СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Любовь к чтению" (XIII городской научно-практической конференции для учащихся 5-8 классов «Эврика»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, подготовленная к XIII городской научно-практической конференции для учащихся 5-8 классов «Эврика». Работа представлена секцией "Литературоведения", подготовлена учеником 6 «А» класса Лапиным Никитой.

Работа может быть использована на внеклассных мероприятиях по листературе, может стать отправной точкой для дальнейших научно-изыскательских работ по литературе

Любовь к чтению.

Мой классный руководитель говорит, что раньше наша страна была самой читающей в мире. А сегодня мои сверстники, да и вообще многие дети, не любят читать. Многие из нас, и я не исключение, больше смотрим телевизор или за компьютером сидим. Почему так происходит? Почему не любим читать? Как полюбить читать? На эти вопросы я постараюсь ответить.

Я выдвинул гипотезу: в век телевидения и Интернета современные дети читают мало, роль книги в их жизни мала.

Цель моего исследования - изучить причины низкого читательского интереса детей и найти способы увеличения интереса к чтению.

Я определился с задачами исследования:

  1. изучить специальную литературу о пользе чтения и рассказать об этом одноклассникам;

  2. провести опрос среди одноклассников;

  3. проанализировать результаты;

  4. подтвердить или опровергнуть гипотезу результатами анкет;

  5. познакомить одноклассников с увлекательными играми и упражнениями для повышения качества чтения;

  6. разработать способы увеличения интереса к чтению.

В ходе проведенного исследования я получил новые знания:

Когда мы постоянно читаем, улучшаются конкретные навыки:

  1. Чтение уменьшает стресс.

  2. Чтение поможет избавиться от бессонницы.

  3. Чтение делает нас чуткими.

  4. Чтение делает нас более привлекательным.

  5. Чтение улучшает память и мыслительные способности.

  6. Чтение расширяет словарный запас.

  7. Чтение делает нас хорошим рассказчиком.

Я решил узнать, какое место чтение книг занимает у моих одноклассников. Для этого провел опрос. Средняя возрастная группа – 11-12 лет. Всего в опросе приняло участие 27 человек.

Результаты, которые в виде диаграмм:

Вопрос №1 «Чем вы любите заниматься в свободное время?»

Было предложено 5 вариантов ответов (гулять, играть за компьютером, читать, смотреть телевизор, занятия по увлечениям -спорт, танцы, шахматы и т.д.), нужно было выбрать один или несколько ответов. Получились такие результаты: за чтением проводят 19% времени. Большая половина класса ответили, что любят гулять (44%)

Вопрос №2 «Любите ли вы читать?» 70% ответили «да», 30% - «нет»

Вопрос №3 «С какой целью вы читаете?» 26% - школьников читают с учебной целью, 26% - для расширения кругозора, 30% - для души, 11% - чтобы заполнить свободное время, 7% - выбрали другое.

Вопрос №4 «Сколько книг вами прочитано за последний год?» За последний год мои одноклассники прочитали в среднем около 5 книг, а два ученика прочитали за год примерно по 20 книг.

Вопрос №5 «Как вы считаете, почему многие дети так мало читают?» Многие ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (6 человек). Сослались на то, что есть много других занятий 3 учащихся, а 4 человек указали наличие интернета, 2 моих одноклассника эту причину сформулировали четко и кратко – лень. 10 учащихся ответили, что читать не интересно, 2 человек не смогли ответить на этот вопрос (ответили - не знаю)

Для того чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать технику чтения. Я хочу порекомендовать упражнения на развитие качества чтения (размещены в памятке)

Можно много говорить о технике чтения, но не следует забывать и здоровье. Существуют правила гигиены чтения.

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 минут. Обязательно надо встать, размяться и только потом продолжать читать.

Правило 3. Никогда не читать лёжа. При чтении лёжа невозможно сохранить постоянно расстояние до глаз 33 см.

Правило 4. Не забывать про активные виды деятельности для укрепления здоровья. Надо заниматься спортом, танцами

Правило 5. Постоянно следить за зрением и укреплять его с помощью упражнений. Раз в год бывать у врача-офтальмолога.

Способы увеличения интереса к чтению.

Исправить сложившуюся ситуацию в области чтения в детской среде сразу невозможно. Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы программы, конкурсы, мероприятия, направленные на пропаганду чтения. Какие я вижу пути решения:

  • Можно провести развлекательно-учебное мероприятие, например: «Школьная Библионочь»

  • Организовать литературный марафон, например, встречи с местными писателями.

