СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания акварели Василия Ивановича Сурикова «Татарская Тесь. Минусинск 1873 год»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История создания акварели Василия Ивановича Сурикова «Татарская Тесь. Минусинск 1873 год»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»








Исследовательская работа





История создания акварели Василия Ивановича Сурикова

«Татарская Тесь. Минусинск 1873 год»









Автор: Владимиров Кирилл Юрьевич,

обучающийся 11 класса.

Руководитель: Фатеев Игорь Сергеевич,

учитель технологии и ИЗО

высшей квалификационной категории.







Боград, 2021 год





Содержание



Введение…..................................................................................................3

1. Жизнь и творчество Василия Ивановича Сурикова …………………..5

1.1. Пребывание Сурикова в Минусинском крае………………………6

  1. Материалы, доказывающие факт пребывания Сурикова в селе Татарская Тесь (Боград)……………………………………………….8

2.1. Доказательство и сравнение фотографических материалов…..…11

3. Заключение………………………………………………………………13

4. Библиографический список………………………..………….............14

Приложение……………………………………………..….…………….15


































Введение

Богата на исторические «сюрпризы» земля Хакасии. Об одной исторической находке или открытии в краеведческой деятельности, хотим рассказать в этой работе. Изучая творчество Василия Ивановича Сурикова, просматривая его работы, связанные с периодом пребывания на территории Хакасии мы обратили внимание на картину 1873 года. Под рисунком была авторская надпись - «Татарская Тесь. Минусинск» и сразу почему-то мы подумали, что картина была написана в окрестностях нашего села, старое название которого Татарская Тесь, единственное сомнение вызвало в названии слово «Минусинск». Мы решили провести исследование этой темы.

Проблема исследования состоит в том, что жители села Тесь Минусинского района Красноярского края считают, что акварель «Татарская Тесь» В.И. Сурикова написана на территории Минусинского района. А мы считаем, что она написана в окрестностях села Татарская Тесь (Боград).

Гипотеза: предположим, что акварель «Татарская Тесь» В.И. Сурикова написана в окрестностях села Татарская Тесь (Боград).

Объект исследования: акварель «Татарская Тесь. Минусинск. 1873 г.»

Предмет исследования: место написания акварели «Татарская Тесь».

Цель: изучение истории создания акварели Василия Ивановича Сурикова

«Татарская Тесь. Минусинск 1873 год».

Задачи исследования:

  1. Найти и изучить литературу по творческому пути художника В.И. Сурикова;

  2. Найти материалы, доказывающие факт пребывания Сурикова в селе Татарская Тесь (Боград);

  3. Найти место написания акварели в окрестностях села Боград.

  4. Доказать сходство акварели с фотографией предполагаемого места написания акварели.

В соответствии с целью нами были использованы методы:

  • Поисковый;

  • наблюдение;

  • описание;

  • историческо-сравнителный;

  • Заключительно – обобщающий (систематизация материала исследования, обобщение результатов, формулировка выводов).


Актуальность и новизна работы: На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему. Среди краеведов и искусствоведов ведутся споры по поводу точного места написания акварели В.И. Суриковым акварели «Татарская Тесь. Минусинск 1873 г.» многие, из которых хотели бы выдать желаемое за действительное, а именно «привязать» к своей территории такой замечательный факт из истории творчества Сурикова, тем самым привлекать туристов, исследователей и почитателей таланта великого сибирского художника.

Практическая значимость работы: данная работа может пополнить школьный и районный краеведческий музеи в области изучения художественного наследия В.И. Сурикова. Материалы работы могут быть использованы для проведения классных часов и открытых мероприятий в школе, в библиотеке и в краеведческом музее. А также создать туристический маршрут к месту написания акварели В.И. Сурикова «Татарская Тесь. Минусинск 1873 г.» в селе Боград на горе Татарка.

