СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историография религиозной жизни Сахалина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Историография религиозной жизни Сахалина»

9





Тема: «Историография религиозной жизни Сахалина»



Выполнила:

Габрик Ксения Игоревна























Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Отечественная историография………………………………………………..4

2. Историография в дореволюционный период ………………………………5

3.Историография советского периода………………………………………….7

4. Современная российская историография…………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………………………..17






















Введение

Актуальность темы исследования. В конце XX в. в России произошли глубокие изменения во взаимоотношениях государства, общества и религиозных конфессий, последовал резкий рост числа верующих и количества религиозных объединений. В настоящее время возрастающий интерес российских исследователей к истории религиозных конфессий объясняется, прежде всего, необходимостью формирования новой, не имеющей в российской истории аналогов концепции государственной вероисповедной политики.

Цель исследования: рассмотреть историографию религиозной жизни Сахалина.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть отечественную историографию, историографию советского периода и историография в дореволюционный период религеозной жизни Сахалина.

Хронологические и территориальные рамки исследования охватывают остров Сахалин в составе Российской империи, СССР и Российской Федерации в период с середины XIX до начала XXI вв.

Объект исследования: религиозная жизнь населения острова Сахалина на разных этапах государственной религиозной политики России во второй половине XIX - начале XXI вв.

Предметом исследования является история религиозных организаций, групп и верующих на территории Сахалина и их взаимоотношения с государственными органами в указанных хронологических границах.

Данная работа состоит из: введения, 4 разделов, заключения, списка используемой литературы.


  1. Отечественная историография

Историография религиозной проблематики имеет свои особенности, что связано, прежде всего, с тем, что это явление всегда было фактором политической и идеологической жизни общества на различных этапах его истории, поэтому исследования в данном направлении не могли носить объективного характера. В отечественной историографии религии можно выделить три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.

В отечественной историографии работ посвященных проблеме религиозной жизни Сахалина во второй половине XIX – XX вв. мало. В дореволюционной историографии такая ситуация была обусловлена отдалённостью и каторжным режимом острова, в советской историографии – периферийностью этой проблематики в целом. Изменения в методологии научных исследований и расширение источниковой базы в последние годы привели к появлению исследований по данной теме, но они ограничены либо хронологически, либо тематически, в основном носят статейный и тезисный характер.

Поскольку обозначенная проблема слабо представлена в отечественной историографии, в данном обзоре рассматриваются и те общероссийские и дальневосточные работы, в которых давалась общая оценка религиозной политики государства и исследовалась история конфессий на разных этапах истории России и Дальнего Востока. Обращение к этой литературе позволяет провести сравнительно-исторический анализ, соотнести события на Сахалине с вероисповедной ситуацией в стране.1






  1. Историография в дореволюционный период

В дореволюционный период ведущее место занимает общероссийская историография религии, основным направлением которой было богословское, стремящееся к «разоблачению» с позиций православной церкви непризнанных в империи религий. В этом ключе подается исторический материал в работах С.Г. Рункевич, А. Никольского, М. Красножена и других авторов. В целом, работы церковных авторов носили тенденциозный и описательный характер.

Работы, в которых была бы охарактеризована религиозная жизнь российского населения на Дальнем Востоке были единичны. Лишь условно можно отнести к историографии темы исторический очерк А. Разумовского «Владивостокская епархия за первые 5 лет её существования», который печатался во «Владивостокских епархиальных ведомостях» в 1905-1906 гг.2 В нём содержится ценный фактологический материал, в частности – по Сахалину (статистические данные по количеству верующих различных конфессий, описание церковных зданий, церковно-школьного строительства и т.п.), но он подаётся с православно-обличительных позиций.