  • Сделать книжный аукцион.

  • Организовать Флеш-моб, направленный на пропаганду чтения, например, построить школьников «я читать!»

  • Организовать в классе выступление читателя, например, на тему: «Мои любимые книги».

На основании проведенного исследования я сделал следующие вывод:

Книга окончательно не ушла из жизни школьников, многие мои одноклассники любят читать. Моя гипотеза - в век телевидения и Интернета современные дети читают мало – не подтвердилась!

Чтобы еще больше повысить интерес учащихся к чтению, можно проводить рекламу книг на уроках литературы, делать выставки «новинок», поступающих в библиотеку школу.

Помимо этого надо повышать качество чтения, разработанная мной памятка поможет одноклассникам в этом вопросе.

Если мы не будем читать и навсегда устремим взгляд в монитор компьютера или экран телевизора, то исчезнет живой диалог, живое общение. Во всём должна быть мера. Использование готовых материалов, предлагаемых компьютерными программами и телевидением, лишает детей умения фантазировать, способности воображать.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кондратьева О.Н. Чтение и мышление.//Крылья. – 2007. - №7. – с.8 – 11.

  2. Махаева В.П. Нельзя заставить читать, но можно увлечь, научить, «заразить».//Школьная библиотека. – 2008. - №4. – с.73-75.

  3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. - М.: Аванта+, 2002.

  4. Селиверстова Н. А. Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4.

  5. «Литература в школе», 1991 №4

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Любовь к чтению" (XIII городской научно-практической конференции для учащихся 5-8 классов «Эврика»).»

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации  г. Иркутска  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39  (МБОУ г. Иркутска СОШ № 39)   Городская научно-практическая конференция «Эврика»  секция «Литературоведения»   Тема:  «Любовь к чтению» обучающегося  6 «А» класса  МБОУ г. Иркутска СОШ № 39  Лапин Никита Владимирович  научный руководитель  учитель высшей категории  Орлова Ольга Николаевна

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39 (МБОУ г. Иркутска СОШ № 39) Городская научно-практическая конференция «Эврика» секция «Литературоведения» Тема: «Любовь к чтению»

обучающегося 6 «А» класса МБОУ г. Иркутска СОШ № 39 Лапин Никита Владимирович

научный руководитель учитель высшей категории Орлова Ольга Николаевна

 Цель и Гипотеза Гипотеза: в век телевидения и интернета современные дети читают мало. Цель: изучить причины низкого читательского интереса детей и найти способы увеличения интереса к чтению.

Цель и Гипотеза

Гипотеза: в век телевидения и интернета современные дети читают мало.

Цель: изучить причины низкого читательского интереса детей и найти способы увеличения интереса к чтению.

 Задачи: Изучить литературу о пользе чтения и рассказать об этом одноклассникам. Провести опрос среди одноклассников Проанализировать результаты. Подтвердить или опровергнуть гипотезу результатами анкет. Познакомить с играми и упражнениями для повышения качества чтения. Разработать способы увеличения интереса к чтению.

Задачи:

  • Изучить литературу о пользе чтения и рассказать об этом одноклассникам.
  • Провести опрос среди одноклассников
  • Проанализировать результаты.
  • Подтвердить или опровергнуть гипотезу результатами анкет.
  • Познакомить с играми и упражнениями для повышения качества чтения.
  • Разработать способы увеличения интереса к чтению.
 Навыки: Чтение уменьшает стресс. Чтение поможет избавиться от бессонницы. Чтение делает нас чутким. Чтение делает нас более привлекательным. Чтение улучшает память и мыслительные способности. Чтение расширяет словарный запас. Чтение делает нас хорошим рассказчиком.

Навыки:

  • Чтение уменьшает стресс.
  • Чтение поможет избавиться от бессонницы.
  • Чтение делает нас чутким.
  • Чтение делает нас более привлекательным.
  • Чтение улучшает память и мыслительные способности.
  • Чтение расширяет словарный запас.
  • Чтение делает нас хорошим рассказчиком.
 Опрос одноклассников: Средняя возрастная группа 12-13 лет. В опросе участвовало 27 человек.

