Она помогает им, указывает дорогу, вручает волшебные предметы и дает мудрые советы.
Кроме того, Баба Яга – волшебница. Живет в лесу, обладает большой биоэнергетикой. Она – повелительница животного мира и сил природы. Много знает, много умеет, умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и «дураков». Помогает герою, если чувствует в нем смелость и силу духа.

Даже в сказке «Гуси-лебеди», где Баба Яга хотела изжарить Иванушку, все не так страшно. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка.

Зная его, Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в целителя. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

В древности, когда женщины являлись главой рода, Баба – Яга была могущественной богиней, хранительницей традиций и обычаев.

В сказках Баба – Яга выступает в роли хранительницы волшебных ремесел.

Василиса Прекрасная выучилась у нее великолепно шить и ткать.

Характер у бабы – Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Не переносит нерадивость, лень, наказывает за это. А то, что уроки ее трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее, все - молодые волшебницы.

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали много русских народных сказок, провели опрос среди учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам мы сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. «Узнаю тайны – и был таков» - по принципу поэта хочется действо­вать после знакомства с героиней исследования, Бабой-Ягой.

Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побы­вали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо»  ее родных и близких, с уваже­нием и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». А имена известных ли­тературоведов и ученых, которые в свое время уделили ей столько внимания, спорили, доказывали, искали корни происхождения, за­ставили уважительно отнестись к нашей знакомой. Хотя по–прежнему к Бабе–Яге хочется относиться с детской наивностью. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, добра. Последнее время у Бабы - Яги находят всё больше положительных черт и даже называют её хранительницей домашнего очага. Возможно, взрослым людям тоже очень хочется верить в сказки, в которых всегда побеждает добро, тем более, если для этого даже плохие герои становятся хорошими.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.

Наши наблюдения позволяют ещё раз убедиться в народной мудрости «По одёжке встречают, по уму провожают».

В ходе исследования мы научились:

-анализировать сказки;

-давать характеристики главным героям произведения;

-находить полезную информацию;

-делать выводы.

Исследование позволяет сделать вывод, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку.

Таким образом:

-Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;

-она может быть разной – и доброй, и злой;

-часто она помогает герою, спасает его;

-Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!