Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 10 класса
1.Запишите слово, пропущенное в таблице
Понятие | Характеристика |
Правоспособность | Способность иметь юридические права |
… | Способность своими действиями приобретать и осуществлять юридические права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их |
2.Запишите слово, пропущенное в таблице
Вид деятельности | Характеристика |
Учение | Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков |
… | Вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями |
3. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание)
Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности, структура деятельности
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство»
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) образность 2) эмоциональность 3) фантазия
4) обоснованность 5) субъективность 6) гипотеза
5. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу
1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
6. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира
1) теоретическое обобщение фактов 2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
7. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм
1) установлены государством 2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения 4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования 6) поддерживаются силой государственного принуждения
8. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования
1) увеличение количества учебных предметов 2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика 4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) особое внимание нравственному воспитанию 6) компьютеризация образовательного процесса
9. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры
1) премьера фильма ужасов 2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера 4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов 6) открытие международного конкурса пианистов
10. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны
1) духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе
2) духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты
3) объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество
4) духовная культура — это окружающая человека искусственная среда
5) духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком
11. Найдите в приведённом списке полномочия Конституционного суда РФ и запишите цифры, под которыми они указаны
1) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
2) надзор за деятельностью судов общей юрисдикции
3) толкование Конституции Российской Федерации
4) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации
5) рассмотрение дел в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций
6) обобщение судебной практики, анализ судебной статистики
12. Выберите верные суждения о воинской обязанности и альтернативной гражданской службе в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны
1) воинская обязанность граждан РФ предусматривает пребывание в запасе
2) граждане не могут быть освобождены от исполнения воинской обязанности
3) прохождение военной службы может осуществляться в добровольном порядке (по контракту)
4) иностранные граждане не могут осуществлять военную службу в Вооружённых Силах РФ
5) гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его вероисповеданию
13. Выберите верные суждения о трудовом договоре и запишите цифры, под которыми они указаны
1) срок действия трудового договора всегда определяется соглашением работодателя и работника
2) сторонами трудового договора являются работодатель и работник
3) по общему правилу срок действия срочного трудового договора не может превышать 5 лет
4) трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя
5) по общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 14 лет
6) трудовой договор может быть в любое время расторгнут по инициативе работодателя
14. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Правоотношения | Отрасли права |
А) гражданин был принят на работу в должности механика Б) суд установил опеку над несовершеннолетним В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы | трудовое право семейное право уголовное право |
15. Установите соответствие между конкретными примерами и типом правонарушений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца
Примеры | Правонарушения |
A) гражданка проехала перекрёсток на запрещающий сигнал светофора Б) гражданин был уличен в подделке документов B) экологическая организация провела несанкционированный митинг Г) работник без уважительной причины не выходил на работу в течение трёх дней Д) организация несвоевременно осуществила поставку партии товара для своих партнёров Е) туристическая компания отказалась компенсировать своему клиенту заселение в номер, не соответствующий оплаченной им категории | 1)административное 2) уголовное 3)дисциплинарное 4)гражданское |
16. Установите соответствие между гражданским и уголовным процессами и их участниками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Участники | Гражданский и уголовный процессы |
A) истец Б) свидетели B) понятые Г) эксперты Д) обвиняемый | 1) общее в составе участников 2) участники только одного процесса |
17. Установите соответствие между обстоятельствами расторжения брака и способами его расторжения в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Обстоятельства расторжения брака | Способы расторжения брака |
А) отсутствие согласия одного из супругов Б) признание судом одного из супругов недееспособным В) осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет Г) наличие общих несовершеннолетних детей Д) взаимное согласие при отсутствии общих несовершеннолетних детей | 1) в органах ЗАГС 2) в судебном порядке |
18. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные ______(А). Предполагалось, что их выявление и является
главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину_______(В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую_______(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные___(Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться _______(Е) социальных явлений, учёту роли духовных факторов — интересов, настроений, ценностных установок людей».
Список терминов: 1) общество 2) специфика 3) природная 4) социальная 5) связь 6) деятельность
7) процессы 8) законы 9) ценности
19. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции науки (каждый пример должен быть сформулирован развернуто) (познавательно-прогностическая, культурно-мировоззренческая, социально-производственная)
20. Прочитайте текст и выполните задания
Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.
С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательноволевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.
Система законодательства строится по иному принципу. В её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения...
Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.
Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы... Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах...
Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.
(В.Н. Хропанюк)
1. Какие два подтверждения объективного характера системы права привёл автор?
2. Что такое система законодательства?
Чем, по мнению автора, различаются система права и система законодательства?
(Укажите любые два различия.)
Назовите любые два вида законов в зависимости от уровня органа, принявшего их.
3. Используя знания курса, приведите два примера нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы
различных отраслей права, и кратко прокомментируйте каждый из них.
4. Что правоведы называют источником (формой) права?
Какой вид источников (форм) права назван в тексте?
Укажите любые другие два источника (формы) права и кратко поясните сущность каждого из них.