В исследованиях А.А. Панова, Д. Дриля, Н.С. Лобаса, Н. Новомбергского, П.С. Уварова, посвященных сахалинской каторге, специально религиозная жизнь населения не рассматривается, но описывается общая духовно-нравственная атмосфера каторжного Сахалина, оказавшая определяющее влияние на складывающиеся особенности религиозной жизни острова. Доказывая невыгодность каторжного типа колонизации, авторы были единодушны в том, что: «…меньше всего Сахалин удался, как колония, устроенная ради возрождения преступной личности, каторжный остров… явился высшей школой преступности».3

Наибольшее внимание дореволюционные исследователи уделяли изучению религиозных воззрений коренных народов острова (нивхов, айнов и ороков). Большинство таких работ выполнено в этнографическом ключе. Автор диссертации не претендует на полноту этнографического исследования религиозных взглядов аборигенов острова, задачей является исторический анализ трансформации их религиозных традиций под воздействием контактов с российским населением острова.

Одним из первых этнографические сведения о традициях аборигенного населения острова изложил в работе «Об инородцах Амурского края» Л.И. Шренк, возглавлявший научную экспедицию на Сахалин в 1854-1856 гг.4 Наиболее детальная информация о традиционных религиозных верованиях коренных народов Сахалина имеется в работах Л.Я. Штернберга, который начал изучать аборигенов в 1889 г., во время ссылки на остров за участие в революционном движении. В 1910 и 1926 гг. он вновь посетил остров для продолжения исследования.5 Б.О. Пилсудский, также сосланный на остров по политическим мотивам, вёл здесь научные изыскания с 1887 по 1905 гг. В его многочисленных статьях описываются обряды, религиозные традиции нивхов, айнов, ороков. В работах вышеназванных исследователей не рассматривался подробно процесс христианизации аборигенов, фиксировалось лишь внимание на поверхностном восприятии догматики и обрядности православия. Религиозные взгляды айнов Карафуто, а также большое влияние на них японской культуры описаны В. Васильевым, путешествовавшим с целью сбора этнографической коллекции по югу острова в 1912 г.8




  1. Историография советского периода

Историография советского периода характеризуется утверждением концепции воинствующего атеизма, на этом этапе основное внимание в исследованиях отводилось вопросам практической реализации декрета об отделении церкви от государства, история отдельных конфессий рассматривалась исторической наукой с точки зрения классовой борьбы. В то же время, советская историография охватывает более широкий круг проблем, даёт представление об общей религиозной ситуации в Российской империи, о государственной религиозной политике СССР. Идеологические оценки в настоящее время утратили своё значение, но богатый фактический материал даёт важную информацию для исследования.

На этом этапе необходимо отметить издание в 1930 г. труда Н.М. Никольского «История русской церкви» (переиздан в 1988 г.). Автор с позиций марксистско-ленинской методологии доказывал антинародный, реакционный характер деятельности русской православной церкви, проявлявшийся в союзе православия с самодержавием, раскрывал социальную детерминированность истории русской церкви, а также старообрядчества и сектантства, истории которых в книге уделяется значительное место. Изложение материала доводилось до 1917 г. и не затрагивало острые вопросы взаимоотношений религиозных организаций с советской властью, автор упоминал лишь о «быстром разложении и упадке» церкви и старообрядчества, успех же сектантства рассматривал как временный, так как «новое общество уже не нуждается в религии».6

К историографии первых лет советской власти можно, весьма условно, отнести антирелигиозную агитационную литературу Союза воинствующих безбожников (СВБ) второй половины 1920-х - начала 30-х гг., позволяющую проанализировать отношение новой власти к религии и верующим, в частности, в дальневосточном регионе. Наиболее активным автором того периода был Б. Кандидов, основной темой работ которого стало разоблачение контрреволюционной деятельности духовенства на Дальнем Востоке. И. Узков, секретарь краевого совета СВБ, в 1930 г. в помощь местным безбожникам на основании материалов местных газет и краевого совета СВБ написал брошюру об антирелигиозном движении в ДВК, в том числе и на Сахалине. Отмечая недостаточную организованность антирелигиозной работы на местах, он связывал напрямую успехи социалистического строительства с ростом безбожия, призывал уделять «больше сил и внимания антирелигиозному фронту», священников он открыто называл классовыми врагами, а религиозные организации -единственными легальными организациями классовых врагов.7

