Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
имени генерала армии Д.Д. Лелюшенко
ГОД ЭКОЛОГИИ
Описание исследовательской работы «Погода»
при изучении темы «Статистика»
(алгебра 9 класс)
АВТОР: учитель математики
1 категория
Левашкина Вера Владимировна.
х.Донской, 2017г.
Аннотация
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю исследовательский подход в обучении, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции на уроке. На уроках математики они развивают универсальные учебные умения, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при которых необходимо применение знаний других предметов (интеграция обучения). В данной работе необходимо привлекать знания предметов географии и информатики.
Я считаю, что организация исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат.
При сопоставительном анализе компетенций исследовательских и метапредметных можно определить отправные точки их соприкосновения.
При изучении в 9 классе по алгебре темы «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики» рационально использовать 3 урока на данную исследовательскую работу. С помощью данной работы у обучающихся развиваются следующие УУД:
Личностные:
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
интерес к приобретению новых знаний и умений
уважение себя и вера в успех
осознание своих возможностей в учении
адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
получение представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер
как используются математические формулы для решения практических задач; как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
Построение таблиц распределения значений случайной величины
Нахождение частоты события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
Заполнение и оформление таблицы.
Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах, графиках;
Вычисление средних значений результатов измерений;
Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения, вычислять средние значения результатов измерений;
Цель работы: Использовать в практической деятельности и повседневной жизни для понимания статистических утверждений приобретенные знания и умения по теме «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»
Задачи:
Изучить архив погоды х.Донской за периоды: сентябрь-декабрь 2016года и январь-апрель 2017 года
Составить таблицы распределения по осадкам или направления ветра
Построить полигон распределения данной величины по частотам и относительных частот
Вычислить основные характеристики выборки
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Для исследовательской работы учащихся необходимо соблюдать следующие этапы :
І этап. (урок 1) Подготовка к исследовательской работе
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. (Домашнее задание) Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (урок 2)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы (Домашнее задание)
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы(Урок 3)
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
VІ этап (Урок 3) Оценка процесса и результатов работы
Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Пример оформления работы:
Использованные материалы:
Учебник «Алгебра». Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, Ю.В. Сидорова и др. – Москва «Просвещение», 2012.
Книга для учителя. Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю.М. Колягин, Ю. В. Сидоров, М.В. Ткачёва и др. – М.: Просвещение, 2008.
http://mega.km.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
https://www.gismeteo.ru/diary/206531/2017/1/
http://obuchonok.ru/
В приложении показаны скрины 3 работ учащихся 9 класса