СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Истрия десятый класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Истрия десятый класс»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№ 16»

Энгельсского муниципального района Саратовской области



Рассмотрено на заседании ШМО МОУ «СОШ № 16»



«26» августа 2020 г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР МОУ «СОШ № 16»

_________/Бутерина Л.И./


«27» августа 2020 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 16»

_________/Л.Н.Ахтырченко/


Приказ № _134______ -од

от «28» августа 2020 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «история»,

для обучающихся среднего общего образования

на 2020 -2022 учебные годы





Составитель

Первушкина И.А.

учитель истории и обществознания











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 10-11 классов составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. №273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

  1. Федерального переченья учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2015г. № 01-10).

  2. Федерального государственного стандарта среднего общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);





Для реализации Рабочей программы используется   программы: В.А.Никонов, С.В.Девятов. Примерная рабочая программа к учебнику в 2-х частях «История. История России 1914-начало XXI в.» Десятникова М.А., примерная рабочая программа к учебному изданию В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс»- М., Русское слово,2018, Л.А.Пашкина, Т.Д. Стецюра. Программа и тематическое планирование курса «История. Всеобщая история: с древнейших времён до конца XIX в.» Углублённый уровень – М., Русское слово,2015.

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического образования являются:

идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.

познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.




Структурно учебный предмет «История» на базовом уровне включает курсы по всеобщей (Новейшей) истории и по истории России с 1914 г. до начала XXI в., которые изучаются последовательно: вначале года изучается курс всеобщей истории, а затем – курс истории России, занимающий приоритетное место по объёму учебного времени и значимости.

На изучение учебного предмета «История» на базовом уровне в 10кл. отводится 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю) На изучение учебного предмета «История» на базовом уровне в 11 кл. отводится 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю)


Рабочую программу реализуют учебники: История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углуб. уровни /О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа ; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2020; История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. / [М.М. Горинов и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2019.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые личностные результаты освоения РП

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

 Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения РП

Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

  1. Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты освоения РП:

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • представлять культурное наследие России и других стран;

  • работать с историческими документами;

  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

  • критически анализировать информацию из различных источников;

  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет – ресурсов;

  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

  • читать легенду исторической карты;

  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

  • оценивать роль личности в отечественной истории XX века;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;

  • определять место и время создания исторических документов;

  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;

  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;

  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;

  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;

  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;

  • применять полученные знания при анализе современной политики России;

  • владеть элементами проектной деятельности.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 кл.

Курс по всеобщей истории

Мир накануне и в годы Первой мировой войны

Мир накануне Первой мировой войны. Новая индустриальная эпоха. Основные черты индустриального общества в начале XX в. Социальный реформизм. Два пути реализации экономического потенциала. Индустриализм и единство мира. Новое соотношение сил между великими державами. Политическое развитие в начале XX в. Демократизация. Политические партии и политическая борьба в начале XX в.

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

Первая мировая война. 1914 – 1918 гг. Июльский кризис. Провал плана Шлиффена. Военные действия в 1914 г. Военные действия в 1915 г. «Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г. Положение в воюющих странах. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четвертного союза в 1918 г. Революции. Перемирие. Итоги Первой мировой войны.

Межвоенный период (1918 - 1939)

Последствия войны: революции и распад империй. Последствия Первой мировой войны. Революция в Германии 1918 – 1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Распад Российской империи. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Революция в Турции 1918 – 1923 гг. и кемализм.

Версальско-вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. Парижская мирная конференция. Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг. Международные отношения в 1920-е гг.

Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. Главные черты экономического развития стран Запада в 1920-х гг. Политическое развитие стран Запада в 1920-е гг. США – «процветание» по-американски. Великобритания – коалиционные правительства. Франция в 1920-е гг.: политическая неустойчивость. Германия. Кризис Веймарской республики.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода. Особенности мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы. Фашистские диктатуры. Авторитарные режимы.

Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство».

Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии. Установление нацистской диктатуры в Германии. Милитаризация экономики. Идеология национал-социализма.

Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. Народный фронт во Франции. Народный фронт и Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму.

Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин – Рим – Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.

Восток в первой половине XX в. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Индия в первой половине XX .

Вторая мировая война

Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. Начало Второй мировой войны. Наступление агрессоров. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Военные действия на других театрах войны. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. «Новый порядок». Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны.

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. Итоги Второй мировой войны. Последствия Второй мировой войны. Распад антигитлеровской коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Процессы над военными преступниками.

