СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История родного края- исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс ИГУ "История родного края". Автор:ученица 11 класса Абдулова Анна

Просмотр содержимого документа
«История родного края- исследовательская работа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Порогская средняя общеобразовательная школа







СТАЛИНСКИЕ РЕПРЕССИИ В СУДЬБЕ ЖИТЕЛЕЙ

СЕЛА ПОРОГ

Направление «Краеведение». Секция: История родного края»







Автор: Абдулова Анна Сергеевна

учащаяся 11 класса МКОУ Порогская СОШ

Руководитель: Кириенко Наталья Васильевна





























с. Порог 2023



Оглавление

Введение………………………………………………..................................3
Основная часть I. Сталинские репрессии в судьбе жителей села Порог..4

1.1.Политические репрессии. Из истории…………………………………4

1.2. Сталинские репрессии в судьбе жителей с. Порог Нижнеуинского района…………………………………………………………………………5

1.3. Сталинские репрессии в истории одной семьи………………………..8

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..16































Введение.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία) — наука, исследующая прошлое, реальные факты и закономерности смены исторических событий, эволюцию общества и отношений внутри него, обусловленных человеческой деятельностью на протяжении многих поколений. В наши дни появилось новое определение истории как науки «о прошлой социальной реальности». В более узком смысле история — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. В истории России было разное. Много моментов, которыми мы по праву гордимся, но и много моментов о которых предпочитаем умалчивать.

Актуальность моей работы заключается в том, что мы должны знать прошлое, помнить о нём, извлекать из него уроки, чтобы судить о времени и о себе объективно и честно.Исследование данной темы связано с повышенным интересом российского общества к истории политических репрессий. История Иркутской области XX в. была бы неполной без описания периода политических репрессий.

Объект исследования - семьи моих односельчан

Предмет исследования - воспоминания репрессированных, материалы о репрессиях в истории нашего государства.

Методы исследования: поисковый, метод анализа и обобщения, описательный метод, метод опроса, метод обработки данных.

Гипотеза: оказали ли влияние на образ жизни, на изменение места проживания жителей Нижнеудинского района Иркутской области исторические события 20 века?

Цель работы: философское осмысление воспоминаний самих репрессированных и их семей на территории Нижнеудинского района.



Задачи:

-изучить литературу, документы о событиях XX века, связанные с историей политических репрессий;

-собрать информацию и записать воспоминания;

- систематизировать информацию из различных источников;

-изложить собранный материал в исследовательской работе;

-представить работу перед учащимися школы, вызвать у людейсочувствие и понимание к судьбам репрессированных.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал можно использовать на уроках истории, классных часах, краеведения.

Основная часть I.

Сталинские репрессии в судьбе жителей села Порог

1.1.Политические репрессии.  Из истории.

Репрессия — карательная мера, которая применялась органами государственной власти по отношению к людям, пытающимся «расшатать» сформированный режим. В большей степени – это метод политического насилия. Такое определение репрессии даётся в Википедии.Жертв репрессий можно разделить на следующие категории:

— Граждане, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасностии приговоренные судебными или внесудебными органами к смертной казни, к различным срокам заключения в лагерях или к ссылке;

— Крестьяне, которые были высланы из своего постоянного места жительства в ходе, так называемой коллективизации, т. е. кампании «уничтожения кулачества как класса». Многие из них попали в лагеря, а остальные были отправлены на спецпоселение в Сибирь, Казахстан и на Север;

— Народы, депортированные с мест расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан;

— Народы,высланные и мобилизованные в «трудовую армию» (немцы, корейцы, калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и другие).

Общее число арестованных по политическим обвинениям за период с 1918 по 1953 год составляет несколько миллионов человек. Из числа арестованных многие были расстреляны по приговорам судебных и внесудебных органов. Другие стали жертвами массовых депортаций (крестьяне в годы коллективизации), а остальные были высланы в «трудовую армию». В годы Большого террора (1937–1938 гг.) было арестовано более полутора миллиона человек.В мае-июне 1949 г в Сибирь и другие восточные регионы страны из Прибалтики было выслано около 35 000 человек, а из западных областей — более 60 000 человек.

