СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Какое значение имеет сон в жизни младшего школьника?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

I.Основная часть…………………………………………………………………4

1.1.Что такое сон?............................................................................................4

1.2.Когда ложиться спать………………………………………………………6

1.3. Что происходит в организме, когда мы спим……………………………7

1.4.Как правильно спать………………………………………………………..7

1.5. Интересные факты………………………………………………………….8

1.6.Что мы видим в своих снах…………………………………………………8

II. Практическая часть…………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………………..14

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задала себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята  находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Вот почему я решила сделать эту работу.

 Поэтому объектом своего исследования я выбрала продолжительность сна в течение дня и недели.

Гипотеза: Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.

Цель исследования – изучить влияние сна на успеваемость учащихся.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Узнать мнения учёных - специалистов о продолжительности и качестве сна.

2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.

3. От чего зависит качество сна?

4. Что происходит во время сна с человеком.

5. Провести исследование в своём классе, для того чтобы узнать, сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

          Методы исследования

В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

  • анализ научной литературы;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • сравнение полученных результатов.

 

 

  1. Основная часть.

1.1 . Что такое сон?

На первом этапе своей исследовательской работы я обратилась к научным источникам психологии, и выяснила:

Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.

Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.

Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.

Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.

Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.

Продолжительность детского сна днем и ночью – очень больной вопрос для многих родителей, имеющих детей. Сколько времени должен спать ребенок, влияет большое количество факторов, например, эмоциональное состояние, состояние здоровья, активность, темперамент.

До одного года - от 20 до 5 часов дети спят днём, от 8 до 11 часов – ночью. От 2 до 7 лет - от 2 до 1,5 часов, от 11 до 10 часов – ночью. С 7 лет дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной длится 9-11 часов. Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.

Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.

Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.

 

Премьер-министр Великобритании известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.

 

1.2. Когда ложиться спать

Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас. Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов. Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем. Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете. Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.

Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.

 

1.3.Что происходит в организме, когда мы спим.

Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.

1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.

2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.

3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.

1.4.Как правильно спать.

Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине». Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.

«Калачиком» - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.

Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе» Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.

«На боку» - эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.

 

1.5.Интересные факты

Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считаетсяодной из лучших его работ.Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию».Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

1.6.Что мы видим в своих снах

Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения. Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью.

В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц. Не все люди способны видеть яркие сновидения насыщенные богатой палитрой цветов. Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете. Самые реалистичные и насыщенные сны видят люди, которые отказались от такого пагубного пристрастия к курению.

 

 

  1. Практическая работа.

На следующем этапе своей работы я провела в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.

Я предложила ребятам:

1)  Заполнить анкету.

2)  Выполнить задание: на листе бумаги каждый день отмечать время отводимое на сон в течение недели.

Результаты моих исследований.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решила исследовать, сколько времени ученики моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.

Моим одноклассникам была предложена анкета (см. Приложение 1 ). В ходе анализа анкеты я получила следующие результаты.

Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, т. к. он не высыпается.

Исследовав, как дети готовятся ко сну и что чаще всего они видят во сне, я выявила зависимость между качеством сна (снятся ужасы – 27%) и вредными привычками (просмотр телевизора и приём пищи перед сном) – 30%.

  1. Чем занимаешься за 30 минут до сна?

4% ничего

11% читают, кушают, играют

70% смотрят телевизор

15% занимаются гигиеной

  1. Что чаще всего видишь во сне?

7% ничего

10% семью

20% мультфильмы, смешное

40% знакомых ,друзей

23% страшное

3. Какие сны снятся?

- цветные 80%

-чёрно - белые 20%

4. А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.

В какой позе ты чаще всего спишь?

-на спине 15%

-на животе 45%

- на боку 30%

- «калачиком» 10%

5. Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших классов?

63% 10 часов

17% 11 часов

15 % 9 часов

5% 8 часов

 Затем я раздала ребятам задание, которое помогло мне выяснить, сколько всё-таки времени уходит на сон у них в течение недели. Я составила таблицу (Приложение 2) и мне удалось подсчитать количество времени, отводимого на сон, у учащихся в течение недели, а так же вывела среднее количество времени на сон в сутки.

Далее  я обратилась за помощью к своему учителю, Марине Юрьевне, чтобы она помогла мне сопоставить успеваемость ребят и продолжительность их сна за сутки (Приложение 3).

Вот что получилось:

56% ребят учатся на удовлетворительные отметки и спят они в среднем 8 часов в сутки, а 44% - учатся на хорошо и отлично,  и спят от 9-13 часов в сутки.

По мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся писать.

Таким образом, я наблюдаю прямую зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребёнок спит, тем ниже его успеваемость.

Действительно младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и влияет на успеваемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Гипотеза подтвердилась. Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.

Выводы

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

1.  Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

2.  Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

3.  Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна

4.  Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

 

 

 

 

 

Список литературы.

 1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: – М.: ООО «Издательство АСТ», 2008. -480 с.

3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; - М.:2010. - 592 с.

4. Интернет-ресурсы

 http://sonan.ru/news/normy_sna_dlja_detej/2012-05-21-125

 http://www.medinfo.ru/sovety/gig/01.phtml

 

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Какое значение имеет сон в жизни младшего школьника?"»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

I.Основная часть…………………………………………………………………4

1.1.Что такое сон?............................................................................................4

1.2.Когда ложиться спать………………………………………………………6

1.3. Что происходит в организме, когда мы спим……………………………7

1.4.Как правильно спать………………………………………………………..7

1.5. Интересные факты………………………………………………………….8

1.6.Что мы видим в своих снах…………………………………………………8

II. Практическая часть…………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………………..14

Приложения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!