Единственной работой подобного характера, посвященной исследованию религиозной ситуации на Сахалине, является статья С. Урсынович. Автор рассматривал проблему распространения баптизма и евангельского христианства среди переселенцев на острове на рубеже 1920-30-х гг. Этот процесс он связывал как с «происками классовых врагов» и несознательностью приезжающих на остров, так и с воздействием объективных обстоятельств — трудностей жизни переселенцев.8

С конца 1950-х гг. характер атеистической пропаганды становился более научным. Возрастал интерес к фундаментальным исследованиям по истории и теории религии, стали проводиться полевые социологические исследования верующих и религиозных организаций в СССР. Они должны были повысить эффективность «идеологической борьбы с религией коммунистического воспитания советских людей». Несмотря на идеологическую запрограммированность на заданные результаты, исследования впервые дали картину религиозной жизни советского общества. Обширный фактологический материал по дореволюционной истории русской православной церкви привлекался в работе Е.Ф. Грекулова.13 Исследования Г.С. Лялиной, Л.Н. Митрохина, А.А. Ерышева, А.И. Клибанова посвящены возникновению, развитию, роли в российском историческом процессе баптизма, евангельского христианства, старорусского сектантства и старообрядчества, однако, в духе времени, эти работы делали акцент на изучении кризисных явлений в религиозных организациях советского периода. 9

В работах А.И. Иванова, П.К. Лобазова, Г.И. Эзрина, Ю.А. Розенбаума рассматривались правовые основы регулирования государственно-церковных отношений в советском обществе. Этой же проблеме посвящена работа В.А. Куроедова, на протяжении многих лет являвшегося главой Совета по делам религий.10 Наиболее масштабные исследования в этом направлении проведены Б.В. Клочковым. В его работах освещается правовое и хозяйственной положение православной церкви и других конфессий в дореволюционный период, правовые условия их деятельности в СССР. Общий смысл работ сводился к тому, чтобы обосновать историческую необходимость советского законодательства по вопросам религий, доказать, что оно не нарушает прав верующих.

В конце 1980-х гг. историками предпринимаются первые попытки комплексного, объективного освещения конфессиональной истории русского общества. Основные периоды истории русской православной церкви, её место в государстве и обществе рассматриваются в коллективной монографии «Русское православие: вехи истории». Оставаясь верными марксистскому подходу, оценивая роль церкви как «реакционную», авторы одними из первых поднимают вопрос о жестоких репрессиях против духовенства и верующих в 1930-е гг., о притеснениях верующих впослевоенный период. В целом, не обладая в те годы всей полнотой информации, так как многие архивы ещё оставались засекреченными, авторы поставили одной из своих целей «привлечение внимания исследователей к дальнейшей разработке истории церкви».11

В указанных выше работах общесоюзного характера религиозная ситуация на Сахалине не рассматривалась даже в контексте освещения антирелигиозных мероприятий органов власти.

Дальневосточная историография послевоенного периода весьма лаконична, как по количеству исследований, так и по характеру преподносимой тематики: исследования носили разоблачительный характер - ограничивались характеристикой контрреволюционной деятельности религиозных организаций в годы становления на Дальнем Востоке советской власти.18

Такой идеологической позиции придерживалась Н.М. Балалаева, сферой исследовательского интереса которой была история дальневосточного сектантства. В докторской диссертации Н.М. Балалаевой, единственном диссертационном исследовании советского периода о религиозных организациях на Дальнем Востоке, рассматривается широкий круг вопросов, связанных с особенностями дальневосточного сектантства, есть упоминания о деятельности баптистов и евангельских христиан на Сахалине в конце 1920-х - 30-е гг. Называя одной из важнейших причин усиления «сектантства» в годы гражданской войны и интервенции миссионерскую деятельность американцев, его развитие в 1920-е гг. Н.М. Балалаева связывала, прежде всего, с сохранением «социальных корней религии». В диссертации делается на наш взгляд не обоснованный, но соответствующий духу того времени вывод, что «главная причина упадка сектантства» в 1930-е гг. - «победа социализма».19