1.2. Сталинские репрессии в судьбе жителей с. Порог Нижнеудинского района

Я учусь в 11 классе Порогской средней общеобразовательной школы. В нашем селе проживают люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, литовцы, буряты. Я с детства знала, что предки большинства жителей села Порог и близлежащих сёл являются репрессированными. Многих депортированных приняла Нижнеудинская земля. В городе Нижнеудинске была спецкомендатура. Её закрыли в 1954 году, документы уничтожили. Несколько записей сохранилось в Нижнеудинском архиве. В описи № 3 содержатся сведения о восстановлении в правах и снятии судимости с граждан, раскулаченных и высланных на спецпоселение в Нижнеудинский район за 1935 – 1936 годы. В этом списке 190 человек. Среди них встречаются фамилии моих односельчан.

В 12 км от села Порог когда-то было село Богатырь.Богатырь-село переселенцев, т.е. раскулаченных крестьян. Своё название получил по названию горы Богатырь. Основан примерно в 1915-1917 годах. Первым поселился зажиточный крестьянин Барсуков. До 1929 года в селе жили всего несколько семей. В 30-х годах прошлого столетия деревню заселили раскулаченные спецпереселенцы. Образовался колхоз «Красный Богатырь». Началось строительство двухквартирных домов и бараков. После Великой Отечественной войны в деревне появились семьи репрессированных литовцев и немцев. Насчитывалось 270 дворов. Люди многих национальностей: русские, украинцы, немцы, литовцы, чуваши, татары и другие. Жили очень дружно, всегда помогали друг другу. Жизнь спецпереселенцев представляла собой особую форму существования несвободного населения в советском государстве. Для спецпереселенцев был определён правовой статус постановлением Совета Народных Комиссаров СССР №35 от 8 января 1945г. Одно из положений гласило о том, что спецпереселенцы должны заниматься общественно- полезным трудом. Понятно, что государство использовало их как дешёвую рабочую силу. Спецпереселенцывнесли существенный вклад в развитие региона в сложные для нашей страны периоды. Они трудились на лесозаготовках, в колхозах и химлесхозах. Согласно историческим данным, решение о проведении массовой депортации принимал лично Иосиф Сталин. Руководителя СССР категорически не устраивали темпы коллективизации в прибалтийских республиках, потому и увидел свет план, согласно которому необходимо было очистить Латвию, Литву и Эстонию от сомнительных элементов. К ним изначально были отнесены националисты, кулаки и коллаборационисты.
Главная цель, которой требовалось достичь, это избавление от бандитов и националистов, а также сочувствующих им граждан и членов их семей. Сюда же были отнесены семьи пособников бандитам, которые уже были репрессированы и отбывали наказание.
Спустя время после смерти Иосифа Сталина, депортированные получили право вернуться на родину. Кто-то этим правом воспользовался, но некоторые насильно перевезённые в Сибирь и на Север граждане, успели заново выстроить свою жизнь и остались там, куда их забросила судьба. Они просто не в силах были снова начинать свою жизнь с нуля.
Большая часть литовского населения с. Богатырь вернулась на историческую родину. Остальные переселились в село Порог. До сих пор в селе Порог звучат литовские фамилии: Ромашкявичус, Бихневичус, Войчайтус, Межетовичус и др. На кладбище села Богатырь стоят огромные кресты с надписями на литовском языке. В 90-х годах стали появляться литовцы, которые выкапывали останки своих предков и увозили в Литву. Немцы были под комендатурой до 1958 года, потом начали уезжать. Большая часть украинцев переселились в деревню Кирей-Муксут. Это в восьми километрах от села Порог. Многие переселились в с. Порог.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского госуниверситета Кальянова Татьяна Петровна, после окончания университета, начинала свою трудовую деятельность в 1979 году в селе Порог. Она 3 года отработала учителем истории. В 2005 году в сети интернет появилась её статья «Порог. О принимающем мире». Я приведу часть текста, в которой Татьяна Петровна делится своими впечатлениями о нашем селе, в частности о национальном вопросе.

