СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История моей семьи в истории моей страны.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке расказывается о истории 

Просмотр содержимого документа
«История моей семьи в истории моей страны.»

История моей семьи в истории моей страны.

Мне самой очень интересна история нашей России, история Чувашии. Во внеурочное время и в процессе обучения на уроках окружающего мира, я веду работу по изучению прошлого своей родины, а чтобы это было более интересно детям, разработала проект по изучению родословных и организовала кружок «История моей семьи в истории моей страны». С самых первых дней ребята и их родители с удовольствием стали собирать материал по изучение своих корней, искать связь поколений, а в конце 4-го класса это вылилось в большой семейный праздник, где семьи рассказывали о своих корнях, находили закономерности, находили отличия, сравнивали с историческими событиями прошлых лет своих предков.

Младшие школьники принимают участие в районном фестивале инновационных педагогических проектов и программ «Инновация-путь к обновлению образования», занимают призовые места, рассказав о своих родословных исследованиях, о занятиях своих предков и то, что передалось их потомкам. Удивительно, что дети и их родители с увлечением проводят исследования своей родословной (есть семейные древа до 1894 года), творчески и своеобразно оформляют свои работы.










Решению задач максимального общего развития детей способствует предмет по окружающему миру. Эти уроки развивают речь, мышление, память. Активизация речемыслительной деятельности всех учащихся класса возможна при использовании приёмов коллективной, групповой, парной работы. Учить можно только в общении, а общение – необходимое и всеобщее условие формирования и развития личности. Для решения этих важных задач в процессе обучения необходимо строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также новые, которые ещё предстоит приобрести.

Информация, собранная детьми, и выводы, сделанные самими учениками, более запоминаемы. Так, было решено с ребятами изложить то, что они узнают в совместный журнал, а в конце изучения всех тем, провести интеллектуальную игру, например: "Что? Где? Когда?" совместно с родителями.

Всё началось с выявления самой интересной для учеников темы. Опираясь на содержание учебника по окружающему миру и разделы: "Растительный мир", "Животный мир", "Космос", "Природные зоны", "Организм человека", "История Отечества"- ребята решили выбрать "Историю Отечества". В процессе обучения дети уже встречались с интересными темами: "Истоки родного искусства", "Древние города нашей Земли". Кроме того, программа и учебники уделяют достаточно внимания этим вопросам:

3 класс: Образование Московского государства

Московское государство в 17 веке

4 класс: Российская империя в 18 веке

Россия в 19 веке.

Весь этот исторический материал я разделила на столетия и предложила ребятам самостоятельно из разных источников узнать, какие древние города были в то время, кто правил, как называлась Русь изначально?

Результата долго ждать не пришлось. Ребята принесли много разных книг и энциклопедий. Что-то пытались рассказать, показать, но связного текста не получалось. Чтобы увлечь детей, я предложила им назвать вначале древние города, правителей и рассмотреть некоторые исторические события.

Кто-то читал отрывки, кто-то рассказывал то, что узнал от старших, кто-то приносил на листочке события, собранные из разных источников и даже рисунки. Так появилась мысль создать свой исторический альбом "Это интересно знать". Моя задача заключалась в том, чтобы помочь всю эту информацию сократить до минимума, чтобы многим она была понятна, легко запоминаема и доступна для дальнейшего пересказа.

Помощь заключалась в том, чтобы обратить внимание ребят на самые главные моменты, чтобы самим сделать некоторые выводы. Например: Рюрик стал княжить вместо братьев, объединив их города и подчинив своей власти. Дети приходят к выводу, что Рюрик стал "собирателем земли Русской". Олегу понравился Киев, и он хитростью завладел городом и стал собирать Русь вокруг Киева. Предлагаю ребятам узнать, почему его народ прозвал "Вещим". Отмечаем его ум и дар предвидения. И так о каждом из правителей. Ребята сравнивают их действия, я помогаю им увидеть те изменения, которые происходят на Руси. Рассмотрев всю информацию, что-то дополнив, ребята сами пришли к выводу, что с самого начала правления Рюрика Русь стала собираться и объединяться под властью одного князя. А сбор дани с разных племён закреплял это объединение.

И так по каждому столетию. Если с первым столетием было много разной ненужной информации, то дальше ребята составили алгоритм сбора сообщений: период, правители, города, исторические события, культурные ценности, вывод.

