СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«История из бабушкиного сундучка. Лоскутное шитье. Подача материала с применением музейных экспонатов»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимость данной методики,  состоит в использовании потенциала школьного этнографического  музея «Светелка» на уроках технологии.  В нашей школе созданы  условия для полноты раскрытия некоторых тем,  продуктивной передаче традиционных ценностей подрастающему поколению, выявлению детей  желающих проявлять себя в  практической и  исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
««История из бабушкиного сундучка. Лоскутное шитье. Подача материала с применением музейных экспонатов»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Ленинградская область г. Всеволожск







Авторская методика


«История из бабушкиного сундучка. Лоскутное шитье.

Подача материала с применением музейных экспонатов»



Автор: Алексеева Ирина Георгиевна учитель технологии.
















Всеволожск 2024 год

Введение

В педагогике огромное значение придается ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием обучения и воспитания детей, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.

На уроках технологии школьники приобщаются к созидательной деятельности в процессе получения материального продукта, что способствует развитию потенциальных возможностей их личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений.

Очень важна пропаганда народного творчества, обучение в учебных заведениях различного уровня, конкретизация специальных приёмов, повышение престижа народных промыслов, сохранение истории, традиций, передача самобытности и национальных особенностей народного творчества.

Значимость данной методики, состоит в использовании потенциала школьного этнографического музея «Светелка» на уроках технологии. В нашей школе созданы условия для полноты раскрытия некоторых тем, продуктивной передаче традиционных ценностей подрастающему поколению, выявлению детей желающих проявлять себя в практической и исследовательской деятельности. Возможность участия в творческих конкурсах, фестиваля, которые направлены на сохранение народных традиций, обычаев и культуры. В качестве примера авторской разработки был взят урок технологии для 5 класса, раздел (декоративно-прикладное творчество), тема «Лоскутное шитье».

Авторская разработка включает:

1. Конспект урока «История из бабушкиного сундучка. Лоскутное шитье»;

2. Презентация к уроку;

3.Видеоролик к уроку;

https://drive.google.com/file/d/1tL9XQepOajv1hMwwhmmvMtJwlGUslkzM/view?usp=drivesdk

Основные понятия: лоскутная пластика, шаблоны, геометрические фигуры, сочетание цветов.

Межпредметные связи: история, ИЗО, математика, информатика.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемно-диалогические, практические.

Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, презентация, швейные машинки.

Материалы, инструменты: лоскутки ткани, картон, клей, ножницы

Оборудование: оформление доски, название темы урока, учебник, сундук, образцы для показа: различные коврики, половики, лоскутное одеяло.

Дидактическое обеспечение: учебник: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко - Технология ведения дома 5-7 класс;

Педагогические цели: способствовать ознакомлению детей с рукоделием-лоскутным шитьём, с основными элементами орнаментов лоскутной мозаики, состоящих из простейших геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник); способствовать развитию умения. любоваться красотой вещей, сделанных руками, воображения, творческой фантазии, художественного вкуса, подвести детей к пониманию того, что, подобно разнообразию форм в огромном и беспредельном мире природы, нет предела и творениям рук человеческих; развивать познавательную активность; создавать условия для использования детьми старинных предметов; воспитание уважения к труду людей.


Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: Формирование умений работать по алгоритму, анализировать и моделировать ситуации, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, строить и выражать в устной форме результаты своей деятельности; развитие интереса к технологии изготовления изделий в лоскутной технике, готовности к самостоятельным действиям; формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.


Конспект урока

Ход урока:


1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)


Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.


И в старом  красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.


2. Постановка цели урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Поможет нам вот этот предмет старины. Как он называется? (сундук). Что может храниться там? Открыв его, мы узнаем тему урока. А чтобы его открыть, надо объяснить смысл слов: «Всякое умение трудом даётся» (дети объясняют смысл). Эта пословица будет девизом нашего урока.

(Открывается сундук) «История из бабушкиного сундучка. Лоскутное шитье». Какие слова из названия темы урока вам знакомы? (лоскут, шитье) Что вы о них можете сказать? Где можно узнать их точное значение? (в толковом словаре дети находят и зачитывают значения слов «лоскут», «шитье»)

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа по теме «История из бабушкиного сундучка. Лоскутное шитье». - С давних времён крестьянский труд на земле сменяли то праздники и забавы, то занятия различными ремёслами. Жизненный уклад земледельца тесно связан со сменой времён года. Октябрь-месяц-свадебник. А ещё это начало девичьих посиделок, начало занятий ремеслом.

- Какими ремёслами занимались девушки? (Вязали, ткали, вышивали, шили).