Методика исследования: Исследование проводилось на основе печатных изданий, газетных публикаций и интернет ресурсов. Сравнительный анализ основан на методе сопоставления фотографии картины автора и современной фотографии предполагаемого места написания картины.

На поиск информации нас натолкнула статья Натальи Калеменевой «В Минусинскую степь» в газете «Хакасия» № 128 – 129 от 12 июля 2018 года. Автор статьи провела исследование пути Сурикова в Хакасии по заметкам на его рисунках и картинах. Мы прочитали статью и узнали, что, по мнению автора статьи, акварель «Татарская Тесь. Минусинск 1873 год» была написана не в селе Тесь Минусинского района Красноярского края, а в селе Боград (Татарская Тесь) Боградского района Республики Хакасия.

Мы решили выяснить этот факт и обследовали окрестности современного села Боград, а именно гору с похожим с картиной названием «Татарка». По распечатанной за ранее фотографии картины «Татарская Тесь» мы нашли предполагаемое место написания акварели В.И. Суриковым. Результатом исследования стало фотографирование места стоянки дорожного этюдника художника и непосредственно самого пейзажа местности, который изобразил художник на своей картине. После того как были распечатаны фотографии в размере равном размерам картины, мы произвели сравнение полученных в ходе работы результатов. Сравнительный анализ фотографий местности и фотографии картины «Татарская Тесь» показал большое количество идентичных фрагментов, которые доказывают, что точное место написания картины Сурикова «Татарская Тесь» было нами найдено, верно. Тем самым мы решили доказать и привести убедительные факты в нашей исследовательской работе, что написание картины было именно на горе Татарка в окрестностях современного села Боград, Боградского района Хакасии.


  1. Жизнь и творчество Василия Ивановича Сурикова

Василий Иванович Суриков родился 12/24 января 1848 года  в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова.  В августе 1854 года отца художника переводят на другую работу и семья Суриковых переезжает в село Сухой Бузим близ Красноярска. [8]  Василий Суриков учился в Красноярском уездном училище, где большую роль в его жизни сыграло знакомство с учителем рисования, художником Н.В. Гребневым. Училище он закончил с похвальным листом. И в 1864 году был зачислен в штат Енисейского губернского управления с причислением к 3-му разряду канцелярских служителей. Но любимым его занятием стало рисование. Первые этюды юный художник пишет в конце лета 1866 года по приезду в село Тесь близ Минусинска, к сестре Е.И.Виноградовой. О юном талантливом художнике заговорили в городе и окрестностях. А в 1867 году красноярский губернатор П.Н.Замятнин обратился в Совет Академии художеств с ходатайством о приеме Сурикова учеником в Академию. Его рисунки с прошением были посланы в Петербург.  В феврале 1868 Совет Академии, рассмотрев отношение красноярского губернатора, дал положительный отзыв о способностях юноши. На обеде в доме губернатора, на котором присутствовал городской голова золотопромышленник П.И. Кузнецов, был решен вопрос о стипендии Сурикову для учения в Академии художеств. И 11 декабря 1968 года Василий Иванович отправился для поступления в Академию художеств в Петербург. [1]

Пётр Иванович Кузнецов  — русский золотопромышленник, купец первой гильдии, городской голова Красноярска, оплачивал обучение живописца В.И.Сурикова в Академии Художеств. [2]

В 1873 году после окончания Академии художеств с мая по август Суриков совершает поездку в Сибирь. Недолгая остановка в Красноярске, затем поездка на прииски П.И.Кузнецова, там художник делает ряд зарисовок, где рождаются его первые работы в технике акварель. [8]


    1. Пребывание Сурикова в Минусинском крае.