Соревнование социальных систем

Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг. Начало «холодной войны». Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе.

Международные отношения в 1950 – 1980-е гг. Двухполюсная (биполярная) система международных отношений. Две тенденции в развитии международных отношений в годы «холодной войны». Ослабление международной напряжённости в 1950-е гг. Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Берлинский кризис 1958 – 1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война США во Вьетнаме (1965 – 1973). Гонка ядерных вооружений и проблема ограничения вооружений. Разрядка международной напряжённости. От разрядки к конфронтации.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество потребления». Главные черты экономического развития. Государство благосостояния. «Общество потребления». Особенности формирования государства благосостояния в странах Запада.

Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Экономические кризисы 1970 – 1980-х гг. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное информационное общество. Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация.

Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути». Неоконсервативный поворот. Политика неоконсерваторов. Общие итоги политики неоконсерваторов. Идеология и политика «третьего пути». Общие итоги политики «третьего пути».

Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Политические партии и политические идеологии. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества в 1960-е гг. Бурные 1960-е гг. Движения гражданских инициатив в период формирования постиндустриального общества. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Становление и кризис коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Попытки реформ в странах социалистического лагеря. Революции 1989 – 1991 гг.: общее и особенное. Почему Польша стала первой страной, где произошла революция. Политические и экономические реформы. «Шоковая терапия» и её итоги. Страны ЦВЕ и Европейский союз.

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Деколонизация. Выбор путей развития. Культурно-цивилизационные регионы. Мировая социалистическая система. Классификация государств. Политическое развитие государств Тропической и Южной Африки.

Китай. Индия. Гражданская война и победа народной революции в Китае. Выбор путей развития Китая. «Большой скачок» и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии. «Культурная революция». Начало реформ в Китае. Теория Дэн Сяопина. Этапы реформ. Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР. Индия в 1950- 1991 гг. Реформы М. Сингха. Современные проблемы Индии. Главное противоречие эпохи как двигатель мирового развития.


Современный мир


Глобализация и новые вызовы XXI в. Что такое глобализация. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. Новые вызовы XXI. Глобализация и фундаментализм. Человек и глобализация. Самоопределение человека в глобальном мире. Глобализация и регионализация. Глобализация и нарастание разрыва между богатыми и бедными. Проблема «мирового Юга». Глобализация и четвёртая промышленно-технологическая революция.

Международные отношения в конце XX – начале XXI в. Лидерство единственной сверхдержавы или многополюсный мир. Этапы внешней политики США. Ближневосточный конфликт. Региональная интеграция в современном мире. Общеевропейское сотрудничество. Расширение и трансформация НАТО. Ирак в центре международных конфликтов. Международный терроризм. Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.



Курс по истории России

Россия в годы "великих потрясений"

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.


Российская империя в Первой мировой войне. Военная кампания 1914 г. Военные действия в 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны.


Великая российская революция 1917 г. Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.

Первые революционные преобразования большевиков. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.


Гражданская война. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918 – 1919 гг. террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.


Идеология и культура периода Гражданской войны. Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Повседневная жизнь.

Региональный компонент. Наш край в годы революции и Гражданской войны.

Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике.


Экономика нэпа. Замена продразвёрстки единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.

Образование СССР Национальная политика в 1920-е гг. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации».

Политическое развитие в 1920-е гг. Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса.


Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».


«Великий перелом». Индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.


Коллективизация сельского хозяйства. Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя.

Политическая система СССР в 1930-е гг. Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения в отечественной науке в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского зарубежья.

СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г. и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.

Региональный компонент. Наш край в 1920 – 1930-е гг.



Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.


Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.). Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.


Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции.

Человек и война: единство фронта и тыла. Повседневность военного времени. Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.


Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 гг.). Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.


Региональный компонент. Наш край в годы Великой Отечественной войны.


Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.

Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.

Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.

Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.

Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства.


Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение Европы. Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.

Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса. Социальное развитие.

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни.

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира.

Региональный компонент. Наш край в 1953 - 1964 гг.

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.


Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.


Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.


Региональный компонент. Наш край в 1964 - 1985 гг.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы.

Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней».

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Результаты политик гласности.

Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988 – 1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС.


Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. «Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.


Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и распад СССР.

Региональный компонент. Наш край в 1985 - 1991 гг.


Российская Федерация

Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992 – 1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой экономике.

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и её значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. результаты политического развития в 1990-е гг.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.

Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.


Региональный компонент. Наш край в 1992 - 1999 гг.


Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003 – 2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.