«Равнодушная природа» оставалась на месте когда-то существовавших поселений: Уйта, Айра, Богатырь, Грибоедово, Муксут. Только заросшие травой холмики, о происхождении которых почти невозможно было догадаться, остались в лесу. Повалившиеся деревянные не православные кресты с латинскими буквами в лесу на Богатыре могли бы напомнить о людях с литовскими и немецкими фамилиями. Татьяна Петровна пишет: «Звуки имён и фамилий, нарушавшие привычное единообразие, просто воспринимались как звучание мира: Констанция Винцессовна, Татьяна Адамовна, Станислава Адольфовна, Бронислава Станиславовна, Зося, Казбек Гагузович, Тимофей Таухинович. Этничность, присутствующая во многих фамилиях, могла вызвать дрожь вожделения в нынешних исследователях этнических проблем. Но тогда она сливалась с общими звуками этого мира. На небольшой территории, ограниченной горами и рекой, проживали люди: Шерстнёвы,Крупенёвы, Морозовы, Сапуновы, Толщины, Григорьевы, Семёнкины, Бурмистровы, Легусовы, Тюриковы, Бабкины, Бурцевы, Цербс, Мачюлявичус, Леонавичуте, Добровольские, Крижевские, Высоцкие, Лысевские, Кириенко, Тарасенко, Титоренко, Ятченя, Геоня, Корнейчук, Трофимчук, Томчук, Прудник, Волосович, Стасевич, Кулиевы, Мавлеевы, Коногоровы, Как будто это совместное проживание подтверждало фразу университетского профессора: «В Советском Союзе национальный вопрос решён в общем и целом».

Как мы убедились в дальнейшем слова профессора не подтвердились.

Советский Союз распался, народы, которые называли себя братскими, стали врагами. Но если брать население села Порог и близлежащих сёл, с распадом Советского Союза ничего не изменилось в национальном вопросе. Люди разных национальностей продолжали, как и раньше, жить дружно, поддерживать друг друга в горе и в радости.

1.3.Сталинские репрессии в истории одной семьи

В селе Порог обосновались репрессированные в 30-х годах 20-го века. История одной семьи становится историей целого поколения, историей нашей страны. В своей работе я хочу остановиться на истории одной семьи. Мне разрешили воспользоваться воспоминаниями одной женщины, семья которой была репрессирована в 1932 г. Её зовут Кравцова Варвара Ильинична-1922 года рождения. У нас в селе Порог в настоящее время проживают двое её детей. Сын- Юрий Васильевич 1947 г. рождения и дочь- Наталья Васильевна 1959 г. рождения. Эти воспоминания глубоко меня тронули и мне захотелось выполнить исследовательскую работу на тему репрессий и включить в неё этот бесценный на мой взгляд материал. В интернете в материалах сайта «Открытый список» (поиск по открытому списку жертв политических репрессий) нашла сведения об отце Кравцовой Варвары Ильиничны.

Бардаков Илья Трофимович (1879 г). Место рождения: Воронежская область,Кантемировский район, с. Новомарково. Приговор: спецпоселение. (Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; УВД Воронежской обл).