Изучение религиозных традиций аборигенов острова продолжалось советскими учёными-этнографами. Б.А. Васильев составил описание религиозных воззрений ороков Сахалина. Он выявил в различных традициях ороков связи с окружающими их аборигенными этносами (нивхами, орочами, айнами), позволившие сделать вывод о почти полном отсутствии влияния русской православной культуры на культуру ороков к моменту исследования, опубликованного в 1929 г. Ученик Л.Я. Штернберга Е.А. Крейнович, приступивший в 1926 г. к работе в Сахалинском ревкоме в качестве помощника комиссара, а затем -комиссара по делам туземцев, посвятил свои труды этнографическому описанию нивхов. В них, помимо прочего, автор уделял внимание и традиционным верованиям этого этноса.21 Несмотря на то, что в это время происходила утрата традиций коренных народов, углубление теоретического изучения традиционных верований и культов аборигенов Дальнего Востока, в том числе и Сахалина, в последующие годы позволило создать ряд обобщающих работ А.В. Смоляк, Ч. М. Таксами, А.Б. Спеваковского. На базе Сахалинского областного краеведческого музея в этот период проводились полевые исследования, позволяющие реконструировать религиозные обряды и воззрения аборигенов острова, результаты которых были опубликованы в виде научных статей.12













4.Современная российская историография

В современной дальневосточной историографии важными представляются работы, освещающие неизвестные страницы истории русской православной церкви и государственно-церковных отношений в дореволюционный и советский период, анализирующие противоречивость результатов миссионерской деятельности православной церкви на Дальнем Востоке, современную религиозную ситуацию на Дальнем Востоке. Исследованием этих проблем занимаются учёные М.Б. Сердюк, СМ. Дударенок, Ю.А Завалишин, Ю.Н. Бакаев, Е.А. Капранова и другие. Исследователи Ю.В. Аргудяева, В.Ф. Лобанов, М.Б. Сердюк, В.В. Кобко, Г.Г. Балакерская особое внимание уделяют истории старообрядчества на Дальнем Востоке. Результаты их изысканий были представлены на международных и региональных научных конференциях. Итогом изучения дальневосточного старообрядчества Ю.В. Аргудяевой стала публикация монографии, в которой автор исследует особую роль старообрядцев в хозяйственном и этнокультурном освоении Дальнего Востока в середине XIX - начале XX вв., формировании здесь постоянного населения, сохранении традиций.33 Анализ работ дальневосточных исследователей позволяет соотнести историю религиозной жизни Сахалина с историей ближайших регионов, выявить общие черты и особенности.

На новом этапе развития отечественной исторической науки исследования по данной теме впервые начинают проводить сахалинские историки и краеведы. Пионером в разработке темы стал сахалинский историк А.И. Костанов. Истории русской православной церкви на Сахалине и Курильских островах с XVII в. по начало 90-х гг. XX в. посвящена его работа, написанная в виде исторического очерка. Работа выходит за рамки заявленной темы, автор касается не только истории православной церкви, но и других конфессий - старообрядцев, баптистов, впервые освещает религиозную историю острова в советский период на основе информации ранее засекреченных архивных документов. Работа оказалась очень важна в смысле постановки проблемы, дала толчок к дальнейшим исследованиям в данном направлении.

