СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения: комплексная контрольная работа

Цель: оценить уровень освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе за 2021-2022 учебный год

Время выполнения: 40 минут.

Задание

Проверяемые элементы содержания

  1.  

Знание содержания прозаических произведений.

  1.  

Определение  жанровой принадлежности литературного произведения

  1.  

Знание основных теоретико-литературных понятий

  1.  

Характеристика изобразительно-выразительных средств

  1.  

Восприятие и анализ художественного текста, сравнительная характеристика героев произведения

  1.  

Знание содержания лирического произведения поэтов ХХ века.

  1.  

Характеристика изобразительно-выразительных средств в стихотворении

  1.  

Характеристика изобразительно-выразительных средств

  1.  

Характеристика изобразительно-выразительных средств

  1.  

Языковой анализ поэтического текста

  1.  

Умение строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно

прочитанных произведениях; создавать связный текст на

необходимую тему с учётом норм русского литературного языка

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

по учебному предмету «Литература»

5 КЛАСС


  1. Назначение КИМ: работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Литература» в 5 классе.


  1. Форма промежуточной аттестации: комплексная контрольная работа


  1. Характеристика структуры и содержания КИМ: работа состоит из 10 тестовых заданий с кратким вариантом ответа и 1 творческого задания с развернутым ответом на поставленный вопрос в объеме 5 – 6 предложений.


  1. Количество вариантов: 2


  1. Цель работы: оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов по литературе в соответствии с требованиями ФГОС; определить элементы содержания, требующие дополнительного изучения.


  1. Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета:

Выпускник научится:

  1. Определять тему и основную мысль произведения;

  2. Владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  3. Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  4. Определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  5. Выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними,

  6. Выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения

  7. Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  8. Представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);

  9. Собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  10. Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  11. Выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  12. Ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в интернете.

Выпускник получит возможность научиться:

    1. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

    2. Дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

    3. Сопоставлять тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

    4. Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

    5. Создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

    6. Сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

    7. Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


  1. Содержание КИМ


задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень

(ученик научится - Б,

ученик получит возможность научиться - П)

Максималь

ное количество баллов за задание

Знание содержания прозаических произведений.

Б

2

Определение жанровой принадлежности литературного произведения

Б

1

Знание основных теоретико-литературных понятий

Б

1

Характеристика изобразительно-выразительных средств

Б

1

Восприятие и анализ художественного текста, сравнительная характеристика героев произведения

Б

2

Знание содержания лирического произведения поэтов ХХ века.

Б

1

Характеристика изобразительно-выразительных средств в стихотворении

Б

1

Характеристика изобразительно-выразительных средств

Б

1

Характеристика изобразительно-выразительных средств

Б

1

Языковой анализ поэтического текста

Б

1

Умение строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно

прочитанных произведениях; создавать связный текст на

необходимую тему с учётом норм русского литературного языка

П

4


  1. Продолжительность выполнения работы обучающимися: 40 минут


  1. Перечень дополнительных материалов и оборудования, которое используется во время выполнения работы: не требуется


  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

За верно выполненное задание 1 начисляется 2 балла (1 балл – за указание названия произведения, 1 балл –за указания автора произведения).

За верное выполненное задание 5 начисляется 2 балла (1 балл – за вписанное слово, второй – за комментарий)

За каждое верно выполненное задание 2,3,4,6,7,8,9,10 начисляется 1 балл.

За задание 11 (творческой части) максимальное количество баллов – 4.

За работу в целом – 16 баллов


  1. Описание формы бланка для выполнения работы: тетрадь для контрольных работ


  1. ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 45 минут.

В работе представлены 10 заданий, на которые нужно дать краткий ответ. Последнее задание предполагает развернутый ответ на вопрос в объеме 5-6 предложений.

Если ты не знаешь, как выполнить такое задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, попробуй ещё раз выполнить пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни и запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!



  1. Текст работы

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

Часть 1


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 – 5


Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чём душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосёнки кудрявеньки, глазёнки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что навытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьётся куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Ему кричат, а он и ухом не ведёт. Били, конечно, поначалу-то, потом рукой махнули:

– Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет.


1. Укажите название произведения и автора.

2. К какому жанру относится это произведение?

3. Как называется средство характеристики героя, строящееся на описании его внешности?

4. Какой прием использует автор при описании Данилки и других детей: «Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. А этот Данилко забьётся куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит».?