Величайший исторический живописец Василий Иванович Суриков вошел в историю русского искусства, прежде всего как мастер больших монументальных полотен. Такие произведения, как «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», по праву принадлежат к лучшим достижениям русской художественной культуры второй половины XIX века. А наряду с ними в творческом наследии художника огромное место занимают небольшие листы, выполненные в утонченной и изысканной технике акварели, в этом сложном виде живописи на бумаге водяными красками. [7]


Из воспоминаний Василия Сурикова, записанных Максимилианом Волошиным: «Петербург мне очень плох для здоровья был: грудная у меня началась было. Но в 73 году я на лето в Сибирь поехал: Кузнецов меня в своё имение в Минусинскую степь на промыслы позвал. Всё лето я там пробыл и совсем поправился». [4] и (Приложение №2, схема №2)


Впервые в Минусинскую степь молодой художник Василий Суриков приехал в 1873 году по приглашению своего покровителя, красноярского золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова (1818-1878). Сурикову было необходимо поправить здоровье, слегка подорванное сырым климатом Санкт-Петербурга в период учебы в Академии художеств. По совету врачей и друзей Суриков согласился поехать «на кумыс», прихватив с собой краски и этюдник. Каждый день верхом на лошади он ездил в табун к хакасам пить кумыс - кислый на вкус, целебный напиток. И каждый раз брал свой альбом, краски и уезжал в степь на целый день. Встречался и общался с хакасами, наблюдал за их характерными движениями, позой, выражением лица и делал натурные зарисовки. В этот приезд В.И. Суриков собрал большой этюдный материал для своих будущих исторических полотен. Так им было создано много акварельных рисунков. [5]

В 1873 году Суриков жил в хакасских местностях Узун-Джул, Немир, Таштып, Матур, а также на озере Шира. Они заметно отличались друг от друга своими природными особенностями. Поразили его раздольная степь с огромным количеством курганов, отмеченных высокими массивными каменными плитами, тянущимися на десятки верст, каменные изваяния, которым все еще поклонялись хакасы, окропляя их вином и делая различные приношения; многочисленные табуны лошадей, свободно пасущиеся на степных просторах. [5]

Есть версия, что Суриков в 1873 году по реке Енисей из Красноярска добирается до деревни Абакано-Перевозной, и потом на повозке по прямой дороге отправиться на прииск Кузнецова через Татарскую Тесь и как раз остановиться на отдых в тени у леса, покормить и попоить лошадей. Дорога от деревни Абакано-Перевозной до Татарской Теси составляет 29 верст (31 км). Художник путешествовал на лошадиных повозках по грунтовым дорогам. После утомительной езды останавливался на отдых на берегу речки Тесь близ горы Татарка. Картину в технике акварель он написал, здесь увидев интересный камень на вершине горы. Все свои работы он подписывал. Закончив картину, он по привычке подписал её. Запись на картине: «Татарская Тесь. Минусинск 1873.».

Картина выполнена на бумаге, акварель, размер 23х32.Храниться картина в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске. [6]


  1. Материалы, доказывающие факт пребывания Сурикова в селе Татарская Тесь (Боград).


Материалов, доказывающих пребывание Сурикова в селе Татарская Тесь в архивах нам найти не удалось. Все доказательства пути художника в Хакасии нашла и описала исследователь творчества Сурикова журналист, краевед Наталья Алексеевна Калеменева. Вот что она пишет в статье «В Минусинскую степь»: «Попробуем выяснить маршрут Сурикова. Подсказками нам послужат рисунки, которые он делал в пути. Точнее, надписи на рисунках». [3]

Автор статьи, работая в доме-усадьбе Сурикова в Красноярске, изучила все акварельные рисунки из путевого альбома художника, которые он собственноручно подписывал, в каком населенном пункте рисовал ту или иную картину. Подписал он и «Татарскую Тесь». (Приложение №6)

«…Многие исследователи творчества Сурикова полагают, что есть убедительное доказательство верности такой версии. Это доказательство — рисунок, на котором рукой Сурикова оставлена надпись: «Татарская Тесь. Минусинск».  В ряде публикаций можно прочесть, что эта надпись свидетельствует о том, что Суриков в тот год проездом через Минусинск ездил в село Тесь Минусинского района поклониться могиле любимой сестры Кати (она умерла и похоронена была там, в 1868 году). [3]