История католичества на острове со второй половины XIX до конца XX века детально рассматривалась в статьях и книгах краеведа СП. Федорчука. В работе, посвященной русскому населению Карафуто, на основе японских архивных документов, он исследует историю старообрядческой общины, оставшейся после 1905г. на юге острова.13

Отдельные аспекты истории православия в период каторги рассматривались в статьях и тезисах докладов Л.В. Драгуновой, М.В. Гридяевой, А.А. Ипатьевой, В.В. Маленкова. Внимание исследователей в основном было сконцентрировано на изучении просветительской, в частности — миссионерской деятельности православного духовенства. Государственной религиозной политике, реализация которой привела к прекращению деятельности всех храмов на острове в советский период, посвящены статьи Е.И. Савельевой и В.В. Маленкова.14 Однако, деятельность религиозных общин, групп и верующих в годы советской власти не рассматривалась исследователями. Статья Е.Ф. Назаровой посвящена истории православия на острове на современном этапе, деятельности Южно-Сахалинской и Курильской епархии русской православной церкви, но выводы автора не подкрепляются выкладками социологов и носят тенденциозный проправославный характер.39 Единственная работа по истории персоналий - статья краеведа В.Л. Подпечникова об одном из последних сахалинских священников, репрессированном в 1930 г. - А. Гневушеве, источником для написания которой стали рассекреченные материалы Государственного архива Сахалинской области (ГАСО).15

Своеобразным подведением итогов изучения религиозной жизни острова к 2000-летию христианства стало издание сборника «Государственность и церковь на Сахалине». Однако, из 16 статей сборника сахалинской тематике посвящены только три (М.В. Гридяевой и Л.В. Драгуновой — о деятельности православной церкви на каторжном острове, Н.В. Потаповой - о миссионерской деятельности православных священников среди аборигенов Сахалина), дальневосточной - две (А.А. Ипатьевой о личном составе православных миссионеров на юге Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв. и А.И. Костанова - об архивах православной церкви на Дальнем Востоке), что демонстрирует недостаточное внимание исследователей к региональной религиозной проблематике.16

В этнографических работах Т.П. Роон, Л.И. Миссоновой, А.Ф. Маевича продолжается изучение религиозных воззрений ороков Сахалина. Единственная статья Т.П. Роон проливает свет на элементы шаманизма нивхов и ороков (уильта) сохранившиеся к настоящему времени.17

Работы А.И. Костанова, В.В. Щеглова, посвященные общим вопросам социально-экономического и политического положения региона, переселенческому движению, демографии позволяют проанализировать взаимосвязь истории заселения острова и особенностей его религиозной жизни. При написании диссертации огромную помощь в выявлении лиц,репрессированных по религиозным мотивам, оказали «Книги памяти», составленные A.M. Пашковым и В.Л. Подпечниковым на основе изучения рассекреченных архивных дел необоснованно репрессированных жителей острова в 1920 - 40-х гг.18

Всплеск интереса ученых к закрытой ранее религиозной проблематике предопределил появление на современном этапе ряда диссертационных исследований как общероссийской, так и региональной направленности, затрагивающих в той или иной степени проблематику диссертации.

В диссертации Н.В. Заплатникова рассматривается проблема религиозности современной молодёжи. Автор акцентирует внимание на том, что возрождение религиозных институтов имеет не только положительное, но и отрицательное влияние на общество и на конкретную личность, отмечает, что религиозность молодёжи не имеет ничего общего с возвращением к «утраченным истокам» и во многом носит поверхностный, внешний характер.19

Сахалинский историк А.А. Ипатьева, анализируя миссионерскую деятельность православной церкви на Дальнем Востоке, приходит к выводу, что «деятельность внутренней миссии закончилась провалом в условиях гибкой веротерпимой государственной политики на Дальнем Востоке», лучшего результата достигла внешняя миссия, имеющая межцивилизационный характер. В то же время, автор отмечает слабое усвоение новокрещенными догматов православия и формальный характер крещения, в частности на Сахалине.20

Докторская диссертация А.Б. Островского, посвященная мифологии и верованиям нивхов конца XIX - начала XX вв., стала ещё одной вехой в изучении религиозных верований (которые автор анализирует с точки зрения особенностей первобытного мышления) аборигенного этноса, населяющего, в частности, Сахалин.21





Заключение

Таким образом, проведённый анализ историографии проблемы показывает, что до сих пор нет ни одной специальной работы, в которой бы в комплексе рассматривалась история религиозной жизни Сахалина. В то же время, накопленный к настоящему времени исторический материал позволяет проанализировать религиозную жизнь населения острова в указанных хронологических рамках.