- Шитьё из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие – то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки, которые можно найти в каждом доме. И самые обычные инструменты: ножницы и иголки. (Рассматриваем музейные экспонаты: покрывала и салфетки из лоскутков)

Рассказы детей:

№1. Из истории лоскутного шитья

Удивительное рукоделие - лоскутная техника- уходит корнями глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутков.

№2. Хорошая хозяйка никогда не выкинет старую, выношенную одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи могут начать в доме новую жизнь. И для этого хозяйка разрежет тряпки на длинные ленточки, разберет их по цвету и смотает в большие клубки. А когда накопится много таких клубков — и ярких, и тёмных, и белых, однотонных и пестрых, — женщина садится и уже лоскутки складывает в полосы, клетки — перед нами половик. Такая дорожка тянется через всю горницу от входа к окну, рядом ложится еще одна, еще — и вот весь пол застелен ровными полосатыми половиками. С ними в доме становится теплее, уютнее. По нарядным половикам не пойдешь в грязных сапогах — жалко нарушать чистоту их красок. Поэтому все пришедшие в дом почтительно снимают обувь при входе — и в доме царит чистота.

     №3. Каждый половик имеет свое лицо. Мастерицы делают их в соответствии со своими представлениями о красоте. Но многое зависит и от того, какие есть в доме нитки и лоскутки, какими будут основа и уток ткани. Если найдутся желтые либо розовые катушки, то непременно по краям дорожки, а может быть и в середине ее, ткачиха проложит яркую полоску.

      Но чаще можно увидеть в доме половики с поперечными полосками. Они многокрасочны. Каждый цвет встречается всего два-три раза. Иногда же мастерица через одну-две полосы, как припев в песне, повторяет полоску темно-красного или темно-синего цвета, а между ними цвета располагаются свободно.


- Конечно, одним из любимых занятий было шитьё. Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ – лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудрёному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Обязательно шили детское одеяльце для новорожденных.

- Рассмотрите произведения мастериц - рукодельниц: одеяла, коврики из пёстрых ниток, лоскутков ткани.

Проверка домашнего задание: Подготовить эскиз в цвете, на тему «Виды узора в технике «Лоскутное шитье».( Приложение стр 9-11)

4. Работа по учебнику.

- Давайте рассмотрим основные элементы орнаментов на бабушкиных ковриках. Как они называются? («Колодец» или «изба», «ёлочки», «мельница», «пила»)

- Из чего они состоят?

- Верно, они состоят из простейших геометрических форм: квадрат, треугольник, прямоугольник. Квадрат - символ дома –всегда в основе композиции. На странице 35 изображены композиционные схемы узоров лоскутных ковриков.

- Что напоминает собой лоскутное шитьё? (древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитьё из лоскутов называют также «лоскутная мозаика»)

- Можно ли назвать изделия из лоскутков ткани живописью? Почему?

- Посмотрите, как мастерски выполнены эти изделия. Лоскуток к лоскуточку так ловко пригнаны, так искусно по цвету подобраны нитки, что залюбуешься! Словно картина, эти изделия передают краски неба и солнца, лугов и полей. 

Приглядитесь внимательно к лоскутному разноцветью.

5. Формирование практических умений.

- При соединении различных цветов могут служить оттенки любого цвета. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой.

- Цвета, расположенные напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый- синий, жёлтый- фиолетовый. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы для убранства кухни и спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы), также в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелёк) и одежды.

6. Практическая самостоятельная работа.

«Создание прихватки в технике «Лоскутное шитье»

Последовательность выполнения работы:

- выбор вида узора;

-изготовление шаблонов из картона;

-выбор лоскутков ткани;

-опираясь на шаблон перевести деталь по контуру на ткань с учетом припусков на швы;

-раскрой деталей;

- комбинирование элементов, составление узора;

-последовательное соединение деталей;

-применение влажно-тепловой обработки;

-выравнивание краев работы;

-раскрой задней части прихватки;

-обработка краев изделия швом с закрытым срезом;


6. Выставка выполненных работ

7. Рефлексия.

С каким рукоделием мы сегодня познакомились?

Закончите предложения:

- У меня получилось…

- Я смогла…

- Меня удивило…

8. Итог урока. Самые обычные вещи, окружающие нас, созданы мудростью людей, пронизаны их любовью к красоте в природе и выражают их органическую связь с ней. И как бы фантастичны ни были выдумки человека, в каждой из них — его представление о мире, о жизни. Вот и на этом уроке вы узнали о красивых предметах народного искусства, в которых мудрость и выдумка мастериц лоскутной техники находятся в полном соответствии с их жизненными представлениями, с красотой родной природы, так необходимой человеку в повседневной жизни.    






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!