СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История джаза. Холер, спиритчуэл, блюз

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю видеосборку урока по теме Джаз: Спиритчуэлс, блюз. Добавил холлер, без него картина будет не полная. Для удобства видео собрано одним файлом. между видео слайды. Это не план урока, а более подробное опичсание. Ниже ссылка на видео. 

 

Просмотр содержимого документа
«История джаза. Холер, спиритчуэл, блюз»

Слайд1

Первые истоки возникновения джаза прослеживаются еще с эпохи рабовладельческого строя, когда на открытый Колумбом новый континент массово завозится рабочая сила из стран Африки. Представители появившейся таким образом национальности – афроамериканцы – работают в сельском хозяйстве и домах зажиточных белых американцев, нередко испытывая притеснения и унижения. И все это длится вплоть до отмены рабства в 1863 году.

Сложные условия жизни, работы и общественного устройства той эпохи находили свое отражение в песенном творчестве афроамериканцев. У них появляются собственные, новые музыкальные жанры: рабочие песни, песни-переклички под названием «холлер», религиозные песни «спиричуэлз».

Элементы этих музыкальных форм стали основой для появления нового жанра –джаза.

Холлер(от Holloa! (тип оклика)) Архаический афроамериканский жанр трудовой песни-переклички. Холлеры, исполнявшиеся во время полевых работ, носят название филд-холлер, или филд-край. Позднее, после отмены рабства в южных штатах Америки, холлеры использовались для работ по постройке железной дороги. И сегодня исполнение холлеров можно услышать в США при различных работах.

Видео1

Слайд2

Спииричуэлс, спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольнических песен афроамериканцев американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).

Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Часто использовались картины из Книги Откровения. Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.

Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, не темперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэл имеет вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами.

Спиричуэл значительно повлиял на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизации.

Позднее этот жанр вышел за пределы церкви и стал самостоятельным направлением на светской современной сцене.

Видео 2

Слайд 3

Блюз (англ. blues от blue devils — уныние, хандра) — вид афроамериканской светской, в основном вокальной, музыки. Зародился в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Впервые термин использовал Джордж Колман в одноактном фарсе «Blue Devils» (1798). С тех пор в литературных произведениях фразу англ. «Blue Devils» часто используют для описания подавленного настроения.

Первый блюз был сочинён и исполнен, как это не странно, совсем не афроамериканцами. А «Dallas Blues», написанный Хартом Уэндом. Он стал первой в истории полностью блюзовой композицией, появившейся в печати.

Видео 3

Слайд 4

1924 год - Америка! В концертном зале звучит музыка молодого, но уже известного, по своим песням в стиле "блюз", композитора Джорджа Гершвина. Первые звуки гобоя, синкопированные ритмические аккорды оркестра, звучание труб и скрипок, заставили насторожиться слушателей. Впервые музыка предстала чем - то вроде музыкального калейдоскопа Америки. В ней звучали и темпы городской жизни, и простор прерий, и язвительная насмешка джазовых танцев, и печаль негритянских блюзов. Рождался новый стиль музыки - симфоджаз - соединение симфонической музыки и джаза.

Видео 4

Слайд 5

"Рапсодия в стиле блюз" - стала первым произведением поистине американским.... Дата премьеры этого сочинения стала поворотной в творческой жизни Джорджа Гершвина: из автора популярных песен он превратился в симфониста общенационального уровня. На основе элементов джаза, блюза и американской развлекательной музыки молодому композитору удалось создать виртуозный концертный опус серьезного европейского жанра, по характеру фортепианного письма напоминающий Листа и Рахманинова.

История создания «Рапсодии в блюзовых тонах» связана с заказом одного из «королей джаза», дирижера Поля Уайтмена. Он предложил Гершвину написать для его оркестра сочинение, в котором тематизм джазового типа разрабатывается симфоническими средствами. Композитор увлекся этой задачей. Она отвечала его давнему стремлению испытать силы в классическом жанре фортепианного концерта.

А в 1935 году Гершвин подарил Америке первую национальную оперу " Порги и Бесс ". Премьера закончилась полным провалом! Но сейчас эта опера - величайшее произведение американской музыки, и единственный образец американской национальной оперы!

Видео 5

Слайд 6

Многие современные композиторы и исполнители. Очень часто обращаются к истокам джаза. Не остался в стороне всемирно известный певец и композитор Майкл Джексон. В одной из своих песен, он использовал жанр спиритчуэл. Это не просто песня, это своего рода молитва.

Композиция стала одной из нескольких песен Джексона, заостряющих внимание слушателей на вопросах прав человека, проблемах браконьерства и охраны окружающей среды. В одном из интервью певец назвал «Earth Song» одной из своих самых любимых песен. «В „Earth Song“ Джексон показывает себя как гуманиста и демонстрирует самый страстный вокал в карьере, пытаясь докричаться до апатичного и эгоистичного человечества, заботящегося только о себе», — пишет рецензент Renownedforsound.com.

Видео 6

Слайд 7

В конце свободное видео для подведения итогов.



Видео https://cloud.mail.ru/public/NJSL/5MdP8mPkn


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!