Семья Бардакова Ильи Трофимовича была раскулачена. Становление коммунистической власти в 1930-е годы проходило в несколько этапов, основными из которых были: национализация предприятий, индустриализация производства, коллективизация сельского хозяйства и др. Остановлюсь именно на коллективизации, потому что именно этот процесс «породил» такое явление, как раскулачивание крестьянства.
Коллективизация – коренная перестройка аграрного сектора. В СССР деревню рассматривали, как важный источник пополнения финансов для скорой индустриализации страны. Процесс коллективизации, Сталин описывал, как переход от мелкого и индивидуального ведения сельского хозяйства к более крупному коллективному и передовому земледелию. Но Сталин не объяснял, как осуществить коллективизацию, какие методы приемлемы для раскулачивания, а какие нет, и что, в конце концов, делать с раскулаченными крестьянами.
А, кто такие «кулаки» и что такое «кулачество»?
Большая Советская энциклопедия дает нам ответ. Кулак – это человек, который нажил свое состояние путем грабительской эксплуатации, поэтому кулачество это – та же буржуазия, против которой так боролись большевики, только деревенская.
В 1930-х годах ХХ столетия в деревню пришли два взаимосвязанных процесса, которые происходили насильственно – это раскулачивание крестьянства и создание колхозов.
Целью политики раскулачивания было ликвидация деревенской буржуазии, для дальнейшего обеспечения коллективного хозяйства, материальной базой. К примеру, с 1929 по 1930 гг. раскулачено более 320 тыс. хозяйств. Все имущество раскулаченных хозяйств переходило во владение колхозу. В начале коллективизации, кулаками считали только тех, кто использовал в своем хозяйстве наемную рабочую силу, но к 1932 году кулаками уже считали семьи, имевших в хозяйстве корову или домашнюю птицу. Просто на просто, руководство сельскохозяйственного района, получала «свыше» норму в процентах, примерно 6-8%, которую нужно было раскулачить. А, бедняки, которые чем-то не угождали правительству, назывались, «подкулачниками». Раскулаченные семьи признавали врагами народа и зачастую высылали в Сибирь, в некоторых случаях расстреливали. Из воспоминаний Кравцовой Варвары Ильиничны.

Жили мы в Воронежской области, с. Новомарковка, Кантемировского района. У нас была большая семья: отец, мать, старший брат Фёдор с женой Анной, ещё братья Дмитрий, Иван, Степан и Семён, сестра Настя и я. Шёл 1932 год. Период коллективизации и раскулачивания. Однажды мы с сестрой пришли из школы. У нас в хате были двое чужих мужчин. Один из них был наш сосед дядя Ваня, другого мы не знали. Мы разделись, сняли валенки. Сестра была обута в мамины валенки-самокатки. Незнакомец поднял с пола валенки, хотел их забрать. Но сосед пристыдил его, сказав при этом: «Что же ты делаешь? Ведь она пионерка!». Тогда он бросил валенки и хотел забрать кашемировый платок нашей сестры Зинаиды, которая с нами не жила. Она была замужем и пришла к нам в гости. Сестра стала отбирать платок. Он уцепился за один конец, сестра за другой. И так они «воевали». Зинаида всё же отобрала свою вещь у крохобора. Это было раскулачивание, хотя уже до этого у нас увели со двора весь скот. «Активисты» забрали все продукты из амбара и увезли мамин сундук с вещами. Через несколько дней к нам ночью постучали в дверь какие-то люди. Мы-дети спали все на печи. Вошли чужие люди и сказали нам собираться для поездки в район. Нас усадили на подводы и увезли на железнодорожную станцию. Потом погрузили в вагон товарного поезда и куда-то повезли. В вагоне были двухъярусные нары и битком набито людей. Ехали мы очень долго. Наконец нас выгрузили в Иркутске. Разместили в солдатские казармы. Через некоторое время нас опять повезли на поезде за Байкал. Когда ехали по берегу озера Байкал, мы смотрели в окно. Нам было очень интересно. До этого нам никогда не приходилось видеть такого количества воды. Когда заезжали в туннель, в вагоне становилось темно, маленькие дети пугались и плакали. Нас выгрузили на станции Могоча. На конях повезли в сторону сопок. Возчик сказал: «Приедете на место, будете рвать ягоду, и варить варенье». Мы не знали, что такое «варенье». У нас дома было много фруктов, но варенья никто не варил, т.к. не было сахара. Нам пришлось всё лето жить в брезентовых палатках. Мужчин отправили добывать золото. Остались одни женщины и дети. Нам давали паёк, нам его нехватало. Чувство голода никогда нас не покидало. Для еды мы собирали бруснику, но варенья не варили. Женщины уносили ягоду на станцию и обменивали её на продукты. Наступили заморозки, тёплого жилья не было. Нас снова везут в Иркутск. Погрузили на баржу и по Ангаре мы поплыли на новое место. Когда причалили к берегу, то увидели большое двухэтажное здание серого цвета. Взрослые заволновались, они поняли, что это здание –тюрьма. Это был Александровский централ. Нас разместили по камерам. В одной камере несколько семей. Тюремный двор был просторный. Туда выводили на прогулку заключённых. Я запомнила песню, которую часто пел один заключённый.