Опрос одноклассников:

  • Средняя возрастная группа 12-13 лет. В опросе участвовало 27 человек.
 За чтением проводят 19% времени. Большая половина класса ответили, что любят гулять.(44%)

За чтением проводят 19% времени.

Большая половина класса ответили,

что любят гулять.(44%)

 70% ответили «да», 30% - «нет»

70% ответили «да», 30% - «нет»

 26% школьников читают с учебной целью, 26% - для расширения кругозора, 30% - для души, 11% - чтобы заполнить свободное время, 7% - выбрали другое.

26% школьников читают с учебной целью,

26% - для расширения кругозора, 30% - для души, 11% - чтобы заполнить свободное время, 7% - выбрали другое.

 За последний год мои одноклассники прочитали в среднем около 5 книг, а 5 одноклассников прочитали за год примерно по 10 книг.

За последний год мои одноклассники прочитали в среднем около 5 книг, а 5 одноклассников прочитали за год примерно по 10 книг.

 Многие ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (6 человек). Сослались на то, что есть много других занятий 3 учащихся, а 4 человека указали на наличие интернета, 2 моих одноклассника эту причину сформулировали четко и кратко – лень. 10 учащихся ответили, что читать неинтересно, 2 человека не смогли ответить на этот вопрос (ответили - не знаю)

Многие ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (6 человек). Сослались на то, что есть много других занятий 3 учащихся, а 4 человека указали на наличие интернета, 2 моих одноклассника эту причину сформулировали четко и кратко – лень. 10 учащихся ответили, что читать неинтересно, 2 человека не смогли ответить на этот вопрос (ответили - не знаю)

 Правила гигиены чтения: Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор. Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 минут. Обязательно надо встать, размяться и только потом продолжать читать. Правило 3. Никогда не читать лёжа. При чтении лёжа невозможно сохранить постоянное расстояние до глаз 33 см.

Правила гигиены чтения:

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 минут. Обязательно надо встать, размяться и только потом продолжать читать.

Правило 3. Никогда не читать лёжа. При чтении лёжа невозможно сохранить постоянное расстояние до глаз 33 см.

 Правило 4. Не забывать про активные виды деятельности для укрепления здоровья. Надо заниматься спортом, танцами Правило 5. Постоянно следить за зрением и укреплять его с помощью упражнений. Раз в год бывать у врача-офтальмолога.

Правило 4. Не забывать про активные виды деятельности для укрепления здоровья. Надо заниматься спортом, танцами

Правило 5. Постоянно следить за зрением и укреплять его с помощью упражнений. Раз в год бывать у врача-офтальмолога.

   Способы увеличения интереса к чтению: Провести развлекательно-учебное мероприятие, например: «Школьная Библиночь» Организовать литературный марафон, например, встречи с местными писателями. Провести книжный аукцион. Организовать Флеш-моб, направленный на пропаганду чтения, например, построить школьников «я читать!» Организовать в классе выступление читателя, например, на тему: «Мои любимые книги».

Способы увеличения интереса к чтению:

  • Провести развлекательно-учебное мероприятие, например: «Школьная Библиночь»
  • Организовать литературный марафон, например, встречи с местными писателями.
  • Провести книжный аукцион.
  • Организовать Флеш-моб, направленный на пропаганду чтения, например, построить школьников «я читать!»
  • Организовать в классе выступление читателя, например, на тему: «Мои любимые книги».
ВЫВОДЫ:  Книга окончательно не ушла из жизни школьников, многие мои одноклассники любят читать. Моя гипотеза - в век телевидения и интернета современные дети читают мало – не подтвердилась! Чтобы еще больше повысить интерес учащихся к чтению, можно проводить рекламу книг на уроках литературы, организовывать выставки новинок, поступающих в библиотеку школу. Помимо этого надо повышать качество чтения, разработанная мной памятка поможет одноклассникам в этом вопросе.

ВЫВОДЫ:

  • Книга окончательно не ушла из жизни школьников, многие мои одноклассники любят читать. Моя гипотеза - в век телевидения и интернета современные дети читают мало – не подтвердилась!
  • Чтобы еще больше повысить интерес учащихся к чтению, можно проводить рекламу книг на уроках литературы, организовывать выставки новинок, поступающих в библиотеку школу.
  • Помимо этого надо повышать качество чтения, разработанная мной памятка поможет одноклассникам в этом вопросе.
ПАМЯТКА:

ПАМЯТКА:

 Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!