СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование ферментативной активности слюны

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слюна является наименее изученной и самой недооцененной   из   жидкостей организма. Тем не менее этот небольшой по объёму секрет играет жизненно важную роль в сохранении интеграции тканей полости рта. Данный урок посвящён изучению слюнных желёз и пищеварению в ротовой полости.

Просмотр содержимого документа
«Исследование ферментативной активности слюны»

Разработка урока по биологии в 8 классе (ФГОС).

Тема урока: «Исследование ферментативной активности слюны».


Цели урока:

Образовательные: изучение амилазной активности слюны и влияния на её активность щелочных и кислотных растворов.

Развивающие: формирование умений самостоятельно проводить наблюдения и исследования в процессе лабораторной работы, анализировать полученные данные и оценивать полученные результаты.

Воспитательные: воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью.


Задачи урока:

Исследовать деятельность фермента слюны – амилазы; доказать влияние окружающей среды на активность амилазы; отработать методику ведения эксперимента.


Тип урока: урок – исследование.


Ведущая педагогическая методология: системно-деятельностный подход в преподавании биологии.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, оборудование и реактивы: водяная баня; мерные пипетки; штативы; 32 пробирки; слюна неразбавленная, профиль­трованная через вату, крахмал (свежий 5%-ный раствор); йод (3%-ный раствор в иодиде калия KJ); сульфат меди (II) (CuSO4); серная кислота (H2SO4); щелочь (NaOH).


Педагогические технологии и методы, применяемые на уроке: проблемное обучение, групповые технологии, ИКТ, здоровье сберегающие технологии, развивающее обучение.


Используемый УМК: А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М., «Вентана-Граф» (2015), Рабочая тетрадь к учебнику А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс» М., «Вентана-Граф» (2017).





Ход урока


Название урока и его этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Регулятивные,

Познавательные,

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

«Исследование ферментативной активности слюны»

1. Организационный момент

Приветствует учеников, организует, настраивает на изучение нового материала

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Научатся характеризовать слюнные железы, их виды, ферменты, которые они выделяют, их химический состав и их значение в пищеварении. Познакомятся с нарушениями в пищеварении в ротовой полости и их причинами.

Регулятивные: принимать учебную задачу, составлять план работы в соответствии с поставленной задачей, выполнять лабораторную работу, свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию, отвечать на вопросы.

Познавательные: использовать приёмы работы с информацией (поиск и отбор необходимой информации, её систематизация), осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других людей, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы.

Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения, владеют способами самоорганизации учебной деятельности (умеют ставить цели и планировать личную учебную деятельность), проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию.

2. Актуализация знаний

Обращает внимание на картинку головы человека и определённые органы, которые демонстрируются на мультимедийной доске, с целью определения темы урока.

Смотрят на картинку на доске, высказывают свои предположения о теме предстоящего занятия. Формулируют тему и задачи урока.

3. Изучение новой темы

Вопрос учителя: «Что же представляет собой слюна?»



Вопрос учителя: «Что является источником слюны в организме человека?»

Вопрос учителя: «Какова роль слюны в организме человека?»


Вопрос учителя: «Каковы нарушения слюноотделения и его последствия?»



Слушают сообщение 1-го ученика о химическом составе слюны.

Ответ 2-го ученика о слюнных железах и их видах.


Сообщение 3-го ученика о значении слюны в организме человека.

Сообщение 4-го ученика о наиболее часто встречающихся нарушениях и их причинах.

4. Закрепление изученного материала и рефлексия











Предлагает выполнить задание по изученному материалу.

1). Подписать на карточках названия слюнных желёз.

2). Ответить на следующие вопросы:

А. Почему слюнные железы относятся к железам внешней секреции.

Б. Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?

В. Какие вещества образуются в ротовой полости при расщеплении крахмала?

Выполняют проверочное задание. Вместе в классе проверяют правильность ответов и исправляют ошибки.
















5. Лабораторная работа.

Проводит инструктаж по ТБ, настраивает на практическую работу.

Работа будет выполняться с целью

определения влияния факторов окружающей среды на ферментативную активность слюны Работа проводится по группам (см. приложение)


Выполняют лабораторную работу, делают выводы о влиянии различных факторов на активность слюны. Выводы: активность амилазы ингибируется как кислотой, так и щёлочью, оптимальное же значение рН 7,1 – 7,2, поэтому опасно как закисление окружающей среды, так и защелачивание под действием промышленных и сельхоз выбросов.

6. Домашнее задание

Записывает домашнее задание на доске: §31 - §32 и задания в рабочей тетради и приложение 2.

Записывают в дневнике домашнее задание.



Приложение 1. Ход лабораторной работы.

В основе определения ами­лазной активности лежит реакция гидроли­за крахмала под действием амилазы слюны до мальтозы с последующим определением полноты расщепления крахмала по цветной реакции с йодом в зависимости от степени разбавления слюны, а, следовательно, от кон­центрации фермента в исследуемых пробах.

32 пробирки размещаем в штативах в четыре ряда по восемь штук в каждом и про­нумеровываем их. Во все пробирки наливаем по 1 мл воды, а затем в первые пробирки каж­дого ряда — по 1 мл неразбавленной слюны. Содержимое пробирок перемешиваем. Далее 1мл смеси из пробирки 1 каждого ряда переносим в пробирку 2. перемешиваем, сно­ва набираем 1 мл смеси и переносим в пробир­ку 3 и т.д., вплоть до пробирки 8, из кото­рой после перемешивания выливаем 1 мл жид­кости. Таким образом получаем градиент разбавления слюны:

Таблица 1.

№ пробирки


1

2

3

4

5

6

7

8

Степень разбавления слюны

2

4

8

16

32

64

128

256


Во все пробирки первого (контрольного) ряда наливаем по 1 мл воды; в пробирки второго, третьего и чет­вертого рядов (опытные) наливаем по 1 мл растворов сульфата меди или других токси­кантов в возрастающей концентрации от второго до четвертого рядов. Да­лее во все пробирки приливаем при помощи мерной пипетки по 2 мл раствора крахмала в следующем порядке: сначала в первые пробирки всех рядов, затем во вторые и т. д. Содержимое пробирок перемешиваем.

После чего штативы с пробирками помещаем в водяную баню при 40°С на 15 мин. По охлаждении в про­бирки добавляем по капле раство­ра йода в йодиде калия и отмечаем пробирки с положительной реакцией.

Работа проводится по группам:

1ая группа исследует действие на активность амилазы сульфата меди (II) (CuSO4); 2ая группа исследует действие на активность амилазы серной кислоты (H2SO4); 3я группа исследует действие на активность амилазы гидроксида натрия (NaOH).

Приложение 2. Задание на дом: 1) Используя рисунок, объясните образование слюноотделительного рефлекса. Что обозначено цифрами 1 – 5?

2) Будет ли происходить слюноотделение у животного, если у него повреждены нервы, отходящие от языка и слизистой оболочки полости рта? Почему?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!