Но всё как раз наоборот: именно эта надпись доказывает, что вовсе не в окрестностях села Тесь сделан этот рисунок. Село Тесь, где похоронена сестра Сурикова, никогда не называлось Татарской Тесью. Это совсем разные сёла, и находились они далеко друг от друга — на разных берегах Енисея. Татарской Тесью называлась деревня, возникшая на речке, впадающей слева в Енисей. Речка эта на старых картах обозначена как Сухая Тесь, а на современных — уже просто Тесь. В 1925 году этому поселению присвоили имя революционера Якова Ефимовича Бограда. Колчаковцы в 1919 году арестовали Бограда на руднике «Юлия», который находился поблизости. Сначала взяли в заложники, а потом расстреляли. При советской власти решено было увековечить память революционера, назвав его именем Татарскую Тесь. Так на карте появился посёлок Боград, административный центр Боградского района Республики Хакасия. Вот и выходит, что акварель «Татарская Тесь» Суриков нарисовал где-то в окрестностях современного Бограда. А село Тесь здесь совсем ни при чём. [3].

Рассматривая внимательно картину можно действительно увидеть в нижней части на узкой белой полоске сохранившуюся до сих пор надпись: «Татарская Тесь. Минусинск. 1873». (Приложение №6) Слово «Минусинск» здесь означает принадлежность места написания картины, то есть Хакасии, которая в 1873 году относилась к Минусинскому краю.

Вот что дальше пишет Н. Калеменева «…Станция Батеневская была поворотной точкой в маршруте Сурикова — здесь он свернул с окружного тракта Ачинск — Минусинск на просёлочную дорогу, проходившую через Татарскую Тесь (Боград)….. От Татарской Теси дорога дальше вела степью в долину реки Уйбат. А от Уйбата уже совсем близко до золотых приисков Кузнецова. (Приложение №2, схема №2)

Вот по одной из просёлочных дорог Суриков со спутниками от Татарской Теси добрался до местности Кутень-Булук, где они остановились отдохнуть. Этот момент художник запечатлел на листе дорожного альбома…» [3].

Вот и получается, что Суриков бывал у Кузнецова несколько раз, был проездом и не надолго по пути в его резиденцию останавливался в селе Татарская Тесь, т.е. Боград на современный лад. Долгой была дорога на лошадиных повозках. Во время отдыха от поездки художник рисовал свои картины. Как долго он мог находиться в селе Татарская Тесь? Сложно судить, как долго он мог рисовать акварель «Татарская Тесь», возможно день или два. Интересно у кого он в то время мог заночевать? По информации, которую дают нам многие источники – это были летние месяцы, и если была ночевка, то возможно она была на свежем воздухе, май-август 1873 г.

Село Боград (Татарская Тесь) расположено в живописном месте Боградского района республики Хакасия. Здесь протекает речка с названием Тесь. Слово «живописное» - живопись, это как раз сказано про окрестности села, про горы, скалы, лесные поляны и опушки. Интересный, своеобразный камень на вершине горы Татарка привлек внимание молодого художника Сурикова и как бы позвал его на гору, что бы запечатлеть это место на своей картине.

Он был так увлечен рисованием, что даже долгая, утомительная дорога на лошадиных повозка ему была не в тягость. Его попутчики удивлялись, как он мог быстро сориентироваться на местности и найти удивительный пейзаж для того чтобы изобразить его на бумаге в технике акварель.

Нам удалось найти фотографию дорожного этюдника художника, (Приложение №4) с которым он исколесил почти всю Хакасию и посетил многие места в России. Дорожный этюдник представляет собой небольшой чемоданчик с скобообразной металлической ручкой и имеет несколько отсеков. В этюднике Суриков умело размещал всё то, что могло пригодиться во время рисования на природе. Сейчас этюдник Сурикова храниться под стеклом на специальном столике в доме – музее его имени.