Экономика России в начале XXI в. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных программ. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны.


Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь.


Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.

Россия в 2008 – 2018 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную Думу 2011. Президентские выборы 2012 г. Зимняя Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией. Выборы в Государственную Думу в 2016 г. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Президентские выборы 2018 г.

Региональный компонент. Наш край в 2000 - 2020 гг.



11 класс

Курс «Всеобщая история. Новейшая история: современный мир»

(24 часа)

1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления

Этапы развития исторического знания и основные проблемы изучения истории, освещаются различные подходы к её изучению, подчёркивается важность познания прошлого для осмысления человеком своего бытия и познания общества, в котором он живёт. Пути и методы познания истории Этапы развития исторического знания. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Закономерности и случайности в жизни народов. Движущие силы исторического развития в концепциях мыслителей прошлого и настоящего. Проблемы периодизации всемирной истории.

2.Человечество на заре своей истории.

Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии древнейшей истории человечества. Роль речи, трудовой деятельности в становлении человека. Дискуссии о происхождении человека современного типа. Первичное расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых групп. Зарождение искусства. Верования первобытных людей. Античная эпоха в истории человечества

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Древняя Греция и Древний Рим. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры древнегреческих государств. Афины и Спарта. Греко-персидские войны. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье. Эллинистическая культура. Возвышение Рима. Пунические войны. Кризис Римской республики. Становление Римской империи. Крушение империй Древнего мира Народы Европы в начале новой эры. Кочевые племена Азии и Китай. Начало великого переселения народов. Возникновение христианства. Римская империя в период наивысшего могущества. Кризис Римской империи. Христианство в Римской империи. Падение Западной Римской империи. Историческое наследие Античности. 4.Европа и Азия в Средние века

В рамках данного раздела обучающиеся знакомятся с феодализмом как специфической формой общественного уклада, становлением крупных раннефеодальных государств, особенностями развития средневекового Востока и Византии, периодом расцвета западноевропейской средневековой цивилизации. Значительное внимание уделяется кризису средневекового общества и зарождению модернизационных процессов.

Средневековые цивилизации (V–X вв.)

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки и цивилизации Африки I–II тыс. н.э. Возникновение исламской цивилизации. Изменение политической карты исламского мира. Историческое наследие Арабского халифата. Социально-экономические отношения в раннее Средневековье. Особенности феодальных отношений. Религиозная и светская власть в Европе. Норманнские завоевания и создание Священной Римской империи. Византия и Восточная Европа в V–X вв.: социально-экономическое развитие и духовная жизнь. Раскол между западной и восточной ветвями христианства: причины и последствия.

Эпоха классического Средневековья (XI–XV вв.) Китай до монгольских завоеваний; возникновение державы Чингисхана, завоевательные походы монголов; возвышение Османской империи;

5. Новое время: эпоха модернизации

Модернизационные процессы в Новое время. Проблемы периодизации новой истории. Кри-зис средневековой цивилизации. Эпоха Возрождения. Великие географические открытия. Завоева-ние Америки. Создание первых колониальных империй. Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации: выступление М. Лютера, народная Реформация Т. Мюнцера, оформление различных течений протестантизма; Контррефор-мация. Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе: основные причины перехода к абсолютизму в Англии и Франции; становление европейского абсолютизма, Религиозные войны во Франции, королевская Реформация в Англии; обострение противоречий в Европе в начале XVII в., Тридцатилетняя война. Вестфальский мир и его последствия. Страны Европы и Америки в конце XVIII – XIX в.

Промышленный переворот в Англии – его предпосылки, особенности и последствия. Европа: противоречия промышленной эпохи. Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX в.: либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм, национализм. Наука и искусство в XVIII–XIX вв. Эволюция системы международных отношений в Новое время. Страны континентальной Европы в период промышленного переворота. Страны Западного полушария в XIX в.: освободительные революции в странах Латинской Америки, развитие США в XIX в.

Страны Азии и Африки в XVIII–XIX в. Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока.

Курс «История России. Россия в современном мире (44 часа)

От Древней Руси к Российскому государству

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Интерпретации и фальсификации истории России. Исторические источники. Архивы – хранилища исторической памяти.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Народы Сибири и Дальнего Востока в древности. Государства Причерноморья в эллинистиескую эпоху.

Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э. Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о славянской прародине, происхождении славян и этимологии слова «Русь». Восточные славяне и их соседи. Хозяйство восточных славян. Общественный строй и политическая организация восточных славян. Традиционные верования.