Далеков стране Иркутской, 
Между двух огромных скал, 
Обнесён стеной высокой 
Александровский централ.

Дом большой, покрытый славой, 
На нём вывеска висит, 
А на ней орёл двуглавый 
Раззолоченный стоит. 

Чистота кругом и строгость, 
Ни соринки не найдёшь: 
Подметалов штук с десяток 
В каждой камере найдёшь….

В камере, в которой мы жили, всегда было очень чисто. Каждый день приходила медсестра в белом халате. Она проверяла наличие пыли и измеряла температуру детям.

Нашу семью настигла беда. Тяжело заболел наш семилетний братик Семён. Его сразу увезли в больницу. Никто его не навещал, не разрешали. Мы уже не надеялись увидеть его живым. Мама всё время плакала. Но однажды мы услышали, как кто-то сказал: «Там привели мальчика и не знают, в какой камере его родители». Мы выскочили и увидели в коридоре бледного, стриженого мальчика. Это был наш Сёма. У него в кулачке было что-то зажато. Когда к нему подбежала мама и заплакала, он разжал кулачок и протянул ей кусочек сахара. Женщины все плакали. Через какое-то время нас повезли в г. Нижнеудинск. Из города нас увезли в лес. На левом берегу реки Уда на поляне стояли два больших барака. В них нам пришлось жить. Спали на нарах. Посредине барака стояла большая чугунная печь. Вблизи был сосновый бор, где нам пришлось работать. К этому времени к своим семьям вернулись наши отцы. Стали добывать живицу. Мужчины резали вздымку, а женщины вместе с детьми,собирали смолу. Дети помогали родителям, чтобы заработать паёк. На работу выходили очень рано и возвращались поздно. Летом было очень много мошки, без накомарника работать было невозможно. Жара, мошка, весь день без еды и воды. Жажда перебивала голод. Иногда после дождя пробовали пить из смоляных воронок, но вода была невыносимо горькой. Целый день ходили с тяжёлым ведром с живицей. Живицу несли на приёмник, где её заливали в бочки. Наша одежда блестела от смолы. Волосы без керосина было невозможно расчесать. Женщины говорили, что в библии писали: «Грешники будут кипеть в смоле на том свете». Мы ни в чем не повинные кипели в смоле на этом свете. Осенью наша мама-стахановка получила премию- 15 метров ситца. Нам сшили одежду и отправили на другой участокв интернат учиться. Это был такой же барак с нарами и чугунной печкой. Никакого воспитателя не было. Нас часто проведывал учитель. На обед варили суп из зелёных капустных листьев. Хлеба давали 300 грамм в сутки. Осенью после уроков ходили на колхозное поле собирать картофель, оставшийся после уборки. Иногда удавалось найти норку крота, в ней была картошка. Тогда мы его «раскулачивали». Картошку пекли целиком на печке и с аппетитом ели. Весной, когда снег растаял, мы также собирали картофель. За зиму, перемороженный, он превращался в крахмал. Мы его разминали, солили и пекли лепёшки прямо на печке. В выходной день шли к родителям. Мама нас чем-нибудь угощала. Как-то раз она сварила нам суп с горохом, который принесла с поля. Когда мы обедали,Сёма сказал: «Наверное дети Сталина горох вволю едят». Мы над ним посмеялись, а потом часто об этом вспоминали. Запомнила, как в третьем классе учитель дал задание- придумать предложение со словосочетанием - товарищ Сталин. Я подумала и написала: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».