Однако, субъективность существующих оценок ее роли в жизни населения вызвано отсутствием серьезного анализа деятельности этого общественного института. Только церковные исследователи могут дать исчерпывающие ответы на то, какое значение имела Церковь в становлении общественной жизни.

Такое необычайное богатое содержание различных религиозных форм на сравнительно небольшой территории островов имеет свое объяснение. Это связано с особенностями географического положения и политической истории Сахалина и Курильских островов, влиявшими на формирование населения в отдельные исторические периоды. Думается, столь важная и интересная проблема, как появление и существование в условиях Саха­лина и Курил различных религий, еще привлечет к себе внимание ученых разных специальностей — историков, философов, этнографов, богословов, социологов. 









Список используемой литературы

  1. Васильев В. Краткий отчет о поездке к айнам островов Иезо и Сахалина. - СПб, 1914, 143 с.

  2. Драгунова Л.В. Православие и первые школы каторжного Сахалина // История государственности и церкви на Сахалине. - Южно-Сахалинск, 2001

  3. Заплатникова Н.В. Религиозность и девиантное поведение молодёжи: социолого-управленческийаспект. Дисс канд. соц. наук. - М., 1999, 298 с.

  4. Ипатьева А. А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на юге дальнего Востока во второй половине Х1Х-начале XX века. Дисс. ...канд. ист. наук. - Красноярск,1999, 531 с.

  5. История государственности и церкви на Сахалине. - Южно-Сахалинск, 2001

  6. Иванов А.И., Лобазов П.К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. - М., 1973;Эзрин Г.И. Государство и религия. — М., 1974

  7. Кандидов Б. Японская интервенция в Сибири и церковь. - М., 1932; Узков И. Против религии, завоинствующее безбожие. - Хабаровск, 1930, 156с.

  8. Костанов А. Освоение Сахалина русскими людьми. - Южно-Сахалинск, 1991; Щеглов В.В. Население Сахалинской области в XX веке. - Южно-Сахалинск, изд-во ЮСИЭПИ, 2002, 491 с.

  9. Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. - М., 1977; Ерышев А.А. Евангельские христиане-баптисты (их идеология и мораль). - Киев, 1960, 345с.

  10.  Маленков В.В. Христианизация коренного населения Сахалина и Курильскихостровов // Тезисы науч.-практ. конф. молодых исследователей «Наука сегодня: проблемы иперспективы». - Южно-Сахалинск: изд-во РИО ЮСГПИ, 1996, 321 с.

  11. Маевич А.Ф. Ороки в прошлом и настоящем // Краеведческий бюллетень. - Южно-Сахалинск, 1994. №2. 111С.

  12. Островский А.Б. Мифология и верования нивхов: Автореф. дисс докт. ист. наук. - М., 1998, 324 С.

  13. Панов А.А. Сахалин как колония. Очерки колонизации и современного положения Сахалина. - М.: Типография товарищества И.Д. Сытина,1905,462с.

  14. Пенская Т.В. О поисках орокских захоронений (из полевого дневника 1982 - 83 гг.) // Этнографическиеисследования Сахалинского областного краеведческого музея. - Южно-Сахалинск, 1985, 541 с.

Пилсудский Б.О. Аборигены Сахалина. - Южно-Сахалинск, 1991; Он же. Шаманизм у аборигенов Сахалина // Краеведческий бюллетень. - Южно-Сахалинск, 1990. №3, 398с.

  1. Потапова Н.В. Религиозная жизнь Сахалина (Во второй половине XIX-начале XXI вв.) : Дис. канд. ист. Наук, Южно-Сахалинск, 2004, 275 c.

  2. Подпечников В.Л. Трагедия семьи священника // Краеведческий бюллетень. - Южно-Сахалинск, 1999.№3, 354с.

  3. Разумовский А. Владивостокская епархия за первые пять лет её существования (1899-1903 тт.) IIВладивостокские епархиальные ведомости. - Владивосток, 1905. №4-5, 287с.

