Просмотр содержимого документа
«Исследование ферментативной активности слюны»
Разработка урока по биологии в 8 классе (ФГОС).
Тема урока: «Исследование ферментативной активности слюны».
Цели урока:
Образовательные: изучение амилазной активности слюны и влияния на её активность щелочных и кислотных растворов.
Развивающие: формирование умений самостоятельно проводить наблюдения и исследования в процессе лабораторной работы, анализировать полученные данные и оценивать полученные результаты.
Воспитательные: воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью.
Задачи урока:
Исследовать деятельность фермента слюны – амилазы; доказать влияние окружающей среды на активность амилазы; отработать методику ведения эксперимента.
Тип урока: урок – исследование.
Ведущая педагогическая методология: системно-деятельностный подход в преподавании биологии.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, оборудование и реактивы: водяная баня; мерные пипетки; штативы; 32 пробирки; слюна неразбавленная, профильтрованная через вату, крахмал (свежий 5%-ный раствор); йод (3%-ный раствор в иодиде калия KJ); сульфат меди (II) (CuSO4); серная кислота (H2SO4); щелочь (NaOH).
Педагогические технологии и методы, применяемые на уроке: проблемное обучение, групповые технологии, ИКТ, здоровье сберегающие технологии, развивающее обучение.
Используемый УМК: А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М., «Вентана-Граф» (2015), Рабочая тетрадь к учебнику А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» М., «Вентана-Граф» (2017).
Ход урока
Название урока и его этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты |
Предметные | УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Исследование ферментативной активности слюны» 1. Организационный момент | Приветствует учеников, организует, настраивает на изучение нового материала | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Научатся характеризовать слюнные железы, их виды, ферменты, которые они выделяют, их химический состав и их значение в пищеварении. Познакомятся с нарушениями в пищеварении в ротовой полости и их причинами. | Регулятивные: принимать учебную задачу, составлять план работы в соответствии с поставленной задачей, выполнять лабораторную работу, свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию, отвечать на вопросы. Познавательные: использовать приёмы работы с информацией (поиск и отбор необходимой информации, её систематизация), осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы. | Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения, владеют способами самоорганизации учебной деятельности (умеют ставить цели и планировать личную учебную деятельность), проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию. |
2. Актуализация знаний | Обращает внимание на картинку головы человека и определённые органы, которые демонстрируются на мультимедийной доске, с целью определения темы урока. | Смотрят на картинку на доске, высказывают свои предположения о теме предстоящего занятия. Формулируют тему и задачи урока. |
3. Изучение новой темы | Вопрос учителя: «Что же представляет собой слюна?» Вопрос учителя: «Что является источником слюны в организме человека?» Вопрос учителя: «Какова роль слюны в организме человека?» Вопрос учителя: «Каковы нарушения слюноотделения и его последствия?» | Слушают сообщение 1-го ученика о химическом составе слюны. Ответ 2-го ученика о слюнных железах и их видах. Сообщение 3-го ученика о значении слюны в организме человека. Сообщение 4-го ученика о наиболее часто встречающихся нарушениях и их причинах. |
4. Закрепление изученного материала и рефлексия | Предлагает выполнить задание по изученному материалу. 1). Подписать на карточках названия слюнных желёз. 2). Ответить на следующие вопросы: А. Почему слюнные железы относятся к железам внешней секреции. Б. Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны? В. Какие вещества образуются в ротовой полости при расщеплении крахмала? | Выполняют проверочное задание. Вместе в классе проверяют правильность ответов и исправляют ошибки. |
5. Лабораторная работа. | Проводит инструктаж по ТБ, настраивает на практическую работу. Работа будет выполняться с целью определения влияния факторов окружающей среды на ферментативную активность слюны Работа проводится по группам (см. приложение) | Выполняют лабораторную работу, делают выводы о влиянии различных факторов на активность слюны. Выводы: активность амилазы ингибируется как кислотой, так и щёлочью, оптимальное же значение рН 7,1 – 7,2, поэтому опасно как закисление окружающей среды, так и защелачивание под действием промышленных и сельхоз выбросов. |
6. Домашнее задание | Записывает домашнее задание на доске: §31 - §32 и задания в рабочей тетради и приложение 2. | Записывают в дневнике домашнее задание. |
Приложение 1. Ход лабораторной работы.
В основе определения амилазной активности лежит реакция гидролиза крахмала под действием амилазы слюны до мальтозы с последующим определением полноты расщепления крахмала по цветной реакции с йодом в зависимости от степени разбавления слюны, а, следовательно, от концентрации фермента в исследуемых пробах.
32 пробирки размещаем в штативах в четыре ряда по восемь штук в каждом и пронумеровываем их. Во все пробирки наливаем по 1 мл воды, а затем в первые пробирки каждого ряда — по 1 мл неразбавленной слюны. Содержимое пробирок перемешиваем. Далее 1мл смеси из пробирки 1 каждого ряда переносим в пробирку 2. перемешиваем, снова набираем 1 мл смеси и переносим в пробирку 3 и т.д., вплоть до пробирки 8, из которой после перемешивания выливаем 1 мл жидкости. Таким образом получаем градиент разбавления слюны:
Таблица 1.
№ пробирки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Степень разбавления слюны | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 |
Во все пробирки первого (контрольного) ряда наливаем по 1 мл воды; в пробирки второго, третьего и четвертого рядов (опытные) наливаем по 1 мл растворов сульфата меди или других токсикантов в возрастающей концентрации от второго до четвертого рядов. Далее во все пробирки приливаем при помощи мерной пипетки по 2 мл раствора крахмала в следующем порядке: сначала в первые пробирки всех рядов, затем во вторые и т. д. Содержимое пробирок перемешиваем.
После чего штативы с пробирками помещаем в водяную баню при 40°С на 15 мин. По охлаждении в пробирки добавляем по капле раствора йода в йодиде калия и отмечаем пробирки с положительной реакцией.
Работа проводится по группам:
1ая группа исследует действие на активность амилазы сульфата меди (II) (CuSO4); 2ая группа исследует действие на активность амилазы серной кислоты (H2SO4); 3я группа исследует действие на активность амилазы гидроксида натрия (NaOH).
Приложение 2. Задание на дом: 1) Используя рисунок, объясните образование слюноотделительного рефлекса. Что обозначено цифрами 1 – 5?
2) Будет ли происходить слюноотделение у животного, если у него повреждены нервы, отходящие от языка и слизистой оболочки полости рта? Почему?