Обучающиеся смогут:
рассказывать о личности Александра Македонского, о его походах; определить причины и следствия, значение этих походов; работать с и картографическими источниками знаний;
показывать по карте движение армии Македонского
|
Познавательные:
смогут находить в учебнике достоверную информацию;
анализировать (выделять главное);
делать выводы, определять понятия.
Регулятивные:
определять цель, проблему в учебной деятельности;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;
планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;
оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях.
Коммуникативные:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
организовывать работу в парах, группе;
|
Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
осознавать важную роль исторических знаний и проявлять интерес к их усвоению
|
Деятельность учителя
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике и т.д.?
Перед отчетом группы №1Вступительное слово учителя
Поход на восток был тайною целью всех честолюбивых стремлений Филиппа. Еще привлекательнее была эта мысль пылкому Александру, с детства мечтавшему о фантастических подвигах, горевшему нетерпением завоевать страну, о которой поэзия и легенда рассказывали такие чудеса, видеть дивное величие её природы, овладеть её сокровищами.Еще никогда не была предпринимаема с такими малочисленными силами война против огромного государства. Македонское царство вместе с Грециею не равнялось по величине пятидесятой части персидского. Войско, с которым Александр пошел на войну, состояло из 30.000 человек пехоты и 3.000 конницы. Флот и по числу кораблей, и по искусству моряков был слабее неприятельского, и с юношескою дерзостью Александр отказался, от его содействия, отпустил домой все корабли, кроме нескольких транспортных судов и десяти афинских триер. В казне, по окончании военных приготовлений, оставалось только семьдесят талантов. С царским великодушием Александр роздал земли македонских царей своим друзьям, освободил македонян от налогов. Но скудость материальных средств пополнялась нравственными силами: царь‑главнокомандующий был очень даровит, исполнен энтузиазма и уверенности в победе; его помощники: Пердикка, Кратер, Парменион, Птолемей, Аминт, многие другие, были превосходные полководцы, воспитанники Филиппа, а секретарь Александра, Эвмен, грек, уроженец города Кардип, был талантливый государственный человек; тяжеловооруженная пехота, фаланга, было храброе, неодолимое войско ; македонская и фессалийская конница была превосходна и проникнута преданностью царю; варвары, пришедшие под начальством своих царей и старшин, были воинственны, служили усердно; все войско было одушевлено уверенностью в своих силах, возраставшею при каждой новой победе. Средства на содержание войска Александр надеялся найти в плодородной, богатой съестными припасами неприятельской стране, а сокровища персидского царя и его сатрапов возбуждали в жадных воинах стремление к победам.
Перед выступлением группы 2. Вступительное слово учителя.
Последствия победы при Иссе были чрезвычайно важны. Дарий бежал за Евфрат собирать новое войско в восточных провинциях царства; остатки разбитого войска разбежались в разные стороны. Александр взял неприятельский стан. Он захватил в нем много знатных персов, захватил детей Дария, мать его Сизигамбиду, его жену Статиру, считавшуюся первой красавицею во всей Персии. Александр выказал матери и жене Дария все то уважение, на какое имели они право по своему сану. – Парменион овладел Дамаском и находившеюся в нем военною кассою, драгоценными вещами, которые Дарий взял с собою в поход, золотою и серебряною посудою, шитыми коврами; добыча была несметная; в Дамаске был захвачен и весь придворный штат, посланный туда Дарием перед битвой. – Начальники персидских гарнизонов все сдавались без сопротивления; они не хотели рисковать жизнью за царя, который бежал далеко от врага. Дарий был подавлен своим бедствием
Перед выступлением группы№3
Войско, готовившееся дать решительную битву македонянам, могло внушить им опасение за победу. Дарий собрал воинов из храбрейших народов восточных горных областей царства. Тут были персы и мидяне, отважные кавказские горцы, искусные в военном деле бактрийцы, храбрые армяне, воины индийских гор. Были тут и вавилоняне. Всего несколько сот тысяч человек пехоты, 40.000 человек конницы; при них находилось 200 боевых колесниц. Под начальством своих племенных царей, своих вельмож, эти воины шли на битву за свободу, национальность, веру, отцовские законы. Те немногие тысячи чужеземных наемников, которые находились в их войске, были соединены с ними жаждою мщения за общее поражение при Иссе. Европа и Азия готовились вступить в бой, в котором наградою за победу было владычество восточным миром.