  4. Шренк Л. Об инородцах Амурского края. Т. 3 - СПб: Изд. Имп. АН, 1903, 467с.

  5. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. - Хабаровск, 1933; Он же. Первобытнаярелигия в свете этнографии. - Ленинград, 1936, 321с.









1 Потапова Н.В. Религиозная жизнь Сахалина (Во второй половине XIX-начале XXI вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Южно-Сахалинск, 2004, -С. 67.

2 Разумовский А. Владивостокская епархия за первые пять лет её существования (1899-1903 тт.) IIВладивостокские епархиальные ведомости. - Владивосток, 1905. №4-5. С.114-130.

3 Панов А.А. Сахалин как колония. Очерки колонизации и современного положения Сахалина. - М.: Типография товарищества И.Д. Сытина, 1905. С. 35

4 Шренк Л. Об инородцах Амурского края. Т. 3 - СПб: Изд. Имп. АН, 1903, -С. 65

5 Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. - Хабаровск, 1933; Он же. Первобытнаярелигия в свете этнографии. - Ленинград, 1936, -С. 143.

6 Пилсудский Б.О. Аборигены Сахалина. - Южно-Сахалинск, 1991; Он же. Шаманизм у аборигенов Сахалина // Краеведческий бюллетень. - Южно-Сахалинск, 1990. №3. С. 67-96.

7 Кандидов Б. Японская интервенция в Сибири и церковь. - М., 1932; Узков И. Против религии, за
воинствующее безбожие. - Хабаровск, 1930. С.21,28.

8 Васильев В. Краткий отчет о поездке к айнам островов Иезо и Сахалина. - СПб, 1914, -С. 65.

9 Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. - М., 1977; Ерышев А.А. Евангельские христиане-
баптисты (их идеология и мораль). - Киев, 1960, -С. 87..

10 Иванов А.И., Лобазов П.К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. - М., 1973;Эзрин Г.И. Государство и религия. — М., 1974, - С. 98.

11 Потапова Н.В. Религиозная жизнь Сахалина (Во второй половине XIX-начале XXI вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Южно-Сахалинск, 2004, - С. 112.

12 Пенская Т.В. О поисках орокских захоронений (из полевого дневника 1982 - 83 гг.) // Этнографические исследования Сахалинского областного краеведческого музея. - Южно-Сахалинск, 1985, -С. 76.

13 Драгунова Л.В. Православие и первые школы каторжного Сахалина // История государственности и церкви на Сахалине. - Южно-Сахалинск, 2001.С. 128-136

14  Маленков В.В. Христианизация коренного населения Сахалина и Курильских
островов // Тезисы науч.-практ. конф. молодых исследователей «Наука сегодня: проблемы и
перспективы». - Южно-Сахалинск: изд-во РИО ЮСГПИ, 1996. С. 18-20

15Подпечников В.Л. Трагедия семьи священника // Краеведческий бюллетень. - Южно-Сахалинск, 1999.№3. С.91-97.

16 История государственности и церкви на Сахалине. - Южно-Сахалинск, 2001.

17 Маевич А.Ф. Ороки в прошлом и настоящем // Краеведческий бюллетень. - Южно-Сахалинск, 1994. №2. С. 10-17

18 Костанов А. Освоение Сахалина русскими людьми. - Южно-Сахалинск, 1991; Щеглов В.В. Население Сахалинской области в XX веке. - Южно-Сахалинск, изд-во ЮСИЭПИ, 2002, -С. 67.

19 Заплатникова Н.В. Религиозность и девиантное поведение молодёжи: социолого-управленческийаспект. Дисс канд. соц. наук. - М., 1999, -С. 87.

20Ипатьева А. А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на
юге дальнего Востока во второй половине Х1Х-начале XX века. Дисс. ...канд. ист. наук. - Красноярск,1999, -С. 232.

21Островский А.Б. Мифология и верования нивхов: Автореф. дисс докт. ист. наук. - М., 1998, -С. 43.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!