СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса ФГОС СОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа составлена в формате ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса ФГОС СОО»

Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса

1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це

Понятие

Характеристика

Правоспособность

Способность иметь юридические права

Способность своими действиями приобретать и осуществлять юридические права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их

2.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це

Вид деятельности

Характеристика

Учение

Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков

Вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

3. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание)

Объ­ек­ты деятельности, ре­зуль­та­ты деятельности, мо­ти­вы деятельности, субъ­ек­ты деятельности, струк­ту­ра деятельности

4. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «искусство»

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) образность 2) эмоциональность 3) фантазия

4) обоснованность 5) субъективность 6) гипотеза

5. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу

1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

6. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира

1) теоретическое обобщение фактов 2) констатация протекания отдельных событий

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности

4) стремление к достоверному, истинному знанию

5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

7. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм

1) установлены государством 2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения 4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

5) дают большой простор для толкования 6) поддерживаются силой государственного принуждения

8. Найдите в приведённом спис­ке проявления тен­ден­ции гуманизации об­ра­зо­ва­ния

1) увеличение ко­ли­че­ства учебных предметов 2) сокращение вре­ме­ни изучения есте­ствен­ных наук

3) ориентация на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика 4) применение технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье

5) особое вни­ма­ние нравственному воспитанию 6) компьютеризация об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

9. Найдите в приведённом спис­ке проявления мас­со­вой культуры

1) премьера филь­ма ужасов 2) фестиваль ре­клам­ных роликов

3) переиздание детектива-бестселлера 4) выставка художников-авангардистов

5) областной смотр фольк­лор­ных коллективов 6) открытие меж­ду­на­род­но­го конкурса пианистов

10. Выберите вер­ные суж­де­ния о ду­хов­ной куль­ту­ре и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны

1) духовная куль­ту­ра — одна из сфер де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка в обществе

2) духовная куль­ту­ра вклю­ча­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность и ее результаты

3) объектами ду­хов­ной куль­ту­ры яв­ля­ют­ся идеология, мораль, ху­до­же­ствен­ное творчество

4) духовная куль­ту­ра — это окру­жа­ю­щая че­ло­ве­ка ис­кус­ствен­ная среда

5) духовная куль­ту­ра вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ные и ду­хов­ные ценности, со­здан­ные человеком

11. Найдите в приведённом спис­ке пол­но­мо­чия Кон­сти­ту­ци­он­но­го суда РФ и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны

1) раз­ре­ше­ние спо­ров о ком­пе­тен­ции между ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и субъ­ек­тов Рос­сий­ской Федерации

2) над­зор за де­я­тель­но­стью судов общей юрисдикции

3) тол­ко­ва­ние Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Федерации

4) раз­ре­ше­ние дел о со­от­вет­ствии Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции фе­де­раль­ных законов, нор­ма­тив­ных актов Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Федерации, Со­ве­та Федерации, Го­су­дар­ствен­ной Думы, Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

5) рас­смот­ре­ние дел в ка­че­стве суда апел­ля­ци­он­ной и кас­са­ци­он­ной инстанций

6) обоб­ще­ние су­деб­ной практики, ана­лиз су­деб­ной статистики

12. Выберите верные суждения о воинской обязанности и альтернативной гражданской службе в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны 

1) воинская обязанность граждан РФ предусматривает пребывание в запасе

2) граждане не могут быть освобождены от исполнения воинской обязанности

3) прохождение военной службы может осуществляться в добровольном порядке (по контракту)

4) иностранные граждане не могут осуществлять военную службу в Вооружённых Силах РФ

5) гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его вероисповеданию

13. Выберите верные суждения о трудовом договоре и запишите цифры, под которыми они указаны

1) срок действия трудового договора всегда определяется соглашением работодателя и работника

2) сторонами трудового договора являются работодатель и работник

3) по общему правилу срок действия срочного трудового договора не может превышать 5 лет

4) трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя

5) по общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 14 лет

6) трудовой договор может быть в любое время расторгнут по инициативе работодателя

14. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Правоотношения

Отрасли права

А) гражданин был принят на работу в должности механика

Б) суд установил опеку над несовершеннолетним

В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны

Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск

Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы

  1. трудовое право

  2. семейное право

  3. уголовное право




15. Установите со­от­вет­ствие между кон­крет­ны­ми примерами и типом правонарушений, ко­то­рый они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те позицию из вто­ро­го столбца

Примеры

Правонарушения

A) граж­дан­ка проехала перекрёсток на за­пре­ща­ю­щий сигнал светофора

Б) граж­да­нин был ули­чен в под­дел­ке документов

B) эко­ло­ги­че­ская организация про­ве­ла несанкционированный митинг

Г) ра­бот­ник без ува­жи­тель­ной причины не вы­хо­дил на ра­бо­ту в те­че­ние трёх дней

Д) ор­га­ни­за­ция несвоевременно осу­ще­стви­ла поставку пар­тии товара для своих партнёров

Е) ту­ри­сти­че­ская компания от­ка­за­лась компенсировать сво­е­му клиенту за­се­ле­ние в номер, не со­от­вет­ству­ю­щий оплаченной им категории

1)административное

2) уголовное

3)дисциплинарное

4)гражданское





16. Установите со­от­вет­ствие между граж­дан­ским и уго­лов­ным про­цес­са­ми и их участниками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца

Участники

Гражданский и уголовный процессы

A) истец

Б) свидетели

B) понятые

Г) эксперты

Д) обвиняемый

1) общее в составе участников

2) участники только одного процесса



17. Установите соответствие между обстоятельствами расторжения брака и способами его расторжения в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Обстоятельства расторжения брака

Способы расторжения брака

А) отсутствие согласия одного из супругов

Б) признание судом одного из супругов недееспособным

В) осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет

Г) наличие общих несовершеннолетних детей

Д) взаимное согласие при отсутствии общих несовершеннолетних детей

1) в органах ЗАГС

2) в судебном порядке



18. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Многие ис­сле­до­ва­те­ли считали, что в со­ци­у­ме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, не­за­ви­си­мые от воли людей причинно-следственные ______(А). Предполагалось, что их вы­яв­ле­ние и является

главной за­да­чей научного обществознания, по­сколь­ку это поз­во­лит прогнозировать даль­ней­шее развитие________(Б). Но этот под­ход упрощал мно­го­мер­ную картину_______(В) жизни, остав­ляя в сто­ро­не сознательно-волевую составляющую_______(Г) людей. В XX в. стало фор­ми­ро­вать­ся представление о законах-тенденциях, от­ра­жа­ю­щих некоторые объективные___(Д) об­ще­ствен­ной жизни. Боль­ше внимания в раз­ви­тии общества стало уде­лять­ся _______(Е) со­ци­аль­ных явлений, учёту роли ду­хов­ных факторов — интересов, настроений, цен­ност­ных установок людей».

Список терминов: 1) общество 2) специфика 3) природная 4) социальная 5) связь 6) деятельность

7) процессы 8) законы 9) ценности

19. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции науки (каждый пример должен быть сформулирован развернуто) (познавательно-прогностическая, культурно-мировоззренческая, социально-производственная)



20. Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния

Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательноволевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения...

Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы... Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах...

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

(В.Н. Хропанюк)

1. Какие два подтверждения объективного характера системы права привёл автор?


2. Что такое система законодательства?

Чем, по мнению автора, различаются система права и система законодательства?

(Укажите любые два различия.)

Назовите любые два вида законов в зависимости от уровня органа, принявшего их.


3. Используя знания курса, приведите два примера нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы

различных отраслей права, и кратко прокомментируйте каждый из них.


4. Что правоведы называют источником (формой) права?

Какой вид источников (форм) права назван в тексте?

Укажите любые другие два источника (формы) права и кратко поясните сущность каждого из них.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!