2.1. Доказательство и сравнение фотографических материалов

Таблица №1

Анализ сравнения акварели Сурикова «Татарская Тесь»

с фотографией места написания картины.


Фрагмент картины

Фрагмент фотографии

1.

Изображение за камнем - гора на ней мало изображено деревьев, и они схематично нарисованы. На горизонте видны несколько сосен, можно предположить, что в 1873 году сосен на данной горе было не так много, так как на этой горе заготавливали дрова.

Изображение за камнем - гора Эхвалиха, деревьев много за 150 лет сосна в этом районе горы расселилась благодаря семенам. Рассматривая возраст деревьев, по их диаметру можно предположить, что им не более 50-70 лет, а многие деревья и того моложе.

2.

Очертания горы - с правой стороны очертания горы нарисованы более массивно. Левое очертание горы идеально совпадает с фотографией.



Очертания горы изменились. Мы обследовали склон. С правой стороны горы скалы обвалились, это видно по россыпям камней у подножия и находящиеся здесь останки двух печей, в которых жители деревни обжигали камень для получения извести. Левое очертание горы совпадает с картиной.

3.

Центральное изображение на картине – выполнено в виде композиции камней в количестве шести больших и десяти маленьких. Скальные выступы из земли и большой лежачий центральный камень.

Центральное изображение на картине - центральная композиция камней отсутствует, остались выходы скалы из земли и большой лежачий центральный камень. Мы полагаем, что местные жители вывезли лежащие камни, для строительства домов.

4.

Большой лежачий камень - очертания верхней части точно совпадают с фотографией, и верхние очертания правой стороны тоже идеально сохранились и передают свою первоначальную форму.

Нижняя часть камня с правой стороны изображена темной, рыхлой и отличается по цвету.

Большой лежачий камень - очертания верхней части совпадают с картиной, и верхние очертания правой стороны идеально передают свою первоначальную форму. Нижняя часть с правой стороны, на фотографии частично отсутствует. Возможно, она рассыпалась со временем от перепада температур, или от действий человека.

5.

Трещины на большом камне

Прорисованы вдоль и поперек

Трещины на большом камне

Сохранились и аналогичны картине

6.

Верхняя правая часть камня – полукруглая выемка четкая

Верхняя правая часть камня – полукруглая выемка не четкая

7.

Выступающие из земли часть скалы около левой части центрального камня – хорошо прорисованные очертания выступающей скалы около левой части большого камня. Характерный светло коричневый тон камней скалы.

Выступающие из земли часть скалы около левой части центрального камня - хорошо сохранившееся очертание выступающей из земли скалы около левой части центрального камня. Светло коричневый оттенок камней скалы сохранился.

8.

Изображение растения в виде куста – за выступающей из земли скалы на картине изображен куст значительных размеров.

Изображение растения в виде куста - куста нет. Возможно, растению не дают вырасти пасущиеся на этом месте животные.

9.

Склон горы – очертания склона, совпадают с реальным видением этого места.

Склон горы - очертания склона на фотографии, визуально совпадают с изображенным на картине.

10.

Растительность около камней – изображена в виде густой, зеленой травы, так как была нарисована летом.

Растительность около камней - на фотографии отличается, сейчас видно, что немного разрослась карагана – мелкий колючий кустарник.

11.

Верхняя часть картины – небо. Белые кучевые облака.

Верхняя часть картины – небо.

На фотографии ясное синее небо.

12.

Основные цвета - на картине преобладает летняя зелень в разных её оттенках.

Основные цвета - преобладает светло коричневый фон от того что съёмка проводилась ранней весной после схода снега.

13.

Средняя правая часть камня с торца - «нос» и «расщелина» изображена на картине.

Средняя правая часть камня с торца - «нос» и «расщелина» видны и идентичны картине.

14.

Камень треугольной формы

- изображен в центре картины.