Перед выступлением группы№4
Александр, к сильному неудовольствию своих македонских сподвижников, все больше и больше принимал формы восточного царя в своих отношениях к покоренным народам оставлял персидских вельмож в должностях, которые занимали они при Дарии, поручал македонянам только финансовое управление и начальство над гарнизонами областей, старался примирять с своим владычеством восточные народы, принимая их обычаи и понятия. Это стремление его стало особенно ясно проявляться по смерти Дария. Выставляя себя преемником погибшего царя, он хотел быть во всем похож на персидских государей; потому делал все больше и больше заимствований из пышного церемониала восточных деспотов. Он принимал азиатцев одетый в мидийское царское облачение, с царскою тиарою на голове. Ему нравилось, когда они преклоняли колена перед ним, воздавали ему восточный утрированный почести; он окружил себя персидскими жезлоносцами и другими придворными слугами; обстановка жизни его была то походная, простая, македонская, то персидская, придворная, ослепительно пышная. Он хотел, чтобы побежденные народы видели в нем не завоевателя, а законного царя.
|
Деятельность обучающихся
Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Отчет об исследовании группы №1.
Ответы на вопросы по технологической карте. Решение проблемных ситуаций. Высказывают свои предположения. Делают выводы.
Группа 1. первые победы войска Александра в Малой Азии
Проблема:Как же малочисленная армия Александра смогла преуспеть в завоевании Малой Азии
Задание. Прочитайте с.200 учебника история и ответьте на вопросы:
- Почему войско было греко-македонским?
- Как состоялся переход через реку Граник?
- Почему Александр не послушался старого военачальника?
- Кто спас Александра в схватке с персами?
- Какое государство расположено на полуострове Малая Азия?
- Каков результат первых сражений?
- (слайд№11
Покажите путь Александра Македонского на карте по карте
Вывод: В результате успешного наступления города Малой Азии сдавались без боя
Отчет группы №2
Ответы на вопросы технологической карточки-задания.
Группа №2. От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской
Почему Дарий Третий не смог противостоять и бежал, а финикийский город Тир пришлось брать осадой
Задание. Прочитайте с. 201-202 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы
- Почему огромное войско Дария Третьего не остановило Александра?
- Чем привлекала Финикия Македонского?
- Как сражался город Тир?
- Почему Александра в Египте богом называли? Что за город там он основать велел?
- Почему попытки Дария мир заключить провалились? (слайд№12
Группа №3
Ответы на вопросы по технологической карте. Решение проблемных ситуаций. Высказывают свои предположения. Делают выводы.
Группа №3 Гибель Персидского царства
«Я победу не краду!» Какой смысл скрывался за этими словами?
- Как встретил Александра старый мудрец Диоген? Чем он вызвал восхищение царя?
- Чем примечательно местечко Гавгамелы?
- Как была одержана победа над персами?
- Какое значение имели взятые Александрам города Вавилон и Персеполь?
- Что сталось с Дарием Третьим? Как Александр друга своего убил?
- Покажите по карте маршрут Александра через Персидское царство (слайд №13
Группа №4
Ответы на вопросы по технологической карте. Решение проблемных ситуаций. Высказывают свои предположения. Делают выводы.
Группа №4 Завоевать весь мир! Вершитель великого и блестящего!
В Спарте на требование Македонского признать его богом Народное собрание дало лаконичный ответ: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». Почему?
1. С какими трудностями армия македонского столкнулась в Индии?
2. Где завершился десятилетний поход Александра и почему?
3. Почему на карте завоеванных территорий Александром появилось много городов с похожим названием?
4. От чего возникало недовольство Александром среди самих македонян?
5. Почему держава Македонского быстро распалась? (слайд№14
|
Деятельность учителя
Предлагает совершить увлекательное путешествие по карте, показать географические названия, которые встречались сегодня на уроке: Македония,Малая Азия, Средиземное море, Финикия, Египет, Вавилон, Персеполь, Граник,Гавгамелы,Исс, Бактра,Инд
В Спарте на требование Македонского признать его богом Народное собрание дало лаконичный ответ: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». Почему?
|
Деятельность обучающихся
- Показывают объекты по карте
Соотнесите государства, города и факты их характеризующие
Вавилон
|
Более полугода продолжалась оборона города
|
Египет
|
Провозглашение столицей державы Александра
|
Индия
|
Объявление Александра богом солнца
|
Персия
|
Провозглашение Александра «царем Азии»
|
Слайд№15
Делают вывод по проблеме
|
Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
Составить синквейн
Правила составления синквейна
1 строка-существительное. («Македонский», «Финикийцы», «Дарий»)
2 строка-два слова, прилагательные, описывающие основную мысль
3 строка- три глагола, описывающие действия в рамках темы
4 строка- предложение из 4-х слов (выражающее чувство)
5 строка- существительное одно слово (слайд№16
|
Деятельность обучающихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Составляют синквейн (работа в парах или индивидуально)
Например,
Македонский
Умный, отважный
Сражался, побеждал. завоевывал
Его называли сыном бога Солнца. Царем Азии
полководец
|