Образование государства Русь

Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении государства Русь. Формирование княжеской власти (князь, дружина, полюдье). Объединение северных и южных земель, перенос столицы в Киев. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Формирование территории государства Русь.

Расцвет государства Русь

Русь при Владимире Святославиче. Крещение Руси: причины и значение. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда – первый письменный свод законов государства Русь. Последняя попытка сохранения единства. Любечский съезд князей 1097 г. Княжение Владимира Мономаха.

Социально-экономические отношения в Древней Руси

Дискуссии об общественном строе государства Русь. Управление и социальная структура древнерусского общества. Экономическое развитие государства Русь: сельское хозяйство, развитие ремёсел, торговли и градостроительства.

Культура Древней Руси

Становление древнерусской культуры. Специфика ранней русской культуры. Начало летописания. Распространение грамотности. Литература Древней Руси: жанры и основные произведения. Развитие архитектура и изобразительного искусства.

Формирование системы земель – самостоятельных государств

Причины и начало политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве». Развитие местных художественных и

Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Нашествие на Русь. Русские земли и Золотая Орда: оценки и формы зависимости русских земель ордынских ханов. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский.

Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов

Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери. Усиление Московского княжества. Иван Каита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Культура русских земель в XIII–XIV вв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Роль православной церкви в формировании духовного единства русских земель. Сергий Радонежский. Летописание и литература. Архитектура и живопись. Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв.

Золотая Орда: политический строй и социально-экономическое развитие. Распад золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование татарских ханств (Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское ханства, Ногайская Орда), их отношения с Московским государством. Народы Северного Кавказа и Причерноморья. Русские земли в первой половине ХV в.

Русские земли в составе Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти ХV в. Новгород и Псков в XV в.

Завершение процесса объединения русских земель

Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Основные направления политики Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери Освобождение Руси от ордынской зависимости. Принятие общерусского Судебника. Расширение международных связей Московского государства. Складывание теории «Москва – Третий Рим». Государственные символы единого государства.

Культурное пространство единого Русского государства

Особенности развития русской культуры в XV в. Падение Византии и установление автокефалии Русской православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. Просвещение. Основные жанры и сюжеты литературы XV в. Развитие архитектуры и изобразительного искусства. Московский Кремль. Дионисий. Повседневная жизнь.

Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству

Россия в ХVI в. Иван IV Грозный

Василий III и завершение объединения русских земель. Социальная структура Московского государства. Регентство Елены Глинской. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссии о характере опричнины. Земские соборы. Стоглавый собор. Внешняя политика Московского царства в ХVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия. Россия в конце XVI в.

Царь Фёдор Иванович. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Исторические концепции закрепощения крестьян.

Культура Московской Руси в XVI в.

Особенности культуры в XVI в. Просвещение. Начало книгопечатания и его влияние на общество. Литература: публицистика, исторические повести. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Архитектура. Живопись и декоративно-прикладное искусство. Смута в России

Сущность Смутного времени начала XVII в. в оценках историков. Причины Смуты. Феномен Самозванства. Пресечение династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Характеристика основных этапов Смуты. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. К. Минин и Д.М. Пожарский. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты. Россия при первых Романовых

Последствия Смутного времени. Правление Михаила Фёдоровича. Экономическое развитие России в XVII в. Царь Алексей Михайлович. Система государственного управления. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьянства. Правление царя Фёдора Алексеевича. Отмена местничества. Стрелецкое восстание 1682 г.

Церковный раскол и народные движения в XVII в.

Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Старообрядчество, протопоп Аввакум. «Бунташный век»: причины, формы, участники народных движений XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина: причины, участники, ход, итоги и последствия.

Внешняя политика России в XVII в. Борьба за ликвидацию последствий Смуты: Смоленская и русско-шведская войны. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б.М. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война 1654–1667 гг. Противостояние Крыму и Турции на южном направлении. Завершение присоединения Сибири. Нерчинский договор с Китаем.

Культура России в XVII в.

Русская культура на пороге Нового времени. Просвещение. Славяно-греко-латинская академия. Накопление научных знаний. Последние летописи. Новые жанры в литературе. Зодчество и изобразительное искусство. Быт и нравы допетровской Руси.

Россия в конце XVII – XVIII в.: от Царства к Империи

Начало эпохи Петра I

Необходимость и предпосылки преобразований. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие восстания. Начало правления Петра I. Личность Петра Алексеевича.

