1.1.Что такое сон?............................................................................................4
1.2.Когда ложиться спать………………………………………………………6
1.3. Что происходит в организме, когда мы спим……………………………7
1.4.Как правильно спать………………………………………………………..7
1.5. Интересные факты………………………………………………………….8
1.6.Что мы видим в своих снах…………………………………………………8
II. Практическая часть…………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………..14
Приложения
Введение.
Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задала себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Вот почему я решила сделать эту работу.
Поэтому объектом своего исследования я выбрала продолжительность сна в течение дня и недели.
Гипотеза: Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.
Цель исследования – изучить влияние сна на успеваемость учащихся.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Узнать мнения учёных - специалистов о продолжительности и качестве сна.
2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.
3. От чего зависит качество сна?
4. Что происходит во время сна с человеком.
5. Провести исследование в своём классе, для того чтобы узнать, сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.
Методы исследования
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
анализ научной литературы;
наблюдение;
анкетирование;
сравнение полученных результатов.
Основная часть.
1.1 . Что такое сон?
На первом этапе своей исследовательской работы я обратилась к научным источникам психологии, и выяснила:
Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.
Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.
Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.
Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.
Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.
Продолжительность детского сна днем и ночью – очень больной вопрос для многих родителей, имеющих детей. Сколько времени должен спать ребенок, влияет большое количество факторов, например, эмоциональное состояние, состояние здоровья, активность, темперамент.
До одного года - от 20 до 5 часов дети спят днём, от 8 до 11 часов – ночью. От 2 до 7 лет - от 2 до 1,5 часов, от 11 до 10 часов – ночью. С 7 лет дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной длится 9-11 часов. Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.
Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.
Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.
Премьер-министр Великобритании известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.
1.2. Когда ложиться спать
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас. Наши внутренние биологическиечасы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов. Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем. Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете. Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.
Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.
1.3.Что происходит в организме, когда мы спим.
Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.
1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.
2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.
3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.
1.4.Как правильно спать.
Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине». Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.
«Калачиком» - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.
Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе» Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.
«На боку» - эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.
1.5.Интересные факты
Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считаетсяодной из лучших его работ.Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию».Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».
1.6.Что мы видим в своих снах
Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения. Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью.
В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц. Не все люди способны видеть яркие сновидения насыщенные богатой палитрой цветов. Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете. Самые реалистичные и насыщенные сны видят люди, которые отказались от такого пагубного пристрастия к курению.
Практическая работа.
На следующем этапе своей работы я провела в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.
Я предложила ребятам:
1) Заполнить анкету.
2) Выполнить задание: на листе бумаги каждый день отмечать время отводимое на сон в течение недели.
Результаты моих исследований.
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решила исследовать, сколько времени ученики моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.
Моим одноклассникам была предложена анкета (см. Приложение 1 ). В ходе анализа анкеты я получила следующие результаты.
Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, т. к. он не высыпается.
Исследовав, как дети готовятся ко сну и что чаще всего они видят во сне, я выявила зависимость между качеством сна (снятся ужасы – 27%) и вредными привычками (просмотр телевизора и приём пищи перед сном) – 30%.
Чем занимаешься за 30 минут до сна?
4% ничего
11% читают, кушают, играют
70% смотрят телевизор
15% занимаются гигиеной
Что чаще всего видишь во сне?
7% ничего
10% семью
20% мультфильмы, смешное
40% знакомых ,друзей
23% страшное
3. Какие сны снятся?
- цветные 80%
-чёрно - белые 20%
4. А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.
В какой позе ты чаще всего спишь?
-на спине 15%
-на животе 45%
- на боку 30%
- «калачиком» 10%
5. Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших классов?
63% 10 часов
17% 11 часов
15 % 9 часов
5% 8 часов
Затем я раздала ребятам задание, которое помогло мне выяснить, сколько всё-таки времени уходит на сон у них в течение недели. Я составила таблицу (Приложение 2) и мне удалось подсчитать количество времени, отводимого на сон, у учащихся в течение недели, а так же вывела среднее количество времени на сон в сутки.
Далее я обратилась за помощью к своему учителю, Марине Юрьевне, чтобы она помогла мне сопоставить успеваемость ребят и продолжительность их сна за сутки (Приложение 3).
Вот что получилось:
56% ребят учатся на удовлетворительные отметки и спят они в среднем 8 часов в сутки, а 44% - учатся на хорошо и отлично, и спят от 9-13 часов в сутки.
По мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся писать.
Таким образом, я наблюдаю прямую зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребёнок спит, тем ниже его успеваемость.
Действительно младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и влияет на успеваемость.
Заключение.
Гипотеза подтвердилась. Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.
Выводы
В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:
1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна
4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.
Список литературы.
1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: – М.: ООО «Издательство АСТ», 2008. -480 с.
3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; - М.:2010. - 592 с.