Постепенно ребята пришли к выводу, что происходит много разных и интересных событий, и некоторые их хотят запомнить, но не могут, т. к. не у всех есть нужные источники. Вот тогда и пришла всем мысль – записывать в тетрадь самую краткую информацию.

В работе с ребятами, которым всё-таки трудно усвоить материал, предлагаю посильную работу: нарисовать или списать отрывок для журнала. Использую приём эмоционального объединения учителя и ученика: "Что у нас с тобой получилось?", "Мы с тобой эту трудность преодолеем", "Давай попробуем вот так". Радует, когда в работу, таким образом, включаются слабые ученики. На уроках стараюсь этих детей особо заинтересовать, даю возможность высказать своё мнение, не оставляю без похвалы самые маленькие удачи.

Я, видя интересы ребят, предлагаю им самим добывать нужную информацию. Понимаю, как она может быть объёмной, но моя задача научить их из всего большого научить выделять только самое главное. Только то, что можно легко и быстро запомнить. Запомнить не только самому, но и тем, кому учёба даётся не всегда легко. Вот поэтому мы с ребятами и решили вести журнал для обобщения и закрепления полученных знаний всеми учениками, такая работа помогает мне и ребятам решить ряд задач:

Всё это способствует формированию личности, способной к активной творческой деятельности. Данная работа помогает подготовить ребят к тем требованиям, которые предлагаются программой:

- уметь выявлять главное в тексте.

- знать имена государственных деятелей

- понимать условный язык карт и планов

- осуществлять классификацию объектов

- иметь представления об истории человека в древние времена, об истории родного края

- знать основные этапы истории России, даты

- называть выдающиеся памятники истории и культуры России.

Исследовательская работа помогает разнообразить деятельность детей на уроке, поддерживает интерес к учебё, к знаниям, а главное помогает им овладеть умением свободно выражать свои мысли. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащиеся, поняв, чего они не знают, не умеют делать, сами начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя как более опытного партнёра. Л.В.Занков подчёркивал, что общаться с детьми нужно партнёрски, не подделываясь под детскую речь, под воображаемое взрослыми "детское" восприятие. Такое общение предполагает речь взрослого со взрослыми, как бы забегая несколькими годами вперёд. Важным показателем педагогической техники учителя является умение вслушиваться в суждение детей, находить позитивное в их ответах.

В четвёртом классе дети уже достаточно самостоятельно могут обобщать и делать выводы. Умеют классифицировать имена, события. Благодаря системе развивающего обучения, дети не боятся задавать вопросы, становятся раскованными, тесно сотрудничают, выстраивают отношения " ученик- учитель", "учитель-ученик", при этом не боясь ошибиться. Дети понимают, что они учатся не для оценки, а для усвоения того, что надо ему самому.

В классной и внеклассной работе большое место отвожу коллективным формам работы. Так, в конце каждой четверти дети сами готовят игру "Что я знаю"? Сначала они подбирают вопросы по темам, анализируют их, складывают в конверты и готовят задания для групп. Дети сами являются судьями, учатся внимательно выслушивать друг друга, проявляют интерес и уважение к чужим идеям, мыслям. Задания подбираются разного уровня, доступные и посильные, где могут принять участие все дети.

А во внеклассной работе помогаю ученикам ответить на самый главный проблемный вопрос: "Можно ли сделать в классе жизнь интересней, а учёбу желанней и полезней?"

Ребята предлагают проверить знания родителей в области истории. Запланировали совместный праздник "Семьи", с демонстрацией семейных древ и проведение интеллектуальной игры с родителями "Что? Где? Когда?" Было не только интересно слушать сообщения ребят о своей семье, но умение показать связь поколений. Например: "В нашей семье все стремились получить образование" или "А в нашей семье любили петь, были музыкальными и я тоже учусь в музыкальной школе", или "Мой прапрадедуша был участником Гражданской войны, прадедушка был офицером в Отечественной войне, а папа мой – военный и я тоже хочу быть военным" и.т.д. Такая работа ещё раз убедила детей, что исторические события, происходящие в государстве, затрагивают не только жизнь каких-то далёких людей, но входят в каждую конкретную семью. Каждый ребёнок, проводящий поисковую работу, почувствовал причастность к тем великим событиям через дела и подвиги прадедов и прабабушек.

Проводимая работа сказывается на уровне воспитанности детей: на их отношении к учёбе, к труду, доброте и отзывчивости, ответственности и активности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!