Итоговый тест по праву 11 класс
Уровень А
А1. Среди перечисленных источников права важнейшим является
Указ Президента РФ 2) Конституция РФ
3) Конституции республик РФ 4) Устав края РФ
А2. Верны ли следующие суждения о гражданских правоотношениях?
А. Основной чертой гражданских правоотношений является отсутствие имущественной самостоятельности сторон
Б. Гражданские правоотношения возникают в большинстве случаев по соглашению сторон
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. В какой из представленных ситуаций речь идет о возможном применении правовой нормы?
гражданин С. вошел в православный храм, не сняв головного убора
гражданин С. проехал перекресток на красный сигнал светофора
будучи в гостях, гражданин С.испачкал скатерть соусом
гражданин С.добровольно отказался воспользоваться бесплатной путевкой
А4. Развод супругов, имеющих споры о месте жительства общих детей и о разделе совместно нажитого имущества, осуществляется
1) адвокатурой 2) мировым судьей 3) судом по гражданским делам 4) отделением ЗАГС
А5. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
закрепляется многообразие форм собственности
церковь отделена от государства и системы образования
политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности
А6. Гражданин К. был уволен с работы. Для признания увольнения неправомерным он обратился в суд. В судебном процессе он является
потерпевшим 2) свидетелем 3) ответчиком 4) истцом
А7. Верны ли следующие суждения об обязанностях налогоплательщиков?
А. Налогоплательщики не должны препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих обязанностей
Б. Налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными действиями налоговых органов
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Какая ситуация является примером семейных правоотношений
1) родители-алкоголики были лишены родительских прав
2) дочь получила наследство от бабушки
3) родители отдали ребенка в художественную школу
4) сын устроился работать в семейную фирму
А9. За какое правонарушение уголовная ответственность наступает с 14 лет?
1) моральный вред 2) нецензурная брань 3) мелкое хулиганство 4) грабеж
А10. Ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте 14-18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией может
1) законный представитель несовершеннолетнего 2) работодатель
3) суд 4) прокуратура
А11. Статьи, регулирующие возмещение морального ущерба личности, содержатся в
1) Уголовном кодексе 2) Гражданском кодексе 3) Семейном кодексе 4) КоАП
А12. Вопрос защиты и охраны памятников архитектуры регулируется нормами права
1) гражданского 2) уголовного 3) трудового 4) административного
А13. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является
1) Президент РФ 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Совет Федерация
А14. Президент РФ имеет право издавать
1) законы 2) указы 3) постановления 4) судебные прецеденты
А15. Отличительным признаком правовой нормы является
1) принятие ее соответствующим государственным органом
2) соответствие ее принятым в обществе представлениям о добре и зле
3) обеспеченность силой общественного мнения
4) соответствие интересам властной элиты
Часть В
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме Виды нормы права
Управомачивающие Запрещающие ?
В2. Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правоотношений
Ситуации | Правоотношения |
А) Супруги открыли семейный ресторан | 1) Гражданские |
Б) Болельщики отмечали победу своей команды и разгромили остановку общественного транспорта | 2) Семейные |
В) Отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора | 3) Административные |
Г ) Супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака | 4) Уголовные |
Д) Родители подарили сыну легковой автомобиль | |
В3. Найдите лишнее понятие в ряду и поясните, почему оно лишнее
1) гипотеза 2) диспозиция 3)наказание 4) санкция
В4. Укажите признаки, характеризующие Конституцию РФ в системе нормативных актов
1) обязательное соответствие конституциям субъектов федерации
2) высшая юридическая сила
3) принятие голосованием обеих палат Федерального Собрания
4) принятие всенародным референдумом
4) разработка в соответствии со Всемирной декларацией прав человека
5) обязательность соответствия ей всех законов и подзаконных актов РФ
Часть С
Правовая культура – это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, опосредованного и правового поведения. Структура правовой культуры включает следующие элементы: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение
Правовая культура находит своё практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причём отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.
В своём правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различное сочетание потребностей, стремлений и интересов лежит в основе мотивации правового поведения. Учёные выделяют целый ряд мотивов правового поведения. Это внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение требованиям закона; сознание собственных прав; осознанная защита групповых интересов; боязнь юридической ответственности; следование традиции; стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям. Поступки и действия, совершаемые с внутренней убеждённостью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой правового поведения.
(В.В.Касъянов, В.Н.Нечипуренко)
C 1. Какую социальную функцию, по мнению авторов, выполняет правовая культура? Какие пять элементов её структуры выделены в тексте?
C 2. В чём, по мнению авторов, практически воплощается правовая культура? Какие пять причин противоправного поведения названы в тексте?
C 3. Проиллюстрируйте примерами любые три названные авторами мотива правового поведения (в каждом случае сначала укажите мотив, а затем приведите соответствующий пример).
C 4. Как общество и государство могут повлиять на формирование у людей правового сознания и правового поведения? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, предложите три способа.