СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная по обществознанию 10 класс в формате ЕГЭ (профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так как весь объем материала, необходимый для написания ЕГЭ по обществознанию, в 10 классе еще не изучен, данная работа составлена с учетом только тех тем, которые пройдены по предметам "Обществознание", "Право", "Экономика" в первом полугодии.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная по обществознанию 10 класс в формате ЕГЭ (профильный уровень)»

Итоговая контрольная по обществознанию в формате ЕГЭ

Вариант 1

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются видами факторных доходов.

1)рента; 2)компенсация морального вреда; 3)дивиденды; 4)прибыль; 5) заработная плата; 6)пособие по безработице.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  авторство часто не определено

2)  носит преимущественно коммерческий характер

3)  не требует специальной подготовки для своего восприятия

4)  появилась раньше других форм культуры

5)  рассчитана на узкий круг ценителей

  1. Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат фирмы за краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТЬИ ЗАТРАТ

А)  арендная плата за здание

Б)  транспортные расходы

В)  сдельная зарплата рабочих

Г)  плата за электроэнергию

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

1)  постоянные издержки

2)  переменные издержки




А

Б

В

Г







  1. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  использование предметов, данных природой

2)  стремление объяснить законы природы

3)  продолжение рода

4)  общение с помощью членораздельной речи

5)  приспособление к условиям окружающей среды

6)  способность к мышлению


5. Найдите в списке неценовые факторы спроса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  цены на сопряженные товары

2)  количество продавцов на рынке

3)  уровень доходов потребителей

4)   предписания моды

5)  ставки налогов на производителя

6)  импортные таможенные пошлины

6. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А)  конкуренция производителей

Б)  централизованное распределение

В)  директивное ценообразование

Г)  свобода предпринимательства

Д)  саморегуляция спроса и предложения

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1)  рыночная

2)  командная



Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д


7. Найдите в приведенном списке отличительные черты командной экономики. Запишите цифры, под которыми они указаны

1)  преобладание частной собственности

2)  директивное планирование

3)  жесткая централизация управления

4)  свободное ценообразование

5)  преобладание государственной собственности


8. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  фирмы

2)  сословия

3)  партии

4)  касты

5)  классы


9. Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.

2)  Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3)  Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4)  Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5)  Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.


10. Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  тоталитарный

2)  пропорциональный

3)  мажоритарный

4)  демократический

5)  легальный

6)  авторитарный


11. Найдите в приведенном списке черты, характерные для демократического политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  высший орган государственной власти избирается непосредственно народом

2)  власть подчинена контролю общества

3)  ограничение оппозиции

4)  строгая централизация государственной власти

5)  конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право


12. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление социальных потребностей личности.

1)  В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2)  Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3)  Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4)  Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5)  Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.


13. Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономической системы и её типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

A)  преобладание (господство) государственной собственности

Б)  свободное ценообразование

B)  контроль государства за производством и распределением

Г)  экономическая самостоятельность производителей

Д)  конкуренция производителей

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1)  командно-административная

2)  рыночная



Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д


14. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  формулируется и поддерживается государством

2)  существует в устной форме

3)  за нарушение правовых норм следуют только меры общественного порицания

4)  относится к нормативной системе общества

5)  определяет границы должного поведения людей

15. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОСТУПОК

А)  невыполнение условий договора займа

Б)  опоздание на работу

В)  прогул

Г)  публичное оскорбление

Д)  безбилетный проезд

ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1)  гражданско-правовая

2)  дисциплинарная

3)  административная



Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д


16. Сотрудница туристической фирмы И. регулярно опаздывает к началу рабочего дня. Директор фирмы неоднократно предупреждал её о недопустимости подобных действий, однако И. продолжает опаздывать. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  трудовое право

2)  гражданско-правовая ответственность

3)  дисциплинарный проступок

4)  административное право

5)  увольнение

6)  материальная ответственность

Прочитайте текст и выполните задания 17—20.



Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.

С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х  — начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются.

Предприниматель, деятельность которого направлена на получение прибыли, в свою очередь, удовлетворяет различные экономические потребности государства. Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться, что подчеркивает важность развития данного сектора для общества. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.

 

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

(К. Геращенко, учащийся 11 класса. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ /Вольное экономическое общество, 2008)


17. Автор приводит ряд негативных последствий, которые возникли в результате чрезмерной концентрации производства в условиях административно-командной экономики. Укажите три из них.


18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «предпринимательство»;

— объясните связь названных автором характеристик предпринимательства. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)


19. Какова, на ваш взгляд, позиция автора в оценке возможностей развития малого бизнеса в решении экономических проблем в России? По каким положениям текста вы это определили? (Укажите любые два положения-аргумента.) Приведите пример решения конкретной экономической проблемы с помощью малого бизнеса.


20. Автор видит сильные и слабые стороны малого бизнеса. Опираясь на знания курса, назовите три позиции, по которым малый бизнес уступает крупному бизнесу.


21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке ёлочных украшений в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P  — цена товара; Q  —количество товара.)

 

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос.

(Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если сократится число продавцов ёлочных украшений при прочих равных условиях?



22. В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества представляет собой страна Z? Как относятся к природе в таком обществе? Какой основной фактор производства в таком обществе? Как такой тип общества влияет на требования к кадрам (работникам)? Укажите два требования.