Северная война и военные реформы

Причины и начало Северной войны. Военная реформа и реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Основание Санкт-Петербурга. Продолжение и итоги Северной войны. Провозглашение России империей. Преобразования Петра I

Реформы в экономической сфере. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Изменение социального статуса сословий и групп. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Унификация социальной структуры города. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Областная (губернская) реформа. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Социальные и национальные движения первой четверти XVIII в. Культура и нравы Петровской эпохи. Оценки петровских реформ в исторической литературе.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Внутренняя политика российских монархов в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая политика российских монархов эпохи «дворцовых переворотов». Внешняя политика. Россия в Семилетней войне 1756–1763 гг.

Российская империя при Екатерине II

Просвещённый абсолютизм: содержание и особенности. Национальная и религиозная политика Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. «Золотой век» российского дворянства. Сословная политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Усиление крепостничества. Экономическая политика Екатерины II.

Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва

Причины, цели и состав участников восстания. Ход восстания. Итоги и значение восстания.

Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в. Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в.

Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Чёрному морю: русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Французская революция.

Российская империя при Павле I

Личность и взгляды Павла I. Внешняя политика Павла I: участие России в антифранцузских коалициях, Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Изменения в сфере местного управления. Унификация и регламентация в жизни общества. Ставка на мелкопоместное дворянства. Политика в отношении крестьян. Экономическая политика Павла I. Заговор и свержение императора. Культурное пространство Российской империи

Просвещение и его влияние на российскую культуру. Сословный характер образования. Становление отечественной науки. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Русские изобретатели. Деятельность Вольного экономического общества. Исследовательские экспедиции. Литература: основные направления, жанры, писатели. Общественно-политическая мысль. Архитектура и скульптура. Живопись и театр.

Российская империя в XIX – начале ХХ в.

Россия в начале ХIХ в.

Общая характеристика экономического развития Российской империи в начале XIX в. Население России в начале XIX в.: основные сословия и социальные группы и их положение. Император Александр I и его окружение. «Дней Александровых прекрасное начало». Реформы начала цар-ствования. Проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. Создание министерств и Государственного совета.

Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г.

Основные цели и направления внешней политики России при Александре I. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальна блокада. Присоединение к России Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Начало Отечественной войны 1812 г.: причины, планы сторон, основные сражения начального этапа войны. Бородинская битва. Патриотический подъём народа. Герои Отечественной войны 1812 г. Завершение войны. Заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг. Венский конгресс и Священный союз.

Внутриполитический курс Александра I

Самодержавие и крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Изменение внутриполитического курса. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Итоги внутренней политики Александра I.

Движение декабристов

Предпосылки возникновения движения декабристов, идейные основы и цели. Первые тайные организации, их участники. Южное и Северное общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Правление Николая I: политика государственного консерватизма

Преобразование и укрепление государственного аппарата. Политическая полиция и цензура.

Культура России в первой половине XIX в.

Образование и книжное дело. Географические экспедиции и их участники. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Развитие науки: учёные, их открытия и труды. Золотой век русской

Отмена крепостного права в России

Император Александр II и его окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Реформы 18601870-х гг.

Земская и городская реформы: основные принципы и положения. Судебная реформа. Реформы в области образования. Военные реформы.

Социально-экономическое развитие пореформенной России

Сельское хозяйство после отмены крепостного права: основные черты и векторы развития. Развитие промышленности и торговли. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв населения Российской империи.

Общественные движения второй половины XIX в. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные и либе-ральные течения общественной жизни. Политика лавирования Радикализм. Народническое движение: идеология, организации и тактика. «Хождение в народ». Начало рабочего движения. Распространение марксизма. Зарождение российской социал-демократии.

Народное самодержавие Александра III

Начало правления Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Ограничительная политика в сферах печати, образования и судебного производства. Изменения в земском и городском самоуправленииУкрепление общинных порядков в деревне. Национальная политика. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Завершение промышленного переворота и его последствия. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития

Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации «сверху». С.Ю. Витте. Государственный капитализм. Аграрный вопрос. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Политическая система. Император Николай II и его воз-зрения. Социальная структура общества, положение основных групп населения.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Политика России на Дальнем Востоке. Причины, начало и ход военных действий. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественно-политическую жизнь страны.

Общественное движение в России в начале XX в.

Образование политических партий. Социалистические политические партии. Либеральные политические партии. Консервативные (традиционалистские) политические партии.