Когда началась Великая Отечественная война, мы были уже взрослые. Онас не забыли. Многие ушли на фронт защищать Родину. К сожалению, не все вернулись. Остальные трудились в тылу.

Варвара Ильинична окончила педагогическое училище, работала учителем начальных классов. В1948 вышла замуж за репрессированного Кравцова Василия Степановича, ветерана Великой Отечественной войны. Она часто вспоминала своё тяжёлое детство, но никогда не высказывала обиды на государство. Семью Кравцовых всегда уважали. Несколько лет назад Юрию Василевичу Кравцову в социальной сети «Одноклассники» пришло письмо из Германииот женщины, которую зовут Лина Шафт. Женщина спрашивала у него, не является ли он родственником Кравцову Василию Степановичу и Кравцовой Марии. Он написал, что это его отец и тётя. Женщина рассказала о том, что её мама всю жизнь их вспоминала и рассказывала своим детям и внукам о том, что благодаря этим людям в 1949 году она и другие немцы остались живы. Их в 1949 году сослали из Поволжья в посёлок Красивая Елань, где с 30-х годов обосновались сосланные «кулаки». Василий Степанович с Варварой Ильиничной к тому времени обзавелись крепким хозяйством. У них была корова, телёнок, поросята, куры. Видимо, «кулацкая жилка» никуда не делась. Василий Степанович работал в химлесхозе, был мастером участка. Сосланные немцы сильно голодали, не имея средств к существованию. Их просто бросили на выживание. Человек, прошедший всю войну, не перенёс свою ненависть на всю нацию. Он и его сестра носили продукты в барак к немцам: молоко, хлеб, мясо. Лина также отправила фотографию, на которой были сняты жители села Красивая Елань. Юрий Васильевич узнал на ней своего отца, а также многих знакомых немцев, украинцев, литовцев, русских. Посёлок Красивая Елань закрылся в 1959 году. Немцы поселились в посёлке Игнит. В 70-х годах немцы начали уезжать в Германию. Привыкали к новой жизни долго и мучительно, часто писали письма родственникам, некоторые вернулись обратно.



Заключение

В итоге работы над темой мы пришли к следующим выводам:

1. В стране были значительные масштабы репрессий в 1930-1950- х годах.

2. Судьбы большинства жителей Нижнеудинского района связаны с политическими репрессиями, которые оказали значительное влияние на их жизнь.

3. Вместе с родителями пострадали и дети, которые, наравне со взрослыми, переносили невзгоды и тяжелый труд.

4. Несмотря на большие трудности, репрессированные народы добросовестно трудились, не озлобились, не потеряли веру в добро и справедливость.

Государство признало свою вину в отношении репрессированных. В 1991 году был принят закон "О реабилитации жертв политических репрессий".

Наша исследовательская работа, это вклад в восстановление справедливости и напоминание людям о страшных и трагических днях истории, а также дань памяти невинно пострадавших. Надеюсь, что данным исследованием, мне удалось доказать влияние исторических событий в России двадцатого века на жизнь и судьбы людей, что сибирская земля не по воле судьбы для многих семей стала вторым домом. История страны складывается из маленьких историй семей. Работая над темой исследования, я многое переосмыслила и поняла. Никогда нельзя допускать жестокости и насилия по отношению к человеку. Люди должны чувствовать себя защищенными и не бояться будущего. Исследования будут продолжаться, потому что не все страницы истории открыты для общественности и людей. Пока жива память о тех, кто не сломался под давлением террористических методов управления государством, мы молодое поколение, обязаны нести ответственность за будущее своей страны и мира. Я считаю, что память о жертвах политиче­ских репрессий не может быть забыта, потому что это не должно никогда повториться!













































Список литературы

Архивные данные по Иркутской области

Большая Советская энциклопедия. https://bse.slovaronline.com

Викепедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Воспоминая Кравцовой В.И.

Материалы краеведческого музея МКОУ Порогская СОШ

Т.П. Кальянова. Порог. О принимающем мире https://www.babr24.com/irk/?IDE=24597






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!