СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«История освоения Африки. Население. Путешествие по Африки. Практическая работа «Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить особенности населения и размещения его на территории Африки.

 

Задачи:

научить называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы; 

объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения;

изучить особенности населения Африки;

воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей; 

познакомиться с политической картой материка;

продолжить развивать умение работы с картами и атласом.

Просмотр содержимого документа
««История освоения Африки. Население. Путешествие по Африки. Практическая работа «Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов»»

7 класс


Тема : «История освоения Африки. Население. Путешествие по Африки.

Практическая работа «Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов»


Цель: Изучить особенности населения и размещения его на территории Африки.


Задачи:

научить называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы;

объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения;

изучить особенности населения Африки;

воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей;

познакомиться с политической картой материка;

продолжить развивать умение работы с картами и атласом.


Ход урока :


  1. Организационный момент


  1. Проверка домашнего задания


Назови и покажи на карте крайние точки материка Африка.


Назови самую длинную речную систему мира.


Покажи на карте внутренние воды Африки и др.

- Ребята, вы рассказали о том, как человек влияет на природу Африки, как пытается спасти уникальный растительный и животный мир материка. Сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным материком Африка.


  1. Изучение нового материала


- На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах, живущих в Африке.


Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет.


Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.


Среди мировых религий в Африке преобладают ислам и христианство. Их исповедует в основном пришлое население. Основная часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий.


В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям.


Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке.


Кушитские народы образовались в результате смешения европеоидной и экваториальной рас. Включает в себя эфиопские, сомалийские народы, амхара.


Самая многочисленная группа – народы банту. На юге живут бушмены, готтентоты, относящиеся к монголоидной расе, а также представитель экваториальной расы - африканеры.


Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы. Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см. В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.


Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает.


Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)


Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.


Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.


Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.


Таблица «Население Африки»

Название расы

Народы


Место проживания

Характерные черты

Европеоидная раса

Алжирцы, марокканц, египтяне, берберы

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

Экваториальная раса (негроидная)

Тутси, нилоты, масаи


Пигмеи

Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов

Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см)

Монголоидная

Бушмены, готтентоты

Полупустыни, пустыни

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо

Промежуточная раса

Эфиопы Малагасийцы

о. Мадагаскар

Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас


Колониальное прошлое материка


Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).


Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.


Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия.


Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.


В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней.


Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности


Размещение населения

Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек)

Численность населения Африки - около 1 млрд. человек.


Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива


В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории.


Города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса)

Города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей . (Дакар, Конакри, Абиджан, Аккра, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Мапуту, Хараре, Дар-Эс-Салам, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи)


На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия)


Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? (На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.)


История освоения Африки


Наиболее древней и развитой цивилизацией, проживавшей в Африке, по всей видимости, является Египетская. Уже за 2-3 тысячи лет до н.э. Египтяне освоили берега Нила, построили города, дворцы, храмы и пирамиды — единственное из семи чудес античного мира, сохранившееся до наших дней.


На побережье Северной Африки основывают свои поселения Финикийцы, над которыми в середине 1 тысячелетия до н.э. возвышается город Карфаген. Само слово «Африка», очевидно, восходит к финикийскому «афар», означающее «пыль», а карфагеняне словом «афри» называли жителей Африки, населявших земли рядом с их городом.


До Средних веков европейцам была известна только Северная Африка, за которой находилась непроходимая пустыня, хотя, по отдельным сведениям известно, что еще во времена античности мореплаватели достигали широт Южного полушария. Однако, открыть южную оконечность Африки стало действительно важно для Европы только к XV веку. Странам средневековой Европы был нужен выход к Индии, чтобы начать с ней торговлю.


В 1498 году португальский купец и мореплаватель Васко да Гама стал первым европейцем, обогнувшим Африку и достигшим Индии. Но, оказалось, что не только Индия, но и сама Африка таит в себе несметные богатства.


Следом за ними в Африку устремились практически все западноевропейские державы: Голландия, Испания, Дания, Франция, Англия, Германия. К XVII веку начинается колониальный период истории Африки, так как она вся оказалась разделена на сферы влияния и колонии передовых европейских стран.


Процесс колонизации приобрел широкие масштабы во второй половине XIX века, особенно после 1885 с началом так называемой гонки за Африку. Практически весь континент (кроме остававшихся независимыми Эфиопии и Либерии) к 1900 был разделён между рядом европейских государств: Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия. Африка оставалась материком колоний до второй половины XX века.


Когда колониальная система начала рушиться, одна за другой страны Африки стали объявлять о своей независимости. 1960 год был назван «годом Африки», так как в этот период независимость получили сразу 17 стран материка.


Сегодня на территории Африки нет колоний, однако, ситуация во многих странах продолжает оставаться напряженной, а гражданское общество находится в стадии формирования. Огромные территории Африки остаются слабоизученными и неиспользуемыми. Прежде всего это огромные площади пустыни Сахара и влажных экваториальных лесов континента.


Егор Петрович Ковалевский. Он открыл приток Нила – реку Тумат и тем самым опроверг мнение немецких учёных Гумбольта и Риттера, утверждавших, что у Нила есть лишь один приток – река Атбара.


Российский этногеограф Африки Василий Васильевич Юнкер. Он путешествовал по Северной и Восточной Африке, изучал южные районы Судана, составил подробное описание долины Нила и прилежащих к ней пустынных территорий. Одним из крупнейших географических достижений его было то, что он фиксировал положение водораздела Нил – Конго почти на всём его протяжении (1200 км). Вывезенную из Африки этнографическую коллекцию Юнкер подарил Российской Академии наук.


В 1926 году Африку посетил русский ботаник, растениевод, генетик и организатор науки Николай Иванович Вавилов. Его интересовали древние очаги культурных растений. Больше всего исследований он провел в Эфиопии. Н.И. Вавилов установил, что горные районы Эфиопии – один из центров происхождения культурных растений, родина твёрдых сортов пшеницы, сорго, бананов, кофе.



Практическая работа

Нанесение на карту название стран Африки, моря, проливы, каналы


  1. Закрепление изученного материала


Игра-путешествие.

Найдите на контурной карте нужные названия и подпишите. (Отвечая, учащиеся выходят к доске и отмечают объекты на карте с помощью Чертежника.)


Пролив ….. (Гибралтарский)

Море…….. (Средиземное)

Канал……. (Суэцкий)

Море……… (Красное)

Полуостров… (Сомали)

Океан……… (Индийский)

Остров……. (Мадагаскар)

Пролив……. (Мозамбикский)

Залив……… (Гвинейский)

Океан……… (Атлантический)


  • Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!