Камень треугольной формы на фото отсутствует, возможно, перемещен в сторону.

  1. Заключение


Сопоставив все приведенные факты доказательства и сравнения фотографических материалов, приведенных в Таблице №1 и находясь непосредственно на месте написания картины [Приложение №5], мы пришли к выводу, что акварель Василия Ивановича Сурикова «Татарская Тесь. Минусинск 1873 г.» действительно была написана на горе Татарка в окрестностях села Татарская Тесь (ныне село Боград, Боградского района республики Хакасия) [Приложение № 2].

В Таблице №1 представлены доказательства и сравнения фотографических материалов. Сравнительные данные в виде фотографических документов с обозначением точек, линий, прорисованных элементов местности, точно или частично совпадающих как на акварели, так и на современной фотографии места написания картины. Различия, конечно, есть и их много, ведь с момента написания рисунка прошло почти 150 лет. Видоизменились горы, ландшафт местности и т.п., изменился в одном месте даже самый большой центральный камень, но сохранились в неизмененном виде главные черты и приметы камня, что-то в виде «глаза», расщелины в виде «улыбки», верхняя часть «носа» камня с округлой выемкой и т.п.

Гипотеза, которую мы выдвигали в начале исследования, что рисунок в технике акварель «Татарская Тесь» В.И. Сурикова написана в окрестностях села Татарская Тесь (Боград) Боградского района Республики Хакасия подтвердилась многочисленными доказательствами в ходе проведенного исследования. [Приложение №7]







Библиографический список

Литература:

1. Кончаловская Н.П.: Дар бесценный. - М.: Детская литература, 1964

2. Машковцев Н. Г. «В. И. Суриков» М.: 1994


Газеты:


3. Калеменева Наталья «В Минусинскую степь». «Хакасия»,. //- № 128 – 129, 12 июля 2018 года.


Интернет – ресурсы:


4. Василий Суриков в воспоминаниях современников. Максимилиан Волошин. http://artsurikov.ru/memory-voloshin.php (вход на сайт 13.03.2019 в 13:45)


5. Художественный мир Сибири: Суриков В.И. –Хакасия. Этюды и рисунки. https://museumsrussian.blogspot.com/2011/02/blog-post_25.html (Вход 14.03.2019 в 14:35) (Приложение № 6)


6. Дом – музей В.И. Сурикова http://surikov-dom.com


7. Воспоминания о В. Сурикове https://www.sites.google.com/site/aktinoia/gallery/russian_arts/surikov-v-i/akvareli-surikova-v-i (Вход на сайт 14.03.2019 в 18:07)


8. Хронология жизни и творчества Василия Сурикова. http://artsurikov.ru /hronology.php Вход на сайт 13.03.2019 в 13:00)


9. Хакасская автономная область. Универсальная научно популярная энциклопедия. http://australianembassy.ru/hakasskaja-avtonomnaja-oblast/ (Вход на сайт 15.03.2019 г. в 21:30) (Приложение № 2)










Приложение № 1

Фотография Василия Сурикова





































В.И. Суриков. 1870-е гг. (фото с сайта: https://museumsrussian.blogspot.com/)


Приложение №2

Расположение на карте села Тесь и села Татарская Тесь (Боград) Схема 1:

Схема №2:

Приложение № 3

Место написания акварели Василия Сурикова «Татарская Тесь. Минусинск 1873 год» на карте со спутника.


Приложение № 4

Дорожный этюдник В.И. Сурикова




Приложение № 5

Фотография места стоянки дорожного этюдника Василия Сурикова

на горе Татарка в селе Боград.


Приложение № 6


Фотография акварели В.И. Сурикова «Татарская Тесь. Минусинск 1873 г.»

Приложение №7


Фотографии места написания акварели «Татарская Тесь. Минусинск 1873 г.» Василия Ивановича Сурикова, гора Татарка, село Боград (Татарская Тесь).

Дата съёмки 10 марта 2019 года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!