5. Выпишите прозвище Данилки. О чем оно говорит?


Часть 2


Прочитайте стихотворение и выполните задания 6 – 10


Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

1917 г.

6. Назовите автора стихотворения.

7. Какое средство выразительности использует поэт во фразах «чаще звонкой», «зимы седой»?

8. Выпишите из стихотворения пример олицетворения.

9. Как называется художественное средство, используемое поэтом: «колесом солнце скатилось»?

10. Определите лексическое значение слова «нивы».


Часть 3

11. Какую художественную книгу взял бы ты с собой, отправляясь, говоря условно, на необитаемый остров.

Объясни свой выбор, докажи, что это очень важная для тебя книга, приведи как можно больше аргументов в пользу любимой книги. Можно говорить о героях книги, о событиях, о нравственных уроках, которые ты извлек для себя, читая эту книгу.


(Ответ на задание 11 необходимо дать в виде связного текста в объеме не менее 5 6 предложений)


Вариант 2


Часть 1


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 – 5


Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.


1. Укажите название произведения и автора.

2. К какому жанру относится это произведение?

3. Как называется средство выразительности, используемое в отрывке: «дело спорилось»?

4. Какой прием использует автор при описании героя произведения в приведенном отрывке?

5. Где жил Герасим до приезда в город? Почему ему не понравилось быть дворником?


Часть 2


Прочитайте стихотворение и выполните задания 6 – 10


Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как дети сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

1910 г.

6. Назовите автора стихотворения.

7. Какое средство выразительности использует поэт «седые облака», «ревом бешеным»?

8. Выпишите из стихотворения олицетворение.

9. Как называется художественное средство, используемое поэтом: «воробышки игривые, как дети сиротливые»?

10. Объясните значение слова «озябли».


Часть 3

11. Какую художественную книгу взял бы ты с собой, отправляясь, говоря условно, на необитаемый остров.

Объясни свой выбор, докажи, что это очень важная для тебя книга, приведи как можно больше аргументов в пользу любимой книги. Можно говорить о героях книги, о событиях, о нравственных уроках, которые ты извлек для себя, читая эту книгу.


(Ответ на задание 11 необходимо дать в виде связного текста в объеме не менее 5 6 предложений)

Критерии оценивания творческого задания, требующего написания связного ответа объёмом 5–8 предложений


Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний учащийся может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли учащийся может достаточно полно ответить в меньшем объёме).



Ключи и критерии

Вариант 1

Задание

Ответ

Баллы

1

П.П. Бажов «Каменный цветок»

2

2

сказ

1

3

портрет

1

4

антитеза

1

5

Прозвище Данилки «Недокормыш» связано с его внешним видом. Мальчик был высокий и очень худой. О нем никто не заботился, его плохо кормили. Отсюда и прозвище. (возможны другие варианты ответа)

2

6

Сергей Есенин

1

7

эпитет

1

8

Дорога дремлет/ ей (дороге) примечталось

1

9

сравнение

1

10

Нива – это возделанное человеком большое поле. (возможны другие варианты ответа)

1

Вариант 2

Задание

Ответ

Баллы

1

И.С.Тургенев «Муму»

2

2

Рассказ/повесть

1

3

фразеологизм

1

4

портрет

1

5

В деревне. Ему не нравилась новая жизнь дворника, потому что в городе ему некуда было приложить свою силу. (возможны другие варианты ответа)

2

6

Сергей Есенин

1

7

эпитет

1

8

зима поет-аукает/ вьюга злится

1

9

сравнение

1

10

Озябли – замерзли, продрогли, ощутили холод

1


Критерии оценивания задания 11 (часть 3)

Баллы


1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) учащийся даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

2


б) учащийся понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа,

и/или искажает авторскую позицию,

и/или ограничивается изложением своей точки зрения,

и/или не все тезисы аргументирует,

и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает одну-две фактические ошибки

1


в) учащийся не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос,

и/или подменяет анализ пересказом текста,

и/или допускает более двух фактических ошибок

0


2. Следование нормам речи

а) отсутствуют речевые ошибки или допущена одна речевая ошибка

2

б) допущено не более двух речевых ошибок

1

в) допущено более двух речевых ошибок

0

Максимальный балл за задание 11:

4

Максимальный балл за всю работу:

16


Перевод баллов в оценку

Отметка

Баллы

«5»

15 – 16 баллов

«4»

12– 14 баллов

«3»

8 – 11 баллов

«2»

0 – 7 баллов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!