Итоговая контрольная по обществознанию в формате ЕГЭ

Вариант 2

  1. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  приоритет коллективистских ценностей

2)  рост численности рабочего класса

3)  высокая социальная мобильность

4)  использование информационных технологий

5)  глобализация экономики и финансов

  1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  высокая содержательная сложность

2)  демократизм

3)  ориентация на узкий круг ценителей

4)  широкая рекламная кампания

5)  соответствие изысканным вкусам

6)  безграничное самовыражение автора

  1. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  образность

Б)  логическая целостность

В)  художественный язык

Г)  чувственно-эмоциональное отражение мира

Д)  обоснованность

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

1)  наука

2)  искусство



Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

  1. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  поступление в институт

2)  занятия в художественной студии

3)  изучение математики

4)  получение профессии архитектора

5)  опыт создания собственных работ

6)  выбор профессии

  1. Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  рост цен на товары

2)  повышение налога на добавленную стоимость

3)  снижение производства товаров

4)  интенсивная реклама товаров

5)  доступность потребительских кредитов

6)  увеличение доходов семей

  1. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)  проценты по кредитам

Б)  страховые выплаты

В)  приобретение сырья

Г)  транспортные расходы

Д)  сдельная оплата труда наёмных работников

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

1)  переменные

2)  постоянные


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

  1. На рынке сотовой телефонной связи страны А. действуют три крупных оператора, диктующих цены на тарифные планы. Выберите из перечня характеристики данного рынка.

1)  национальный

2)  олигополия

3)  монополия

4)  услуг

5)  финансовый

8. Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  член неформальной молодёжной группы

2)  военнослужащий срочной службы

3)  губернатор

4)  Президент РФ

5)  избиратель

6)  мировой судья

9. В нашей стране социологическая служба проводила опросы населения, выясняя, что на данном этапе формирует основы жизненного опыта молодежи. Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в %).

Факторы влияния

2000 г.

2010 г.

Семья

71

70

Школа

33

45

Компания товарищей

55

42

Радио и телевидение

29

23

Интернет-общение

0

30


Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Семья остаётся основным фактором, влияющим на социализацию личности.

2)  Место и роль каждого из факторов, влияющих на социализацию молодёжи, за прошедшее десятилетие не изменились.

3)  Наиболее быстрыми темпами возрастает влияние виртуального общения.

4)  Школа во влиянии на молодёжь по-прежнему уступает влиянию компании сверстников.

5)  Наблюдается тенденция снижения роли всех общественных институтов в формировании жизненного опыта молодежи.

10. В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  унитарное государство

2)  федеративное государство

3)  конституционная монархия

4)  демократическое государство

5)  абсолютная монархия

6)  президентская республика

11. Что из перечисленного относится к признакам любого государства? Запишите цифры, под которыми эти признаки указаны.

1)  территориальная целостность

2)  верховенство закона

3)  суверенитет

4)  взаимная ответственность государства и личности

5)  разделение властей

6)  наличие органов принуждения

12. Выберите в приведённом ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  уплата налогов

2)  сохранение природы и окружающей среды

3)  получение высшего образования

4)  заключение брака

5)  исповедование определённой религии

6)  забота о нетрудоспособных нуждающихся родителях

13. Установите соответствие между характеристиками и видами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом

Б)  перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны

В)  повышение качества товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы

Г)  значительная роль ручного труда во всех отраслях экономики

Д)  правомочность предприятий в заключении сделок по своему усмотрению

ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1)  традиционная

2)  командная

3)  рыночная


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  совокупность представлений о добре и зле

2)  общеобязательность выполнения

3)  обеспеченность выполнения принудительной силой государства

4)  форма общественного сознания

5)  многократность применения

15. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

A)  прокурор

Б)  адвокат

B)  следователь

Г)  потерпевший

Д)  обвиняемый

СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

1)  обвинение

2)  защита



Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

16. Системный администратор фирмы «Арктика» регулярно опаздывает на работу, ссылаясь на пробки на дорогах. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данного правонарушения.

 

1)  трудовое право

2)  административный проступок

3)  штраф

4)  дисциплинарная ответственность

5)  выговор

Прочитайте текст и выполните задания 17—20.

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде  — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...

Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность...

Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического»  — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

...Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

 

К.Х. Момджян

17. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Укажите, чем, по мнению автора, отличается сознание (мышление) человека, по сравнению с психикой животных?

18. Укажите, какое из двух понятий  — целенаправленность и целесообразность  — следует отнести к деятельности человека, а какое к активности животного? Обоснуйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения. Приведите конкретный пример, который бы доказывал Ваше рассуждение в отношении деятельности человека.

19. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей. (Всего укажите не менее двух аспектов значения)

20. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «деятельность».

21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке бытовых холодильников и морозильников в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P  —цена товара; Q  —количество товара).

 

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях вырастут цены на аккумуляторы искусственного холода для бытовых холодильников и морозильников?

22. Галине исполнилось 16 лет, она учится в 10 классе. Школьница решила начать трудовую деятельность, чтобы зарабатывать деньги на карманные расходы. Свое намерение Галина обсудила с остальными членами семьи – родителями и старшим братом. Семья доверила девочке самостоятельно принять окончательное решение. Галина обратилась в специализированное агентство и вместе с менеджером выбрала несколько вакансий с подходящими условиями труда.

Какой уровень общего образования освоила Галина? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что у Галины семья демократического типа? Каким фактором производства владеет Галина как работник? Какие особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет предусмотрены Трудовым кодексом РФ? (Укажите две любых особенности.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!