Первая российская революция (1905-1907) Первая российская революция: причины и характер. Начало революции: «кровавое воскресенье». Основные события революции: возникновение Советов, восстания в армии и на флоте, всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Начало российского парламентаризма. Итоги и значение первой российской революции.

Общество и власть после революции. Столыпинские реформы

Правительственная программа П.А. Столыпина. Третьеиюньская политическая система. Аграрная реформа: цели, осуществление, итоги реформы.

Культура России в начале XX в.

Особенности русской культуры на рубеже XIX–XX вв. Народное образование. Печать и книжное дело. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский балет. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Музыка и кинематограф. Живопись: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура и скульптура.


Учебно-тематический план:


Тема

Количество часов

10 класс

1

Мир в начале ХХ в. Первая мировая война

4 часов

2

Мир в межвоенный период

3 часов

3

4

5

Вторая мировая война

Международные отношения в 50-60 гг

Современный мир

2 часов

8 часов

1 час

6

Россия в годы «великих потрясений»

5 час

7

СССР в 1920-30-е годы

10 часов

8

Великая Отечественная война 1941-45гг

7 часов

9

Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг

16 часов

10

Российская Федерация

12 час


Итого

68 часов






Рассмотрено

на заседании ШМО

МОУ «СОШ № 16»



« 26 » августа 2020 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МОУ «СОШ № 16»

_________

« 27 » августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 16»

_________/Л.Н. Ахтырченко/

Приказ № _134______ - од

от « 28 » августа 2020 г.






Календарно – тематический план


10 кл.

урока

Тема урока



план

факт

примечание

1

Мир накануне Первой мировой войны. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

2.09



2

Первая мировая война. 1914-1918 гг.

4.09



3

Последствия войны: революции и распад империй.

9.09



4

Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.

11.09



5

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода. Страны Запада в 1930-е гг.

16.09



6

Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии. Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании.

18.09



7

Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. Восток в первой половине XX в.

23.09



8

Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг.

25.09



9

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование

30.09



10

Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг.

2.10



11

Международные отношения в 1950 – 1980-е гг.

7.10



12

Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество потребления».

9.10



13

Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути»

14.10



14

Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения

16.10



15

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы

21.10



16

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития

23.10



17

Китай. Индия

28.10



18

Глобализация и новые вызовы XXI в. Международные отношения в конце XX – начале XXI в.

6.11



19

Россия и мир накануне Первой мировой войны

11.11



20

Российская империя в Первой мировой войне

13.11



21

Великая российская революция: Февраль 1917 г.

18.11



22

Великая российская революция: Октябрь 1917 г.

20.11



23

Первые революционные преобразования большевиков. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

25.11



24

Гражданская война

26.11



25

Идеология и культура периода Гражданской войны

2.12



26

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа

4.12



27

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. Политическое развитие в 1920-е гг.


9.12



28

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.


11.12



29

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

16.12



30

«Великий перелом». Индустриализация

18.12



31

Коллективизация сельского хозяйства

23.12



32

Политическая система СССР в 1930-е гг.

25.12



33

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

13.01



34

СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.

15.01



35

Повторительно-обобщающий урок по главам I и II

20.01



36

СССР накануне Великой Отечественной войны

22.01



37

Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

27.01



38

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома

29.01



39

Человек и война: единство фронта и тыла.

3.02



40

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.)

5.02



41

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

10.02



42

Повторительно-обобщающий урок по главе III

12.02



43

Место и роль СССР в послевоенном мире

17.02



44

Восстановление и развитие экономики. Изменения в политической системе в послевоенные годы

19.02



45

Идеология, наука и культура в послевоенные годы

24.02



46

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»

26.02



47

Смена политического курса. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг.


9.03



48

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг.


11.03



49

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг.

12.03



50

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг.

16.03



51

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х гг. – первой половине 1980-х гг.

18.03



52

Политика разрядки международной напряжённости

23.03



53

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ

25.03



54

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

6.04



55

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

8.04



56

Реформа политической системы

13.04



57

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

15.04



58

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР

20.04



59

Российская экономика на пути к рынку.

22.04



60

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

27.04



61

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

29.04



62

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.

6.05



63

Политическая жизнь России в начале XXI в.

8.05



64

Экономика России в начале XXI в.

13.05



65

Повседневная и духовная жизнь

15.05



66

Внешняя политика России в начале XXI в.

20.05



67

Россия в 2008-2018 гг.

22.05



68

Повторительно-обобщающий урок по главам IV и V

27.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!